Последняя треть XIX века ознаменовалась быстрым ростом промышленности и ее концентрацией, крупными техническими открытиями и изобретениями. Были изобретены двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, дизель, т.е. новые виды силовых установок для промышленности и транспорта. В химической промышленности было освоено производство серной кислоты и соды. Мощным толчком технического прогресса явилось изобретение электродвигателя и внедрение электричества в производство. На смену паровой энергии постепенно приходит электрическая. Экономический прогресс обусловливался в первую очередь научными и техническими открытиями. Исследователи называют это явление второй после промышленного переворота технологической революцией.
За небольшой отрезок времени (1871 – 1913 гг.) объем мирового производства возрос более чем втрое, объем промышленной продукции - в пять, а оборот мировой торговли - в четыре раза. Протяженность железных дорог в мире возросла в пять раз и превысила 1 млн. км. Строятся корабли из стали, возрастает их водоизмещение и скорость. Совершенствуется военная техника. Начинается гонка вооружений. Появляются новые отрасли промышленности: станкостроение, электротехническая, автомобилестроение и самолетостроение. Рыночные отношения совершенствуются и переходят в монополистическую стадию. Усиливается неравномерность экономического развития отдельных стран. В 1870 г. удельный вес Англии в мировом промышленном производстве составлял почти 32 %, США - 23, Германии – 13, Франции – 10; в 1913 г. соответственно 14, 35,8, 16 и 6,4 %. В 1890 – 1913 гг. среднегодовые темпы роста промышленности составляли в Англии 2,1 %, во Франции – 2,6 %, в Германии – 4,1 %, в США – 4,2 %.
|
Растущая концентрация наблюдается не только в производстве, но и в банковской сфере. Сформировалась финансовая олигархия – несколько сотен богатейших семейств, сосредоточивших в своих руках властные экономические и политические рычаги. Одной из отличительных черт новой эпохи стал вывоз капитала в другие страны. Неравномерность развития, переход от «свободного» домонополистического капитализма к господству монополий лежал и в основе экономических и социально–политических процессов последней трети XIX в. - начала XX в.
В рассматриваемый период Англия теряет ведущую роль в мировом промышленном производстве. В 70-х годах она выпускала одну треть мировой промышленной продукции, а к 1914 году этот показатель уменьшился более чем в два раза. Относительное отставание было связано с быстрым старением промышленного оборудования. В Англии наблюдается более медленное развитие новейших отраслей промышленности. Английские предприниматели рассчитывали на дешевое сырье и рабочую силу колоний, поэтому промышленная перестройка затронула Англию в меньшей мере, чем другие страны. Монополии в Англии стали возникать на 10-15 лет позже, чем в других странах. Прибыли от промышленности снижались, но возрастали доходы от капиталов, вложенных в колонии.
Англия сохраняла ведущую роль в мировой торговле, судостроении и судоходстве, оставалась мировым банкиром. С 70-х годов наблюдался кризис в сельском хозяйстве. Английское зерно не могло конкурировать с более дешевым американским. К 1913 году посевные площади под пшеницей сократились вдвое. Преобладающей отраслью сельского хозяйства становится животноводство. К 1913 г. в аграрном секторе Англии было занято 8 % активного населения. Сельское хозяйство переводилось на индустриальную основу путем внедрения машин и применения минеральных удобрений. Шел процесс концентрации фермерских хозяйств. Сельское хозяйство стало играть подчиненную роль в экономике. Англия все более теряла свою собственную аграрную базу и превращалась в мирового импортера сырья и продовольствия.
|
Отставая по темпам промышленного развития от США и Германии, Англия отставала и по темпам концентрации и монополизации производства. Тем не менее, изменения в технике, технологии и методах организации производства не обошли стороной и экономику Англии. Большую роль стали играть колониальные монополии по добычи руд цветных металлов, нефти, выращиванию различных тропических культур. В начале XX в. был создан англо-голландский нефтяной трест «Ройял Датч-Шелл», добывавший до 13 % мирового объема нефти. Кредитно-банковская система в полной мере соответствовала мировому уровню. Лондонский денежный рынок был всемирным финансовым центром. Английский фунт стерлингов играл роль международных денег, был расчетной единицей в мировых торговых сделках. Экономическая мощь Англии сместилась из производственной сферы в кредитно-денежную. Несмотря на замедление темпов экономического роста, Англия оставалась высокоразвитой страной.
На промышленное развитие Франции большое влияние оказало поражение в войне с Пруссией.Франция понесла огромные материальные убытки и потеряла две важные в промышленном и стратегическом отношении провинции. Значительный спад в экономике привел к тому, что по объему промышленного производства к началу ХХ в. Франция переместилась со второго на четвертое место в мире. По концентрации производства и по уровню технического оснащения предприятий Франция значительно отстала от стран с молодой рыночной экономикой. В конце XIX в. из 3,3 млн. промышленных рабочих около 40 % трудились на мелких предприятиях с числом рабочих до десяти человек. Мелкие предприятия, которые специализировались на производстве потребительских товаров и предметов роскоши, не нуждались в техническом переоснащении. Высокая концентрация производства наблюдалась только в тяжелой промышленности, особенно в металлургии и горнодобывающей. Темпы роста французской металлургии были высокими, но по абсолютному производству она далеко отставала от США и Германии. В 1913 г. выплавка чугуна составила 5,2 млн. тонн, а выплавка стали 3,8 млн. тонн. Больших успехов достигло машиностроение, и с 1905 г. по 1912 г. экспорт машин удвоился.
|
Высокое развитие получила военная промышленность. Франция производила боевые самолеты, скорострельные пушки, подводные лодки. Много военной техники шло на экспорт. Основную массу вооружения производила фирма Шнейдера. В автомобильной промышленности господствовали компании «Рено» и «Пежо». Во Франции преобладали такие типы монополий, как картели и синдикаты. К примеру, металлургический синдикат «Комитэ дефорж» объединял 13 крупнейших металлургических заводов.
Во Франции острую проблему для экономики создавала низкая рождаемость населения: с 1870 г. по 1913 г. численность населения не возрастала. Экономика страны имела аграрно-индустриальный характер. В сельском хозяйстве было занято около 40 % населения. Преобладало мелкое парцеллярное производство крестьян, производительность труда в сельском хозяйстве была в два раза ниже, чем в Англии. С конца XIX в. усиливается процесс концентрации земельной собственности, возникают крупные фермы капиталистического типа. Происходило слияние капитала в сфере производства, переработки сельскохозяйственной продукции и в сфере обращения. Предприниматели стремились создать свою собственную сырьевую базу, что положительно влияло на рост производства и повышение производительности труда.
Франция имела много колоний, но они играли незначительную роль в ее экономике. В период вступления Франции в монополистическую стадию развития ее экономике были присущи ссудно-ростовщические черты. Финансовый капитал Франция размещала в других странах. За 1870-1913 гг. промышленное производство во Франции выросло в три раза, а экспорт капитала – в 6 раз. Вывоз ссудного капитала за границу превращал Францию в страну-рантье, которая получала большие проценты по своим вкладам. Францию называли «ростовщиком Европы». Иностранным государствам французский капитал предоставлялся в виде ссуд и займов.
Таким образом, что во Франции конца XIX – начала ХХ вв. промышленная база была недостаточной, уровень концентрации производства невысоким, эффективность аграрного сектора низкой, но финансовый капитал, имеющий ростовщический характер, достиг наивысшего уровня развития.
В 70-е годы в экономическом развитии Германии произошел коренной перелом. Начинался период промышленного скачка. По уровню промышленного развития Германия вышла на первое место в Европе и на второе в мире к началу первой мировой войны. Причины этого явления заключались прежде всего в объединении Германии в единое государство.
Значительное влияние на экономический рост оказала победа во франко-прусской войне. На захваченных у Франции территориях создавалась мощная база металлургической и химической промышленности. Более позднее завершение промышленного переворота давало Германии ряд преимуществ, обусловило введение наиболее современной техники, а недостаток капиталов компенсировался всесторонним вмешательством государства в развитие экономики. Германия почти не имела колоний и завоевывала внешний рынок, используя демпинг при высоких ценах на внутреннем рынке.
Наибольшие успехи в развитии сделала тяжелая промышленность Германии. В металлургии был успешно освоен мартеновский процесс производства железа. В Германии в большом количестве стали производить минеральные удобрения и синтетические красители, появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания, электрические моторы, трамвай, электрифицированные железные дороги. Протяженность железных дорог увеличилась в 33 раза и составила в 1914 г. почти 60 тыс. км. В конце XIX в. происходил завершающий этап промышленного переворота, начиналась индустриализация, развивался монополистический капитализм. Для Германии была характерна экономическая политика милитаризма. Создавая новую мощную армию, государство увеличивало военные расходы, активно вмешивалось в экономику.
В результате промышленного переворота в Германии ведущие позиции в промышленности занимали новейшие отрасли – электротехническая, алюминиевая, химическая, машиностроительная, металлургическая, угледобывающая. Акционерный капитал направлялся в первую очередь в эти отрасли. Легкая и пищевая промышленности развивались медленнее, что было связано с узостью внутреннего рынка и жесткой конкуренцией на внешнем рынке. Удельный вес сельского хозяйства в экономике снижался. В крупных юнкерских имениях применяли машины, химические удобрения, сложные севообороты, что означало интенсификацию земледелия. Однако в деревне сохранялось много пережитков крепостничества, батраки и мелкое крестьянство имели низкий уровень жизни.
В Германии была более высокая степень концентрации производства и капитала, чем в Англии и Франции. Образование монополий происходило быстрее и раньше. Для Германии были характерны такие типы монополий, как картели и синдикаты. Крупнейший Рейнско-Вестфальский угольный синдикат контролировал 50 % германской добычи угля, в химической промышленности доминировало объединение «И.Г. Фарбениндустри», в электротехнической - АЭГ и «Сименс», в производстве вооружений - монополия Круппа. В 1913 г. гигантский концерн Круппа имел 80 тыс. рабочих. Эта военная корпорация имела свои шахты, металлургические заводы, судостроительные верфи и машиностроительные предприятия. Она пользовалась всемерной поддержкой государства и являлась примером сращивания юнкерского государственного аппарата с крупнейшими предприятиями.
Не меньшей была и концентрация банковского капитала. Накануне первой мировой войны девять крупнейших берлинских банков сосредоточили в своих руках более половины всех вкладов. Крупные банки имели множество филиалов. Вывоз германского капитала за 1900-1913 гг. увеличился более, чем в три раза. По вывозу капитала Германия занимала третье место в мире. В конце XIX - начале ХХ вв. экономика Германии развивалась довольно быстрыми темпами, вторая техническая революция происходила одновременно с завершением промышленного переворота. В экономике Германии произошли важные структурные изменения. По объему промышленного производства Германия вышла на второе место в мире. Удельный вес ее в мировой промышленности составлял 16,5 %.
С 70-х годов XIX в. до первой мировой войны в США наблюдались самые высокие темпы экономического развития за всю предшествующую историю страны.Объем промышленной продукции увеличился в девять раз, а инвестиции - более, чем в двенадцать.
В промышленном производстве произошли значительные структурные сдвиги. Лидировали отрасли тяжелой промышленности. Новые отрасли (сталелитейная, электротехническая, нефтедобывающая, добыча природного газа, автомобилестроение, машиностроение) превратили США в мирового лидера. Грандиозные технические сдвиги в машиностроении способствовали созданию массового производства. Стандартизированное, массовое поточное (конвейерное) производство впервые сложилось в автомобильной промышленности, на заводах Г. Форда. В 1913 г. в США производили 38 % мировой промышленной продукции. По этому показателю США прочно заняли первое место в мире и удерживают его до сих пор.
Подобный экономический рост был обусловлен рядом факторов. В гражданской войне 1861 – 1865 гг. победу одержали Северные штаты, что снимало все барьеры на пути развития рыночных отношений. США обладали огромными запасами природных богатств – полезными ископаемыми, лесными и водными ресурсами, плодородными почвами. Американский фермерский путь развития капитализма в сельском хозяйстве обеспечивал большой платежеспособный внутренний рынок. За последние тридцать лет XIX в. в США переселились четырнадцать миллионов эмигрантов. В 1913 г. в стране проживало более 96 млн. человек. Резкий скачок произошел в железнодорожном строительстве. В 1913 г. США имели 411 тыс. км железнодорожных путей, что составляло почти половину всех железных дорог в мире. Важнейшее значение имело широкое использование электроэнергии. В 1913 г. общая мощность электростанций составила 5 млн. кВтч, а в Англии, Германии и Франции вместе взятых – около 3 млн. кВтч.
США находились вдали от своих основных европейских конкурентов, что позволяло им экономически господствовать на всем американском континенте. Американское правительство проводило экономическую политику, направленную на всемерную поддержку монополий и отечественных предпринимателей, а также на привлечение иностранного капитала. Развитие американской экономики происходило за счет концентрации и централизации производства и капитала, создания монополий, усиления роли банков и финансового капитала. Эти процессы происходили в США в более завершенном виде, чем в других странах. Америка стала страной трестов – высшей формы монополий. Нефтяной трест Дж. Рокфеллера «Стандарт Ойл» контролировал почти всю нефтяную промышленность. В сталелитейной промышленности мощное объединение создал Э. Карнеги. Он продал свою компанию Дж. Моргану, который возглавлял самый мощный в мире «Стальной трест» с капиталом в 1,4 млрд. долларов. Половину всех автомобилей США производили на заводах Г. Форда. «Дженерал электрик компани» была крупнейшей корпорацией в электротехнической промышленности.
В американском сельском хозяйстве происходит рост интенсивности и производительности труда. К 1900 г. площадь обрабатываемых земель возросла вдвое, составив 415 млн. акров. В сельском хозяйстве было занято 10,4 млн. человек - примерно столько же, сколько в промышленном производстве. В начале ХХ в. фермеры использовали тысячи тракторов, комбайнов, автомобилей. В сельскохозяйственное производство широко внедрялись достижения науки. Происходила специализация. Правительство оказывало помощь фермерам. К 1913 г. сбор пшеницы увеличился в 2,9 раза, а хлопка в три с половиной раза. Производительность труда в сельском хозяйстве возросла в два с половиной раза.
Рост промышленного и сельскохозяйственного производства обусловил расширение американского экспорта. Стоимость вывоза товаров превышала стоимость ввоза. США стали вывозить продукцию отраслей тяжелой промышленности, машиностроения, медь, нефть, металл. Хлопок и зерно продавались всем европейским странам. Значительно активизируется экспорт капиталов США. Особенно выгодными были инвестиции в слаборазвитые страны, где было дешевое сырье, земля и низкая заработная плата. США осуществляли грабеж природных богатств всей Латинской Америки и устанавливали свой контроль над экономикой многих стран. Так называемые «банановые республики» стали аграрно-сырьевым придатком США. Соединенные Штаты вступили на путь колониальных захватов, используя военную силу и экономическую мощь.