Объявления черепахи Тортиллы
1. Дорогие пассажиры! Вылет рейса №13 временно
задерживается. Только что получили сообщение, что Иван
Царевич уже вылетел на скоростном ковре-самолете и че
рез час будет здесь. Ждите наших объявлений.
2. По техническим причинам рейс №13 задерживается. Авиакомпания Тридевятого царства приносит свои извинения. У нас работает сказкотека, видеоизбушка на курьих ножках и ресторан «Скатерть-самобранка». Ждите дополнительных сообщений через час.
3. Для пассажиров, которые очень торопятся попасть
в страну чувств, может быть предоставлена ступа «От
Бабы-яги» класса люкс. Лететь в ступе сможет тот, кто
решит сказочную задачу (см. Приложение 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сказочные задачи
1. Детям раздаются карточки с изображениями сказочных героев. Под музыку дети находят свою пару:
Золушка — принц Чебурашка — крокодил Гена Знайка — Незнайка Машенька— медведь Аленушка — Иванушка
2. Детям вручаются карточки, где изображены части
сюжета сказки или сказочного героя. Дети коллективно
составляют общую картинку.
3. Долго искал Иван Царевич Василису Прекрасную,
наконец он добрел до замка Кощея. Говорит он Кощею:
«Отдай мне мою невесту, Кощей!» «Ишь, чего захотел! —
отвечает тот. — Не видать тебе Василисушки».
Что делать Ивану Царевичу?
4. Попал Иванушка в плен к злому волшебнику. И говорит тот Иванушке: «Выбирай: либо ты десять лет будешь в моем услужении и станешь выполнять все, что я ни повелю, либо я превращу тебя в капкан, куда будут попадаться звери лесные...»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Путешествие в страну чувств
(Е. Л. Набойкина)
Далеко-далеко за морями-океанами есть сказочная страна чувств. Ее хозяйка— Королева. У Королевы есть слуги-чувства: Мера, Радость, Удовольствие, Злость, Страх, Грусть, Удивление, Вина и Обида. Все слуги-чувства живут в своих дворцовых покоях и посещают Королеву.
|
Однажды Королева отправилась в далекую страну, чтобы навестить свою подругу. А слуги-чувства расселились по разным дворцам, и каждый хотел быть главным. Поэтому в каждом дворце проходила своя жизнь.
Из дворца Радости все время был слышен веселый смех. Все слуги-чувства бегали по дворцовым покоям, хлопали в ладоши, играли в салочки, танцевали.
В другом дворце шли настоящие сражения. Все слуги-чувства ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить друг другу подножку, укусить, ущипнуть или закидать помидорами. А перед заходом солнца все слуги-чувства этого дворца собирались в одном большом покое и колотили друг друга подушками. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как устроить большое сражение со всеми слугами-чувствами. Это был дворец Злости.
Один дворец выглядел пустынным, казалось, все жители покинули его навсегда. Но вдруг показался один житель. Он быстро бежал и все время оглядывался вокруг.
Казалось, что он от кого-то убегал. Едва этот житель заметил другого, как оба широко открыли глаза и рот, и казалось, они вот-вот закричат. Жители резко повернулись и убежали друг от друга. Да, это был дворец Страха.
А во дворце Грусти придворные слуги то и дело грустили: по белым снежинкам, по ароматной землянике, по съеденному мороженому и еще много-много о чем. Тоска зеленая, да и только!
|
Во дворце Удовольствия изо дня в день слуги-чувства лежали на мягких пушистых ковриках и нежились в лучах солнца. Их глаза были закрыты, подбородок расслаблен, руки и ноги казались ватными.
Во дворце Удивления слуги-чувства не переставали удивляться всему подряд: какая яркая луна на небе, почему в соседнем королевстве все жители маленького роста?! Они разводили руками, широко открывали глаза, поднимали брови и округляли рот.
Еще в одном дворце слуги-чувства хмурились и плакали от обиды. От этого у них стали опухать глаза, нос, губы. Они ни с кем не играли, не разговаривали, только и делали, что сменяли мокрые от слез платочки на сухие. Это был дворец Вины и Обиды.
И так день за днем проходила жизнь сказочной страны. Казалось, здесь никогда не будет порядка. Все слуги-чувства забыли про Меру. Жители сказочных дворцов так устали только радоваться, злиться, грустить, удивляться, бояться и обижаться, что стали терять силы. Тогда Мера послала письмо Королеве, чтобы она срочно возвращалась в свое королевство.
Когда Королева вернулась, в стране воцарился прежний порядок. Потому что Королева знала секрет, как вернуть всем слугам-чувствам их важное качество — Меру. С тех пор Королева не оставляет своих слуг-чувств без контроля.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Каналы восприятия, используемые при проигрывании истории каждого дворца чувств:
• зрительный анализатор (фигурка слуги-чувства; цветовая гамма дворца; детские рисунки на тематику эмоциональных состояний от предыдущих занятий);
• слуховой анализатор (музыкальное сопровождение;
различные звуки, которые сопровождают слугу-чувство; использование детских музыкальных инструментов; проигрывание, — как говорит слуга, его
голос);
|
• обонятельный анализатор (запах во дворце: приятный или неприятный, природа этого запаха);
• вкусовой анализатор (представление вкуса, присущего дворцу: горечь, сладость, кислота, соленость,
модификация чувств; какие блюда предпочитает слуга-чувство);
• тактильно-кинестетический анализатор (каково прикосновение слуги-чувства, какие движения он совершает, как танцует).
Занятие 2. ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ
Цель: Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, развитие психомоторной сферы, гармонизация эмоционального состояния.
Задачи:
1. Развитие критического мышления.
2. Развитие социального прогнозирования.
3. Развитие связной речи.
4. Развитие познавательного интереса.
5. Коррекция и развитие психомоторной сферы.
6. Коррекция и развитие коммуникативных навыков.
Используемые методы и техники — мультимодаль-
ный подход:
• Сказкотерапия.
• Драмотерапия.
• Игротерапия.
• Музыкотерапия.
• Медитация.
• Телесно-ориентированная терапия.
• Дидактическая игра.
Категория участников: Дети с легкой интеллектуальной недостаточностью, а также дети старшего дошкольного возраста с нормой развития.
Примечание: Занятие особенно рекомендуется детям, имеющим нарушение моторной координации.
Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Игра «Волшебная дорожка»
Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.
Содержание этапа: Детям завязывают глаза. Ведущий за руку проводит ребят по очереди по «волшебной дорожке». Важно, чтобы дети не наступали на край дорожки. Кто наступит на «дорожку» три раза, возвращается на
начало пути. Закончив путь, дети оказываются в сказочной стране.
Материалы, оборудование: Две веревки, выложенные параллельно друг другу извилистой линией — «Дорожка». Косынки по количеству детей для завязывания глаз.
Хронометраж: 3-4 мин.
Этап. 2. Рассказывание сказки «Зимовье зверей» М. Пришвина
Цель: Ознакомление детей с сюжетом сказки, ее героями.
Содержание этапа: Ведущий рассказывает сказку «Зимовье зверей».
Материалы, оборудование: Текст сказки «Зимовье зверей» (см. Приложение 5).
Хронометраж: 5 мин.
Этап 3. Анализ сказки
Цель: Осознание главных идей сказки; развитие способности осознавать причины поступков героев, пробуждение интереса к их внутреннему миру, их переживаниям; стимулирование ответов детей на вопросы по содержанию сказки.
Содержание этапа: Ведущий задает общие вопросы по содержанию сказки: «Кто герои сказки? О чем вы узнали из этой сказки? Что вы думаете о поступках животных? Зачем один герой нужен другому? Что чувствовал бык, когда все животные отказались строить дом (угрожали быку, спасли его)? Может быть, что-нибудь похожее было и в вашей жизни? Расскажите» и т. п.
Хронометраж: До 5 мин.
Этап 4. Магнитный театр «Зимовье зверей»
Цель: Моделирование поведения персонажей, выразительное изображение эмоциональных состояний; формирование коммуникативно-речевых умений; последовательное
воспроизведение событий сказки; развитие координации движения рук; создание положительного эмоционального настроения.
Содержание этапа:
Варианты организации игры:
1. Взрослый рассказывает сказку, а дети одновременно проигрывают ее.
2. Детям предлагается самостоятельно обыграть сказку; роли распределяет ведущий с учетом особенностей
личностных качеств участника, ассоциируемых с характером сказочного персонажа или с учетом психологической проблемы ребенка.
3. Роли распределяются по желанию детей.
Материалы, оборудование: Магнитная доска, плоскостные изображения героев сказки на магнитах (см. рис. 2).
Хронометраж: 10-15 мин.
Этап 5. Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Цель: Снятие психофизической напряженности; формирование произвольных движений кистей рук; устранение патологических синкинезий, нормализация мышечного тонуса кистей рук; создание положительного эмоционального фона.
Содержание этапа: Дети выполняют движения пальчиками и кистями рук под текст ведущего.
Материалы, оборудование: Текст пальчиковой гимнастики (см. Приложение 6).
Хронометраж: 3-4 мин.
Этап 6. Психодинамическая медитация «Подсолнух»
Цель: Развитие чувственно-двигательной координации, выражение чувств удовольствия и радости; успокоение, расслабление, энергетическая «подзарядка».
Содержание этапа: Под музыкальное сопровождение и слова ведущего дети выполняют соответствующие движения.
Материалы, оборудование: Коврики по количеству детей; магнитофон, спокойная музыка; текст медитации (см. Приложение 7).
Хронометраж: 3-4 мин.
Этап 7. Резюмирование
Цель: Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся.
Содержание этапа: Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.
Хронометраж: 2-3 мин.
Этап 8. Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Волшебная дорожка»
Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде.
Содержание этапа: Ведущий предлагает попрощаться со сказкой. Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной последовательности.
Материалы, оборудование: Две веревки, выложенные параллельно друг другу извилистой линией — «Дорожка». Косынки по количеству детей для завязывания глаз.
Хронометраж: 3-4 мин.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Зимовье зверей
(М. Пришвин, адаптирована Е. Л. Набойкиной для детей с особенностями психофизического развития)
Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран.
— Куда, баран, идешь? — спросил бык.
— От зимы лета ищу, — говорит баран.
— Пойдем со мной!
Вот пошли вместе, попадается им навстречу свинья.
— Куда, свинья, идешь? — спросил бык.
— От зимы лета ищу, — отвечает свинья.
— Иди с нами.
Пошли втроем дальше, навстречу им гусь.
— Ну, иди за нами!
Вот гусь и пошел за ними. Идут, а навстречу им петух.
— Куда, петух, идешь? — спросил бык.
— От зимы лета ищу, — отвечает петух.
— Иди за нами!
Вот они идут путем-дорогою и разговаривают промеж себя:
— Как же, братцы-товарищи! Время подходит холодное, где тепла искать?
Бык и сказывает:
— Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и
впрямь зимою замерзнем.
Баран говорит:
— У меня изба теплая — вишь, какая шерсть. Я и так
перезимую.
Свинья говорит:
— А по мне, какие морозы — я не боюсь: зароюсь в
землю и без избы прозимую.
Гусь говорит:
— А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а
другим накроюсь, меня никакой холод не возьмет; я и так
прозимую.
Петух говорит:
— А разве у меня нет своих крыльев? И я прозимую.
Бык видит — дело плохо, надо самому хлопотать.
— Ну, — говорит, — вы как хотите, а я стану избу строить.
Выстроил себе избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы. Баран просит у быка:
— Пусти, брат, погреться.
— Нет, баран, у тебя шуба теплая, ты и так перезимуешь. Не пущу!
— А коли не пустишь, то я разбегусь, вышибу из твоей
избы бревно; тебе же будет холоднее.
Бык думал-думал: «Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит», — и пустил барана. Вот и свинья прозябла, пришла к быку:
— Пусти, брат, погреться.
— Нет, не пущу! Ты в землю зароешься и так перезимуешь.
— А не пустишь, так я все столбы подрою, да твою
избу сворочу.
Делать нечего, надо пустить. Пустил и свинью. Тут пришли к быку гусь и петух:
— Пусти, брат, к себе погреться.
— Нет, не пущу! У вас по два крыла: одно постелете,
а другим накроетесь; так и перезимуете!
— А не пустишь, — говорит гусь, — так я весь мох из
твоих стен повыщиплю, тебе же холоднее будет.
— Не пустишь, — говорит петух. — Так я взлечу на
чердак, всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее
будет.
Что делать быку? Пустил жить к себе гуся и петуха.
Вот живут они себе в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать.
Услыхала лиса, что петух песенки распевает, захотелось ей петушиным мясом полакомиться, да как достать его? Лиса придумала хитрость, отправилась к медведю да волку и сказала:
— Ну, любезные куманьки! Я нашла на всех наживу:
для тебя, медведь, — быка; для тебя, волк, — барана; а
для себя — петуха.
— Хорошо, кумушка! — говорит медведь и волк. — Мы
твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же, приколем да
поедим!
Лиса привела их к избушке. Медведь говорит волку:
— Иди ты вперед!
А волк кричит:
— Нет, ты посильнее меня, иди ты вперед!
Ладно, пошел медведь. Только в двери — бык наклонил голову и припер его рогами к стенке. А баран разбежался, да как бацнет медведя в бок — и сшиб его с ног. А свинья рвет, мечет в клочья. А гусь подлетел — глаза Щиплет. А петух сидит на брусу и кричит:
— Подайте сюда, подайте сюда!
Волк с лисой услыхали крик да бежать! А медведь рвался, рвался, насилу вырвался, догнал волка и рассказывает:
— Ну, что было мне!.. Этакого страху отродясь не виды
вал. Только я вошел в избу, откуда ни возьмись, баба с ухва
том на меня... Так к стене и прижала! Набежало народу про
пасть: кто бьет, кто рвет, кто шилом в глаза колет. А еще один
на брусу сидел да все кричал: «Подайте сюда, подайте сюда!»
Ну, если б подали к нему, кажись бы, и смерть была!
Больше медведь, волк и лиса к избушке не подходят. А бык с друзьями так и по сей день живут вместе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Пальчиковая гимнастика «Дружба» (М. Чистякова)
Ведущий обращается к детям: «Дружат у нас в группе дети, дружат у нас в группе мальчики и девочки. И сейчас мы посмотрим, как дружат наши пальчики на обеих ручках.
Раз, два, три, четыре, пять— начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять — мы закончили считать».
Сначала руки соединены в замок. Кисти поворачиваются вправо и влево. Кончики пальцев находятся вместе. Поочередное касание пальцев, начиная с мизинцев, потом наоборот. Встряхивание кистей.
Повторить 2-3 раза.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Психодинамическая медитация «Подсолнух» (М. Чистякова)
Ведущий обращается к детям: «Теплый луч упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из росточка вырос прекрасный подсолнух. Нежится на солнце подсолнух, подставляя теплу и свету каждый желтенький лепесток, поворачивает свою изящную и гордую головку». Все дети изображают семечки — опускаются на корточки, затем растут — поднимают руки (бутон), на лице улыбка, глаза полузакрыты.
Занятие 3. МУХА-ЦОКОТУХА
Цель: Проигрывание наиболее значимых эмоциональных состояний; коррекция нарушений поведения. Задачи:
1. Идентификация себя со сказочным героем.
2. Актуализация чувств: радости, страха, гнева.
3. Развитие умения различать эмоциональные состояния и связанные с ними физические ощущения.
4. Развитие саморегуляции.
5. Стабилизация нервных процессов.
6. Развитие творческих способностей.
7. Раскрытие ресурсного состояния.
8. Сплочение группы.
Используемые методы и техники — мультимодапь-ный подход:
• Сказкотерапия.
• Драмотерапия.
• Игротерапия.
• Музыкотерапия.
• Арттерапия.
Категория участников: Дети и подростки с проблемами развития, а также дети дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.
Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Игра «Путешествие на корабле»
Цель: Создание настроя на совместную работу. Сплочение детского коллектива. Вхождение в сказку.
Содержание этапа: Дети садятся в «кораблики» и отправляются в путешествие по морю. Солнце припекает, Детям жарко и они идут плавать в море (имитация плавания под музыку). По команде «Акула!» дети должны занять места на кораблях. Причем важно, чтобы дети помогали
друг другу запрыгнуть на корабли, удержаться на небольшом клочке газеты, поддерживая друг друга и помогая. Постепенно газеты убираются, остается всего лишь одна. Задача всех: поддерживая друг друга, остаться на корабле. Корабль доставляет детей в сказочную страну.
Материалы, оборудование: Силуэты кораблей, вырезанные из газет или более плотной бумаги; магнитофон, запись умеренно спокойной музыки.
Хронометраж: 5-7 мин.
Этап 2. Чтение сказки «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского
Цель: Ознакомление детей с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий.
Содержание этапа: Ведущий читает сказку «Муха-Цокотуха».
Материалы, оборудование: Текст сказки «Муха-Цокотуха» (см. Приложение 8).
Хронометраж: 5 мин.
Этап 3. Анализ сказки
Цель: Передача детям нравственных ценностей, стилей поведения и взаимодействия с окружающими посредством основной темы сказки; стимулирование ответов детей по содержанию сказки.
Содержание этапа: Общие вопросы для обсуждения сказки: «О ком эта сказка? Что случилось с Мухой-Цокотухой? Кто пришел на помощь? Почему Комар так поступил? А почему гости не пришли на помощь? Что вы думаете о Пауке? Что чувствовала Муха (гости, Комар, Паук)? Какие чувства вы испытывали, когда слушали сказку?» и т. п.
Хронометраж: До 5 мин.
Этап 4. Драматизация сказки «Муха-Цокотуха»
Цель: Решение одной из задач на каждом последующем занятии, исходя из поставленной ведущим цели:
1) актуализация чувства страха;
2) актуализация чувства гнева;
3) актуализация чувства радости;
4) расширение представлений детей об эмоциях;
5) развитие речи.
Содержание этапа: Согласно поставленной задаче, детям предлагается инсценировать определенный отрывок сказки:
1. Паук нападает на Муху-Цокотуху. Для отыгрывания
данного эмоционального состояния ребенку предлагается
побыть в роли Мухи-Цокотухи и (или) ее гостей.
2. Паук нападает на Муху и сюжет драки Паука и Комара. Для отыгрывания чувства агрессии ребенку предлагается побыть в роли Паука и (или) Комара.
3. Муха нашла денежку, празднование дня рождения
и свадьбы Мухи. Ребенку предлагаются роли Мухи-Цокотухи и/или Комара, гостей.
4. Все вышеуказанные отрывки стихотворения. Детям
предлагаются роли (определяются ведущим или по желанию ребят) исходя из актуальных задач.
Материалы, оборудование: Шапочки-маски или плоскостные изображения сказочных персонажей: Муха-Цокотуха, Комар, Паук, Бабушка-пчела, блошки, тараканы и др. Также можно использовать плоскостные изображения атрибутов к сказке: самовар, банка меда, сапожки, фонарик и др. (см. рис. 3).
Хронометраж: 10-15 мин.
Этап 5. Игра «Воздушное настроение»
Цель: Тренировка умения распознавать эмоциональные состояния; снятие эмоционального напряжения.
Содержание этапа: Ведущий показывает детям карточки с пятью графическими изображениями эмоций (радость, грусть, страх, гнев, удивление). Предлагает детям надуть шарики и нарисовать на них эти эмоции. Рисовать можно кисточкой или пальцем (по выбору детей).
Материалы, оборудование: Гуашевые краски (красный, зеленый, желтый, синий, коричневый и черный цвета),
разведенные до густоты сметаны. Магнитофон, запись релаксационной музыки.
Хронометраж: 10-15 мин.
Этап 6. Резюмирование
Цель: Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся.
Содержание этапа: Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.
Хронометраж: До 5 мин.
Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки
Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде.
Содержание этапа: Ведущий предлагает попрощаться со сказочной страной, занять места на корабле, который возвращает детей в комнату, где происходило занятие.
Материалы, оборудование: Силуэты кораблей, вырезанные из газет или более плотной бумаги; магнитофон, запись умеренно спокойной музыки.
Хронометраж: 5-7 мин.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Муха- Цокотуха
(К. И. Чуковский)
Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки —
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые —
В них застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла...
«Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»
Вдруг какой-то старичок —
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок —
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А КОЗЯВОЧКИ
Под лавочки,
А букашки под кровать —
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай
Именинница!
А Кузнечик, а Кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок.
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе веревками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у нее выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
«Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!»
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!
Муху за руку берет
И к окошечку ведет:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил,
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
«Слава, слава Комару —
Победителю!»
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки —
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с Комаром.
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!
Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
Тара-pa, тара-ра,
Заплясала мошкара.
Веселится народ —
Муха замуж идет
За лихого, удалого,
Молодого Комара!
Муравей, Муравей!
Не жалеет лаптей —
С Муравьихою подпрыгивает
И букашечкам подмигивает:
«Вы, букашечки,
Вы, милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат —
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Занятие 4. МУРАВЬИШКИ
Цель: Формирование помогающего поведения, эмоционально-ценностного отношения к миру, развитие сенсорно-перцептивной сферы; эмоциональная разрядка.
Задачи:
1. Обучение детей пониманию своих чувств и чувств
других.
2. Развитие сенсорной сферы.
3. Формирование представлений о символическом
изображении вещей.
4. Обогащение пассивного и активного словаря детей.
5. Развитие познавательного интереса.
6. Освоение окружающей действительности.
7. Развитие самоконтроля.
8. Снятие эмоционально-психического и телесного
напряжения.
Используемые методы и техники — мультимодаль-ный подход:
• Сказкотерапия.
• Драмотерапия.
• Игротерапия.
• Музыкотерапия.
• Психогимнастика.
• Телесно-ориентированная терапия.
• Дидактическая игра.
Категория участников: Дети и подростки с проблемами развития, а также дети дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.
Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Коллективное упражнение «Ладошки»
Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.
Содержание этапа: Стоя по кругу, дети одновременно прикасаются своими ладошками к ладошкам товарищей слева и справа, сжимают ладошки друг друга и двигаются в круг. Поднимая руки, дети соединяют все ладошки вместе и оказываются в сказке.
Материалы, оборудование: Магнитофон, запись умеренно спокойной музыки.
Хронометраж: 2-3 мин.
Этап 2. Рассказывание сказки «Муравьишки»
Цель: Ознакомление детей с героями сказки, последовательностью событий.
Содержание этапа: Ведущий рассказывает сказку «Муравьишки».
Материалы, оборудование: Текст сказки «Муравьишки» (см. Приложение 9).
Хронометраж: 2-3 мин.
Этап 3. Анализ сказки
Цель: Осознание главной идеи сказки, пробуждение интереса к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям; стимулирование ответов детей по содержанию сказки.
Содержание этапа: Ведущий задает детям вопросы: «Кто герои этой сказки? Что случилось? Кто пришел на помощь? Что чувствовал Топ (Лола, паук)? О чем вы думали, когда слушали сказку? Может быть, что-нибудь похожее было и в вашей жизни? Расскажи» и т. п.
Хронометраж: 3-4 мин.
Этап 4. Игра-драматизация по сказке «Муравьишки»
Цель: Моделирование поведения персонажей, выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний (страх, беспокойство, радость, удовольствие); последовательное воспроизведение событий сказки; развитие речи; создание положительного эмоционального настроения.
Содержание этапа: Ведущий вместе с детьми проигрывает сказку.
Материалы, оборудование: Шапочки-маски сказочных персонажей, коврики (для изображения полянки), стулья и/или веревка (для изображения ручейка).
Хронометраж: 5-10 мин.
Этап 5. Дидактическая игра «Муравьи»
Цель: Освоение детьми приема кодирования информации; развитие зрительно-моторной координации; закрепление знаний зеленого и красного цвета, треугольной формы, величины: большой—маленький (как усложнение задания рекомендуется увеличивать в комплекте количество фигур, форм, цвета).
Содержание этапа: В сказочном контексте ребятам предлагается помочь муравьям найти дорогу домой. Используется кодирование информации: большой зеленый квадрат— большой черный муравей; большой красный треугольник — большой красный муравей и т. д. Черные муравьи ходят только по черным дорожкам, а красные — только по красным. Большие муравьи ходят только через большие ворота, а маленькие — только через маленькие (как вариант можно предложить элемент соревнования: какой муравей быстрее доберется домой).
Материалы, оборудование: Игровое поле со следующими изображениями:
• четыре домика (в верхней части листа);
• два больших муравья (левый нижний угол листа),
черный и красный: черный муравей обозначен нарисованным большим зеленым квадратом, красный муравей — большим красным треугольником;
• два маленьких муравья (правый нижний угол листа),
черный и красный: черный муравей обозначен нарисованным маленьким зеленым квадратом, красный муравей — маленьким красным треугольником;
• от муравьев к домикам прорисованы четыре дорожки,
разделенные по парам: две черные и две красные;
• через дорожки вертикально установлены две пары
ворот: одни маленькие и одни большие ворота со
ставляют пару.
Два комплекта геометрических фигур: четыре больших и маленьких зеленых квадрата, четыре больших и маленьких красных треугольника (см. рис. 4).
Хронометраж: 5-7 мин.
Этап 6. Психогимнастика «Муравьи»
Цель: Обучение приемам саморасслабления, развитие выразительности движений, воображения.
Содержание этапа: Ведущий предлагает детям изобразить муравьев: постараться сымитировать, как муравьи отыскивают и носят материал для муравейника, играют (двигаться на четвереньках медленно и быстро) и т. д. В конце под тихую музыку дети ложатся на коврики и расслабляются («муравьи отдыхают»). При необходимости ведущий мягко поглаживает руки, лобик, щеки детей.
Материалы, оборудование: Магнитофон, коврики, аудиоальбом «Звуки природы». Хронометраж: 3-4 мин.
Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки. Коллективное упражнение «Ладошки»
Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.
Содержание этапа: Ведущий предлагает попрощаться со сказкой, с Муравьями. Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной последовательности.
Материалы, оборудование: Магнитофон, запись умеренно спокойной музыки.
Хронометраж: 2-3 мин.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Муравьишки
(Е. Л. Набойкина)
Жили-были муравей-папа, муравьиха-мама и их детишки-муравьишки Топ и Лола. Папа и мама достраивали Дом, носили иголки от сосен. Топ и Лола помогали им. Они
любили играть на полянке. Там они нюхали прекрасные цветочки: голубые незабудки, белые ромашки; кувыркались в зеленой травке.
Однажды детишки-муравьишки так развеселились, что Лола оступилась и упала в ручеек. Она очень испугалась и закричала: «Помоги, помоги мне!». Топ прибежал и стал сталкивать соломинку в ручей, чтобы Лола могла по ней добраться до берега. Но это было очень трудно для маленького муравьишки. И тут откуда-то появился старый паук. Своими сильными лапами он помог Топу опустить соломинку в воду. Лола по соломинке добралась до берега. Теперь Лола спасена! Муравьишки поблагодарили старого доброго паука и радостными возвратились домой.
Занятие 5. СПРЯЧЬ МЫШКУ
Цель: Развитие эмоциональной адекватности, мотивации на принятие и поддержку другого. Задачи:
1. Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной
сферы.
2. Развитие произвольного внимания и памяти.
3. Формирование восприятия внешнего выражения
эмоций.
4. Развитие общей моторики.
Используемые методы и техники — мультимодаль-ный подход:
• Сказкотерапия.
• Игротерапия.
• Психогимнастика.
• Дидактическая игра.
• Арттерапия.
Категория участников: Дети и подростки с проблемами развития, а также дети дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.
Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Паутина»
Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.
Содержание этапа: Детям необходимо пролезть через паутину, не задев ее. Если кто-то задевает, возвращается на исходное место. Важно, чтобы ребята помогали друг другу пролезать через отверстия в паутине. Игра заканчивается, когда препятствие преодолено. Пройдя через паутину, дети оказываются в сказке.
Материалы, оборудование: Паутина, связанная из веревок таким образом, чтобы в ней было столько отверстий,
сколько детей в группе. Отверстия в паутине должны быть разного размера, но с учетом того, что через них должны пролезть дети. Паутина натягивается как волейбольная сетка и закрепляется.
Хронометраж: 3-4 мин.
Этап 2. Рассказывание сказки «Про кота Рыжика»
Цель: Ознакомление детей со сказкой, последовательностью событий; развитие познавательного интереса.
Содержание этапа: Ведущий рассказывает сказку «Про кота Рыжика» (Часть 1. «Скворцы»).
Материалы, оборудование: Текст сказки «Про кота Рыжика» (см. Приложение 11).
Хронометраж: 2-3 мин.
Этап 3. Этюд «Повторяка»
Цель: Расширение представлений детей об эмоциях; развитие восприятия эмоциональных состояний через графические изображения.
Содержание этапа: Детям предлагается показать следующие моменты сказки:
• испуг птенцов;
• гнев скворцов-родителей;
• испуг кота;
• радость скворцов.
Если дети затрудняются выполнить задание самостоятельно, взрослый изображает на своем лице страх, злость, радость и просит детей повторять за ним. Ведущий демонстрирует карточки в соответствии с каждым эмоциональным состоянием.
Материалы, оборудование: Карточки с графическим изображением страха, злости, радости (см. Приложение 10).