По формированию компетенции учебного сотрудничества




ГАОУ ВПО

«Пермский государственный национальный исследовательский университет»

 

Выпускная работа

По метапредметному курсу

«УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО»

В рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Подготовка участников конкурсных метапредметных испытаний»

 

Слушатели

Мухайлова Нина Ивановна

Дускаева Светлана Рифнуровна

АзмагуловаГульчачакХасановна

Научный руководитель:

старший преподаватель кафедры

образовательных технологий

высшей школы ПГНИУ

Губайдуллин Радик Азгамович

 

 

Пермь, 2017

Введение

В школе нельзя всему научиться —

нужно научиться учиться.

Всеволод Мейерхольд

Важнейшим требованием ФГОС ООО выступают требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в числе которых особо значимы метапредметные результаты.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Именно метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.

Способность к сотрудничеству является одним из результатов общего образования. Сотрудничество – это способность осуществлять совместную деятельность. В современном мире способность действовать в команде, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с на­дежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпени­ем и самоуважением. Эти качества необходимы всем, кто хочет строить отношения с другими на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества.

Поэтому задача современного учителя состоит в том, чтобы помимо предметных знаний ученик получил и жизненный опыт, овладел способами деятельности. Умел организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Актуализация

Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).

Согласно В.Р.Имакаеву «Учебное (деятельностное) сотрудничество означает нечто большее, чем просто способность действовать в группе. Для этого необходимо, чтобы имелась некая задача, результат которой зависит от совместных действий, и общая цель, при которой успех каждого члена группы напрямую зависит от успеха действий всей группы.Умение сотрудничать проявляется и формируется при работе в паре или в группе.»

Цель данной работы: разработка и реализация образовательной практики.

Образовательная практика

по формированию компетенции учебного сотрудничества

Команда: Мухайлова Нина Ивановна(учитель английского языка),

Дускаева Светлана Рифнуровна (учитель математики),

АзмагуловаГульчачакХасановна (учитель географии).

Компетенция: умение аргументированно предъявлять, обсуждать и отстаивать групповое решение перед другими группами и оппонентами.

Параллель: 9 классы

Количество часов – 7 часов

Цель: развитие компетенции умения аргументированного предъявления, обсуждения и отстаивания группового решения перед другими группами и оппонентами.

Задачи: - показать приемы группового взаимодействия

- научить способам ведения культурного диалога- сформировать умение различать типы и виды аргументов

- развивать умение аргументировано предъявлять групповое решение перед другими группами и оппонентами

- развивать умение аргументировано отстаивать групповое решение перед другими группами и оппонентами;

Планируемый результат:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Форма организации деятельности: малая группа

Принцип взаимодействия обучающихся: учебное сотрудничество

 

Тематическое планирование

 

Тема занятия Содержание занятия Результат
1 час     2 час Вводное занятие Объяснить механизм рассуждения, выстраивания своего выступления. Научить находить аргументы к тезисам. Научить оценивать сильный это аргумент или слабый. Понимание структуры выступления  
Формирование групп   1.Разделится на группы по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые). 2.Разделится на группы по временам года (дни рождения) 3.Игры на сплочение групп. (игра «Да/нет». Ведущий называет утверждения. Если игрок соглашается, то встает на сторону «Да». Если не соглашается,то на сторону «Нет»). 4.Игра на доверие «Восковая палочка». Один участник выходит в центр круга и падает назад с закрытыми глазами. Другой (другие) ловят его в самую последнюю минуту. 5.Игра «Эмоциональная поддержка». Игроки встают в две шеренги лицом друг к другу. Образуется живой коридор. Каждый проходит через коридор, получает комплимент и тактильное поглаживание. 6.Игра на личные знакомства «Что означает твое имя?..».   Формирование групп по 3 человека. Необходимо представить команду (название, девиз).    
3 -5 час Тренинговые упражнения, направленные на развитие умения находить аргументы к тезисам Формировать умение находить аргументы к тезисам и выступать перед другими группами и оппонентами. Обучающимся предлагаются тезисы. (см.приложение 1). Из набора тезисов команды поочередно выбирают один. Подбор 3-4 аргументов к тезисам. Обсуждение в группе. Далее выбор общего аргумента. Далее оценивают выступления по критериям (см.таблицу 1) Формировать умение организовывать учебное сотрудничество как со сверстниками так и с учителями. Научиться аргументировать и отстаивать свою точку зрения как внутри группы так и между группами
6 час Испытание ТЗ. Будущее гаджетов «Разнообразие гаджетов, окружающих любого современного человека, все время растет. USB-холодильник, спортивные часы, портативный глюкометр, смартфон,…список каждый может продолжить. Обычный человек часто не в состоянии разобраться во всех этих новинках. Разнообразие гаджетов в будущем будет увеличиваться или на смену узкоспециализированным гаджетам придут гаджеты-универсалы, которые будут выполнять много функций?» Время выполнения 20 минут. Групповая работа. Отстаивание группового решения перед другими группами и оппонентами.   Умение предъявлять и отстаивать групповое решение.
7 час Рефлексия Проводить анализ своих достижений, группового взаимодействия, уровня сформированности умения аргументировать и отстаивать решение перед другими группами и оппонентами.   Анализ своей работы, работы группы. Анализ выступлений.
           

Приложение 1.

Тезисы:

1. Петя – добросовестный ученик. Он каждый день отвечает на уроках. Его уважают взрослые. Однако он редко помогает одноклассникам. Дети не любят Петю. Они считают его высокомерным человеком. Ваше мнение.

2. Телевизор смотреть полезно.

3. Мобильный телефон нужен каждому.

4. Если к человеку хорошо относиться, он будет хорошо относиться и к вам.

5. Отдыхать надо в России.

6. Школьная форма - помогает решить вопросы дисциплины.

7. Родители должны учитывать мнение детей при совершении больших покупок.

8. Дети должны использовать опыт и знания родителей.

9. Хорошо учиться необходимо для будущего.

10. Какую социальную сеть предпочесть «Фейсбук» или «В контакте»?

11. Книги или компьютер. Кто победит в будущем?

12. Богатые- только они успешные. Согласны ли вы?

13. Город или деревня. Где жить?

14. Изучение иностранного языка сегодня - необходимость современности.

15. Все школьные предметы одинаково важны.

16. Автомобили – за и против.

17. Общение: виртуальное или реальное.

18. Все должны заниматься спортом?

19. Алкоголь сокращает жизнь?

20. Родители должны учитывать мнение детей при совершении больших покупок?

21. Скоро выпускной вечер. Где его провести: в кафе или на природе?

22. Для многих представителей молодежи главное, чтобы их будущая работа была высокооплачиваемая, а некоторым важно самоудовлетворение от работы. Ваше мнение.

23. Разнообразие гаджетов,окружающих любого современного человека, все время растет.USB,холодильник, спортивные часы, портативный глюкометр, смартфон …. Список может продолжить каждый. обычный человек часто не в состояний разобраться во всех этих новинках. Разнообразие гаджетов в будущем будет только увеличиваться.

24. В 21 веке как и в предыдущем столетии учатся по бумажным учебникам. Между тем в памяти одного планшета можно разместить все учебники по всем предметам и всем годам обучения. Как вы считаете, нужно ли отказываться от бумажных учебников?

25. Попрощаться со школой, получив основное образование или же получить среднее образование.

 

Таблица 1.

 

  Критерии Параметры в баллах
Количество предъявляемых аргументов 3 и более аргумента  
1-2 аргумента  
Нет аргумента  
Качество предъявляемых аргументов Сильный    
слабый  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: