Наблюдательные умения | Поведенческие умения | Когнитивные умения |
Прием и передача информации. Наблюдение за по ведением дру гих людей. | Выход из контакта Вступление в кон такт. Приветствие и про щание. Пассивное и актив ное слушание. Задавание вопросов "Обратная связь". Уверенное поведе ние. Стратегии поведе ния. | Самонаблюдение. Планирование. Постановка достижимых целей. Разрешение проблем. Обнаружение факторов, предшествующих стрессу, дезадаптивному поведению. Исследование последствий дезадаптивного поведения. Идентификация и обсужде ние иррациональных уста новок. Усиление позитивного мышления. Самоинструкции. Рефрейминг. |
Первое занятие состоит из короткой (не более 10 минут) лекции, содержащей короткий обзор 9 занятий, описывающей смысл игр и упражнений в общей системе когнитивной реконструкции и поведенческой репитиции, затем участники группы высказывают свей опасения и ожидания. Проводятся игры и упражнения на сплочение группы, различение уверенных, агрессивных и пассивных действий, вербального и невербального поведения.
2-е занятие посвящается способам сказать "нет".
3-е и 4-е - ситуациям обвинения, несогласия; повышению фрустрационной толерантности.
5-е занятие - обучению способам совладания со стрессом.
6-е - умению разрешать проблемы, обучению рациональному и позитивному мышлению.
7-е - принципам ведения спора, дискуссии.
8-9 - решению индивидуальных проблем.
Освоение "проблем-разрешающего" подхода на конечной стадии проведения поведенческой психотерапии-важная задача. Учебные материалы могут быть составлены в письменном виде, обсуждены устно, заранее подготовлены задачи (особенно для трудных подростков).
|
Существует 5 важных компонентов, отражающих эффективное разрешение проблем: ориентация в проблеме, определение и формулирование проблемы, генерирование альтернатив, принятие решений, подтверждение решений.
Каждый из этих 5 компонентов операции по принятию решения по поводу проблемы имеет свои особенности.
2.2.1 Ориентация в проблеме.
Позитивная,реалистическая установка по отношению к проблемам в жизни дает возможность их разрешать.
Памятка для подростка:
Проблемы есть у всех.если у вас есть проблема-вы нормальный человек!
Многие люди имеют сходные проблемы, вы не одиноки!
Это не страшно, если события идут не тем путем!
Не избегайте столкновения с проблемой большой или маленькой • пытайтесь ее решить!
Нет такой вещи как абсолютное решение любой проблемы-шците оптимальное решение сейчас!
Лучше остановиться и подумать прежде чем начать решать проблему-первая идея не всегда самая лучшая!
Вы можете изменить себя, если захотите.
Вы можете разрешить проблему и контролировать свою жизнь!
Используйте ваши чувства как сигналы, если что-то идет не так. Обнаружение проблемы позволяет вам попытаться ее решить.
Всегда остановитесь и подумайте о ваших чувствах в проблемной ситуации.
Наличие проблем свидетельствует, что вы - человек, а умение их решать • что вы счастливый человек.
2.2.2. Определение и формулирование проблемы
После того, как вы определили, что существует проблема, вам следует воспользоваться способом, облегчающим ее понимание. Определите "кто, что, почему, где и как" проблемы для лучшего определения, что делает ситуацию проблемной (играете ученого, детектива или журналиста).
|
Памятка для подростка:
Остановитесь и подумайте об описании проблемы и ваших целях!
Опишите все доступные факты в ясных, конкретных понятиях!
Отделите доступную от скрытой информации и факты от предположении!
Исследуйте факторы и обстоятельства, создающие проблемную ситуацию (препятствия и конфликты)!
Определите свои цели - разделите рациональные и иррациональные цели.
2.2.3.Генерирование альтернатив
После тщательного описания своих проблем и целей, выплесните как можно больше альтернативных решений.
Памятка для подростка:
Используйте следующие правила "мозгового штурма":
"Количество переходит в качество": чем больше тем лучше!
"Не критикуйте": откажитесь от оценки альтернатив!
Будьте конкретными!
Оставайтесь логичными!
Комбинируйте и улучшайте предыдущие идеи вместо новой продукции!
Остановитесь и подумайте об альтернативных решениях вашей проблемы!
2.2.4. Принятие решения
После "выплескивания" максимального количества альтернативных решений, попытайтесь оценить их согласно следующих критериев. Решения, кажущиеся лучшими (больше позитивных, чем негативных ожиданий) выбирайте в качестве инструмента для дальнейшей работы.
Памятка для подростка:
Пользуйтесь следующими критериями для принятия решения:
Оценка альтернатив:
"Какова вероятность, что эта альтернатива поможет осуществить мою цель?"
"Какова вероятность, что я смогу воспользоваться этим решением
оптимальным способом?"
2.2.5. Личные последствия
Время, усилия, эмоциональные издержки или выигрыши, соответствие морально-этическим ценностям, физическое состояние, другие специфические последствия.
Социальные последствия
Эффект на семью, эффект на друзей (группу, коллектив), другие социальные последствия.
2.2.7. Краткосрочна последствия "Как это решение повлияет на меня сейчас?"