Игра «Лошадки» (Е. Л. Набойкина)




Ведущий предлагает детям отправиться в сказочную страну на лошадях. Все сидят на стульчиках («лошадях») по кругу. Дорога дальняя, на ней встречаются «препятс­твия». По команде и показу ведущего ребята выполняют следующие действия:

• «скачем»: поочередное постукивание ногами о пол;

• «гравий»: одновременное постукивание ногами о пол;

• «песок»: тереть ладошка о ладошку;

• «кочка»: движение руками вверх от плеч к коленям
со словом «УХ»;

• «яма»: движение руками от плеч вниз к коленям со
словом «АХ»;

• «поворот налево (направо)»: наклоны туловища влево (вправо);

• «приехали»: руки поднять вверх над головой, потряхивая кистями, кричать «У-У-У».

«Препятствия» встречаются в неопределенном порядке. Сначала лошади скачут медленно, но постепенно темп увеличивается.

ПРИЛОЖЕНИЕ 20

Как зайчик в школу пошел (Е. Л. Набойкина)

В одном лесу, под красивым кустом акации, жил пу­шистый зайчонок. Он любил играть с другими лесными зверюшками, щипать свежую травку и грызть осиновую

Ак. 551


кору. Но вот зайчонок подрос, серая шерстка стала ме­няться на белую. И настала пора идти в школу, чтобы на­учиться писать, читать и чтобы узнать много интересного о том лесе, где он живет, о том, как жили звери до его рождения... Для заячьей семьи это было радостным со­бытием. Родители купили зайчику симпатичный рюкзачок, в который сложили ручки, карандаши и тетрадки, сделан­ные из тонкой коры клена.

Зайчонку нужно было позвонить в лесную школу, что­бы узнать, как туда добраться. Сорока принесла зайчонку письмо, где написано, что ему необходимо позвонить по номеру телефона, который написан под елочкой. Побежал зайчонок, но елочек в лесу так много, что он заблудился, не нашел елочку. Вдруг идет ему навстречу дядя медведь. «Не печалься, зайчонок, — говорит он. — Я тебе помогу». Помог он зайчонку найти елочку и номер телефона школы. Но вот беда! Дождь смыл все цифры на лесном телефоне. И дядя медведь опять выручил зайчонка. Когда он нарисо­вал все цифры на телефоне, зайчонок позвонил в школу, узнал, где она находится, и побежал туда.

В школе его встретил заяц-учитель. Он провел зай­чонка в класс, где за партами сидели лесные зверюшки. Теперь зайчонок — ученик.


Занятие 11. ПОЧИНИ ОДЕЯЛО

Цель: Развитие рефлексивной культуры личности; стимулирование познавательной активности; гармониза­ция эмоциональной сферы.

Задачи:

1. Коррекция и развитие пространственного мышления, моторики рук и сенсорно-перцептивной сферы.

2. Снятие психомышечного напряжения.

3. Осознание детьми своих желаний, их направленности.

Используемые методы и техники — мультимодаль-ный подход:

• Сказкотерапия.

• Драмотерапия.

• Игротерапия.

• Музыкотерапия.

• Психогимнастика.

• Телесно-ориентированная терапия.

• Дидактическая игра.

Категория участников: Дети и подростки с пробле­мами развития, а также дети дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.

Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Зеркало»

Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхож­дение в сказку.

Содержание этапа: У входа в комнату ставится боль­шое зеркало. Дети подходят к нему, смотрятся в него и произносят волшебные слова: «В зеркале я отражусь, где захочу— там окажусь!», после чего оказываются в комна­те, где будет происходить занятие.

Материалы, оборудование: Большое зеркало.

Хронометраж: 2-3 мин.


Этап 2. Рассказывание сказки «Буратино и Мальвина»

Цель: Ознакомление детей с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий.

Содержание этапа: Ведущий рассказывает сказку «Буратино и Мальвина».

Материалы, оборудование: Текст сказки «Буратино и Мальвина» (см. Приложение 21).

Хронометраж: 3-4 мин.

Этап 3. Анализ сказки

Цель: Осознание главных идей сказки, пробуждение интереса к поступкам, мотивам поведения героев, их внут­реннему миру, их переживаниям; стимулирование ответов детей по содержанию сказки.

Содержание этапа: Ведущий задает детям вопросы: «Как вы думаете, почему Буратино предлагал Мальвине смотреть мультфильмы, раскрашивать альбом? А почему Мальвина не согласилась? А в вашей жизни случалось по­добное? Почему герои сказки хотели починить одеяла до прихода папы Карло?»

Хронометраж: До 5 мин.

Этап 4. Драматизация сказки

«Буратино и Мальвина» с элементами дидактической игры

Цель: Идентификация детьми себя со сказочным персонажем; формирование навыков целенаправленной деятельности; формирование моральных представлений; развитие творческих возможностей; закрепление положи­тельного эмоционального опыта. Коррекция и развитие пространственного мышления, моторики рук; закрепле­ние знаний сенсорных эталонов.

Содержание этапа: Дети проигрывают сказку. По ходу событий используется дидактический материал «По­чини одеяло».


Варианты заданий к игре:

1. «Залатать» одну «дыру».

2. «Залатать» одновременно несколько «дыр».

3. Усложнить задание (увеличить количество фигур,
форм, цветов).

Рекомендуется распределять роли между участника­ми игры исходя из личностных особенностей детей и ак­туальных задач.

Материалы, оборудование:

• Модели одеяла: цветные листы картона с прорезан­ными фигурами («дырами») различной формы. Лучше, если будут разные «одеяла»: с одной «дырой»-прорезью и с несколькими «дырами»-прорезями.

• Комплекты геометрических фигур разного цвета и
формы, соответствующих прорезям в картоне.

• Плоскостное изображение Буратино (см. рис. 11).

• Шапочки-маски и/или другие аксессуары сказочных
персонажей; стол, стулья, альбом, карандаши, тетрадь, ручка.

Хронометраж: 15-20 мин.

Этап 5. Игра «Волшебные рисунки»

Цель: Развитие тактильно-чувственного восприятия, моторики кистей рук, воображения, символических пред­ставлений, креативности, умения расслабляться и восста­навливать внутреннее равновесие.

Содержание этапа: Ведущий предлагает детям раз­биться на пары. Включается музыка. Один ребенок «ри­сует» на спине у другого, а тот внимательно прислушива­ется и отгадывает, что нарисовано. Затем пары меняют­ся местами. По окончании игры проводится обсуждение следующих вопросов: «Насколько верно был угадан ри­сунок партнера? Что вам помогло понять? Что было для вас интереснее: рисовать или понимать, что нарисовал товарищ?»

Материалы, оборудование: Магнитофон, запись релаксационной музыки.

Хронометраж: 4-7 мин.


Этап 6. Ритуал «выхода» из сказки. Упражнение «Зеркало»

Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде.

Содержание этапа: Ведущий подчеркивает, как мно­го интересного узнали ребята. Предлагает попрощаться со сказкой. Повторение ритуала «входа» в сказку с обрат­ной последовательностью.

Материалы, оборудование: Большое зеркало.

Хронометраж: 2-3 мин.

ПРИЛОЖЕНИЕ 21

Буратино и Мальвина (Е. Л. Набойкина)

Пришла Мальвина к Буратино.

— Буратино, сегодня я буду учить тебя писать, — ска­зала она.

— Ой, Мальвина, а давай мы сначала мультфильмы
посмотрим.

— Нет, сначала позанимаемся, а потом сделаем пере­
рыв и посмотрим мультфильмы.

Не хочется Буратино заниматься. И тут он вспомнил, что вчера папа Карло купил ему новый альбом для рас­крашивания.

— У меня есть новенькая книжка-раскраска. Там такие
картинки! Давай раскрашивать, — закричал Буратино.

— Конечно, мы будем раскрашивать. Но сейчас...—
Мальвина поставила чернильницу на стол и положила
тетрадь, — сейчас будем писать буквы.

Буратино нахмурился, сдвинул брови и вздохнул. «Ох, уж эти девчонки!» — подумал он про себя и послушно сел за стол.

Первые буквы у Буратино получались некрасивые. Но через некоторое время он стал писать их красиво, Мальвина хвалила его. Буратино так понравилось писать буквы, что он попросил Мальвину показать, как из букв писать слова. Детям было так интересно заниматься, что они и


не заметили, как крыса Шушара подкралась и прогрызла дыры в красивых одеялах папы Карло и Буратино.

Когда Буратино и Мальвина закончили заниматься, обернулись и увидели продырявленные одеяла, то ахнули: «Что же теперь делать? Ведь папа Карло огорчится».

— Я придумал, — сказал Буратино. — Мы залатаем одеяла разноцветными лоскутками ткани.

Они взялись за дело. Тут и Пьеро с Артемоном подос­пели на помощь.

Когда папа Карло и Джузеппе пришли домой, Бурати­но показал, как он научился писать и как они отремонти­ровали одеяла. Папа Карло и Джузеппе порадовались за детей и похвалили их.


Занятие 12. ГУСЯТА

Цель: Улучшение социальной адаптации, накопление эмоционально-положительного опыта. Задачи:

1. Расширение представления об эмоциях.

2. Развитие навыков самообслуживания.

3. Обучение взаимодействию с другими людьми.

4. Создание эмоционального комфорта в группе.
Используемые методы и техники — мультимодаль-

ный подход:

• Сказкотерапия.

• Игротерапия.

• Дидактическая игра.

• Музыкотерапия.

• Психогимнастика.

• Танцедвигательная терапия.

Категория участников: Дети и подростки с пробле­мами развития, а также дети дошкольного возраста с нор­мальным интеллектуальным развитием.

Примечание: Занятие особенно рекомендуется детям, имеющим нарушение моторной координации.

Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Улыбка»

Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхож­дение в сказку.

Содержание этапа: Дети приветствуют друг друга улыбкой. Соседу справа и соседу слева дарят улыбки. По­том нужно повернуться вокруг себя и ребята оказываются в сказочной стране.

Хронометраж: 2-3 мин.

Этап 2. Рассказывание сказки «Про гусят».

Цель: Ознакомление с содержанием сказки, ее геро­ями, последовательностью событий.


Содержание этапа: Ведущий рассказывает детям сказку «Про гусят».

Материалы, оборудование: Текст сказки «Про гу­сят» (см. Приложение 22).

Хронометраж: 2-3 мин.

Этап 3. Этюды «Гусята гуляют», «Снежинки», «Гусята загрустили»

Цель: Развитие мимики, движений, жестов, умения согласовывать движения с речью ведущего; снятие пси­хоэмоционального и телесного напряжения.

Содержание этапа: Дети выполняют движения в со­ответствии со словами ведущего.

Материалы, оборудование: Текст этюдов (см. При­ложение 23).

Хронометраж: 6-7 мин.

Этап 4. Дидактическая игра «Наденем сапожки»

Цель: Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики кистей рук, пространственной ориента­ции (левый, правый); закрепление знания эталонов основ­ных цветов.

Содержание этапа: Дети застегивают, зашнуровыва­ют сапожки, завязывают шнурки, разбирают сапожки по парам и «примеряют» гусятам.

Материалы, оборудование: Сапожки по количеству детей, изображения гусят (см. рис. 12).

Хронометраж: 5-10 мин.

Этап 5. Игра «Скажи доброе слово»

Цель: Формирование модели поведения в ситуации дарения подарка; развитие интонационной выразитель­ности речи; обогащение активного словаря.

Содержание этапа: Дети предлагают гусятам в по­дарок сапожки, говоря при этом соответствующие слова...


Если дети затрудняются подобрать нужные слова, веду­щий помогает им.

Материалы, оборудование: Сапожки по количеству детей.

Хронометраж: 3-4 мин.

Этап 6. Упражнение «Весело»

Цель: Развитие способности выражать через тело свое внутреннее эмоциональное состояние; получение позитивного двигательного опыта, снятие напряжения.

Содержание этапа: После того, как дети подарили гусятам сапожки, ведущий сообщает: «Гусята довольны и веселы и хотят с вами поплясать». Дети выполняют про­извольные движения под музыку.

Материалы, оборудование: Магнитофон, запись веселой музыки.

Хронометраж: 3-4 мин.

Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки. Упражнение «Улыбка»

Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.

Содержание этапа: Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной последовательности.

Хронометраж: 2-3 мин.

ПРИЛОЖЕНИЕ 22

Сказка про гусят (Е. Л. Набойкина)

Жили-были два гусенка. Они были желтенькие, пушис­тые. Ну, очень миленькие! Им нравилось щипать зеленую травку и плескаться в маленьком озере. Но за летом при­шла осень, а за осенью зима. Озеро превратилось в лед, а землю покрыл снег. Холодно стало гусятам гулять по сне­гу, мерзнут их лапки. Однажды проходил мимо сапожник, пожалел он гусят. «Пошью-ка я сапожки гусятам, и лапки


не остудит пушистый снежок», — решил сапожник и снял мерки с лапок. Вернулся он в свою мастерскую, пошил сапожки и подарил их гусятам. Теперь гусята гуляют по снегу в сапожках.

ПРИЛОЖЕНИЕ 23

Этюды (Е. Л. Набойкина)

Гусята гуляют

«Сейчас вы гусята. Вы идете по дорожке: топ-топ-топ. Гусята увидели ручеек и захотели поплавать (движения руками), понырять: плюх-плюх-плюх (наклоны туловища). Когда они вышли из воды, то стряхнули водичку с перы­шек: фр-р-р (движения туловищем) и помахали крылыш­ками (взмахи руками). Гусята пощипали травку (движения головой) и пошли дальше гулять: топ-топ-топ. Так гуляли они все лето».

Снежинки

«Пришла зима, и пошел снег. Представьте, что вы — снежинки. Вы кружитесь в воздухе. Кружитесь красиво, неслышно. А теперь снежинки кружатся вдвоем, втроем, вчетвером (дети создают произвольные группы). Подул ветер и опять разметал снежинки. Вот снежинки остались втроем, вот— вдвоем, одна снежинка. Ветер утихает, и снежинки ложатся на землю (дети тихонько приседают)».

Гусята загрустили

«Гусятам стало холодно, они мерзнут (сидя на полу, обхватить себя руками, ноги подтянуть к груди). Гусята загрустили по теплому солнышку (плечи опущены, руки расслаблены, ниспадают, голова слегка наклонена вниз и в сторону, лицо хмурое)».


Занятие 13. ОСЕНЬ

Цель: Развитие сенсорно-перцептивной сферы, ста­билизация психических процессов, формирование куль­турных навыков.

Задачи:

1. Формирование сенсорных эталонов формы, вели­
чины, цвета; развитие тактильной чувствительности рук.

2. Развитие мелкой моторики рук и координации движений (отрывать, приклеивать и т. д.).

3. Развитие речи.

4. Развитие познавательного интереса.

5. Развитие познавательных процессов.

6. Расширение представления об окружающем мире.

7. Воспитание аккуратности в работе.

8. Закрепление знаний и умений пользования симво­лами.

9. Совершенствование коммуникативных навыков.

 

10. Развитие творческого эмоционального опыта.

11. Развитие творческого потенциала.

12. Обогащение положительного эмоционального опыта.

13. Снятие напряжения, успокоение, расслабление,
энергетическая подзарядка.

Используемые методы и техники — мультимодапь-ный подход:

• Арттерапия.

• Музыкотерапия.

• Психомедитация.

• Сказкотерапия.

Категория участников: Дети с комбинированными нарушениями, дети дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.


Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Волшебные ворота»

Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхож­дение в сказку.

Содержание этапа: Сидя по кругу, дети по очереди прикасаются рукой к «волшебным воротам», после чего оказываются в сказке.

Материалы, оборудование: Релаксационная лампа.

Хронометраж: 1-2 мин.

Этап 2. Рассказывание сказки «Ежик»

Цель: Ознакомление детей с героями сказки, после­довательностью событий.

Содержание этапа: Ведущий рассказывает сказку «Ежик».

Материалы, оборудование: Игрушка «Еж», текст сказки «Ежик» (см. Приложение 24).

Хронометраж: 2-4 мин.

Этап 3. Изготовление листьев, наклеивание листьев и яблок на ветки дерева

Цель: Изучение свойств бумаги, закрепление знаний сенсорных эталонов (круг, красный, желтый, зеленый, большой, маленький). Совершенствование движений кис­тей рук; развитие мелкой моторики; зрительно-моторной координации. Дети изучают свойства бумаги, отрывают кусочки — «листики», играют с ними.

Содержание этапа: Ведущий демонстрирует спосо­бы наклеивания листьев и яблок. Дети клеят параллельно с ведущим (при необходимости взрослый оказывает ре­бятам помощь).

Материалы, оборудование: Клей, кисти, лист ват­мана с нарисованным деревом, цветная бумага разного качества, вырезанные из бумаги яблоки (см. рис. 13).

Хронометраж: 10 мин.


Этап 4. Игра-драматизация по сказке «Ежик»

Цель: Обучение детей правильному воспроизведе­нию последовательности событий сказки; развитие речи; создание положительного эмоционального настроения.

Содержание этапа: Ведущий вместе с детьми про­игрывает сказку, используя изготовленные предметы.

Материалы, оборудование: Игрушка «Еж», изготов­ленные на занятии яблоки, дерево.

Хронометраж: 5-10 мин.

Этап 5. Психомедитация «Волшебный сон»

Цель: Снятие психомышечного напряжения, развитие слухового и двигательного внимания, умения расслаб­ляться и восстанавливать внутреннее равновесие.

Содержание этапа: Ведущий предлагает детям за­нять удобную позу на ковре или стульях. Под тихую мед­ленную музыку дети слушают рассказ ведущего (см. При­ложение 25).

Материалы, оборудование: Магнитофон, коврики, аудиоальбом «Звуки природы».

Хронометраж: 3-4 мин.

Этап 6. Ритуал «выхода» из сказки «Волшебные ворота»

Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.

Содержание этапа: Ведущий предлагает попро­щаться со сказкой, с Ежиком. Повторение ритуала «входа» в сказку.

Материалы, оборудование: Релаксационная лампа.

Хронометраж: 1-2 мин.

ПРИЛОЖЕНИЕ 24

Ежик (Е. Л. Набойкина)

Однажды осенью дети пошли погулять в парк. Краси­во в парке: под ногами желтые и красные листья шуршат.


Вдруг слышат из-под куста: «Пых-пых-пых». Заглянули они под кустик, а там ежик. Хотели дети взять его на руки, но он колючий. А на иголках у ежика листья наколоты. Тог­да решили дети ежика яблоками угостить. Надели ему на иголки маленькие яблочки. Пусть несет к себе в норку и кушает их.

Еж (А. Н. Толстой)

Теленок увидел ежа и говорит:

— Я тебя съем!

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клуб­ком свернулся и фыркнул:

— Попробуй...

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норо­вит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

— Ой, ой, ой! — заревел теленок и побежал к корове-
матери, жалуется:

— Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать. Еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

— Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.

— У нас еж — богатырь, — шепотом со страху говорили звери.

ПРИЛОЖЕНИЕ 25

Психомедитация «Волшебный сон» (Е. Л. Набойкина)

Дети заняли удобные позы на ковриках или стульях. Под тихую медленную музыку они слушают рассказ ведущего:

«Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем... Засыпаем, отдыхаем...


Наши руки отдыхают...

Отдыхают, засыпают...

Ноги тоже отдыхают...

Отдыхают, засыпают...

Дышится легко, ровно, глубоко...»

Пауза. Более громким голосом:

«Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать...

Потянулись к солнышку, улыбнулись».

Длительность 2-3 минуты.


Занятие 14. ВОЛШЕБНЫЙ КАМЕШЕК

Цель: Коррекция агрессивного поведения; снятие не­рвно-психического напряжения. Задачи:

1. Обучение позитивным способам разрешения гнева.

2. Стабилизация нервных процессов.

3. Развитие саморегуляции.

4. Повышение внимания друг к другу.
Используемые методы и техники — мультимодаль-

ный подход:

• Сказкотерапия.

• Драмотерапия.

• Игротерапия.

• Медитация.

Категория участников: Дети и подростки с пробле­мами развития, а также дети дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.

Примечание: Для детей младшего школьного возрас­та с нормальным интеллектуальным развитием можно не включать этап № 6 (дидактическая игра «Мальчики»).

Этап 1. Ритуал «входа» в сказку.

Релаксационное упражнение

«Волшебный камешек»

Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхож­дение в сказку.

Содержание этапа: Ведущий: «Расслабьтесь, положи­те руки на бедра ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, гладкий или шершавый?» Ведущий кладет каждому в ладонь камень и спрашивает де­тей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать


глаза и двигаться. Ведущий напоминает, что все тело нужно расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассмат­ривают свой камень, ведущий говорит: «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу перенесли в сказку».

Материалы, оборудование: Природные камни по количеству детей.

Хронометраж: 2-3 мин.

Этап 2. Чтение сказки «Волшебный камешек»

Цель: Ознакомление с содержанием сказки, ее геро­ями, последовательностью событий.

Содержание этапа: Ведущий рассказывает детям сказку.

Материалы, оборудование: Текст сказки «Волшеб­ный камешек» (см. Приложение 26).

Хронометраж: 3 мин.

Этап 3. Анализ сказки

Цель: Осмысление детьми основной идеи сказки, эмоциональных переживаний главного героя; развитие познавательной активности; стимулирование ответов де­тей на вопросы по содержанию сказки.

Содержание этапа: Ведущий задает вопросы: «Кто главный герой сказки? Почему мальчик играл один? Что он чувствовал? Чему научил Сашу старик? Какие отношения сложились у мальчика с детьми потом? Почему дети стали дружить с Сашей?»

Хронометраж: До 5 мин.

Этап 4. Драматизация сказки «Волшебный камешек»

Цель: Развитие произвольности поведения; форми­рование адекватных форм реагирования при сильном эмоциональном возбуждении (негодовании); развитие внимательного отношения к окружающим.


Содержание этапа: Дети проигрывают сказку. При необходимости ведущий принимает участие. Распреде­лять роли между участниками игры рекомендуется исходя из личностных особенностей детей и актуальных задач.

Материалы, оборудование: Аксессуары героев сказ­ки (бантики, кепочки, борода, машинки и пр.); атрибуты к сказке: скамеечка, игрушки, альбом, карандаши и пр.

Хронометраж: 10-15 мин.

Этап 5. Игра «Шариковая груша»

Цель: Переживание состояния эмоционального нака­ла чувства злости; эмоциональная разрядка.

Содержание этапа: С помощью ведущего дети на­дувают шары, скрепляют их скотчем между собой таким образом, чтобы получилась «груша» (к 1-му шару прикре­пить 2 шара, к прикрепленным двум — еще по 2 шара, то есть 4 и т. д.). «Грушу» подвешивают к потолку на уровне роста детей. Дети должны лопнуть все шарики, не исполь­зуя никаких предметов (пальцами, зубами, плечами друг друга и т. п.).

Материалы, оборудование: Воздушные шары, скотч, нитки, веревочка.

Хронометраж: 10-15 мин.

Этап 6. Дидактическая игра «Мальчики»

Цель: Закрепление навыков счета; развитие простран­ственных представлений, умения сравнивать предметы по высоте и толщине.

Содержание этапа: Ведущий продолжает занятие словами: «В одном городе жили-были неразлучные дру­зья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, кого как зовут, если: Сева — самый высокий, Миша, Гриша и Тиша — одного роста, но Тиша самый полный из них, а Гриша — самый худой; Коля — самый низкий мальчик. Теперь вы сами можете узнать, кого зовут Толей». Когда дети запомнили мальчиков, ведущий дает задания.


Варианты заданий:

1. Показать мальчиков по порядку, в любом другом
порядке, заданном ведущим.

2. Кто стоит левее Севы; кто правее Толи, кто стоит
между... и т. п.

3. Посчитать мальчиков по порядку; как зовут первого,
третьего слева мальчика... и т. п.

4. Если Сева (и Коля) уйдет, сколько останется маль­
чиков? Если к мальчикам подойдет их друг Петя, сколько
будет мальчиков? И т. п.

Примечание: Можно предложить детям использовать для обозначения камешки: «Положи камешек возле Толи... Положи столько камешков, сколько мальчиков останется...

Материалы, оборудование: Таблица с изображени­ем мальчиков; природные камни по количеству детей (см. рис. 14).

Хронометраж: 10-15 мин.

Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки.

Релаксационное упражнение

«Волшебный камешек»

Цель: Закрепление нового опыта; повышение внима­ния друг к другу. Подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде.

Содержание этапа: Повторение ритуала «входа» в сказ­ку с дополнением. Ведущий говорит: «Эти камешки остают­ся вам. Прошепчите над камешком пожелание товарищу из группы и подарите его ему. Будьте внимательны, у каждого в руках должен оказаться камешек с пожеланием».

Материалы, оборудование: Природные камни по ко­личеству детей.

Хронометраж: 3-4 мин.

ПРИЛОЖЕНИЕ 26

Волшебный камешек (Е. Л. Набойкина)

Жил-был мальчик Саша. И пел он красиво, и лепил хорошо. А рисовал лучше всех. И даже на прогулках умел


в лужах не вымазаться. Да только друзей у него не было, потому что он кусался и дрался. Подойдет к нему Пашка и скажет: «Чур, я первый сегодня машинку водить буду». А Саша его — укусит. Идет Настя, нечаянно заденет Сашу за плечо. А он как даст ей кулаком в спину. Заплачет Настя от боли, а Саша только смотрит со стороны хмуро. И ру­гали Сашу за это, и наказывали. Ничего не помогало.

И вот однажды играл Саша в песочнице один, скучно одному играть. Рядом на скамеечке старик читал газету. Смотрел, смотрел он на Сашу и говорит: «Невесело од­ному играть. Я знаю, почему ты один. Потому что ты де­решься и кусаешься. Я помогу тебе, я знаю один секрет». Старик дал Саше маленький блестящий камешек. «Это не простой, а волшебный камень, — сказал он, — положи его в карман. Когда ты снова захочешь ударить или укусить кого-нибудь, сильно сожми камень в руке и скажи про себя три раза заклинанье „крабле-крубле"».

Взял Саша камешек и поблагодарил старика.

Утром, когда мальчик пришел в детский сад, подошла к нему Верочка. «Подвинься, Саша, я сяду с тобой рядом на скамеечку», — сказала она. И, как прежде, Саша хотел толкнуть девочку, но вспомнил про волшебный камешек. Он сделал, как учил его старик: сжал камешек в руке и трижды шепотом повторил «Крабле-крубле». И... о чудо! Он не толкнул Верочку! Вера достала новый альбом, и они стали вместе рисовать.

Теперь Саша не дерется, не кусается, и все дети дру­жат с ним.


Занятие 15.

МЕДВЕДЬ — ЛИПОВАЯ НОГА

Цель: Формирование социально адекватных форм поведения, развитие рефлексивной культуры личности. Задачи:

1. Развитие умения соблюдать общепринятые нормы
в отношениях между людьми.

2. Коррекция нежелательных черт характера и поведения.

3. Создание возможностей для самовыражения.

4. Обогащение пассивного и активного словаря детей.

5. Развитие психических процессов.

6. Снятие эмоционально-психического и телесного
напряжения.

Используемые методы и техники — мультимодаль-ный подход:

• Сказкотерапия.

• Драмотерапия.

• Игротерапия.

•Музыкотерапия.

• Психогимнастика.

Категория участников: Дети и подростки с пробле­мами развития, а также дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным интеллек­туальным развитием.

Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Игра «Змейка»

Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхож­дение в сказку.

Содержание этапа: Стоя друг за другом, дети бегут, стараясь не задеть препятствия. Если правило нарушено, все возвращаются, и путь начинается сначала. Когда сла­лом завершен, дети оказываются в сказке.

Материалы, оборудование: Стульчики или другие предметы, расставленные зигзагом.

Хронометраж: 2-3 мин.


Этап 2. Этюд «Наглец»

Цель: Отображение отрицательной черты характера — наглости. Развитие умения пользоваться мимикой, жеста­ми, голосом для передачи эмоционального состояния.

Содержание этапа: Детям предлагается проиграть этюд: «Мальчик сел с гармошкой на скамейку под окнами и громко заиграл. Из подъезда вышла женщина и попроси­ла мальчика перейти на другое место: „Ты играешь как раз под нашими окнами, а у меня только-только заснула боль­ная дочка!" „А мне-то что!"— сказал сквозь зубы мальчик и заиграл еще громче». Роли распределяются исходя из личностных особенностей детей и актуальных задач.

Материалы, оборудование: Магнитофон, запись музыки П. Чайковского «Мужик играет на гармонике» или детский музыкальный инструмент— гармонь.

Хронометраж: 5 мин.

Этап 3. Анализ этюда

Цель: Осознание детьми своих желаний, их направ­ленности; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, понимать чувства других людей.

Содержание этапа: Вопросы для обсуждения: «Что ты чувствовал(а) в роли мальчика (женщины)? Как вы ду­маете, почему мальчик продолжил играть (как могли раз­виваться события дальше)? Что бы вы хотели изменить в этой ситуации? Знакома ли вам такая ситуация и те чувс­тва, которые испытывала женщина?»

Хронометраж: 3-4 мин.

Этап 4. Рассказывание сказки «Медведь — липовая нога»

Цель: Ознакомление детей с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий.

Содержание этапа: Ведущий рассказывает сказку «Медведь — липовая нога».

Материалы, оборудование: Текст сказки «Мед­ведь— липовая нога» (см. Приложение 27). Хронометраж: 4 мин.


Этап 5. Драматизация сказки «Медведь — липовая нога»

Цель: Стимулирование познавательного интереса; выразительное изображение поведения персонажей с присущими им чертами характера; воспитание добрых чувств, уверенности в поддержке друзей; накопление по­ложительного эмоционального опыта.

Содержание этапа: Дети проигрывают сказку с де­монстрацией на фланелеграфе.

Материалы, оборудование: Фланелеграф, плос­костные изображения персонажей сказки, наклеенные на фланель (см. рис. 15).

Хронометраж: 10-15 мин.

Этап 6. Игра «Веселые медвежата»

Цель: Стабилизация нервных процессов, психомы­шечная тренировка без фиксации внимания на дыхании.

Содержание этапа: Дети выполняют упражнения под слова ведущего (см. Приложение 28).

Материалы, оборудование: Магнитофон, коврики по количеству детей, музыкальные записи: «Колыбельная медвежонку», Н. Рот «Говорите тише» или другая релак­сационная музыка.

Хронометраж: 3-4 мин.

Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Змейка»

Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде.

Содержание этапа: Ведущий говорит: «Мы узнали сегодня много интересного, важного, мы многому научи­лись. Мы берем это с собой». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди. Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной последовательности.

Материалы, оборудование: Стульчики или другие предметы, расставленные зигзагом. Хронометраж: 2-3 мин.


ПРИЛОЖЕНИЕ 27

Медведь — липовая нога

(Русская народная сказка, адаптирована

Е. Л. Набойкиной для детей с особенностями

психофизического развития)

Решил как-то медведь поесть малины, что созрела в саду у деда. Набрал он целое лукошко, сел под деревом и ягоды из него одну за другой берет да в рот кладет. А малина такая сладкая, такая вкусная, что медведь ест и только лапы облизывает!

Не заметил медведь, как дед с бабой вернулись. И как увидели они, что кто-то забрался в их малину, так и бро­сились на вора. Косолапый кинул со страху свое лукошко, да и в лес бежать! Так он испугался, что не заметил, как угодил лапой прямо в улей, где пчелы липовый мед со­бирали.

Еле медведь ноги унес. Сел под деревом и думает, как улей с ноги снять. Увидел дикий кабан косолапого и говорит ему:

— Помогу я твоему горю. У меня клыки острые, вмиг
деревянный улей разломаю!

Но как ни старался он, ничего не вышло. Позвал тогда кабан на помощь зверей, и стали они вместе думать, как им освободить медведя.

Что только ни делали они, чтобы помочь косолапому. Волк хотел своими крепкими зубами раскусить улей, лиса какое-то хитрое устройство придумала, даже заяц пред­лагал медведю свою помощь. Но все было бесполезно — крепко угодила лапа в улей, никак не достать ее.

— Эх ты, косолапый! Ты и вправду косолапый — ухит­рился так в улей угодить. Будешь знать, как чужую ма­лину есть.

Сидит медведь и чуть не плачет с горя. А тут старый филин сел на ветку и говорит:

— Знаю я о твоей беде, косолапый. И вижу, что ты уже
и сам не рад, что в сад чужой полез. Дам я тебе один
мудрый совет: помочь тебе может только тот, у кого ты
малину воровал.


Долго думал медведь. Страшно было, но ничего дру­гого не оставалось. Пошел он, хромая, в деревню. Улег­ся у крыльца дома, где жили дед с бабой, и притворился спящим. Дед с бабой, увидев огромного медведя, сначала испугались, но потом поняли, какое горе случилось с ко­солапым и решили вызволить его.

ПРИЛОЖЕНИЕ 28

Психогимнастика «Веселые медвежата» (М. Чистякова, модификация Е. Л. Набойкиной)

Дети выполняют упражнения под слова ведущего: «Медвежата выходят из берлоги, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата игр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: