Тема 6. Симфоническое творчество Й.Гайдна.
Симфония №103, Ми-бемоль мажор, «С тремоло литавр».
Один из самых любимых жанров у Йозефа Гайдна – симфония. Именно в творчестве Гайдна жанр симфонии приобрёл свой окончательный, классический вид. Поэтому Гайдна называют «отцом симфонии».
Всего у Гайдна 104 симфонии. Первая написана им в 1759 году, в 27 лет (еще на службе у графа Морцина), последняя – в 1795 году (во время поездки в Англию). Т.е., симфонии Гайдн писал на протяжении 35 лет.
Что такое симфония?
Симфония – слово древнегреческое («созвучие, стройность, согласие»). Древние греки употребляли это слово для любого приятного, благозвучного сочетания музыкальных звуков, т.е. для консонансов (в противоположность «антифонии» - неблагозвучного сочетания звуков, диссонансов).
В более поздние века это слово иногда использовалось, но не имело четкого значения. Симфониями могли назвать и сборник церковной многоголосной музыки, и инструментальное вступление к опере или танцевальной сюите.
И лишь в 18 веке симфония обрела свой окончательный классический вид. Произошло это именно в творчестве Й.Гайдна.
Как выглядит классическая симфония?
Симфония – это произведение из 4-х частей для симфонического оркестра.
Каждая из 4-х частей симфонии воплощает в себе разные стороны человеческой жизни.
I часть Быстрая | II часть Медленная | III часть Менуэт (позднее Скерцо) | IV часть Быстрая (итог всего цикла, финал) |
Человек действует | Человек отдыхает, мечтает, размышляет, созерцает природу | Человек танцует, играет, веселится | Человек празднует, ликует, торжествует |
Какие симфонии писал Гайдн?
Известно, что Гайдн был человеком спокойным, обладал жизнерадостным характером и хорошим чувством юмора. И это отразилось и на его музыке.
|
Музыка Гайдна почти всегда пронизана оптимизмом, весельем, радостью бытия. Она бодрая, энергичная, жизнерадостная.
Гайдн был очень остроумен. Он любил хорошую шутку и юмор в музыке и знал, как развеселить публику. Гайдн умел шутить даже в таком серьезном жанре, как симфония. Например, у него есть симфонии под названием «Медведь», «Курица».
В 94 симфонии, названной «Сюрприз» музыкальная шутка Гайдна состоит в следующем: во время своего длительного пребывания в Лондоне Гайдн заметил, что многие слушатели во время концерта начинали дремать во время медленных и тихих вторых частей. Поэтому во время тихой и медленной второй части этой симфонии внезапно звучит звук литавр на форте, отчего вся спящая публика сразу просыпалась.
В некоторых симфониях Гайдн устраивал настоящее шоу. Например, очень оригинально заканчивается знаменитая 45я симфония («Прощальная»). Каждый музыкант, закончив свою партию, вставал прямо во время звучания музыки, гасил свечу и уходил со сцены. Музыка постепенно затихала, симфония заканчивалась с уходом последнего музыканта.
Есть еще одна интересная история, связанная с музыкой Гайдна. Его 96я симфония имеет название – «Чудо». Известно, что по окончании этой симфонии во время концерта восторженная публика кинулась со своих мест к сцене, чтобы наградить Гайдна овациями. И в это время на пустые места рухнула огромная театральная люстра. Так музыка Гайдна спасла жизни нескольких десятков человек.
|
Последними, самыми известными, вершинными в творчестве Гайдна стали 12 «Лондонских симфоний».
«Лондонские» симфонии (№№ 93–104) были написаны Гайдном в Англии, во время двух гастрольных поездок. Эти симфонии являются образцом жанра классической симфонии.
Симфония №103, Ми-бемоль мажор (Es-dur), «С тремоло литавр» (1795 год создания)
Это одна из «Лондонских симфоний», предпоследняя симфония ГайднаИмеет дополнительное название «с тремоло литавр».
***Трéмоло (итал. tremolo букв. «дрожащий») — приём игры музыкальных инструментах: многократное быстрое чередование двух не соседних звуков или созвучий.
Начинается симфония со вступления. Оно медленное, имеет сумрачно-таинственный характер. Начинается в нижнем регистре у контрабасов и виолончелей.
Самая важная часть в любой классической симфонии - первая. Она – энергичная, действенная, звучит в быстром темпе. Для 1 части симфонии композиторы выбирают одну из самых сложных музыкальных форм — сонатную.
Сонатная форма дает возможность сопоставить два контрастных образа — например, героический и лирический, сумрачный и светлый, торжественный и нежный. Потом эти образы развиваются, изменяются и в результате приобретают новый характер, новые черты. Поэтому первая часть симфонии самая сложная и богатая по содержанию.
I ЧАСТЬ Симфонии №103 – быстрая (Allegro). Написана в сонатной форме (или - форме сонатного аллегро). «Allegro» - итальянское слово, обозначающее быстрый темп в музыке. В целом она - яркая, оживленная, танцевально характера. Напоминает картину народного праздника.