Грузинские евреи и евреи Восточного Кавказа (горские евреи).




На выставке представлены грузинские евреи и горские евреи Дагестана и Северного Азербайджана. Положение кавказских евреев в этом регионе было противоречивым. С одной стороны, они подвергались дополнительным поборам и ограничениям, с другой, им покровительствовали местные власти. Российская администрация вырабатывала правовые нормы, по которым евреи Кавказа отличались от европейских меньшими ограничениями. Кавказские евреи здесь были земледельцами, скотоводами, ремесленниками и торговцами, их бытовая культура была сходна с культурой местных народов, но внутри общины и в семье они придерживались канонов иудаизма. Языком богослужения был древнееврейский язык.

Грузинские евреи жили в крупных городах, связывающих Грузию с Турцией и Сев.Кавказом и в селах, и, также как в Средней Азии, это были скученные кварталы с синагогой в центре, на усадьбе были непременно сады, виноградники. Жилища грузинских евреев чаще всего представляли однокомнатные дома, где проживала одна семья. Много общего с грузинами у евреев было в обычаях застолья, употребления местной пищи, вина, в ношении одежды, использовании посуды и утвари. колыбель такая же, как и у грузин. У женщины-еврейки в семье был довольно высокий статус, хотя по законам иудаизма она должна подчиняться мужчине, ее главное предназначение было родить сына, ритуально правильно приготовить пищу, соблюдать ритуальную чистоту, запреты, связанные с беременностью, рождением ребенка, правила проведения праздников в семье (не забывать зажигать субботние свечи). Многодетность, забота о детях считались залогом благополучия и счастья. Считалось, что детей с рождения оберегают амулеты, которыми могли быть мешочки с вложенными текстами, крайней плотью мальчика после обрезания, с пуговками. Такие амулеты изготавливались на месте, некоторые привозились из Палестины.

Костюм грузинских евреев мало отличался от местного, но были некоторые детали, которые выделяли евреев из грузинской среды: мужчины носили жилет с архалуком, мужская и женская одежда грузинских евреев отличалась большей яркостью, цветастастью, включением привозных тканей (в основном из Турции), она могла включать элементы городской культуры (кофта с баской). Особенно дорогими и нарядными были свадебные костюмы. Например, костюм с парчовым платьем и красной шубкой, газовый головной убор – принадлежность девушки. Грузинские еврейки, как и местные женщины, вышивали золотом, особенно предметы для свадьбы, например, полотенце, которым покрывали сахарную голову. Сахарная голова, покрытая полотенцем, символизировала договоренность о браке между двумя семьями. Здесь же часть приданого: банный халат – подарок отца невесты жениху, банный сосуд. Детские игрушки сходны с местными, катание на санках - местный спорт, девочки играли в куклы.

Горские евреи. В нашем музее хранятся коллекции из г.Кубы (Азербайджан), а также из Дербента и Махачкалы. Бытовым языком у горских евреев был татский, языком религии – древнееврейский. Местное население уважительно относилось к обычаям и религиозным законам иудаизма. Российская администрация приравняла здешних евреев в правах с местным населением. Горские евреи занимались сельским хозяйством, садоводством, производили местные вина, сыр, масло, обрабатывали шкуры и кожи, вели обменную торговлю между изолированными горными аулами и прибрежными городами. Материальная бытовая культура горских евреев была близка культуре местных народов, горские евреи переняли также некоторые обычаи и обряды местного населения: похищение невесты, многоженство, обряды гостеприимства, кровной мести, куначества. В убранстве жилища горских евреев можно было встретить те же предметы, что и у местного населения, но посуда здесь строго разделялась на посуду для кошерной пищи и обыденной. Каждая семья соблюдала все праздники еврейского календаря, но по-разному у разных возрастных групп. Дети и молодежь с удовольствием участвовали в сезонных сельскохозяйственных праздниках, заимствованных у местного населения и связанных с аграрной магией. Любимыми забавами детей на Кавказе было катание на санках с гор, вращение волчка, игры на свежем воздухе. Маленькие дети и девочки играли в куклы. Взрослое население более соблюдало иудаистские традиции. Одежда горских евреев мало отличалась от одежды местного населения, особенно у мужчин. Но мужчины евреи под папахой обязательно носили кипу, а из оружия только кинжал (на мониторе), который снимали в синагоге. В женском костюме г.Кубы выделяется головной платок, свернутый жгутиком –признак еврейской женщины. Украшения евреек были такие же, как и у местных женщин, монета здесь солярный символ (№4). Еврейские мужчины и женщины носили, как и местное население, на одежде мешочки с пряностями в качестве оберегов. В жилищах такие мешочки вешали на стены. Анимистические представления широко бытовали среди евреев: вера в добрых и злых духов, вера в силу амулетов. Амулеты могли быть из колец (символ плодородия), археологических предметов, камней, раковин-каури и др.

Ашкеназы. В России евреи-ашкеназы появились в результате трех разделов Польши в 1772г., 1793 и 1795г. Евреи европейской части России подвергались дискриминации. Екатерина П издала закон «Черта оседлости», по которому евреям разрешалось жить в западных губерниях, на востоке до Смоленской и Псковской губ., в Крыму. Кроме того, евреи платили двойные налоги, не всегда могли получить высшее образование и др. Однако в последующие годы этот закон неоднократно ослаблялся, особенно в правление А П. Например, если еврейский купец или ремесленник прожил с семьей в Петербурге свыше 10 лет, то он мог оставаться жить здесь навсегда. Царское правительство старалось «преобразовать» евреев, интегрировать их в российское общество, предлагая принять обряд крещения, перейти на русский язык, отказаться от своей традиционной культуры. Некоторая часть евреев смогла преодолеть ограничения «черты оседлости», ориентироваться на общеевропейскую городскую культуру, перейти на русский язык и достичь определенного успеха и влияния в российском обществе. Отдельные еврейские фамилии даже получили дворянство. Однако большинство евреев продолжало сохранять прежние общинные традиции. Евреи-ашкеназы создали особую» местечковую» культуру. Основу местечка(штетла) составляла община –кагал(ивр.»кехилла»). В центре местечка, как правило, находились синагога, странноприимный дом, лавки-мастерские, рядом дома общинников, на окраине – кладбище, местечко окружалось забором. Само местечко и синагога должны были строиться ниже, чем храмы и жилье местного населения. Вы можете посмотреть виды и жизнь местечка на мониторе и в фильме.

Свадьба. В еврейском доме отмечали все еврейские праздники и важные семейные события. Супружеская жизнь в еврейской традиции рассматривалась как наиболее естественное и нравственное состояние. Считалось, что «холостой человек живет без радости, без благословения и без счастья…без Торы, без защиты, без мира», «Мужчина без жены, не человек».Свадьбе предшествовал сговор между женихом и невестой, во время которого оформлялся Тнойм – договор о помолвке, затем составлялся брачный контракт Ктубба, который мужчина, вступающий в брак, должен дать своей невесте. Это был очень важный документ, при потере которого супруги не могли жить вместе, пока не напишут новый. Согласно брачному договору муж брал на себя обязательства по содержанию жены как полагается «достойным еврейским мужьям». Ктубба гарантировала жене в случае развода определенную денежную сумму, оговаривались и другие условия. Текст Ктуббы, несмотря на меркантильность содержания, излагался поэтичным языком, украшался цитатами из Библии, знаками зодиака, превращая его иногда в произведение искусства. В коллекции музея хранятся два искусно украшенных текста Ктуббы из Падуи 17в. Свадебную одежду евреи-ашкеназы могли сшить по последней европейской моде. Мать невесты пекла специальный свадебный пирог для зятя «болячка моей мамы». В конце церемонии бракосочетания принято было разбивать бокал в память о разрушенном Иерусалимском Храме. Разводы не приветствовались, но были возможны, особенно если нет детей, жена изменила и т.д. Слова Торы «…пусть напишет ей разводное письмо» в еврейском праве интерпретировались буквально. Только документ-гет, согласно еврейскому религиозному праву освобождал женщину от супружеских обязанностей. Гет состоял из 12 строк на иврите:название города, реки, имена разводящихся. Женщина получала от раввина письмо, обходила синагогу и возвращала его раввину, затем его надрезали по 4 углам и клали в комнату в синагоге. Согласно древнему брачному праву, основанному на левирате, в случае смерти женатого, но бездетного мужчины, его брат должен был жениться на вдове, чтобы «восстановить род покойного брата». Отношение женщины к левиратному браку не принималось во внимание. Решающим было согласие или не согласие деверя. В случае отказа брата жениться, он должен был совершить обряд «халыца», буквально «развязывание». Обряд совершался в синагоге в присутствии раввинского суда. Символом развода служило публичное развязывание ремней на кожаной сандалии – халыца, надетой на правую ногу деверя. Женщина плевала на эту сандалию, обвиняла, проклинала деверя и он становился свободным. Сандалия хранилась в синагоге и давалась на прокат. Тысячелетиями на косяках дверей еврейских домов помещались коробочки-мезузы. В них хранились маленькие свитки, написанные на пергаменте с двумя отрывками из Торы. Это знак еврейского дома. Мизрах на восточной стене – это и украшение и указание, в какую сторону нужно молиться. В еврейском доме хранилось много праздничной и ритуальной утвари, развешивали портреты Великих законоучителей, тексты цитат из Священных книг, в шкафу находился нарядный бокал для вина для обряда Киддуш - благословление на вино в Субботу и другие праздники.

Евреи-ашкеназы принесли из Польши костюм «так называемого польского еврея»: кафтан в талию, черные брюки, сапоги, шапки с меховой опушкой, можно посмотреть на мониторе. Мужчины носили светлые рубахи, жилеты, накидку талид-катан (четырехугольная накидка с кистями), ермолку, пейсы, бороду. Самой популярной верхней одеждой был длинный пиджак –лапсердак. У женщин в основе был европейский костюм того населения, среди которого они жили, однако, сохранялись три еврейских элемента, установленные религией: нагрудник (брустхел №8), передник и парик с головным убором. Волосы сбривали наголо всю жизнь, начиная со свадьбы. Напротив в витрине – парики с модными прическами начала ХХв. Одежды российских евреев нет ни в одном музее мира.

Еврейский дом жил такой же духовной жизнью как синагога. В древней книге «Зогар» сказано: «Тот, кто строит дом, должен ясно объявить, что строит его во славу Всевышнего». Религия не ограничивалась исполнением обрядов, она была образом жизни для еврея.

Кухня. Костюм женщины из Бердичева - полный. Прием пищи и поведение за столом было строго регламентировано талмудическим трактатом «Дерех Эрец». Перед едой совершается ритуальное омовение рук. Над хлебом и солью произносили благословление. Закон Кашрута запрещал евреям есть все подряд, даже разрешенная пища должна быть приготовлена особым образом. Мясо можно есть только жвачных животных с раздвоенным копытом, рыбу с чешуей и плавниками, запрещено употреблять в пищу кровь. Нельзя соединять молочную пищу с мясной, поэтому в еврейских домах всегда хранилось два набора посуды. Рыба, овощи, фрукты совмещались с молоком и мясом. Рыба считалась праздничной едой, особенно фаршированная. В технологии приготовления пищи иногда было трудно различить еврейские и не еврейские рецепты. Особенно характерно было взаимовлияние еврейских и местных традиций в хлебопечении. Субботние халы в виде птиц, хлеб в виде лесенки имеют аналоги в христианских формах ритуального хлеба для праздника поминовения усопших. На праздники выпекалось разнообразное печенье, пряники в формах русских и украинских резчиков, но эти формы нельзя было использовать, пока на них не были вырезаны буквы Ш (Шадай-Бог). Здесь муляжи. Печенье пекли на все праздники.

Песах. Самый популярный еврейский праздник, когда отмечается не только освобождение евреев Богом из египетского плена, но и начало существования евреев как нации. Первый вечер праздника – Седер – наиболее торжественный, означает «порядок». Он устанавливает последовательность обрядовых действий этого вечера. Праздничный вечер сопровождается чтением Агады – книги об Исходе из египетского рабства, толкование отрывков из Библии и Талмуда и поэтических произведений, относящихся к этому празднику. Символическая еда этого праздника – маца – плоский пресный хлеб, как память о простом хлебе свободы, с которым евреи покинули Египет. Трапеза Седер содержит и другую символическую еду, которая выкладывается на специальное блюдо с рисунками и текстами (горькая зелень, лук, тертый хрен), обозначающими чередование ритуалов и пищи. Седер и радостная трапеза. Во время праздника песах надо выпить 4 бокала вина – Киддуш (освящение праздника над бокалом вина). Песах одновременно и праздник начала жатвы ячменя.

Пурим (жребий) – самый радостный еврейский праздник. В марте. Главная церемония праздника – чтение в синагоге свитка Эстер – одной из книг библии о чудесном спасении евреев в эпоху вавилонского пленения. Во время чтения свитка присутствующие в синагоге дети при имени Гаман (предал евреев) производят невероятный шум специальными трещотками. Одна из ярких традиций пурима – подарки из вкусных яств друзьям, и особенно нуждающимся. Символическим блюдом Пурима являются треугольные пирожки с маком – гоменташен «уши Амана». Во время праздника исполнялись театрализованные представления, в которых разыгрывали сцены по мотивам Книги Эстер. История служила канвой, которой исполнители придерживались лишь формально. Часто сюжеты Пуримшпилей насыщались едкой сатирой, фривольным юмором, шутками. В Пуримшпиле принимали участие музыканты – клезмеры. На выставке два подлинных костюма еврейских музыкантов начала ХХв. Рисунки С.Юдовина к драме Эстер, разыгрываемой в 1930 годы в Белоруссии. Уникальные фото, лубки на тему Пуримшпиля из РЭМ.

Лаг-Баомер, Сфира – букв.»считание» - это 33 день счисления «омера» - снопа собранного зерна. В библейские времена, пока существовал Храм, на 2-й день Песах священники приносили в жертву от всего народа сноп нового урожая ячменя – «омер». Праздник также связан и с историческими событиями, войнами. Праздник содержит атрибуты военных игр: дети изготовляют в этот день самодельные луки, стрелы, пугачи и т.д. От этого дня ведется счет дням и на 50 день справляется праздник Шавуот («клятвы»). В этот день народ Израиля получил от Всевышнего Тору и 10 заповедей. Это также праздник жатвы пшеницы, сбора плодов, праздник зелени. Синагоги и дома украшают ветками, цветами. В Шавуот употребляется преимущественно молочная пища. В странах Восточной Европы эта древнееврейская традиция постоянно смешивалась с местными народными традициями украшения жилища. Так в Польше, на Украине, в Белоруссии в Х1Хв. в еврейских домах появляются бумажные украшения – рейзеле, в которых, несмотря на обильную символику иудаизма, легко узнавались польские «выцинанки», укр. «вытынанки» - искусные ажурные композиции, вырезанные из бумаги Йом-Кипур – день искупления, почитаемый как «Великий и Страшный», он посвящен покаянию, постам, молитвам, исполнение которых приносит очищение. Для обряда Йом-Кипур предназначена специальная одежда: белая молитвенная рубаха – киттель, праздничный пояс с красивой пряжкой, вышивками, светлые ермолки с вышивкой и «гишпанским кружевом» с металлической нитью, нарядный талес.

. Ханука. Праздник огней, в честь восстания против ассирийского завоевателя в 105г. до н.э. Антиоха Эпифания. Праздник длится 8 дней, каждый день на ханукальных свечах зажигается один фитиль. Подсвечники изготавливают из серебра, бронзы, керамики. Здесь бронзовые и серб. Из Польши, фарфоровый из Украины, каменный из Италии 16в. Детские карты (единственные в мире, т.к. изготавливались только на этот праздник из плохой бумаги и уничтожались), в этот праздник разрешались азартные игры на мелкие деньги.

Суббота Шабат. Освящение седьмого дня недели – Субботы, дня отдыха и духовной деятельности, является одной из основ иудаизма. 7-й день, согласно Библии, это день, когда Бог отдыхал после творения Мира. Поэтому для людей запрещена всякая физическая деятельность. Суббота наступает с заходом солнца в пятницу и заканчивается с наступлением ночи в субботу. В Субботу обязательным атрибутом является сосуд с ароматическими специями – бсамим, годес, которые могут иметь форму коробочки, башенки, птицы. Большинство годесов, бытовавших на территории России, польского и украинского производства. Формы сосудов в виде птиц, возможно, навеяны известной песней на идиш, которая исполнялась в вечер исхода Субботы, о том, как птицы поют хвалу Господу. Форма башенки известна с 17в. и была повсеместно распространена в Европе под влиянием готики. Архитектурные формы сосудов напоминали о башне царя Давида, о самом Иерусалимском Храме. Обычно они выполнялись из серебра в сложных ювелирных техниках. Но даже в более поздних изделиях к.Х1Х-ХХв., выполненных из более простых материалов, заметно стремление сохранить традицию. Исход Субботы завершает молитва Гавдал с благословением на вино, на ароматный запах гвоздики или душистого перца в годесе, на огонь плетеной свечи (плетеные свечи в начале экспозиции). Начало и конец Субботы сопровождается Киддуш – благословением на вино. Для этой цели используется специальный бокал, отличающийся от повседневной посуды емкостью, материалом изготовления, декоративностью оформления или надписью. Часто эти бокалы изготавливали из серебра в виде парадных кубков. Здесь можно видеть сосуды для Киддуша. Непременным атрибутом праздничного стола в Субботу является хала – свежеиспеченный хлеб различной формы.

Похоронный обряд. На окраине местечка находилось кладбище с надгробиями. Погребение устраивало погребальное общество, а не семья. Покойника обмывали, одевали в наскоро сшитые одежды, так как эта одежда нужна на короткое время только в пути до встречи с Богом. Под голову клали мешочек земли из Палестины, тогда считали, что он умер на родине, а не в диаспоре, клали записки, чтобы помнил и помогал живым, между большим и указательным пальцем вставляли костяную подпорку, чтобы покойник опирался на нее, когда вставал в Том Мире. Все, кто был на кладбище должны омыть руки и посидеть. Траур 30 дней.

Собиратели и исследователи еврейской культуры - Волков, Миллер, Ан-ский, Пульнер, С.Юдин.

Литература

1.Ю.Мануйлова. Еврейские праздники, обычаи, обряды. Ростов-на-Дону, 2001г.

2.Еврейская культура в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 2000г.

3. С.М. Якерсон. В.А. Дмитриев История и культура еврейского народа на территории России. СПб. 200г. Буклет

4.Т.Г.Емельяненко. Коллекции по бухарским евреям в собрании РЭМ. Сб. «Еврейский музей». СПб. 2004г.

5.В.А.Дмитриев. Коллекции по кавказским евреям в собрании РЭМ. Сб. «Евр.музей». СПб. 20004

6.Т.М.Гельфман. Животные в еврейской религии и традиции. Сб. «Животные и растения в мифоритуальных системах». СПб. 1996г.

7. Еврейские коллекции в РЭМ. Юбилейный сборник РЭМ. СПб. 2002г.

8.И.Р.Тантлевский. История Израиля. СПб.

 

 

Выставка открыта в 2007г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: