Симфония №103, Ми-бемоль мажор (Es-dur), «С тремоло литавр» (1795 год создания)




Тема 6. Симфоническое творчество Й.Гайдна.

Симфония №103, Ми-бемоль мажор, «С тремоло литавр».

Один из самых любимых жанров у Йозефа Гайдна – симфония. Именно в творчестве Гайдна жанр симфонии приобрёл свой окончательный, классический вид. Поэтому Гайдна называют «отцом симфонии».

Всего у Гайдна 104 симфонии. Первая написана им в 1759 году, в 27 лет (еще на службе у графа Морцина), последняя – в 1795 году (во время поездки в Англию). Т.е., симфонии Гайдн писал на протяжении 35 лет.

Что такое симфония?

Симфония – слово древнегреческое («созвучие, стройность, согласие»). Древние греки употребляли это слово для любого приятного, благозвучного сочетания музыкальных звуков, т.е. для консонансов (в противоположность «антифонии» - неблагозвучного сочетания звуков, диссонансов).

В более поздние века это слово иногда использовалось, но не имело четкого значения. Симфониями могли назвать и сборник церковной многоголосной музыки, и инструментальное вступление к опере или танцевальной сюите.

И лишь в 18 веке симфония обрела свой окончательный классический вид. Произошло это именно в творчестве Й.Гайдна.

Как выглядит классическая симфония?

Симфония – это произведение из 4-х частей для симфонического оркестра.

Каждая из 4-х частей симфонии воплощает в себе разные стороны человеческой жизни.

I часть Быстрая II часть Медленная III часть Менуэт (позднее Скерцо) IV часть Быстрая (итог всего цикла, финал)
Человек действует Человек отдыхает, мечтает, размышляет, созерцает природу Человек танцует, играет, веселится Человек празднует, ликует, торжествует

Какие симфонии писал Гайдн?

Известно, что Гайдн был человеком спокойным, обладал жизнерадостным характером и хорошим чувством юмора. И это отразилось и на его музыке.

Музыка Гайдна почти всегда пронизана оптимизмом, весельем, радостью бытия. Она бодрая, энергичная, жизнерадостная.

Гайдн был очень остроумен. Он любил хорошую шутку и юмор в музыке и знал, как развеселить публику. Гайдн умел шутить даже в таком серьезном жанре, как симфония. Например, у него есть симфонии под названием «Медведь», «Курица».

В 94 симфонии, названной «Сюрприз» музыкальная шутка Гайдна состоит в следующем: во время своего длительного пребывания в Лондоне Гайдн заметил, что многие слушатели во время концерта начинали дремать во время медленных и тихих вторых частей. Поэтому во время тихой и медленной второй части этой симфонии внезапно звучит звук литавр на форте, отчего вся спящая публика сразу просыпалась.

В некоторых симфониях Гайдн устраивал настоящее шоу. Например, очень оригинально заканчивается знаменитая 45я симфония («Прощальная»). Каждый музыкант, закончив свою партию, вставал прямо во время звучания музыки, гасил свечу и уходил со сцены. Музыка постепенно затихала, симфония заканчивалась с уходом последнего музыканта.

Есть еще одна интересная история, связанная с музыкой Гайдна. Его 96я симфония имеет название – «Чудо». Известно, что по окончании этой симфонии во время концерта восторженная публика кинулась со своих мест к сцене, чтобы наградить Гайдна овациями. И в это время на пустые места рухнула огромная театральная люстра. Так музыка Гайдна спасла жизни нескольких десятков человек.

Последними, самыми известными, вершинными в творчестве Гайдна стали 12 «Лондонских симфоний».

«Лондонские» симфонии (№№ 93–104) были написаны Гайдном в Англии, во время двух гастрольных поездок. Эти симфонии являются образцом жанра классической симфонии.

Симфония №103, Ми-бемоль мажор (Es-dur), «С тремоло литавр» (1795 год создания)

Это одна из «Лондонских симфоний», предпоследняя симфония ГайднаИмеет дополнительное название «с тремоло литавр».

***Трéмоло (итал. tremolo букв. «дрожащий») — приём игры музыкальных инструментах: многократное быстрое чередование двух не соседних звуков или созвучий.

Начинается симфония со вступления. Оно медленное, имеет сумрачно-таинственный характер. Начинается в нижнем регистре у контрабасов и виолончелей.

Самая важная часть в любой классической симфонии - первая. Она – энергичная, действенная, звучит в быстром темпе. Для 1 части симфонии композиторы выбирают одну из самых сложных музыкальных форм — сонатную.

Сонатная форма дает возможность сопоставить два контрастных образа — например, героический и лирический, сумрачный и светлый, торжественный и нежный. Потом эти образы развиваются, изменяются и в результате приобретают новый характер, новые черты. Поэтому первая часть симфонии самая сложная и богатая по содержанию.

I ЧАСТЬ Симфонии №103 – быстрая (Allegro). Написана в сонатной форме (или - форме сонатного аллегро). «Allegro» - итальянское слово, обозначающее быстрый темп в музыке. В целом она - яркая, оживленная, танцевально характера. Напоминает картину народного праздника.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: