ПУЛЬСОМЕТРИЯ УРОКА
Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физической культуры. На основании показателей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока. В последнем случае вычерчивается "кривая нагрузки".
Частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока.
Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц, как и у одного и того же лица, в разное время и при разных обстоятельствах - не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращений лишь у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые фиксируются частично в графе "Примечания".
Содержание и порядок записей уясняются из названия отдельных граф протокола. Форма протокола и образец выполнения этого задания приводятся ниже.
Для обеспечения информативности данных важно соблюдать следующее:
1) своевременно подготовить часы (с сек. стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки);
2) подготовить протокол записи показателей;
3) заблаговременно выбрать объект наблюдения - по возможности наиболее значимый для анализа. Это должен быть "средний" ученик, характеризующий основную массу учащихся данного класса. Характеристику намеченного ученика дает учитель физического воспитания.
|
При возможности ведется наблюдение за работой одновременно нескольких разнотипных представителей класса и затем подсчитывается у них пульс: девочки и мальчика: сильного, среднего, слабого по подготовленности ученика, старательного и нерадивого и т.д. В этом случае каждого ученика наблюдают разные студенты. Анализ и обобщение всех исследовательских данных можно поручить одному студенту, который оформляет соответствующие документы, материалы и докладывает их при обсуждении урока бригадой.
Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс сразу после окончания упражнения или серии упражнений и перед выполнением. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить в одной и той же стойке.
Важно получить исходные показатели пульса до начала урока. Далее пульс подсчитывается при входе ученика в зал, по звонку и т.д.
После окончания урока полученные показатели пульса (за 10 сек.) переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока - его "кривая".
При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.
|
По высоте кривой условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площадки между кривой и проекцией от исходного пульса - о ее объеме. Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.
Для того, чтобы анализ полученных данных был достаточно убедителен, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ УРОКА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Контроль расхода времени занимающихся на различные элементы учебно-воспитательной работы с целью определения плотности урока как косвенного показателя его полноценности осуществляется с помощью хронометрирования. Для удобства все действия занимающихся объединяют по сходным признакам в самостоятельные виды.
1. Умственные - по преимуществу действия (слушание педагога, наблюдение, осмысливание воспринимаемого, проектирование предстоящих действий, взаимоконтроль, взаимооценивание, обсуждение вопросов).
2. Двигательные - по преимуществу действия (выполнение физических упражнений, перемещение и установка снарядов, взаимопомощь и др.).
3. Отдых - учитываются и оцениваются целесообразные и нецелесообразные затраты времени.
Суммирование полученных данных позволяет определить процентное соотношение расхода времени на все действия занимающихся и плотность урока.
Различают общую и двигательную (моторную) плотность.
|
Общая плотность урока является обобщенным показателем рационального использования времени. Она определяется отношением суммы всех необходимых затрат времен (на умственные и физические действия, а также оправданные паузы в работе) ко всей продолжительности урока и выражается в процентах. Например, если в школьном уроке эта сумма составила 41 минуту, то общая плотность урока будет равна 91,1 % (сумма рационально затраченного времени на все виды деятельности умножается на 100 и делится на 45).
Двигательная плотность определяется отношением суммы показателей времени, использованного на физические действия занимающихся, к общей продолжительности урока. Например, если в школьном уроке на физические действия затрачено 29 мин, то двигательная плотность урока будет равна 64,5% (29 × 100:45= 64,5%).
При анализе полученных материалов следует заметить, что общая плотность урока должна приближаться к 100 %.
Что же касается двигательной плотности, то в зависимости от типа урока ее показатель может измениться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, на уроках совершенствования техники движения и физических качеств, она может достигать 70-80 %. На уроке же с образовательной направленностью, где предусмотрено разучивание сложного двигательного действия и решение соответствующих задач (например, обучения знаниям), требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в пределах 50% и ниже.
Анализ хронометрических данных должен способствовать правильной оценке умения организовать учебно-воспитательную работу и продуктивно расходовать время урока.
Для достижения объективности суждений и рекомендаций необходимо учесть тип урока, задачи, специфику учебного материала, состояние и работоспособность учеников, материально-технические возможности и другие условия, определяющие особенности урока. На основании анализа должны быть сформулированы выводы и кратко изложены конкретные предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на уроке.
Для выполнению этого задания студент должен заблаговременно подготовиться:
1) изучить конспект урока, на котором предлагается хронометрирование;
2) определить тип урока;
3) изучить соответствующую литературу (материал учебника, методические пособия);
4) своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока;
5) наметить объект наблюдения - это должен быть средний ученик, которого не предупреждают о предстоящем наблюдении:
6) подготовить протокол для записи соответствующей информации.
Образец выполнения данного задания, то есть содержание и порядок записей хронометрирования, а также примерный анализ, приведены в приложении 3.
В графе "действия занимающихся" лаконично и последовательно записывается содержание каждого действия, например: "слушание задач урока", "ходьба", "бег", "упражнения в движении", "обдумывание задания", "участие в установке снарядов", "пассивный отдых" и т.д.
В следующей графе записывается время окончания действий занимающихся. Если разные действия одного и того же вида деятельности следует одно за другим, то по скользящему секундомеру фиксируется время окончания последнего. Например, "ходьба", "бег", "упражнения в движении" - все они относятся к физической по преимуществу работе. Поэтому нет смысла осложнять записи и последующие расчеты определением времени каждого из них. Но если после ходьбы ученики слушали объяснения или предварительные указания педагога относительно предстоящего бега, то фиксируется время окончания ходьбы, затем - слушание педагога (это умственная работа).
Дальнейшие расчеты и записи продолжительности действий по видам деятельности, а также обработка данных хронометрирования должны производиться после окончания урока.
Путем вычета предыдущего показателя времени от очередного определяется продолжительность действия и заносится в соответствующую графу. Например, построение и рапорт длился 2' 45'', это время записывается в графу "двигательная по преимуществу работа". А слушание задач урока закончилось на 3'05''. От этого времени отнимаем предыдущие 2'45'', полученные 20'' с записываем в графу "умственная по преимуществу работа".
В зависимости от деятельности педагога умственные и двигательные действия занимающихся, а также паузы их отдыха могут быть целесообразными и нецелесообразными, эффективными и неэффективными. Например, используя в уроке хорошо известные ученикам, несложные упражнения, педагог неоднократно их показывал. Естественно, ученики нецелесообразно затратили определенное время на наблюдение того, что могли выполнить сразу. Или - для выполнения смешанных висов на брусьях педагог вызывал по одному ученику, вместо того, чтобы использовать имеющиеся возможности выполнения по три сразу. Во втором случае пауза отдыха и ожидания очереди значительно сократились бы. Поскольку упражнения в смешанном висе не сопровождаются значительными нагрузками, паузы отдыха должны быть минимальными, остальное время оценивается как нецелесообразное.
Все нецелесообразные затраты времени на умственную и двигательную работу, а также на отдых определяются сразу, по ходу хронометрирования и записываются в графу со знаком "-".
Для вычисления общей плотности суммируются показатели рациональных затрат времени ("+") на все виды деятельности. Полученную сумму следует умножить на 100, а полученное произведение поделить на время урока.
Для вычисления двигательной плотности суммируются показатели времени, затраченного на двигательные действия ("+", "-"). Полученную сумму необходимо умножить на 100 и поделить на время урока.
Попутные записи в графе "примечания" позволяют более всесторонне осмыслить и оценить наблюдаемое. Они будут касаться тех учеников, которые не заняты выполнением упражнений.
Изменения плотности урока, зависящие от таких отклонений, будут касаться только данного ученика и должны быть оговорены специально при анализе плотности урока в целом.
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА ПУЛЬСОМЕТРИИ
от " "_______________ 200__года.
Предмет наблюдения - изменение пульса учащихся_______класса
в процессе урока физической культуры в классе, проведенного практикантом_______________________________________________________ Задачи урока:
1. Совершенствовать технику упора стоя согнувшись, подводящего к кувырку вперед.
2. Развить функцию вестибулярного аппарата.
3. Добиваться внимательного отношения к требованиям педагога.
Запись наблюдений
№№ | Наименование действий, предшествующих подсчету пульса | Время подсчета пульса от начала урока | Частота пульса | Примечание | |
за 10 сек | За 1 мин | ||||
1. | В покое, после предыдущего урока | 10'45'' | |||
2. | За 5 мин до звонка | 10'55'' | |||
3. | По звонку, в начале урока | 11'00'' | |||
4. | Слушала описание строевых заданий | 7'00'' | |||
5. | Бег | 7'30'' | |||
6. | Замечание по дисциплине классу | 11'00'' | |||
7. | Описание упражнения, выполнение перекатов. | 13'00'' | Выполнено указанное кол-во раз | ||
8. | Замечание классу по поводу дисциплины | 15'00'' | |||
9. | Описание упражнения подводящие к выполнению кувырка вперед, выполнение задание | 17'00'' | Задание выполнялось тщательно | ||
10. | Наблюдение за показом упражнения | 18'30'' | |||
11. | Выполнение задание | 21'00'' | |||
12. | Выполнение задания | 23'00'' | |||
13. | Замечания по дисциплине классу | 25'00'' | |||
14. | Построение | 27'30 | |||
15. | Бездействие, простой | 30'00'' | |||
16. | Перестроение, объяснение задания | 33'00'' | |||
17. | Ожидание очереди | 35'00'' | |||
18. | Выполнение упражнения,5 раз | 38'00'' | |||
19. | Ожидание очереди, построение | 45'00'' | |||
20. | Выход из спорт. зала | 11ч 50' |