Число работников | Величина выпуска товара, ед. | Маржинальный продукт труда | Маржинальный денежный продукт труда | Заработная плата | Цена товара |
Предположим, что работник нанимается за месячную заработную плату, равную 200 руб. Фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияние на величину заработной платы из-за незначительности ее размеров. Поэтому она нанимает неограниченное число работников при неизменном уровне заработной платы.
Фирма будет нанимать работников до тех пор, пока заработная плата не сравняется с маржинальным денежным продуктом труда. Превышение заработной платой маржинального денежного продукта приводит к убыткам. Таким образом, маржинальный денежный продукт определяется величиной производительности труда и ценой товара, который производится трудом, и он, в свою очередь, определяет величину спроса на труд.
При заработной плате в 200 руб. фирма будет использовать труд трех работников. Условием найма работников является равенство заработной платы и маржинального денежного продукта труда.
Величина спроса на труд определяется только изменениями величины предельного денежного продукта. Спрос на труд зависит от изменения неденежных факторов, к числу которых относятся:
- • изменение в спросе на продукт, производимый данным видом труда. Кривая спроса на труд сдвигается в том же направлении, в каком изменяется спрос на продукт;
- • изменение в производительности, зависящее от количества и качества прочих факторов производства, используемых трудом;
- • изменение цен на другие ресурсы. Различаются взаимозаменяемые и взаимодополняемые ресурсы. К числу взаимозаменяемых ресурсов относятся труд и капитал; металл, дерево, стекло; кофе и чай. В случае с взаимозаменяемыми ресурсами возникают эффекты замещения и объема выпуска. Рост заработной платы вынуждает фирму замещать труд капиталом. В этом случае фирма встречается с эффектом замещения.
Повышение цены на один из ресурсов увеличивает спрос на другой ресурс. Повышение издержек на труд приводит к сокращению выпуска продукции. Фирма уменьшает спрос на капитал несмотря на потребность в замещении труда капиталом. В этом случае возникает эффект объема выпуска. Если эффект объема выпуска превышает эффект замещения, спрос на капитал уменьшится.
|
К числу взаимодополняемых относятся станок—оператор, автомобиль—бензин, кофе—сливки. Если ресурсы взаимодополняемые, повышение цены на один из них приводит к падению спроса на другой. В случае изменения цен спрос на взаимодополняемый ресурс двигается в противоположном направлении.
Величина предложения труда отличается от понятия предложение труда. Первая определяется единственным денежным фактором — ценой труда. Изменение цены труда вызывается неценовыми факторами. К числу таких факторов относятся изменения цен факторов, ожиданий продавцов, производительности труда, а также в государственном регулировании бизнеса (в налогах, субсидиях и т.д.).
Производственная деятельность фирмы предполагает приобретение ею необходимых ресурсов (природных, трудовых, материальных, финансовых), которые реально вовлечённые в процесс производства, выступают как факторы. Поэтому, рынки, на которых происходит продажа-купля ресурсов (факторов), называются рынками ресурсов (факторов производства). Они включают рынок земли (природные ресурсы), рынок труда и рынок капитала. На этих рынках действуют те же законы, что и на потребительском рынке, но каждый рынок имеет свою специфику.
|
На рынках ресурсов (факторов производства) покупателями в основном выступают фирмы и государство, а продавцами — государство и домашние хозяйства (собственники ресурсов).
Важная особенность цен на ресурсы заключается в том, что, с одной стороны, отих уровня зависят расходы предприятий на приобретение факторов производства, а с другой — они выступают основным фактором, который определяет доходы собственников ресурсов в форме ренты, заработной платы, процента и прибыли. Цены на ресурсы в рыночной экономике формируются под влиянием спроса и предложения.
Главная особенность спроса на ресурсы состоит в том, что он имеет производный характер, т.е. зависит от спроса на готовые товары и услуги, которые производятся с помощью данных ресурсов. Поэтому чем выше спрос на конечную продукцию, тем выше спрос на ресурсы, необходимые для ее выпуска.
Кроме того, спрос на ресурсы со стороны отдельной фирмы определяется ценами на них. Средства, затрачиваемые на покупку ресурсов, входят в издержки производства. Поэтому фирма стремится использовать ресурсы в таком количестве и сочетании, которое позволяет ей минимизировать издержки и максимизировать прибыль.
Спрос на ресурсы также зависит от их отдачи или производительности, которая подвержена действию закона убывающей отдачи факторов производства. Поэтому фирма будет расширять применение ресурсов до тех пор, пока от каждого дополнительного ресурса доход увеличивается в большей степени, чем издержки.
|
Рассмотрим спрос на ресурсы отдельной фирмы на конкурентном рынке факторов производства в краткосрочном и долговременном периодах. Конкурентный рынок факторов производства — это рынок, на котором имеется такое большое количество продавцов и покупателей ресурсов, что отдельный продавец или покупатель не может влиять наихрыночную цену. Как покупатели, так и продавцы ресурсов могут свободно принимать решения о входе и выходе с этого рынка.
Когда фирма в условиях совершенной конкуренции решает вопрос о покупке дополнительной единицы ресурса она прежде всего оценивает ее возможное влияние на доход. Предположим, что фирма в краткосрочном периоде использует только один переменный ресурс—труд (L). Чем больше его затрачивается в процессе производства, тем больше продукции выпускает фирма. Прирост выпуска продукции в физических единицах, обеспеченный за счет увеличения использования переменного ресурса на одну единицу, называется предельным продуктом (МР ). Изменение дохода фирмы за счет приобретения дополнительной единицы переменного ресурса называется предельной доходностью ресурса (MRP). Выгода от найма каждого рабочего зависит от размеров предельного продукта и добавочного дохода, который может быть получен в результате продаж дополнительной единицы продукции. Следовательно, предельная доходность ресурса (доход от предельного продукта ресурса) определяется как произведение предельного продукта ресурса и предельного дохода от продажи дополнительной единицы продукции. В нашем примере доход от предельного продукта ресурса труда (MRPL) равен:
MRPL=MPL ´ MR,
где МРL — предельный продукт ресурса труда;
MR — предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции.
Определение предельной доходности ресурса позволяет фирме оценить эффективность использования дополнительных единиц ресурса.
Предельную доходность ресурса можно рассчитать и по-другому. Предельный продукт (MPL) — это дополнительная продукция, связанная с наймом дополнительной единицы труда , а предельный доход фирмы (MR) — это дополнительный доход, полученный от продажи добавочного объема продукции . Доход от предельного продукта ресурса труда может быть определен по следующей формуле:
Данное уравнение показывает изменение общего дохода, связанное с изменением количества единиц ресурса — труда. С ростом количества труда, вовлеченного в производство, величина предельной доходности убывает. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, по мере роста объема выпускаемой продукции сокращается предельный доход. Во-вторых, величина самого предельного продукта начинает уменьшаться согласно действию закона убывающей отдачи факторов производства. Это обуславливает ниспадающий характер предельной доходности ресурса (MRPL) (рис. 8.1.).
Показатель стоимости предельного продукта ресурса (VMPL) определяется путем умножения предельного продукта ресурса на цену, по которой продана дополнительная продукция:
VMPL = MPL ´ P,
где Р — цена продукции фирмы.
На совершенно конкурентном рынке цена продукции равна предельному доходу (Р = MR).Отсюда стоимость предельного продукта ресурса будет равна предельной доходности ресурса при любом объеме его использования (VMPL = MRPL). Стоимость предельного продукта труда показывает ценность продукции, произведенной дополнительными работниками и проданной на рынке, что, в конечном счете, соответствует спросу на труд.
Концепция предельной доходности может быть применена к процедуре найма фирмой рабочих. Предельная доходность продукта показывает, сколько фирма готова заплатить, чтобы нанять дополнительного рабочего. Перед принятием решения об использовании в производстве дополнительного количества единиц труда фирма всегда сравнивает возможный доход с издержками, т.е. оценивает прибыль. Прирост общих издержек фирмы за счет введения в производство дополнительной единицы переменного ресурса называется предельными издержками на ресурсы (MRC). Когда фирма нанимает работника на совершенно конкурентном рынке труда, то предельные издержки на каждый человеко-день труда будут равны ежедневной заработной плате (MRCL = W).
Следовательно, изменение прибыли от привлечения дополнительной единицы труда составит:
Dприбыли = Dвыручки - Dиздержек = МРL ´ Р - W.
Прибыль достигнет максимума, когда ее прирост будет равен нулю. Спрос фирмы на ресурс определяется равенством:
МРL ´ Р = W.
Величина предельной доходности труда показывает конечный результат привлечения одного дополнительного работника. Однако наем этого работника одновременно увеличивает и издержки на величину его заработной платы. Следовательно, чистый эффект привлечения дополнительного работника, влияющий на объем прибыли фирмы, определяется как разность предельной доходности ресурса и размера заработной платы дополнительного работника:
MRPL - MRCL = MRPL - W.
Существует правило использования ресурсов: прибыль фирмы увеличивается за счет привлечения дополнительных единиц ресурса вплоть до того момента (точка К на рис. 8.2), когда доход от предельного продукта ресурса будет равен предельным издержкам ресурса: MRP = MPC.
Правило использования ресурсов приводит к функции производственного спроса фирмы на каждый ресурс. Изменение цены ресурса вызывает как эффект замены, когда фирма заменяет дорогие ресурсы более дешевыми, так и эффект выпуска — увеличивается выпуск продукции, когда цена ресурса снижается, и сокращается, когда ценаресурса растет.
Кривая спроса на ресурс со стороны фирмы показывает, как изменяется объем потребленных фирмой ресурсов при изменении цен на них (при прочих равных условиях). Существует обратная зависимость между ценой ресурса — заработной платой, и количеством нанимаемых работников, чтоявляется следствием снижения предельного продукта труда по мере использования все большего объема этого ресурса в краткосрочном периоде. Фирма нанимает работников до тех пор, пока реальная заработная плата не станет равна предельной доходности ресурса. Таким образом, кривая спроса на ресурсы (DL) в условиях совершенной конкуренции совпадает с кривой предельной доходности ресурса (МRРL) и имеет ниспадающий характер (рис. 8.2).
Выделяют индивидуальный, отраслевой и рыночный спрос на ресурс. Различные предпринимательские фирмы самостоятельно принимают решения об объеме индивидуального спроса на ресурс и их действия могут остаться не замеченными со стороны отдельных покупателей. Отраслевой спрос — это сумма объемов спроса на ресурс со стороны отдельных фирм, относящихся к одной отрасли. Рыночный спрос на ресурс представляет собой сумму объемов спроса на ресурс со стороны всех отраслей, при любой цене на него.
Через ценовой механизм рынок информирует об изменении спроса на каждый экономический ресурс. С динамикой цен тесно связана эластичность спроса на ресурс по цене, характеризующая степень изменения спроса на ресурс при изменении его цены. Соответствующий коэффициент эластичности спроса на ресурс по цене Ea. определяется, как частное от деления процентного изменения спроса на ресурс к процентному изменению цены ресурса:
,
где %DQ — процентное изменение спроса на ресурс;
% DР — процентное изменение цены ресурса;
Q1 и Q0 — спрос на ресурс в данном и базисном периодах;
Р1 и Р0 — цена на ресурс в данном и базисном периодах.
Различают следующие этапы эластичности:
· единичная эластичность, когда на каждый процент изменения цены объём спроса изменяется соответственно на 1% (Еa=1);
· эластичный спрос, когда объём спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в процентах (Еa>1);
· неэластичный спрос, когда объём спроса в процентах изменяется медленнее, чем изменяется цена в процентах (Еa<1);
· совершенно неэластичный спрос, когда объём спроса не изменяется при любом изменении цены (Еa=0);
· бесконечно эластичный спрос, когда объём спроса может изменяться до бесконечности при неизменном изменении цены (Еa=¥).
На эластичность спроса на ресурс по цене влияют следующие факторы:
1) изменение предельной доходности ресурса. Если предельная доходность снижается медленно, то спрос на ресурс относительно эластичен;
2) взаимозаменяемость ресурсов. Если данный ресурс может быть легко заменен другим, спрос на него будет относительно эластичным;
3) доля ресурса в издержках фирмы. Чем большую долю данный ресурс занимает в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса на него;
4) эластичность спроса на готовую продукцию. Чем выше эластичность спроса на готовую продукцию, тем выше эластичность спроса на ресурс;
5) структура рынка готовой продукции. При совершенной конкуренции эластичность спроса фирмы на ресурс будет выше, чем в условиях несовершенной конкуренции.
Сдвиг кривой рыночного спроса на ресурс происходит в результате влияния неценовых факторов:
1) изменение спроса на готовую продукцию, в производстве которой используется данный ресурс, приводит к изменению спроса на него в том же направлении;
2) изменение производительности. При прочих равных условиях изменение производительности труда приводит к однонаправленному изменению кривой спроса на труд;
3) цены на другие ресурсы. Если снижается цена на заменитель данного ресурса, то это приведет к снижению спроса на данный ресурс. Если два ресурса дополняют друг друга, то снижение цены на один из них повысит спрос на другой;
4) изменение в технологии производства. Ресурсосберегающие технологии способствуют экономии применяемых ресурсов, снижению их потребления и в конечном счете уменьшают спрос на эти ресурсы.
Предложение ресурсов (факторов производства) — это то их количество, которое может быть представлено на рынке в определенное время и по определенным ценам. Предложение факторов производства обусловливается их ограниченностью, редкостью, определяется спросом на них и зависит от специфики каждого ресурса.
Предложение каждого фактора производства имеет различную эластичность, что также связано со степенью ограниченности ресурсов. Например, предложение на рынке земли обычно неэластично, так как площадь суши практически не изменяется. Предложение на рынке сырья имеет более эластичный характер, так как периодически находятся взаимозаменяемые виды сырья и материалов (синтетический каучук, синтетические волокна и т.п.).
Кривые предложения ресурсов для отрасли с постоянными издержками (S) всегда совершенно эластичны при их рыночной цене (рис. 8.3).
Такие отрасли приобретают небольшую долю ресурсов. Поэтому увеличение с их стороны спроса на факторы производства при прочих равных условиях почти не оказывает влияния на рыночные цены ресурсов.
Отрасли с растущими издержками покупают значительные объемы определенных ресурсов. Поэтому при увеличении масштабов производства цены на ресурсы растут. Кривые предложения этих ресурсов (S) имеют восходящий наклон.
Кривая рыночного предложения ресурсов в кратковременном периоде также имеет восходящий характер (рис. 8.4).
Фирма заинтересована не в наибольшем объеме выпускаемой продукции, а в таком, который обеспечит максимальную прибыль. Максимизирующее прибыль количество ресурсов труда, используемых фирмой, определяется точкой пересечения кривыхих предложения и спроса.
На рис. 8.5 проиллюстрирован механизм установления рыночного равновесия на рынке ресурсов. Кривая спроса, например, труда, DL, совпадает с кривой МRР1. Спрос на труд повышается по мере того, как ставка заработной платы понижается. Поскольку рынок труда совершенно конкурентен, фирма может нанять столько рабочих, сколько она пожелает при рыночной зарплате. Поэтому кривая предложения трудовых ресурсов (S) является горизонтальной линией и совпадает с кривой предельных издержек (МRС).
Фирма может купить любые ресурсы по рыночным ценам. Поскольку цена единицы продукта и предельный доход на совершенно конкурентном рынке продукции равны, постольку и цена на ресурсы и предельные издержки на ресурсы также равны (Р = MRC). Принцип выбора фирмой количества используемого ресурса аналогичен принципу определения оптимального объема выпуска. Фирме выгодно увеличивать количество используемых ресурсов до точки К, где их предельная доходность равна предельным издержкам (MRP = MRC).
В условиях несовершенной конкуренции покупатель или продавец могут оказывать влияние на цены ресурсов. Предельная доходность ресурса в условиях совершенной конкуренции уменьшается по одной причине: снижается предельный продукт. В условиях несовершенной конкуренции MRP убывает по двум причинам: уменьшается предельный продукт и падает цена на него. В результате кривая предельной доходности (МRР2) имеет больший угол наклона, т.е. менее эластична, чем кривая предельной доходности ресурсов в условиях совершенной конкуренции (MRP1)(рис. 8.5).
В долгосрочном периоде все используемые фирмой ресурсы являются переменными. Предположим, что фирма применяет три фактора производства: труд, капитал и землю. Она максимизирует прибыль, увеличивая применение каждого из факторов производства до того момента, когда предельная доходность равна предельным издержкам ресурса, т.е. должны быть выполнены следующие три условия:
МРL ´ MR = W или MRPL = W;
МРK ´ MR = rК или MRPК = rК;
МРЗ ´ MR = rЗ или MRPЗ = rЗ,
где МРL, МРК, МРЗ — предельный продукт труда, капитала и земли;
MR — предельный доход от использования ресурсов;
W, rК, rЗ — заработная плата, процент, земельная рента.
Поскольку заработная плата, процент и земельная рента представляют собой цены на соответствующие ресурсы, то фирма-производитель из множества вариантов делает выбор, принимая во внимание как производительность ресурсов, так и цены на них. Фирма минимизирует издержки производства при условии, когда достигается равенство отношений предельной доходности каждого ресурса ких ценам:
Очевидно, что данное равенство вытекает из предыдущих. Логично, что фирмы-производители будут замещать более дорогие ресурсы более дешевыми, а менее производительные — более производительными. Существует правило наименьших издержек: процесс замещения факторов производства происходит до того момента, когда последняя денежная единица, истраченная на каждый ресурс, даст одинаковый предельный продукт.
Минимизация издержек является необходимым, но не единственным условием максимизации прибыли. Как известно, выпуск продукции с максимальной прибылью достигается при условии равенства предельного дохода предельным издержкам (MR = МС).
У фирмы может быть несколько объемов выпуска, при которых ее издержки будут минимальными. Но только при одном объеме выпуска она может получить максимальную прибыль. Правило максимизации прибыли гласит: любая фирма, максимизирующая прибыль приобретает ресурсы на конкурентных рынках в таком сочетании, чтобы каждый вводимый фактор производства использовался до того момента, когда его цена станет равна его предельной доходности:
РК = MRPК; РL = MRPL; PЗ = MRPЗ
Преобразуем равенства, разделив их обе части на РК, РL и РЗ. Получим следующее равенство:
Это равенство отражает условие получения фирмой максимальной прибыли. В этом случае фирма полностью использует все возможности факторов производства.
Согласно теории предельной производительности все владельцы ресурсов получают вознаграждение в соответствии со своим вкладом в производство продукции. На первый взгляд распределение доходов осуществляется вполне справедливо, однако здесь необходимо учитывать два аспекта. Во-первых, распределение дохода характеризуется значительным неравенством из-за неравенства в распределении производственных ресурсов, поскольку у всех членов общества разные способности, а некоторые из них и вообще не в состоянии участвовать в производстве и получать доходы. Кроме того, согласно теории предельной производительности собственники ресурсов получают их часть по наследству, соответственно и доход от унаследованной собственности на ресурсы находится в противоречии с принципом "каждому в соответствии с тем, что он создает".
Во-вторых, теория предельной производительности основывается на предположении о конкурентных рынках. В действительности же в силу существующей на рынке ресурсов монополии и монопсонии ставки заработной платы и цены на другие ресурсы не отражают вклада факторов производства в выпуск продукта. Представляется, что в любой национальной экономике должны быть подсистемы, призванные регулировать распределение в соответствии с принципами социальной справедливости (налоговая, фискальная политика, принципы наследования и т.д.).
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКАХ РЕСУРСОВ
Для производства любого товара фирма должна сначала приобрести необходимые производственные ресурсы: рабочую силу, оборудование, сырье и т. д., цены на которые определяют издержки предприятия, а значит, и его прибыль. Владельцами и основными поставщиками экономических ресурсов являются домашние хозяйства. Цены на труд, капитал, землю определяют доходы тех, кто продаст эти ресурсы. Например, цена такого производственного ресурса, как труд — это заработная плата. Если учесть, что для преобладающего большинства членов любого общества заработная плата является основным источником доходов, становится понятным, какую важную роль играет любое изменение спроса на этот фактор.
Объяснение доходов различных групп общества ценами принадлежащих им факторов производства — не единственный подход к данной проблеме. Долгие годы отечественная экономическая наука, фундаментом которой служил марксизм, объясняла существование прибыли, процента и ренты исключительно как результаты эксплуатации наемных работников. Только труд, согласно трудовой теории стоимости, — единственный источник последней. Наемный работник создаст продукт. Однако в виде заработной платы к нему поступает лишь часть стоимости этого продукта. Другая же часть поступает капиталисту — владельцу всех факторов производства, но непосредственно в создании товара участия не принимающего. Отсюда делался революционный вывод о бесполезности класса собственников и его паразитизме. Неоклассическая концепция исходит из того, что рабочий производит товары определенного качества, трудится с определенной производительностью, эффективностью. Именно эта эффективность работы определяет принцип распределения по труду.
Спрос на экономические ресурсы экономисты называют производным (вторичным), потому что он зависит от спроса на продукт, который производят с помощью того или иного ресурса. Так, спрос на землю, пригодную для возделывания табака, определяется спросом на табак, спрос на строителей зависит от масштабов жилищного и промышленного строительства, т. е. от количества объектов, которые собираются возвести строительные фирмы.
Производный характер спроса на ресурсы означает, что спрос на любой ресурс зависит от рыночной цены товара, произведенного с помощью данного ресурса. Очевидно, спрос на фактор производства будет высоким, если с его помощью производится товар, пользующийся большим спросом, и, следовательно, с высокой рыночной ценой. И наоборот, падение спроса на товар вызывает неизбежное снижение спроса на ресурс, лежащий в основе его производства.
Спрос на ресурс зависит и от производительности самого ресурса. Высокопродуктивный в производстве товара ресурс будет пользоваться и относительно более высоким спросом по сравнению с ресурсом менее продуктивным. Известно, что продуктивность ресурсов определяется его предельным продуктом. Более глубокий анализ спроса на факторы производства, а также их предложения осуществим на примере конкретных ресурсных рынков.
Многое в этой теме покажется знакомым, так как тс же факторы, под влиянием которых формируется спрос и предложение на рынках готовой продукции, действуют и на рынках факторов производства. Подобно тому, как цены на товары и услуг регулируют их поступление покупателям, цены на ресурсы способствуют их эффективному размещению среди отраслей и фирм. Вместе с тем ценообразование на рынках факторов производства имеет свои особенности.
Ценообразование на рынках ресурсов
Ценообразование — процесс установления, регулирования цен (тарифов) и контроля за их применением.
Сущность, факторы и принципы ценообразования
Специфика ценообразования на рынках ресурсов следующая:
■ спрос на ресурсы — понятие, производное от величины спроса на товары и услуги для потребительского сектора. Если созданный продукт пользуется спросом, то будет расти и спрос на ресурсы (факторы производства), и наоборот, ограниченный спрос на произведенный продукт приведет к падению спроса на ресурс;
■ на спрос влияют цены ресурсов.
Средства, за которые предприятие приобретает ресурсы, входят в его производственные издержки, поэтому предприятие стремится использовать ресурсы в таком количестве и состоянии, которое позволит ему получить максимальную прибыль;
■ количество потребляемых предприятием ресурсов зависит от их отдачи или производительности, которая подвержена действию закона убывающей отдачи. Предприятие будет увеличивать применение ресурсов до тех пор, пока каждый дополнительный ресурс будет обеспечивать увеличение дохода в большей степени, чем возрастают издержки.
Факторами, определяющими спрос на ресурсы, являются денежные доходы, характер их распределения по отраслям, уровень цен на них.
Цена — денежное выражение стоимости товара. В обществе с рыночной экономикой она выполняет две функции: экономическую и социальную.
Экономические функции:
■ цена выступает ориентиром в стоимости создаваемых товаров. Являясь денежным выражением стоимости, цена под воздействием различных факторов, и в первую очередь спроса и предложения, отклоняется от стоимости вверх или вниз;
■ стимулирующая функция. Колебания рыночных цен вокруг стоимости свидетельствуют об изменениях спроса и предложения на рынке, а это позволяет производителю чутко реагировать на увеличение или сокращение производства продукции;
■ учетная функция. C помощью цен можно учитывать результаты деятельности предприятия, анализировать его доходность;
■ информационная функция цены заключается в доведении до всех участников рыночных отношений известий о конъюнктуре рынка и рыночных ценах;
■ распределительная функция цены заключается в ориентации производителя товаров в распределении полученного дохода. Из выручки от реализации дохода по действующим ценам он возмещает издержки производства. Оставшийся прибавочный продукт делится на две части. Одна из них поступает государству в виде налогов и обязательных платежей, а другая используется производителем на свои нужды.
Социальная функция цены заключается в обслуживании с ее помощью потребностей индивидов, социальных слоев и групп общества с учетом их доходов.
Принципы ценообразования:
■ научность. Цены формируются на основе действия экономических законов, базируются на общественно необходимых затратах труда, отражают социальные потребности общества;
■ единая целевая направленность государственной политики в разных сферах ценообразования. На основе этого принципа государство четко выделяет те социальные и экономические аспекты ценообразования, которые способствуют развитию экономики;
■ непрерывность при сочетании стабильности цен с их гибкостью. Государство и крупные предприятия определяют цены на всех этапах производства и реализации создаваемого продукта, а гибкость — во внешних изменениях и дополнениях в прейскуранте цен;
■ дифференциация цен на отдельные виды продукции: на однородную продукцию по регионам страны, на взаимозаменяемую продукцию (субституцию), на продукцию различного качества;
■ определение цены по принципу «средние издержки плюс прибыль». Этот принцип заключается в начислении наценки на себестоимость товара.
¶2.6. Ценообразование на рынках ресурсов и первичное формирование доходов
¶СУЩНОСТЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Заработная плата (ЗП), или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда. Различают номинальную, или денежную, и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. Иначе: реальная заработная плата - это «покупательная способность» номинальной заработной платы. Следовательно, реальная заработная плата зависит от номинальной зарплаты и цен на приобретаемые товары и услуги.
¶Заработная плата представляет собой сложное экономическое явление, отражающее взаимодействие многих экономических процессов. Для работодателя заработная плата - существенная составляющая издержек производства, и он старается их минимизировать, особенно в расчете на единицу продукции. Для работника заработная плата является доходом, и он стремится к ее возможному максимуму. Противоборство этих двух тенденций определяется целым рядом факторов Она как преобладающая часть всех доходов играет центральную роль в реализации рыночных отношений, выступая одним из главных факторов эффективности экономики и ее роста.
¶ФУНКЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Заработная плата выполняет следующие функции:
- воспроизводственную, суть которой состоит в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы на социально-нормальном уровне потребления, т.е. в определении размера зарплаты, который позволял бы обеспечить условия нормального воспроизводства рабочей силы. Когда зарплата по основному месту работы не обеспечивает работнику и членам его семьи нормальное воспроизводство, возникает проблема дополнительных заработков, что чревато снижением профессионализма, ухудшением трудовой и производственной дисциплины и др.;
- статусную функцию, которая предполагает соответствие статуса, определяемого размером ЗП, трудовому статусу работника. Под «статусом» понимается положение человека в той или ¶иной системе социальных отношений и связей. Трудовой статус -это место данного работника по отношению к другим работникам как по вертикали, так и по горизонтали. Размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей трудового статуса, а его сопоставление с собственными трудовыми усилиями позволяет судить о справедливости оплаты труда;
- стимулирующую - зарплата должна быть тесно увязана с результатами труда каждого работника и основными задачами, которые решает работодатель в процессе своей деятельности Реализация функции осуществляется руководством фирмы через конкретные формы и системы оплаты труда, основанные на оценке результатов труда и связи размера фонда оплаты труда с эффективностью работы фирмы;
- регулирующую функцию, которая воздействует на соотношение спроса и предложения рабочей силы, на формирование численности персонала, профессионального и квалификационного состава, а также степень его занятости. Эта функция выполняет роль баланса интересов работников и работодателей. Объективной основой реализации этой функции является принцип дифференциации оплаты труда по группам работников, приоритетности деятельности и др.;
- производственно-долевую, которая определяет меру участия живого труда (через заработную плату) в образовании цены товара и услуги, его долю в совокупных издержках производства и в издержках на рабочую силу.
¶РОЛЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
Спрос на труд, как и на любой другой ресурс, зависит от его производительности. Чем выше производительность ресурса, тем выше спрос на него. При совпадении спроса и предложения возникает равновесие на рынке труда. Если цена труда выше равновесной, возможно появление безработицы, если ниже - дефицита рабочей силы. При данном совокупном пред ложении труда чем больше спрос, тем выше средний уровень заработной платы.
¶ФОРМЫЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
В народном хозяйстве применяются две формы оплаты труда работников: повременная и сдельная.
Повременная зарплата - это плата за отработанное рабочее время (час, неделю и др.). Применяется там, где невозможно или нецелесообразно нормирование труда. Сдельная зарплата - плата за произведенную продукцию заданного качества.
Каждая форма включает несколько систем. В повременную форму оплаты труда входят простая повременная и повременно-премиальная системы. В сдельную форму оплаты труда включают прямую сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, косвенную сдельную, аккордную. Применяется и бестарифная система оплаты труда. Подробная характеристика систем оплаты труда будет дана в других дисциплинах.
¶ТАРИФНАЯ СИСТЕМА
Тарифная система включает тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки, тарифные сетки и районные коэффициенты.