1 Особенности формирования и функционирования трудового потенциала Республики Беларусь …………………………………………….....................
2 Анализ состояния белорусского рынка труда ………………………..
3 Проблемы функционирования рынка труда Республики Беларусь
1 Особенности формирования и функционирования трудового потенциала Республики Беларусь
Формирование рынка труда Республики Беларусь в период трансформации происходило в сложных условиях всеобщего спада производства, инфляции, снижения уровня жизни населения. Этот период трансформации экономики, по мнению В.Н. Шимова, Я.М. Александровича, А.В. Богдановича, можно разделить на некоторые этапы: 1991 – 1995 года – глубокий затяжной экономический кризис; 1996 – 2000 года – этап выхода экономики из кризисного состояния и углубление рыночных отношений; 2001 – 2005 года и следующее пятилетие – переход инновационный путь устойчивого развития. [6, c. 83]
За этот период государством были проведены системные преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том числе в сфере трудовых отношений и занятости. Конституцией Республики Беларусь “гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствием с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовки и с учетом общественных потребностей, а также на здоровье и безопасные условия труда”. [6, c. 83] В развитие основного закона страны касательно трудовых и связанных с ними отношений были приняты Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, ратифицированы конвенции Международной Организации туризма (МОТ), установлены основные формы заработной платы и стимулирование труда, включая трехуровневую тарифную систему. Важную роль в установлении регулирующих отношений контрактной системы найма играет декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 года № 29 “О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины”. [6, c, 83]
|
Посредством данных нормативных актов осуществляется регулирование рынка труда и занятости населения. Основные показатели в этой сфере отражаются в пятилетних программах и годовых прогнозах социально-экономического развития страны, утверждаемых президентом. Департамент по занятости Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь отслеживает выполнение данных прогнозных показателей по таким аспектам, как демографическая ситуация, состояние рынка труда, деятельность государственной службы занятости, безработица и меры по ее регулированию. Эти государственные мероприятия нашли отражение во всех сферах социально-экономической и трудовой жизни, а также повлияли на процессы развития рынка труда, начиная с его формирования, распределения и заканчивая проблемами эффективности использования трудовых ресурсов на разных уровнях (организации, региона, страны).
В соответствии с методологией Министерства статистики и анализа Республики Беларусь под трудовыми ресурсами понимается “население в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих инвалидов 1 и 2 групп, неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях и за выслугу лет), а также работающие лица старше и младше трудоспособного возраста” [8, c, 107] В Республике Беларусь так же, как и в Российской Федерации, Украине, к трудоспособному населению относятся мужчины в возрасте от 16 до 60 и женщины от 16 до 55 лет. В Великобритании, Греции, Грузии верхней границей трудоспособного возраста для мужчин является 65 лет, женщин – 60 лет; в Италии соответственно 62 и 57; Кыргызстане 63 и 58 лет; Португалии 65 и 62 года. Во многих странах границы и верхний возрастной предел составляют, например, в Дании, Исландии, Норвегии – 67 лет; в Бельгии, Германии, Финляндии, Швеции, Канаде, США – 65 лет; Эстонии – 63 года; Латвии – 62 года; Китае и Франции – 60 лет. [8, c. 107] В некоторых странах предусмотрены два минимальных предела нижней границы трудоспособного возраста: более низкий – для получения информации об экономической деятельности и несколько более высокий – для определения экономически активного населения. Например, в Канаде – это соответственно 14 и 15 лет, Индии – 5 и 15 лет, в Венесуэле – 10 и 15 лет [8, c. 107]
|
За период 1990 – 2006 годов численность трудовых ресурсов Республики Беларусь увеличилась с 5938,8 до 6226 тыс. чел., в результате их доля в общей численности населения увеличилась с 58,3 до 64,1 % соответственно. [6, c. 84] Следует отметить, что основным источником формирования трудовых ресурсов в Республике Беларусь является население в трудоспособном возрасте, доля которого возросла с 93,7 в 1990 году и 94,1 % - в 1995-м до 95,1 % - в 2006 году. [6, c. 84] Рост этой категории населения можно объяснить тем, что в 2001 – 2004 году в трудоспособный возраст вступили поколения, родившиеся в период 1985 – 1989 годов, который характеризовался достаточно высокими показателями рождаемости и малочисленным выходом на пенсию людей послевоенных годов рождения. Однако в 2006 – 2010 годах следует ожидать уменьшение количества людей, находящихся в трудоспособном возрасте, что обуславливается вступлением в трудоспособный возраст малочисленного поколения 1991 – 1994 годов рождения и выходом на пенсию большой части послевоенного поколения. Таким образом, приток трудовых ресурсов, по оценкам Л.С. Боровик, в трудоспособном возрасте в 2006 – 2010 годов будет в 1,8 раз меньше, чем за предыдущую пятилетку.
|
Следует отметить, что на ряду с рождаемостью, оказывающей существенное влияние на величину трудовых ресурсов, существуют такие составляющие, как состояние здоровья, смертность и миграция населения в трудоспособном возрасте.
Таким образом, с учетом вышеуказанных факторов, численность населения в трудоспособном возрасте за период 2006 – 2010 годов уменьшится более чем на 82 тыс. чел., следствием чего станет сокращение численности трудовых ресурсов до 6127 тыс. чел. В 2010 году. [6, c. 84]