Ход урока
I. Слово учителя:
«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец!.. И то и другое будет ложно».
Почему герой романа так говорит о себе? Что дало основание сделать такой вывод? Кто же он - герой Лермонтова?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к тексту, потому что именно сам автор может дать самый точный ответ на эти вопросы. Обратимся к тексту повести «Бэла». Дома вы составляли план первой главы. Теперь отберем только те эпизоды, которые являются наиболее важными для понимания характера Григория Печорина.
1. Рассказ Максима Максимыча о Печорине.
2. Печорин и Бэла. (История взаимоотношений до похищения).
3. Печорин и Бэла. Любовь и смерть героини.
4. Печорин на фоне других героев повести.
5. Исповедь Печорина.
6. Пейзажные зарисовки.
II. Анализ художественного текста повестей «Бэла» и «Максим Максимыч»
· Работа в творческих группах (индивидуальные задания для каждой группы)
Класс делится на несколько групп в соответствии с заданием, каждая группа получает задание для текстового исследования определенного эпизода. Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся должны показать хорошее знание текста, привести необходимые цитаты и сделать соответствующий вывод.
1 группа – Рассказ Максима Максимыча о Печорине.
1.Что является связующим звеном между героем и рассказчиком и что разъединяет Печорина и рассказчика?
2. В каких эпизодах черта характера русского человека проявляется у Печорина?
3. Каково отношение Печорина к Бэле?
|
4. Каким видит Печорина именно Максим Максимыч?
5. Что в первую очередь удивляет и что все-таки непонятно Максиму Максимычу в самом Печорине?
6. Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о главных чертах характера героя.
7. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?
2 группа - Печорин и Бэла. (История взаимоотношений двух героев до похищения).
1. Где и при каких обстоятельствах Печорин впервые увидел Бэлу?
2. Какое впечатление произвели они друг на друга в момент первой встречи?
3. Каковы последствия подслушанного разговора Казбича и Азамата?
4. Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о характере героя.
5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?
2 группа - Печорин и Бэла. Любовь в жизни Печорина.
1. Как Бэла оказалась в крепости, в которой служил Печорин?
2. Каким было поведение Бэлы в первые дни после своего похищения?
3. Каким образом Печорин добивался любви Бэлы?
4. Почему Бэла все-таки ответила Печорину взаимностью? (обязательно обратите внимание на описание прекрасных глаз Бэлы, данное Максим Максимычем).
5. Каким предстает перед читателем Печорин в этих главах? Сделайте вывод о характере героя.
6. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?
3 группа - Печорин и Бэла. Смерть героини. 1. Почему Печорин так быстро охладел к Бэле? Как это проявлялось в его отношениях к девушке? (Процитируйте слова героя)
2.Как Бэла погибла?
3. Чем можно объяснить поведение Печорина после смерти Бэлы? С какой стороны это его характеризует?
|
4. Каким показывает Лермонтов своего героя? Сделайте вывод о характере героя.
5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?
5 группа – Григорий Печорин в кругу других других героев повести.
1. Какими предстают перед читателем Казбич и Азамат? Что можно сказать об особенностях их характера?
2. Как ведет себя Печорин в конфликте с Казбичем? Как это его характеризует?
3. Какую роль сыграл Печорин в судьбе Азамата?
4. Сделайте вывод о характере героя, сравнив его с Казбичем и Азаматом.
5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?
6 группа - Исповедь Печорина. Чтение фрагмента со слов: «Послушайте, Максим Максимыч…»
1.Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их.
2.В чем, по мнению самого Печорина, причина его скуки и разочарования?
3. Что роднит Печорина с главным героем романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
4. Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?
5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?
(В своем монологе Печорин словно открывает свой внутренне Я: удовольствия жизни, любовь, чтение – ничто никогда не приносило ему удовлетворения. Однако ему присуща неуемная и ненасытная жажда нового, «воображение беспокойное», «сердце ненасытное». Собираясь в свое дальнее путешествие, он ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог».)
7 группа - Роль пейзажных зарисовок в повести.
1. Выберите наиболее яркие на ваш взгляд пейзажные зарисовки.
|
2. Обратите внимание на то, какие картины природы выбирает М.Ю. Лермонтов для своего описания?
3. Какова связь созданных автором пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой самого произведения?
(Величавые картины горной природы наполнены лиризмом, ощущением необыкновенной красоты и поэтичности окружающего мира. На фоне полной гармонии, присутствующей в природе, ярко оттеняется разлад с жизнью и беспокойство самого Печорина. Кроме того, величественность и мятежность красивых кавказских пейзажей ярко и значимо не только подчеркивают, но и усиливают мятежность лермонтовского героя, его гордый дух.)
8 группа – Образ Григория Печорина в повести «Максим Максимыч»
1. Перескажите сцену встречи Печорина и Максима Макимыча.
2. От имени кого ведется повествование в этой части романа?
3. Каким видит рассказчик Григория Печорина в момент встречи с Максимом Максимычем?
4. Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
5. Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.
6. Какое впечатление производит Печорин на читателя?
III. Обобщение учителя
В первой и второй повести, начинающей роман, главный герой Печорин предстает человеком, воплощающим в себе противоречивые качества. Характер Печорина остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. В первой повести герой описан через восприятие рассказчика – немолодого штабс-капитана, который в силу целого ряда причин не способен объяснить характера и поступков Печорина. Во второй повести мы видим Печорина глазами совершенно постороннего человека. И у него возникает много вопросов при попытке объяснить некоторые поступки героя.
Мы также сегодня попробовали сами разобраться в характере главного героя.
IV. Рефлексия
Давайте попробуем выразитьсвое видение героя в синквейне.
заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
V. Домашнее задание.
1. Напишите эссе «Первое знакомство с Печориным»
2. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» - читать