Коррекция познавательных функций




Коррекция сенсорики

При лечении различных заболеваний используется цветотерапия, или хромотерапия. В ней рекомендуется применять цвет как можно более разнообразно, т. е. облучаться этим цветом, есть пищу похожей окраски и носить одежду таких же тонов. Воздей­ствие цвета усиливается в эмоциональной, ментальной и духов­ной сферах. Основным цветом для лечения кожных болезней считают оранжевый. Он пробуждает радость к жизни, особенно когда в основе болезни лежат эмоциональные «зажимы». Для снятия зуда применяется синий цвет, который сильно воздейст­вует не только на кожу, но и на более глубокие слои тела. А об­лучение области сердца розовым или зеленым быстро дает ощу­тимое облегчение. «Поглаживание» живота при запоре желтым в течение короткого времени приводит к желанному результату. При сотрясении мозга облучение головы синим светом уменьшает распухание и бледность. Цвет тарелки влияет на аппетит: жел­тый цвет усиливает чувство сытости, благодаря чему мы съеда­ем меньше, чем обычно. Белая посуда нейтральна.

В лечебной практике неоднократно отмечалось, что у лежа­чих больных появление в палате мрачно одетых людей не вызы­вает радостного оживления, а чаще приводит к резкому раздра­жению. Визуальный ряд может влиять на поведение ребенка: радовать, печалить, успокаивать, раздражать.

При цветотерапии можно использовать такие задания и кор­рекционные приемы:

• Найди любимые цвета среди предложенных.

• Выбери одежду по настроению: «Я хочу одеться ярко!»

• Работа с лечебными цветными квадратами в качестве «скорой помощи».

Вышеизложенные материалы показывают, какую важную роль в жизни человека играет полноценное зрительное восприя­тие и как много явных или скрытых дисфункций может при этом отмечаться. В связи с этим развитие и коррекция зрительного восприятия необходимы детям не только с нарушенным зрени­ем, но и тем, у кого оно номинально равно единице.

Развитие слухового восприятия

• воспроизведение фраз, сказанных в условиях шумовых помех;

• воспроизведение фраз, сказанных в смежных помещени­ях (двое детей размешаются в смежных комнатах, при этом один из них составляет предложения по сюжетным картин­кам и произносит их голосом нормальной громкости в сред­нем темпе, а.другой воспроизводит услышанное);

запоминание и воспроизведение (моментальное и отсро­ченное) слов и фраз, воспринятых через наушники магни­тофона;

• пересказ текста, воспринятого через магнитофон, дикто­фон (тексты проговариваются различными голосами: муж­ским, женским, детским);

• декламацию стихотворений и небольших текстов под му­зыкальное сопровождение;

• последовательное воспроизведение двух слов или фраз, сказанных одновременно двумя людьми третьему, который сидит между ними и должен повторить сказанное каждым из своих товарищей;

• ответы на два вопроса, одновременно заданные двумя де­тьми (трое детей становятся на расстоянии 3—4 м друг от друга; двое по команде педагога одновременно задают по одному вопросу, продуманному заранее; третий ребенок дол­жен последовательно ответить (не вербально или вербально) на каждый вопрос;

• вербальное «музыкорисование» на основе прослушанных музыкальных фрагментов (дети прослушивают с закрыты­ми глазами музыкальный отрывок, представляя различные образы и сюжетные картины, рисуя их в воздухе; по окон­чании прослушивания рассказывают, что они нарисовали);

• составление рассказов по слуховым образам проводится после предварительной Лексико-грамматической работы по определенной теме: после составления рассказа по опорным картинкам данной тематики и после прослушивания отдель­ных невербальных звуков, соотносимых с изучаемой темой.

Указанные упражнения подаются в игровой форме, что спо­собствует дальнейшему развитию эмоциональных потребностей ребенка, осознанию им конкретных целей: запомнить, вспомнить речевой материал.

Обоняние

В западных клиниках в детских инкубаторах оставляют одежду матери, чтобы создать иллюзию ее присутствия. Дети с особен­ностями психофизического развития часто воспринимают вку­совые и обонятельные раздражители пассивно и не могут диф­ференцировать. Гиперчувствительность же свойственна эгоцентрикам.

Мы подразделяем запахи на «плохие» и «хорошие», опреде­ляем их в соответствии с нашими собственными ассоциациями. Последние разработки «изобретателей ароматов» призваны дать ощущение покоя — они источают свежий запах чистого белья и аромат уютного дома, где тебя любят и ждут.

Правая ноздря связана с активизирующими структурами, левая — с расслабляющими. Когда проходимость обоих ходов одинакова (нет полипов, значительных искривлений носовой перегородки или других аномалий) — у человека гармоничное дыхание. Если проходимость левой ноздри хуже (активнее ды­шит правая) — человек склонен к перевозбуждению. Если же хуже дышит правая — не избежать вялости, подавленности.

В последнее время все шире и шире распространяется ароматерапия — использование различных запахов, чаще всего в виде эфирных масел, в лечебных целях. Некоторые оптимисты заяв­ляют, что ароматами «можно лечить все, кроме аппендицита». Приведем некоторые примеры: эвкалипт — стимулирует дыха­ние, очищает воздух; розмарин — естественный энергетик, рас­слабляет мышцы, способствует пищеварению; сосна — дезинфицирует, рекомендуется при бессоннице и утомлении; апельсин — укрепляет, способствует накоплению энергетики; лимон — ос­вежает, тонизирует, укрепляет; майоран — успокаивающий, болеутоляющий, освежающий, действует против храпа; вербена — способствует общению, пищеварению, пробуждает ум; жас­мин — расслабляет, уравновешивает, нейтрализует плохие запа­хи; мята — тонизирует, укрепляет; мелисса — помогает преодо­леть усталость; базилик — способствует сосредоточенности, сти­мулирует память, улучшает пищеварение. Ароматы всех цитру­совых стимулируют психическую и физическую активность. При уникальной функциональности запаха лаванды все же выделя­ют ее успокаивающее действие. Ароматерапия на фоне музыки снимает спастику у детей с ДЦП. Во многих странах мира успеш­но практикуется обучение незрячих людей ориентировке в про­странстве по специально высаженным пахучим растениям.

Для стимуляции и коррекции обоняния и вкуса используют­ся продуктовые и парфюмерные наборы, масла, эссенции, набо­ры трав, «вкусовые баночки», део-диски, освежители воздуха, нюхательная соль, ароматические свечи, блокноты, карандаши и пр.

Коррекционные приемы и методические указания: предла­гать контрастную пищу (сладкое—горькое, приятное—неприят­ное), проводить нейтрализацию предыдущего вкуса глотком воды. При развитии вкусовых и обонятельных способностей не­обходимо следовать примеру князя из сказки Гауфа «Карлик Нос», который в поисках в пироге королевы травы «чихай на здоровье» и «утешение желудка» осторожно откусил крохотный кусочек, хорошенько прожевал его и растер языком.

Голова младенца, непомерно большая, в процессе роста ребен­ка приходит в гармоничное соотношение с остальным организ­мом, как у взрослого человека. Но этот процесс протекает весь­ма различно. Еще в давние времена было замечено, что одни дети «быстро вырастают из головы», другие — медленно. В первом случае отмечали, что нервная система («образующие силы» го­ловы) еще не стала органом сознания, источником представле­ний и мыслей, как у взрослого, а остается пока органом обмена веществ. У такого ребенка при ходьбе и беге голова как будто тянет своим весом к земле. «Большеголовые» дети, подчеркива­лось, равнодушны к заботам учителя, школьный день — для них тяжелая нагрузка. Однако указывалось, что можно помочь нерв­ной системе правильно взаимодействовать с системой обмена веществ, если следить, чтобы дети с большой головой получали с пищей достаточно соли и по утрам умывались холодной водой.

Дети, у которых верх взяла нервная система, становятся взрослее, чем те, у которых преобладает обмен веществ, но они часто выглядят бледными, уставшими, так как обменные про­цессы недостаточно активны, чтобы нормально питать нервную систему. Поэтому они нуждаются в большом количестве сахара в пище, спелых фруктов, меда, сахарозы, но не конфет, которые разрушают зубы и портят желудок. В исключительных случаях врачи советуют делать ребенку с маленькой головой перед сном теплый компресс на живот. (По материалам книги Каролины фон Гейдебрандт «О душевной сущности ребенка»).

Одной из проблем питания, актуальной для населения совре­менной Беларуси, остается дефицит витаминов, который, как известно, особенно опасен в период роста и развития организма. Между тем данные статистики свидетельствуют о том, что боль­шинство наших дошкольников и школьников не получают не­обходимого количества витаминов С, группы В, фолиевой кис­лоты, А и Е. Это оказывает негативное влияние на показатели их физического развития, повышает риск возникновения хрони­ческих заболеваний, снижает иммунитет.

 

Коррекция личности

Цель коррекции личности заключается в формировании социального опыта, навыков культурного поведения и социального взаимодействия, т. е. успешной социализации.

Социализация — это процесс и результат усвоения человеком общественно-исторического опыта, становление его как общественного существа. Нередко под социализацией понимают осознанную адаптацию ребенка к окружающей действительности, а также постепенное включение в систему общественных и производственных отношений. По выражению Фребеля, «сделать человека» — это включить его в прошлое, настоящее и будущее культуры. Социализация представляет собой двусторонний процесс, который должен носить опережающий характер. Стандарты социализации систематически пересматриваются и обновляются во всем мире. Они строятся на освоении 7 основных социальных ролей: член семьи, друг, член социальной группы и своего «Я», потребитель, производитель и гражданин. В современном контексте теория воспитания рассматривается как процесс формирования социальных ролей.

Еще в 20-х годах XX века В. П. Кащенко отмечал, что установка врача и педагога должна быть ориентирована на потенциальную социально-психологическую полноценность формируемой личности, что коррекция недостатков личности в процессе ее становления — проблема большой социальной значимости и решать ее нужно в контексте государственной политики.

Социальная адаптация включает базовое образование, различные аспекты воспитания, в том числе правовой, эстетический, семейный. Она охватывает все необходимые жизненные роли, установки и события в их взаимосвязи. Наряду с обучением в школе предусматривается также обучение на дому, в частных или общественных организациях и в трудовом коллективе. Каждый педагог в школе связывает свой предмет с задачами социальной адаптации. Создание условий для интенсивной социализации — одна из насущных проблем общей и коррекционной педагогики.

С момента возникновения (конец 50-х годов XX века) понятие «адаптивное поведение» вызывает много споров. Предмет дискуссии — насколько целесообразно учитывать компонент адаптивного поведения при диагностике умственной отсталости. Адаптивное поведение является совокупностью многих аспектов поведения и большого числа специфических способностей (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, моторных) или их отсутствия. Все они выступают как часть общего процесса приспособления к окружающему миру, поэтому и интеллектуальное функционирование, и адаптивное поведение необходимо рассматривать в контексте общей адаптации. Уровень интеллектуального функционирования соответствует определенному уровню адаптивного поведения. Нарушение интеллектуального функционирования находит свое отражение в нарушении процесса приспособления. Таким образом, компонент адаптивного поведения позволяет решать вопрос о наличии/отсутствии умственной отсталости более дифференцированно.

В свое время Л. С. Выготский подчеркивал, что именно в дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка. Безусловно, неизменным остается положение о том, что умственная отсталость обусловлена нарушением интеллектуального функционирования, однако само понятие «настоящее функционирование» в зарубежной науке существенно обогащается: вводится расширенное понятие «значительное ограничение настоящего функционирования». Впервые указывается, что умственная отсталость является не чертой, а состоянием, при котором функционирование нарушено специфическим образом. Уточняется, что умственная отсталость проявляется как основная трудность в обучении и освоении повседневных житейских навыков, а также в затруднениях, связанных с реализацией способностей личности — концептуального, практического и социального интеллекта.

Концептуальный интеллект относится к внутренним способностям личности и включает в себя познание и обучение. Практический интеллект проявляется в адаптивных способностях сенсомоторной сферы, самообслуживании, навыках безопасности, выступает важным компонентом деловой направленности личности, ее умения жить в микросреде и взаимодействовать с ближним социумом. Социальный интеллект связан со способностью осознавать уровень требований, предъявляемых обществом, умением адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих в различных социальных ситуациях. Социальный интеллект включает в себя социальное самосознание, интуицию, умение делать умозаключения, коммуникацию.

Один из аспектов социализации — воспитание как целенаправленное формирование личности.

В настоящее время воспитание понимают по-разному:

• передача социального опыта и мировой культуры;

• воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);

• организация образа жизни и деятельности воспитанника;

• взаимодействие воспитателя и воспитанника;

• создание условий для развития личности воспитанника, т. е. оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.

Сущность процесса воспитания — это управление развитием. Человек не рождается личностью, а становится ею, он формируется как личность в определенной системе общественных отношений путем целенаправленного и продуманного воспитания. Понятие «личность» обозначает единство индивидуальных особенностей и социальных функций. Это — целостный человек, способный на практике проявить, раскрыть, обнаружить свои внутренние качества, заложенные природой и сформированные жизнью и воспитанием.

В. М. Бехтерев, известный русский психолог и психиатр, ана­лизируя влияние коллектива на детей, пришел к выводу, что оно может быть:

а) стимулирующим, когда мышечная и психическая энергия человека в присутствии других людей повышается, когда он ста­новится сильнее, сообразительнее, когда пассивный ребенок, видя своих товарищей за определенным делом, заражается их активностью, сам примыкает к ним;

б) подавляющим, когда коллектив тормозит деятельность ре­бенка, проявление его личности, иногда до полного ее подавле­ния и отказа от самого себя.

В возрастном аспекте рассматривал проблему взаимоотноше­ний коллектива и личности ребенка П. П. Блонский. Он устано­вил, что маленькому ребенку вследствие его природной анархич­ности необходимо пройти школу безусловного подчинения кол­лективу, а юноша с развитой индивидуальностью и инициати­вой должен подчиняться коллективу в силу внутреннего убеж­дения в правоте последнего.

Детей в коллективе сплачивает не только совместная деятель­ность, но и совместное восприятие того или иного значимого для всех ребят события, совместные переживания по поводу этого события, процесс выработки общих суждений, принятия обще­го решения. Недооценка субъективного фактора в развитии дет­ского коллектива привела к тому, что социально-психологичес­кие аспекты его функционирования выпали из сферы влияния педагогики на долгие годы. Коллектив необходим для самовы­ражения, самоутверждения, самореализации, он «должен состо­ять из единиц, а не из нулей, ибо если к нулю прибавить нуль, то получится не коллектив, а нуль» (Ф. К. Сологуб).

Содержание коррекции личности включает следующие на­правления (по В. А. Феоктистовой):

• воспитание адекватного отношения к себе (своему дефек­ту развития) и окружающим;

• воспитание специальных умений и навыков познаватель­ной деятельности, общения в условиях сенсорной и интел­лектуальной депривации;

• воспитание в развивающей среде;

• подготовка к выполнению социальных ролей;

• воспитание гуманистического типа отношений между людьми.

В специальных образовательных учреждениях совмещаются общая и коррекционная направленность воспитательной работы: специально организованное социокультурное воспитание и кор­рекционная помощь. Коррекция личности в целом включает в себя все виды воспитания: нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.

В мире до сих пор по-разному подходят к проблеме нравст­венного развития детей с психофизическими отклонениями: одни видят в них ангелов, которые помогают сделать мир добрее и милосерднее, другие считают, что все они изначально пороч­ны в моральном плане. Изучение и развитие ценностных ориен­тации у таких детей привлекает все больше внимание исследо­вателей.

В задачи нравственного воспитания входят формирование духовного мира ребенка, привычек общественного поведения, сознания; формирование правильной моральной оценки как кри­терия отношения общества к человеку, человека к человеку и коллективу. Содержание нравственного воспитания составляет соблюдение порядка и дисциплины, культуры общения и пове­дения, взаимоотношений с окружающим (природа и социум).

В коррекционной работе целесообразно использование разных категорий, помогающих постепенному продвижению в освоении адекватных моделей поведения. Так, категория «допустимое/ недопустимое» используется в ситуациях не столько для опре­деления правильных и неправильных действий, сколько для осо­знания того, насколько данное действие отражает конкретную ситуацию. (Какова разница в выражении чувств и отношений при встрече с незнакомыми людьми и с членами семьи?).

Категория «общественное — частное». Общественное — это место, где тебя может увидеть любой, и это допустимо. Частное — это место, где посторонним вход воспрещен.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обя­занностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориенти­ровано на воспитание уважительного отношения к Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто престу­пает законы. Значение правового воспитания для нравственного развития личности трудно переоценить. Оно помогает формиро­вать социально-нормативное поведение и выступает как средст­во социально-трудовой адаптации и предупреждения асоциаль­ного поведения.

Задачи в содержание правового воспитания включают изуче­ние основ административного, трудового, уголовного, семейного права. В специальных школах организовано знакомство с За­коном «О правах ребенка».

Важное значение в коррекционной работе приобретает форми­рование здорового образа жизни. Содержание, формы и методы работы по половому, антиалкогольному, антинаркотическому воспитанию (медико-биологический, психолого-педагогический, санитарно-гигиенический, правовой аспекты) имеют общую ос­нову — просвещение и профилактику. Формирование представ­лений о пагубном влиянии алкоголя и наркотиков на организм ребенка, развитие негативного отношения к ним достигается че­рез воздействие на эмоционально-чувственную сферу, осознание необходимости здорового образа жизни. Основной акцент дела­ется на выработку привычки находить полезные, интересные за­нятия в свободное время.

Экологическое воспитание основано на понимании непрехо­дящей ценности природы и всего живого на Земле. Главной его задачей выступает формирование экологической грамотности, экологического мышления, правильного поведения и навыков природоохранной деятельности. Оно ориентирует на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, фло­ре и фауне. Формирование основ экологического мышления по­могает осознать человеку, что он только часть природы, а не ее царь, и если плохо природе, то и человеку нездоровится. Эколо­гическое воспитание предполагает деятель постный подход.

Эстетическое воспитание в специальном учреждении, как и в массовом, должно быть подчинено подготовке к восприятию и пониманию прекрасного в природе, труде, искусстве, челове­ке; формированию эстетических потребностей и практических умений в области художественного творчества. Особенности эс­тетического воспитания при формировании личности ребенка с нарушениями психофизического развития определяются струк­турой дефекта.

В процессе эстетического воспитания используют художест­венные и литературные произведения, музыку, искусство, кино, театр, фольклор, моделирование ситуаций «Ах!». Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литера­турном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч с худож­никами и музыкантами, посещение музеев и выставок, изучение современной архитектуры и древнего зодчества. Большое внима­ние обращается на эстетику быта, воспитание культуры поведе­ния. Существенную роль в этом играет декоративно-художественное оформление интерьера школы. Воспитательное значение имеет эстетика организации труда, привлекательное оформление классных комнат, художественный вкус, проявляющийся в одежде учащихся и педагогов. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут служить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.

Сегодня очень важно позаботиться о создании условий в социуме для независимого проживания инвалидов, а также о создании безбарьерной среды. Желание стать независимым вступает в противоречие с постоянной зависимостью по причине двигательной или иной ограниченности. Зависимость — это потребность в помощи постороннего человека как физической, так и моральной. Различают полную независимость, когда все действия, характеризующие функцию, выполняются индивидуумом самостоятельно без специальных приспособлений и за оптимальное время. При частичной независимости выполнение действий требует одного или нескольких дополнительных условий. Частичная зависимость имеет место, когда человек выполняет самостоятельно задания на 50 % и более.

Понятие «безбарьерная среда» имеет прямой и переносный смыл, который заключается в преодолении как естественных физических барьеров, так и психологических. Независимость для инвалидов предполагает независимость в самообслуживании; материально-экономической сфере (за счет частичной оплаты посильного труда); организации свободного времени, досуга. Основными принципами отношения общества к инвалидам должны стать нормализация и интеграция. При этом следует больше воспитывать общество, чем людей с ограниченными возможностями,

Создание для них систем персональной помощи направлено на обеспечение их права на независимость в собственном доме и окружающей обстановке. Независимость (как человеческое право каждого) включает такие аспекты, как содержание, благополучие, внешний вид, комфорт, безопасность, взаимодействие в общине и обществе в целом, т. е. все то, что позволяет забыть о неполноценности.

Улучшение функционирования инвалида зависит от состояния здоровья, условий жизни, воспитания. Оно выгодно всем — и обществу, и инвалиду, так как растут его жизненные притязания, а не претензии к жизни. Полноценно функционирующий человек (по К. Роджерсу) — это психически здоровый, творческий человек, который «открыт опыту», т. е. способен слышать себя, переживая то, что в нем происходит. Он открыт своим чувствам страха, упадку духа, боли, чувствам смелости, нежности и благоговения. Он способен осознавать свои чувства и жить ими, не прибегая к защитным реакциям; у него выражено стремление жить настоящим, что означает отсутствие статичности, и предполагает изменение, динамику собственного Я.

Большая роль в коррекции личности отводится социально-психологической реабилитации: индивидуальной и групповой психотерапии, формированию социальных умений, созданию рабочих мест. Значение трудовой подготовки в процессе социализации огромно. Производственные возможности инвалидов в сфере обслуживающего труда, промышленного и сельскохозяйственного производства при надлежащих условиях их организации не перестают удивлять. В этой области требуется государственное регулирование вместо свободного рынка в отношении инвалидов. По решению Международной организации труда (МОТ) все предприятия обязаны сохранять 5 % квоту рабочих мест для инвалидов, хотя некоторые работодатели предпочитают платить компенсацию за «неработу». Для лиц с тяжелыми психическими нарушениями должны создаваться лечебно-трудовые мастерские. К сожалению, в реальной жизни эти гуманные предписания не выполняются. Так, в г. Минске из 44 тыс. инвалидов только 14 тыс. обеспечены работой, как правило, из четырех степеней утраты здоровья это люди с первой, наиболее легкой степенью. Безработица обесценивает человека.

Повсеместно для многих молодых людей очень сложно найти работу после окончания школы, даже если они имеют определенную профессионально-трудовую подготовку. Даже в богатых Соединенных Штатах Америки вынуждены оптимизировать процесс перехода от школы к самостоятельной трудовой жизни при максимальном сокращении периода «барахтанья». Суть явления такова: после окончания школы выпускники ищут любую работу с помощью родителей, друзей, знакомых, иногда идут туда, где они подрабатывали во время учебы. Только сменив несколько мест, они находят наиболее для них подходящее — с ясными перспективами продвижения и хорошей зарплатой. Запоздалый переход во взрослую жизнь означает, что между тем, чему учат в школе, и реальностью существует много различий. В решении э той проблемы американцы определили несколько подходов.

Коррекция моторики

Основная цель коррекции моторики состоит в преодолении недостатков физического статуса. К таким недостаткам относятся общая ослабленность организма, сниженный иммунитет (индекс здоровья у «проблемных» детей, как правило, ниже по сравнению» со здоровыми сверстниками). Многим детям-инвалидам свойственна гипокинезия, или гиподинамия (малоподвижный образ жизни), что зачастую вызвано «охранительным режимом», страхом родителей и воспитателей перед возможными травмами.

Развитие моторики тесно связано с нервно-психической деятельностью, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной системами. Особый акцент следует делать на формирование и развитие произвольных движений, которые стимулируют работу высшей нервной деятельности. Физическое состояние и двигательная способность во многом определяют общую дееспособность в обучении и труде, а также компенсаторные возможности организма в преодолении нарушений развития.

Физкультурно-оздоровительная работа в специальных учреждениях направлена на улучшение общего состояния здоровья, закаливание организма, повышение жизненного тонуса, улучшение физической и умственной работоспособности, освоение основных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки) и основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость), обучение рациональному дыханию, воспитание правильной осанки и походки.

Оснювные принципы физического воспитания сложились давно, но.до сих пор не теряют своей актуальности. Это

• неразрывное единство физического и умственного развития (П. Ф. Лесгафт);

• последовательность развития изолированных движений (Л. А. Орбели).

Направления коррекции моторики:

Общая моторика.

Мелкая моторика.

3. Артикуляционная моторика.

В каждом направлении существуют разные требования: от общего уровня развития до профессионального (почти все умеют ходить на цыпочках, но мало кто может двигаться так, как балерина).

Состояние общей моторики характеризуется правильным телосложением, пропорциями, осанкой, положением стопы, координацией движений, умением держать равновесие. Средства коррекции общей моторики весьма разнообразны. Перечислим их.

• Лечебная физкультура направлена на предотвращение осложнений после соматических заболеваний, нормализацию мышечного тонуса, исправление контрактур (фиброзная неподвижность суставов), неправильных поз, вызванных параличами и парезами. Фиброзная неподвижность суставов при ДЦП существенно затрудняет процесс реабилитации. Основная причина этой патологии — мышечный дисбаланс: если мышцы, служащие для разгибания колена и подъема стопы, очень слабые, а мышцы, отвечающие за сгибание колена и опускание стопы, сильные, вполне вероятно появление контрактур. Возникновение их можно предупредить благодаря подбору правильных поз в положении «сидя», «лежа», а также физическими упражнениями на амплитуду движения (например, потягивание подобно кошке или собаке). В качестве контроля за изменением величины угла контрактуры можно использовать сгибание листа бумаги или транспортир. В большинстве случаев контрактуры необходимо скорректировать так, чтобы ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата мог ходить и обслуживать себя самостоятельно.

• Утренняя гимнастика для разминки суставов, мышц, усиления кровообращения. Помимо комплексов утренней зарядки, это могут быть несложные упражнения в постели, а также виброгимнастика, занимающие от 1 до 2 минут.

• Уроки физкультуры для овладения основными двигательными умениями и качествами.

• Физкультминутки для снятия усталости и психофизического напряжения на уроках включают упражнения, способствующие выработке правильной осанки, восстановлению отделов позвоночника.

Упражнения для шейного отдела позвоночника:

1. Плавные повороты головы влево и вправо (выполняются сидя, 10—12 раз по 2—3 подхода).

2. Наклон головы влево и вправо (5—20 с по 3—4 подхода).

3. Движения с опущенной головой на грудь к правому и левому плечу (10—12 с по 2—3 подхода).

4. Движения с высоко поднятой головой, положенной на спину, к правому и левому плечу (10—12 с по 2—3 подхода).

5. Движения головой вперед — назад (10—12 с).

6. Вытягивание шеи вперед (5—10 с в быстром темпе, 2—3 подхода).

7. Втягивание шеи в плечи и выпрямление вверх («Боюсь — не боюсь», 8—10 раз, 1—2 подхода).

Упражнения для снятия нервно-психического напряжения:

1. «Морозно» — растирание ладоней, вначале внутренней, а затем наружной их части (30—45 с).

2. «Глазок» — движение поочередно каждым пальцем по кругу (25—30 с).

3. «Кошечка» — поочередное сгибание фалангов пальцев, затем всех вместе со сжатием кистей в кулак (30—45 с).

4. «Ушки» — движение поочередно каждым пальцем вверх — вниз (20—25 с).

5. Вращение кистями рук в лучезапястном суставе, отдельно каждой и взятыми в замок (25—30 с).

• Спортивные игры, эстафеты для развития духа состязательности, повышения эмоционального тонуса. В прежние годы, несмотря на стихийный характер и дворовый вариант: игра в квача, догонялки, классики, скакалки, резинки — они были неотъемлемой частью детства.

• Ритмика как учебный предмет и как внеклассное занятие, помогающее выполнять разнообразные произвольные движения, научиться красиво двигаться под музыку. Сюда входит работа над выразительностью движений при музыкальной поддержке, элементы хореографии.

• Кинезотерапия и позиционная гимнастика направлены на развитие основных движений с помощью специальных приспособлений, в частности, укладок, которые используются как фиксирующие. При этом порядок формирования движений сохраняется таким же, как и при нормальном естественном развитии: подъем головы, повороты, присажи-вание, вставание, перешагивание, ходьба.

• Мануальная терапия, массаж.

• Гидротерапия — система коррекционных упражнений в воде, что далеко не однозначно обычному плаванию в бассейне. Этот средство коррекции моторики особенно показано при ДЦП: в воде улучшается кровообращение, уменьшается вес конечностей, снижается мышечный тонус, увеличивается объем движений.

• Иппотерапия — реабилитация посредством верховой езды. Тепло лошади способствует расслаблению спастических движений, мышц, наполняет ребенка жизненной энергией по принципу «сообщающихся сосудов». Все упражнения, традиционные для зала, в том числе с мячом, с гимнастической палкой, с флажками становятся более интересными, привлекательными для ребенка, сидящего на лошади. Например, протянуть, вытянуть руки вперед — «возьми лошадку за ухо». Ребенок учится держать равновесие, у него вырабатывается условный рефлекс ходьбы, так как шаг лошади совпадает с шагом человека. Общество иппотерапии создано в Беларуси всего несколько лет назад, в Польше действует уже три десятилетия, а наиболее давние традиции в реабилитации посредством верховой езды имеют Англия и Франция.

К «экзотическим» средствам коррекции моторики и эмоционально-волевой сферы можно отнести делъфинотерапию. Дельфины — своеобразное живое УЗИ. На здорового человека он не реагирует (эхолакация требует значительных затрат энергии, и дельфин не всегда ее «включает»), но каким-то образом чувствует тех, у кого не лады со здоровьем. Большой опыт дельфиноте-рапии накоплен в Севастопольском океанариуме. Особенно она показана при аутизме. Сначала ребенок преодолевает чувство страха перед большой рыбой. Потом, поплавав с дельфином, учится концентрировать внимание и в конце концов раскрывается, у него появляется потребность выразить словом свои чувства.

В Одессе на базе специальных учреждений существует реабилитационный театр физического воспитания под девизом: «Через движения рук — к лучшей жизни».

В коррекции общей моторики большое значение имеет специальное оборудование. Это разнообразные тренажеры, мягкие спортивные модули, лечебные мячи, средства для тренировки вестибулярного аппарата и для умения держать равновесие.

Мелкая моторика — это тонкие, дифференцированные движения пальцев. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий достаточно развитые дифференцированные движения пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него отмечается устойчивое внимание, хорошая память и связная речь. В связи с этим уместно напомнить слова В. А. Сухомлинского: «Ум находится на кончиках пальцев». По возможности следует максимально развивать обе руки: и правую, и левую, что будет способствовать полноценному развитию обоих полушарий головного мозга. Существует специальный термин амбидекстрия — одинаковое развитие функций обеих рук, которое может быть врожденным или сформироваться в процессе тренировки.

Мелкая моторика развивается в процессе таких видов деятельности, как сжатие, откручивание, закручивание, комкание бумаги, протягивание, нанизывание, лепка из пластилина и глины, конструирование и занятия с мозаикой, выкладывание фигур из спичек, освоение ремесел (вышивание, плетение, вязание, выжигание, работа с бисером), прокалывание, склеивание, вырезание по контуру, раскрашивание и штриховка, изобразительная деятельность и др. Широко применяются игры и действия с игрушками и предметами: сборка пирамидки, раскладывание палочек, пуговиц, зерен, фасолек и т. п., изготовление бус из различных предметов (готовые бусинки, ракушки, рябина и т. п.), волчки, эспандеры, весовые дощечки и цилиндры, рамки Монтессори (разнообразные виды застежек, которые исп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: