Виды упражнений по формированию орфографического навыка у младших школьников.




В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Это усвоение всех букв в письменном и устном вариантах, т.е. алфавита и основ каллиграфии. Во-вторых, обозначение буквами и их сочетаниями всех звуков речи (точнее, фонем), т.е. графика. В-третьих, усвоение собственно орфографии и пунктуации, т.е. системы правил их применения, проверки орфограмм и пунктограмм с помощью правил на основе понимания значений слов, грамматических форм, текста. В научной литературе орфография определяется как система правил, обеспечивающих единообразие написаний в тех случаях, где казалось бы, возможны разные написания. Важно, чтобы дети поняли, что правописание форм слова мотивировано (кроме непроверяемых слов, которые тоже, в сущности, мотивированы традицией). Примеры мотивировки: заглавная буква позволяет отличать имена и фамилии от омонимичных слов (Наша Соня совсем не соня).

Определяя методику работы над формированием у МШ орфогр навыков, учитель исходит из психологиче­ской природы орфогр навыка. Орфогр навык - «автоматизированный компонент» сознательной речевой деятельности человека в условиях протекания ее в письменной форме. Это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких, как: навык письма (автоматизиро­ванное начертание букв), умение анализировать слово с фонетической стороны (целенаправленный звукобуквенный и слоговой анализ), умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило и некоторые другие умения. Орфографиче­ские действия автоматизируются медленно. Время автоматизации зависит от сложности орфограммы. Формирование навыков грамотного письма у школьников базиру­ется на усвоении грамматической теории и орфографических правил.Усвоение орфографических правил невоз­можно без определенного уровня владения грамматическим, фонетиче­ским, словообразовательным материалом. Грамматическая теория — это фундамент орфографического правила.В начальных классах равило входит в грамматиче­скую или словообразовательную тему как ее составная часть(правила, определяющие написание окончаний частей речи, соответственно включаются в темы «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»). Такое расположение материала обеспечивает взаимосвязанное изучение, грамматики и орфографии. Подобный подход является типичным для изучения в началь­ных классах всего орфографического материала.Работа над орфографическим правилом — довольно сложный про­цесс, основными компонентами которого являются: раскрытие сущности правила, овладение учащимися формулировкой правила, применение правила в практике письма. Традиционно в методике выделяются следующие группы орфо­графических упражнений:1. Грамматико-орфографический разбор.2. Списывание.3. Диктанты.4. Лексико-орфографические упражнения.5. Изложения.

 

32. Виды упражнений по формированию орфографического навыка у младших школьников.

К орфографическим упражнениям относятся следующие виды работ:

1. списывание;

2. диктант;

3. орфографический разбор;

4. свободное (самостоятельное) письмо – подбор собственных примеров, изложение, сочинение и др.;

5. корректура текста (исправление ошибок).

Списывание – передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями).

Виды списывания:

1) списывание с готового образца – для списывания предлагаются слова, предложения или текст без пропуска букв и дополнительных заданий; цель – списать правильно, без ошибок и искажений;

2) списывание с дополнительными заданиями – списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий орфографического, грамматического, лексического или словообразовательного характера – разделить слова на слоги; выделить корень; обозначить части слова; обозначить части речи; указать род, число, падеж, склонение, спряжение; подчеркнуть главные члены предложений; подчеркнуть безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях; вставить пропущенные буквы и др.;

3) творческое списывание – восстановление деформированных предложений или текста; изменение грамматической формы записываемых слов;

4) выборочное списывание – списать только слова определенной части речи, определенного спряжения; выписать словосочетания и т.п.;

5) списывание с группировкой – запись слов в два, три столбика с учетом содержащих в ловах орфограмм; запись слов в определенной последовательности: сначала записываются слова с безударной гласной в корне слова, затем – в приставке, далее – в суффиксе и т.д.

Диктант – вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов – научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов – проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия.

Орфографический разбор – вид языкового анализа; включает анализ слов, словосочетаний, предложений, текстов с целью обнаружения орфограмм, их объяснение, указание способа проверки и выполнение орфографического действия – проверки.

Виды орфографического разбора:

1. полный – разбору повергаются все орфограммы;

2. тематический, выборочный разбору подвергаются только определенные орфограммы.

Изложение – это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся на основе образца строят свой собственный текст. Изложения – это пересказы прочитанного. В начальных классах – только обучающее.

Сочинение как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: