Титульный лист и содержание
Отчет обязательно должен иметь титульный лист, отпечатанный на стандартном листе бумаги формата А4 (Приложение 1). На титульном листе обязательными реквизитами являются подпись студента, научного руководителя и подпись заведующего кафедрой, свидетельствующая о допуске студента к защите отчета перед комиссией.
Важным качественным элементом отчета выступает раздел «Содержание», который отражает всю ее структуру и включает в себя: введение, разделы с параграфами, выводы и предложения, список использованной литературы и приложения. Рубрикация дается арабскими цифрами, слова «Раздел», «Параграф» не пишутся. По правой стороне текста содержания указываются номера страниц, с которых начинается раздел или параграф.
На основании оформленного Дневника практиканта, содержания Отчета о практике, результатов собеседования и защиты студенту выставляется оценка.
Текстовая часть
Отчет по практике выполняется на листах формата А4. Объем отчета составляет от 20 до 40 страниц машинописного текста (без учета приложений). Значительное превышение или недобор установленного объема являются недостатком отчета и указывают на то, что студент не сумел отобрать и переработать нужный материал.
Текст отчета о практике должен быть напечатан через 1,5 интервал на одной стороне стандартного листа белой бумаги (А4). Шрифт Times New Roman, кегель 14. Текст и другие отпечатанные и вписанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореола и затемнения. Курсив, подчеркивание, а также выделение полужирным шрифтом в тексте работы не допускаются, кроме заголовков. Оформление текста указано в Приложении 2.
|
Лист с текстом должен иметь поля: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм. Нумерация страниц текста делается в правом нижнем углу листа. На титульном листе номер страницы не ставится. После этого нумеруются все страницы, не включая приложения.
Каждый раздел отчета (введение, разделы, заключение, список использованной литературы, приложение) начинаются с новой страницы. Разделы имеют порядковые номера в пределах всей работы, обозначаемые арабскими цифрами (например: 1,2,3), после которых ставится точка. Слово «раздел», «подраздел» или значок параграфа в названии не ставятся. Подразделы имеют порядковые номера в пределах раздела, обозначаемые арабскими цифрами (например: 1.1 и 1.2). Подразделы не следует начинать с новой страницы.
Названия «Содержание», «Введение», названия разделов и подразделов, «Заключение», «Список использованной литературы», пишутся строчными буквами с первой заглавной буквы, выделяются полужирным шрифтом и располагаются по центру. Точку в конце заголовков не ставят. Не допускается переносить часть слова в заголовке. В «Содержании» пишется «Приложение», если оно одно, и «Приложения», если их несколько и указывается только страница, с которой Приложения начинаются.
Ссылки на литературные источники, статистические и нормативные материалы, использованные автором при написании отчета, должны отражаться в квадратных скобках в конце предложения с указанием номера источника в списке литературы. Если фрагмент текста является цитатой, то необходимо указать диапазон цитируемых страниц. Допускаются ссылки на несколько источников в одних скобках.
|
Отчет о прохождении практики должен быть оформлен аккуратно, иметь переплет. Все листы должны быть сшиты в последовательности указанной выше. Дневник по практике должен быть подписан руководителем практики от организации и заверен печатью. В тексте отчета недопустимы сокращения слов, исключение составляют общепринятые и общеупотребляемые аббревиатуры, установленные соответствующими государственными стандартами.
Готовый отчет брошюруется в следующем порядке: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, приложения. Направление (дневник) на практику вкладывается в папку-файл и не подшивается.
Оформление таблиц и рисунков
Отчет не обходится без таблиц, так как это основной способ систематизированного представления цифровой важной информации. Важнейшие требования к таблице состоят в том, чтобы она содержала весь необходимый материал и была легко читаема. Небольшие таблицы желательно помещать в тексте по ходу изложения материала, а большие таблицы, занимающие целую страницу и более, желательно выносить в приложения. В отчете должно содержаться не менее 3–5 таблиц и 3-4 рисунка. Графики, диаграммы, схемы и т.д. в тексте отчета называются рисунками.
Все таблицы и рисунки должны иметь порядковый номер и название, отражающее содержание. Оформление названий таблицы и рисунков указано в Приложении 3.
Нумерация таблиц и рисунков может быть сквозной или соотноситься с номером раздела и параграфа. Например, если таблица или рисунок включены в текст первого параграфа второго раздела, нумерация следующая: Таблица 2.1.1, рис. 2.1.1. Последняя цифра означает порядковый номер таблицы (или рисунка) в данном параграфе (см. Приложение 3).
|
Таблица помещается в качестве следующего абзаца или следующей страницы после первого упоминания о ней в тексте.
При переносе части таблицы название помещают только над ее первой частью, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Над перенесенной частью таблицы справа пишется «Продолжение таблицы ____» с указанием порядкового номера. Графы таблицы должны быть пронумерованы, при переносе таблицы на следующую страницу повторяется только нумерация граф без заголовков.
Необходимо указывать год, за который приводятся данные, названия и измерители показателей, а также источник, на основе которого составлена таблица. Если таблица целиком заимствована или составлена по нескольким источникам, то под таблицей следует ссылка на источник. Авторство не указывается, если таблица составлена исполнителем отчета на основе первичных материалов.
В таблицах можно использовать одинарный интервал, а размер шрифта сократить до 10 пт или 12 пт. Названия таблиц и рисунков следует выделять полужирным шрифтом. Во всех таблицах и рисунках должны быть проставлены единицы измерения.
Если документы или таблицы объемом превышают одну страницу, то они выносятся в Приложения, которые нумеруются арабскими цифрами (например: Приложение 1, 2, 3). Объем всех страниц Приложений не учитывается в общем объеме отчета. Документы и таблицы, вынесенные в Приложения, не нумеруются.
В «Содержании» пишется «Приложение», если оно одно, и «Приложения», если их несколько, и указывается страница, с которой Приложения начинаются.
Оформление списка использованной литературы
Список использованной литературы – обязательный раздел отчета, который характеризует уровень ознакомления студента с современным состоянием проблемы, над которой он работает. В данном списке указываются все использованные автором источники, а не только те, на которые есть ссылки в тексте отчета.
Список использованной литературы должен состоять из трех обязательных разделов:
1) Нормативно-правовые материалы;
2) Специальная литература;
3) Текущий архив организации.
Если были использованы материалы Интернета, то добавляется IV раздел под названием «Источники удаленного доступа».
Образец оформления списка использованной литературы представлен в Приложении 5 в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическое описание документа».
В первом разделе «Нормативно-правовые материалы» должны быть представлены все использованные в работе нормативно-правовые акты, располагаемые в следующей иерархической последовательности:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральные законы Российской Федерации;
- Указы Президента Российской Федерации;
- Постановления Правительства Российской Федерации;
- Нормативные акты органов местного самоуправления.
Все нормативные акты приводятся в хронологическом порядке с обязательным указанием даты их принятия, номера и источника официального опубликования. Ссылки на эти источники можно найти, используя справку, в информационных системах «Гарант» или «Консультант».
Во втором разделе «Специальная литература» отражается использованная специальная литература: монографии, статьи в периодических изданиях, в сборниках научных трудов, учебники и учебные пособия и т.д. Все они располагаются в алфавитном порядке по фамилии авторов или, если автор не указан, по названию работы. В списке литературы приводятся полные данные о работе: фамилия и инициалы автора, название работы, место издания и наименование издательства, год опубликования, общее количество страниц; если статья опубликована в сборнике или журнале, то после ее названия указывается наименование сборника или журнала, год его издания, номер и диапазон страниц.
В третьем разделе «Текущий архив организации» отражаются такие документы, как:
- Устав предприятия;
- Положение о предприятии или о его структурном подразделении;
- Положения (о заработной плате, о мотивации, о повышении квалификации и т.д.);
- Программы, планы организации;
- Отчеты о выполнении планов, программ организации.
Четвертый раздел содержит источники удаленного доступа (Интернет).
Отчет по практике составляется индивидуально каждым студентом. Экземпляр на бумажном носителе сдается на кафедру в указанные сроки. Электронная версия отчета остается в распоряжении студента как исходный материал для выполнения различных видов учебных работ. В отчете должны быть все предусмотренные программой и согласованные с руководителем практики от института разделы.
В заключение по собранному о деятельности организации материалу студент делает вывод об экономическом и организационном состоянии предприятия и может предложить комплекс мер по увеличению эффективности работы. При анализе деятельности организации во время учебной практики необходимо уделить основное внимание тому виду функциональной деятельности, которой будут посвящена выпускная квалификационная работа.
Оценка учебной практики
Оценка по практике (дифференцированный зачет) приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и вносится в зачетную книжку и ведомость уполномоченным для этого преподавателем кафедры.
При выставлении оценки учитываются следующие критерии:
- отсутствие дисциплинарных замечаний в ходе прохождения практики;
- оформление отчетной документации, с учетом задач практики;
- свободное владение студентом информацией о базе практике, умение свободно изложить специфику работы;
- характеристика студента с места прохождения практики (отзыв).
Оценки:
«Неудовлетворительно» - оценивается студент, не выполнивший практику в полном объёме, имеющий пропуски за период прохождения практики без уважительных причин, недисциплинированный, незаинтересованный в профессиональной подготовке, теоретически некомпетентный, немеющий грамотно анализировать деятельность, некачественно заполняющий документацию.
«Удовлетворительно» - оценивается студент, выполнивший программу практики в полном объёме, но имеющий поверхностные теоретические представления в области методики обучения технологии и организации процесса обучения в учебных мастерских, проявивший несамостоятельность в организации профессиональной деятельности, недостаточную активность в овладении профессиональными умениями и навыками, склонный к репродуктивному, нетворческому, формальному отношению к делу, имеющий дисциплинарные нарушения, некачественно ведущий документацию, требующий организующей методической помощи.
«Хорошо» - оценивается студент, выполнивший программу практики в полном объёме, проявивший активность, самостоятельность в работе, творчески компетентный, умеющий выстраивать профессиональную деятельность; владеющий профессиональной культурой и этикой. Может испытывать трудности в анализе профессиональной деятельности. Требует стимулирующей методической помощи.
«Отлично» - оценивается студент, выполнивший программу практики в полном объёме с большей долей самостоятельности, проявивший активность, инициативу и творчество; обладающий достаточно высоким уровнем профессиональной культуры и этики, не испытывающий трудностей в анализе профессиональной деятельности; проявивший высокую творческую компетентность. Ведение документации систематично, целенаправленно.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв, неудовлетворительную оценку на защите отчета, направляется на практику повторно во время каникул или в свободное от учебы время.
Оценка может быть снижена в случае несвоевременного представления отчетной документации на кафедру.
Оценка учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов, в связи с этим, студенты, не прошедшие практику без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из ВУЗа как имеющие академическую задолженность.
Список литературы
а) основная литература:
1. Барышев А.Ф. Маркетинг. – М.: Изд.центр «Академия», 2015. – 224с.
2. Гавриленко Н.И. Маркетинг. – М.: Изд.центр «Академия», 2015. – 192с.
3. Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2012. – 608с.
4. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский финансовый учет. – СПб.: Питер, 2009. – 480с.
5. Крутик А.Б., Решетов М.Р. Основы предпринимательской деятельности. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 320с.
6. Маслова Т.Д. и др. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2014. – 400с.
7. Одинцова Л.А. Планирование на предприятии. – М.: Изд.центр «Академия», 2007. – 272с.
8. Организационное поведение /под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2015. – 464с.
9. Основы менеджмента / под ред. А.И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2010. – 528с.
б) дополнительная литература:
1. Багиев Г.Л. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2007. – 736с.
2. Баттрик Р. Техника принятия эффективных управленческих решений. – СПб: Питер, 2006. – 416с.
3. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ. – СПб.: Питер,2005. – 432с.
4. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб: Питер, 2007. – 240с.
5. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. – СПб.: Питер, 2004. – 269с.
6. Инвестиции /под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. – М.: Проспект, 2008. – 440с.
7. Наумов В.Н. Организация предпринимательства. – СПб.: Питер, 2010. – 384с.
8. Организационное поведение: практикум /под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб. Питер, 2005. – 272с.
9. Попова Р.Г. и др. Финансы предприятий. – СПб.: Питер, 2008. – 208с.
10. Румянцева З.П. Общее управление организацией. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 304с.
11. Терехова В.А. Финансовый учет. – СПб.: Питер, 2005. – 368с.
12. Финансовый менеджмент: теория и практика / под ред. Е.С. Стояновой – М.: Перспектива, 2005. – 656с.
13. Финансы / под ред. М.В. Романовского и др. – М.: Перспектива; Юрайт, 2000. – 520с.
14. Хорнгрен Ч. И др. Управленческий учет. – СПб.: Питер, 2007. – 1008с.
15. Чернышова Л.И. Деловое общение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415с.
16. Экономика предпринимательства /авт. В.И. Кушлин и др. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240с.
17. Янковский К.П. Инвестиции. – СПб.: Питер, 2007. – 224с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- www.cfin.ru
- www.eup.ru
- www.aup.ru
Приложение 1.
Образец титульного листа в отчете по практике
Автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Бокситогорский институт (филиал)
ОТЧЕТ
По учебной практике
Студент (ка) гр. ______________
____________________________
подпись
____________________________
Ф.И.О.
Научный руководитель: _______
____________________________
звание, Ф.И.О.
____________________________
подпись
Бокситогорск
Приложение 2.
14 кегль, Times New Roman Междустрочный интервал: полуторный Сноски: 10 кегль, Times New Roman | 2 см. ГЛАВА I. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА 24 пт |
1.1. Выполнение задания по снижению себестоимости |
16 пт
|
|
Таблица 1 -
|
Вид продукции | Себестоимость ед. продукции, руб. | Изменение себестоимости, руб. | ||||||
общее | в том числе за счет | |||||||
план | усл.1 | усл.2 | факт | объема | переменных затрат | постоянных затрат | ||
Творог |
Источник: справочник зоотехника. – М.: Колос, 2013, 342 с.
|
|
|
∆С Зi = | (З 1i – З 0i) |
| ||
сo |
где ∆С Зi – влияние анализируемой статьи затрат на изменение себестоимости, руб.;
З 1i, З 0i – фактические и плановые затраты на единицу продукции по анализируемой статье соответственно, руб.;
|
Выдачу сумм заработной платы и пособий оформляют следующей бухгалтерской записью:
|
Кредит счета 50 «Касса»
|
Приложение 3.
Образец оформления таблиц и рисунков в отчете по практике
Таблица 2.2.1 - Основные показатели состояния муниципальных предприятий
Показатель | Ед. изм. | Годы | ||
Среднесписочная численность работников | чел. | |||
Средняя численность внешних совместителей | чел. | |||
Инвестиции в основной капитал | млн. руб. | 4787,3 | 7847,0 | 10610,1 |
Число малых предприятий, в расчете на 10000 чел. населения | шт. |
Рисунок 1 - Динамика числа малых предприятий и их доля в общем числе хозяйствующих субъектов за 2007-2009 гг.
Приложение 4.
Матрица анализа внешней среды организации
Вопросы анализа | Балльная оценка взаимодействия организации с внешней средой | ||||||||||||||
1. Рынок | |||||||||||||||
1.1. Хорошо ли организация знает свой рынок? | совсем не знает | не знает | имеет отдаленное представление | хорошо знает | владеет полной и системной информации о состоянии рынка | ||||||||||
1.2. Каковы перспективы развития отрасли? | падение объемов более чем на 5% | падение на 1-2% | без изменений | рост на 1-5% | рост свыше 5% | ||||||||||
1.3. Как изменилась доля организации на рынке? | уменьшилась более чем на 10% | уменьшилось до 10% | без изменений | рост до 10% | рост свыше 10% | ||||||||||
2. Конкуренты | |||||||||||||||
2.1. Сколько конкурентов на рынке? | свыше 20 конкурентов | от 11 до 20 конкурентов | от 5 до 10 конкурентов | от 1 до 5 конкурентов | нет конкурентов | ||||||||||
2.2. Каковы затраты на НИОКР в сравнении с конкурентами в процентном соотношении? | менее 25% | 25% | 50% | 75% | 100% | ||||||||||
2.3. Имеет ли организация конкурентные преимущества? | нет | незначительные | аналогичные с конкурентами | значительные | определяющие лидирующие позиции | ||||||||||
3. Потребители | |||||||||||||||
3.1. Когда в последний раз производилось изучение потребительских предпочтений и удовлетворенностью производимым продуктом? | никогда | более 3 лет назад | 1 год назад | в этом году | в прошлом месяце | ||||||||||
3.2. Отслеживает ли организация социально-экономические изменения в сегментах рынка? | нет | периодически | бессистемно | имеет представление | одно из приоритетных направлений информационного обеспечения принятия решений | ||||||||||
4. Сбыт | |||||||||||||||
4.1. Каковы возможности организации в прогнозировании объемов продаж? | не определяется | определяется с учетом результатов продаж организации прошедшего периода | определяется в сравнении с продажами конкурентов | определяется с учетом тенденций рынка | определяется с применением экономико-математических моделей к накопленной информации | ||||||||||
4.2. Каковы сезонные колебания в отрасли? | непрогнозируемые, существенные | значительные | умеренные | незначительные | без изменений | ||||||||||
4.3. Каковы долгосрочные колебания спроса? | непрогнозируемые, существенные | значительные | умеренные | незначительные | без изменений и негативных последствий | ||||||||||
4.4. Знает ли организация, как потребители получают информацию о продукте? | нет | только для отдельных групп потребителей | имеет представление | часть информации для потребителя подготовлена самой организацией | организация контролирует информационные каналы | ||||||||||
5. Общие тенденции | |||||||||||||||
5.1. Каковы политико-правовые изменения в обществе? | непрогнозируемые, существенные | значительные | умеренные | незначительные | без изменений и негативных последствий | ||||||||||
5.2. Каковы экономические изменения в обществе? | непрогнозируемые, существенные | значительные | умеренные | незначительные | без изменений и негативных последствий | ||||||||||
5.3. Каковы законодательные изменения? | непрогнозируемые, существенные | значительные | умеренные | незначительные | без изменений и негативных последствий | ||||||||||
Сумма баллов: | |||||||||||||||
Примечание: для проектирования профиля взаимодействия организации с внешней средой выделить цветом «зоны ответов», характеризующих деятельность анализируемой организации (строки 1-3 - образец заливки соответствующих ответов):
75 - 50 баллов - проектируемое и эффективное взаимодействие организации с внешней средой;
49 - 30 баллов - взаимодействие с внешней средой встраивается только при возникновении стратегических проблем организации;
менее 29 баллов - взаимодействие с внешней средой спонтанное, не позволяет создать основу для информационного обеспечения принятия управленческих решений.
Приложение 5.
Образец оформления источников списка литературы
Книга одного автора
Стуканов, В. А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля: учеб. пособие для студ. среднего проф. образования / В. А. Стуканов. – М.: Форум, 2004. – 336 с.
Книга двух авторов
Пугачев, В. П. Ведение в политологию: учеб. для студ. вузов / В. П. Пугачев, И. Ю. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 466 с.
Книга трех авторов
Сапронов, Ю. Д. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. среднего проф. образования / Ю. Д. Сапронов, А. Л. Дмитров, А. Ю. Прошин. – М.: Академия, 2003. – 320 с. – (Среднее профессиональное образование).
Книга четырех авторов
В сведениях об ответственности могут быть указаны все авторы или один со словами «[и др.]» – по усмотрению библиографирующего учреждения.
Автоматизированные информационные технологии в экономике / М. И. Семенов [и др.]; под общ. ред. И. Т. Трубилина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 415 с.
Книга пяти и более авторов
Мировая художественная культура: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Г. И. Данилова, А. А. Пашаев, В. Г. Рожновский и др.]. – 2-е изд., перераб. – М.: Интербук, 2000. – 253 с.: ил. – (Московский учебник). – Авт. указаны на обороте тит. л.
Книга без указания авторов на титульном листе
Информатика. Базовый курс: учеб. пособие для техн. вузов / под ред. С. В. Симоновича. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 640 с. – (Учебник для вузов).
История: учеб. пособие для студ. среднего спец. учеб. заведения / П. С. Самыгин [и др.]; отв. ред. П. С. Самыгин. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с. – (Учебники и учебные пособия).
Нормативные документы по стандартизации
Стандарты по библиотечно-информационной деятельности / сост. Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман. – СПб.: Профессия, 2003. – 576 с.
Официальные и законодательные материалы
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе: федер. закон: [принят Гос. Думой 6 марта 1998 г.: одобр. Советом Федерации 12 марта 1998 г.] – 4-е изд. – М.: Ось-89, [2001?]. – 46 с. – (Актуальный закон).
Словари, справочники
Философский энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Гуро. – М.: Инфра-М, 2004. – 578 с. – (Библиотека словарей).
Вечканов, Г. С. Микро- и макро- экономика: энциклопедический словарь / Г.С.Вечканов. – СПб.: Лань, 2000. – 352 с.
Статья из книги, журнала
Боголюбов, А. Н. О вещественных резонансах с неоднородным заполнением / А. Н. Боголюбов, А. Л. Делицын, М. Д. Малых // Вест. Моск. ун-та. Сер. 3. Физика. Астрономия. – 2002. - № 5. – С. 23-25.
Долженко, В. И. На пути совершенствования ассортимента средств защиты растений / В. И. Долженко // Защита и карантин растений. – 2004. - № 8. – С. 20-23.
Электронный источник:
Петров А. С. Специфика налогообложения сделок купли-продажи // Российский экономический Интернет-журнал [Электронный ресурс]: – М.: АТиСО, 2002 – Режим доступа: https://www.e-rej.ru/Articles/2006/Petrov.pdf, свободный. – (Дата обращения: 11.03.2013).
Документы организации:
Устав ОАО «ААА», утвержденный …. 00.00.0000 г. № …
[1] Минимальное количество наблюдений − пять. В качестве объекта наблюдения можно использовать специалиста или менеджера. При обработке данных ФРВ необходимо графически представить результаты по каждому дню наблюдений, а также сводные результаты.
[2] К факторам нерационального использования рабочего времени относят: (1) выполнение работы за подчиненных; (2) скапливающуюся корреспонденцию; (3) отсутствие времени на сбор подчиненных, хотя бы 1 раз в неделю; (4) отсутствие планирования рабочего времени; (5) выполнение заданий подчиненных в спешке и т.п.
[3] К причинам, усугубляющим перегруженность менеджера, можно отнести: малую степень делегирования на местах; неправильно выбранные приоритеты; большую погруженность в решение повседневных дел и т.п.