Введение.
Профилактическая направленность, как один из основополагающих принципов отечественного здравоохранения, реализуется в деятельности лечебно – профилактических учреждений и является ведущим в работе учреждений государственного санитарно – эпидемиологического надзора. Эта направленность определяет особую роль государственной санитарно – эпидемиологической службы в организации и проведении широкого комплекса профилактических мероприятий.
Современную основу профилактики инфекционных болезней в масштабе страны составляют:
I. Социально – экономические мероприятия, куда входят:
- повышение материального благосостояния народа;
- обеспечение населения благоустроенным жильём;
- обеспечение населения доступной квалифицированной медицинской помощью;
- развитие санитарной и общей культуры населения и т.д.
II. Специальные медико - санитарные мероприятия:
- систематический санитарный контроль за водоснабжением населения;
- санитарный и бактериологический контроль за качеством пищевых продуктов, санитарным состоянием предприятий пищевой промышленности о объектов общественного питания, торговли и детских учреждений;
- проведение плановых дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий;
- плановую специфическую профилактику среди населения;
- осуществление мер по санитарной охране границ с целью предупреждения заноса на территорию страны из – за рубежа инфекционных болезней и т.д.
Достижение санитарно – эпидемиологического благополучия – основной цели деятельности системы государственного санитарно – эпидемиологического надзора в существенной степенью обеспечивается деятельностью органов и учреждений федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, основным типом учреждений которой являются центры государственного санитарно – эпидемиологического надзора.
Учреждения федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.. играют важную роль в обеспечении здоровья населения путем непосредственного участия в создании благоприятных условий среды обитания.
В числе задач принятых ВОЗ по реализации программы «Здоровье для всех к 2000 году », к компетенции федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
- сокращение распространенности инфекционных заболеваний;
- политика в области охраны окружающей среды и охраны здоровья;
- обеспечение качества воды, воздуха;
- обеспечение качества и безопасности продуктов питания;
- удаление отходов и борьба с загрязнением почвы;
- экология человека и населенных пунктов;
- здоровье работающих и др.
Вышесказанное свидетельствует, что федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.. является одной из ведущих в системе охраны здоровья населения, деятельность её звеньев и учреждений во многом определяют качество и уровень профилактической работы.
Организация и правовые основы деятельности федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека..
Совокупность теоретических, методических и организационных основ профилактики инфекционных заболеваний составляет основу системы противоэпидемического обслуживания населения.
В настоящий момент под противоэпидемическим обслуживанием населения (ПЭО) понимают сложившуюся в РФ систему, включающую комплекс сил и средств с установленным порядком подчиненности для организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий и достижения санитарно - эпидемического благополучия населения.
Под санитарно – эпидемиологическим благополучием населения – понимается такое состояние здоровья граждан и среды их обитания, при котором отсутствуют вредные воздействия факторов внешней среды и обеспечиваются благоприятные условия жизнедеятельности людей (ФЗ – 52 от 1999 г. с изменениями 2001 и 2002,2003, 2004,2005 г.г. ст. 1).
Основными задачами деятельности системы ПЭО населения является:
- предупреждение инфекционных заболеваний среди отдельных групп населения;
- снижение заболеваемости инфекционными болезнями совокупного населения;
- ликвидация отдельных инфекций – конкретно для отдельных групп и отдельных нозологических форм инфекционных болезней.
Санитарно – эпидемиологическое благополучие население обеспечивается посредством:
- профилактики заболеваний в соответствии с санитарно – эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения;
- разработкой и реализацией федеральных целевых программ обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, а также региональных целевых программ и научных, научно – технических программ в данной области (Постановление Правительства РФ от № 322 от 30.06.2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
- выполнением санитарно – профилактических (противоэпидемических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
- создание экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства РФ в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения;
- осуществление регулярного государственного санитарно – эпидемиологического нормирования;
- осуществление регулярного государственного санитарно – эпидемиологического надзора;
- сертификации работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
- лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
- государственной регистрацией потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию РФ отдельных видов продукции (Приказ Минздрава № 344, 2002 «Порядок проведения государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, лечебно – профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей. »;
- проведение социально – гигиенического мониторинга;
- научных исследований в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения;
- мер по своевременному информированию населения о возникновении массовых инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состояния среды обитания, и проводимых санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий (СП 3.1. /3.2.1379 – 03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний » и СанПин 3.2.1333 - 03. «О профилактике паразитарных болезней на территории РФ »);
- мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
- мер по привлечению к ответственности за нарушение Законодательства РФ в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения.
Широкий спектр и многообразие социально – экономических и специальных медико – санитарных мероприятий в области противоэпидемического обслуживания населения свидетельствует о том, что они проводятся как медицинскими., так не медицинскими силами и средствами. Соответственно организационная структура системы противоэпидемического обслуживания населения представлена медицинскими силами и средствами:
- амбулаторно – поликлинические учреждения;
- лечебные стационарные учреждения;
- органы и учреждения Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
- научные и учебные учреждения.
И немедицинскими силами и средствами:
- регионарные и местные органы власти;
- хозяйственные органы и учреждения; предприятия различных форм собственности;
- население.
Одной из ведущих составных частей организационной структуры системы противоэпидемического обслуживания населения является государственная санитарно – эпидемиологическая служба, деятельность которой во многом определяет уровень и качество профилактической работы.
Государственная санитарно – эпидемиологическая служба – это единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющий санитарно – эпидемиологический надзор (Постановление правительства РФ № 554 от 2000 «О государственной санитарно – эпидемиологической службе РФ. »).
В процессе своей повседневной деятельности органы и учреждения госсанэпидслужбы выполняют ряд отельных мероприятий, для реализации которых требуется компетенция специалистов – исполнителей и материальное оснащение имеющееся только в этих учреждениях (например отдельные виды дезинфекции, отдельные виды иммунопрофилактики, противоэпидемическая работа в очагах инфекционных заболеваний) – исполнительская функция.
Управленческая деятельность учреждений Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
- диагностическую функцию включающую в себя эпидемиологическое обосновании необходимости и целесообразности проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий в конкретной обстановке и определение их очередности и объема;
- организационную функцию, состоящую в рациональном распределении обязанностей различных исполнителей, привлекаемых для проведения мероприятий в области противоэпидемического обслуживания населения;
- методическую функцию предусматривающую руководство учреждениями Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и специальное обучение исполнителей определенным методикам выполнения профилактических и противоэпидемических мероприятий немедицинских сил и средств;
- контрольная функция заключается в том, что специалисты Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляют непосредственное активное наблюдение и действенный контроль за работой исполнителей профилактических и противоэпидемических мероприятий, зачастую не обладающих медицинскими знаниями и не подчиняющихся медицинской службе.
Организация мероприятий по ПЭО населения в масштабе страны возлагается на Министра Зи СР РФ; в масштабе области на соответствующего министра З и СР региона, которые руководят соответствующими звеньями Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Осуществляют и непосредственно руководят мероприятиями по обеспечению санитарно – эпидемиологического обеспечения населения руководители ТУ и ФГУз – главные санитарные врачи соответствующих региональных образований.
Правовые аспекты противоэпидемической деятельности закреплены в законодательных документах: Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и другими нормативными актами.
Так, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 42) каждый гражданин России имеет право на благоприятную среду обитания и достоверную информацию о её состоянии.
Гражданский кодекс РФ (гл. 59), основы законодательства России об охране здоровья населения, закон РФ № 52 с соответствующими дополнениями 2001 и 2002 г.г.«О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения России », Постановление правительства РФ № 554 «О государственной санитарно – эпидемиологической службе » и «Положение о государственном санитарно – эпидемиологическом нормировании », Программу развития государственного санитарно – эпидемиологического нормирования в 2002 – 2005 году; приказ Минздрава № 85 от 2002 г. «О работах и услугах, оказываемых учреждениями госсанэпидслужбы России по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами ».
Пакет нормативно – технических и методических документов МЗСР РФ, представленных в виде санитарно – эпидемиологических правил (СП); санитарно – эпидемиологических правил и нормативов (СанПин), постановлений Главного государственного санитарного врача РФ, методических указаний (МУ); гигиенических нормативов (ГН) и других ведомственных гражданско – правовых актов.
В этих документах впервые в отечественной истории на законодательном уровне было введено всеобщее регулирование общественных отношений и создана юридическая база в сфере обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения.
Регламентированы права и обязанности граждан и медицинских работников в решении задач санитарно – эпидемиологического благополучия и сохранения здоровья населения.
Таким образом, законодательно утверждено непосредственное приоритетное участие Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в разработке и реализации мер по обеспечению охраны здоровья населения.