Социально-психологические навыки




Наблюдательные умения Поведенческие умения Когнитивные умения
Прием и передача информации. Наблюдение за по ведением дру­ гих людей.     Выход из контакта Вступление в кон­ такт. Приветствие и про­ щание. Пассивное и актив­ ное слушание. Задавание вопросов "Обратная связь". Уверенное поведе­ ние. Стратегии поведе­ ния.   Самонаблюдение. Планирование. Постановка достижимых целей. Разрешение проблем. Обнаружение факторов, предшествующих стрессу, дезадаптивному поведению. Исследование последствий дезадаптивного поведения. Идентификация и обсужде­ ние иррациональных уста новок. Усиление позитивного мышления. Самоинструкции. Рефрейминг.

Первое занятие состоит из короткой (не более 10 минут) лекции, содержащей короткий обзор 9 занятий, описывающей смысл игр и упражнений в общей системе когнитивной реконструкции и поведен­ческой репитиции, затем участники группы высказывают свей опа­сения и ожидания. Проводятся игры и упражнения на сплочение группы, различение уверенных, агрессивных и пассивных действий, вербального и невербального поведения.

2-е занятие посвящается способам сказать "нет".

3-е и 4-е - ситуациям обвинения, несогласия; повышению фрустрационной толерантности.

5-е занятие - обучению способам совладания со стрессом.

6-е - умению разрешать проблемы, обучению рациональному и позитивному мышлению.

7-е - принципам ведения спора, дискуссии.

8-9 - решению индивидуальных проблем.

Освоение "проблем-разрешающего" подхода на конечной стадии проведения поведенческой психотерапии-важная задача. Учебные материалы могут быть составлены в письменном виде, обсуждены устно, заранее подготовлены задачи (особенно для трудных под­ростков).

Существует 5 важных компонентов, отражающих эффективное разрешение проблем: ориентация в проблеме, определение и форму­лирование проблемы, генерирование альтернатив, принятие реше­ний, подтверждение решений.

Каждый из этих 5 компонентов операции по принятию решения по поводу проблемы имеет свои особенности.

2.2.1 Ориентация в проблеме.

Позитивная,реалистическая установка по отношению к проблемам в жизни дает возможность их разрешать.

Памятка для подростка:

Проблемы есть у всех.если у вас есть проблема-вы нормальный чело­век!

Многие люди имеют сходные проблемы, вы не одиноки!

Это не страшно, если события идут не тем путем!

Не избегайте столкновения с проблемой большой или маленькой • пытайтесь ее решить!

Нет такой вещи как абсолютное решение любой проблемы-шците оптимальное решение сейчас!

Лучше остановиться и подумать прежде чем начать решать проблему-первая идея не всегда самая лучшая!

Вы можете изменить себя, если захотите.

Вы можете разрешить проблему и контролировать свою жизнь!

Используйте ваши чувства как сигналы, если что-то идет не так. Обнаружение проблемы позволяет вам попытаться ее решить.

Всегда остановитесь и подумайте о ваших чувствах в проблемной ситуации.

Наличие проблем свидетельствует, что вы - человек, а умение их решать • что вы счастливый человек.

2.2.2. Определение и формулирование проблемы

После того, как вы определили, что существует проблема, вам сле­дует воспользоваться способом, облегчающим ее понимание. Опреде­лите "кто, что, почему, где и как" проблемы для лучшего определения, что делает ситуацию проблемной (играете ученого, детектива или журналиста).

Памятка для подростка:

Остановитесь и подумайте об описании проблемы и ваших целях!

Опишите все доступные факты в ясных, конкретных понятиях!

Отделите доступную от скрытой информации и факты от предпо­ложении!

Исследуйте факторы и обстоятельства, создающие проблемную ситуацию (препятствия и конфликты)!

Определите свои цели - разделите рациональные и иррациональные цели.

2.2.3.Генерирование альтернатив

После тщательного описания своих проблем и целей, выплесните как можно больше альтернативных решений.

Памятка для подростка:

Используйте следующие правила "мозгового штурма":

"Количество переходит в качество": чем больше тем лучше!

"Не критикуйте": откажитесь от оценки альтернатив!

Будьте конкретными!

Оставайтесь логичными!

Комбинируйте и улучшайте предыдущие идеи вместо новой продук­ции!

Остановитесь и подумайте об альтернативных решениях вашей проблемы!

2.2.4. Принятие решения

После "выплескивания" максимального количества альтернативных решений, попытайтесь оценить их согласно следующих критериев. Решения, кажущиеся лучшими (больше позитивных, чем нега­тивных ожиданий) выбирайте в качестве инструмента для дальней­шей работы.

Памятка для подростка:

Пользуйтесь следующими критериями для принятия решения:

Оценка альтернатив:

"Какова вероятность, что эта альтернатива поможет осущест­вить мою цель?"

"Какова вероятность, что я смогу воспользоваться этим решением

оптимальным способом?"

2.2.5. Личные последствия

Время, усилия, эмоциональные издержки или выигрыши, соот­ветствие морально-этическим ценностям, физическое состояние, другие специфические последствия.

Социальные последствия

Эффект на семью, эффект на друзей (группу, коллектив), другие социальные последствия.

2.2.7. Краткосрочна последствия "Как это решение повлияет на меня сейчас?"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: