Речевые ошибки делятся на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические. Следует отличать от речевых ошибок неречевые: композиционные, логические и искажение фактов. На первом месте по частоте стоят словарные - лексико-стилистические ошибки: 1. Повторение одних и тех же слов. Причины ошибки - во-первых, малый объем внимания учащегося: он забыл, что только что употребил слово, и выбирает его снова. Вторая причина ошибки - бедность словаря: у пишущего или говорящего нет достаточного выбора, он не владеет синонимией, не умеет пользоваться местоимениями для замены повторяющихся слов. Младшие школьники сравнительно легко обнаруживают и исправляют повторы, если они, получив соответствующие указания учителя, внимательно перечитывают свой текст. 2. Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков. Ошибки такого типа - следствие невысокого общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря. 3. Нарушение общепринятой (фразеологической) сочетаемости слов: Ветер постепенно принимал силу (надо: набирал силу); Вышел красный молодец на бой. Причина ошибок - малый речевой опыт, бедность фразеологического запаса. 4. Употребление диалектных и просторечных слов и сочетаний: Петя шел взади (т. е. сзади); Обратно пошел дождь (т. е. опять). Устранение диалектизмов и просторечий возможно только на основе формирующегося понятия о литературном языке: младшие школьники уже могут понять, что наряду с литературным языком существуют и местные говоры. К группе морфолого-стилистических ошибок относится неправильное образование форм слов, неправильное словоизменение или словообразование: 1. В начальных классах еще встречается детское словотворчество. Как правило, дети создают собственные слова в соответствии со словообразовательной системой современного русского языка: приречная полоса (по аналогии с приморская, прибрежная). Все эти ошибки требуют индивидуального разъяснения. 2. Образование диалектных или просторечных форм от слов литературного языка: они хочут, вместо они хотят; ихняя мама вместо их мама. Эти ошибки искореняются под влиянием общего языкового развития детей. 3. Пропуск морфем, чаще всего суффиксов (и постфикса): несколько раз выглядал в окно (нужно: выглядывал). Можно указать две причины подобных ошибок. Первая: ребенку трудно произносить громоздкие, со скоплением согласных слова типа; в устной речи школьник «теряет» отдельные звуки, их сочетания и даже морфемы, и это отражается в письменной речи. Следовательно, бороться с этими ошибками следует, развивая у школьников дикцию. Вторая причина - влияние просторечия. 4. Образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе (отвлеченные, собирательные): съел два супа (надо: две тарелки супу). Ошибки в словосочетаниях и предложениях (синтаксико-стилистические ошибки): 1. Нарушение управления, чаще всего - предложного: 3. Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла. Очень полезны для предупреждения подобных ошибок упражнения с деформированным текстом. 4. Нарушения смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или которые заменяют: Когда Коля прощался с отцом, он (отец или Коля?) не плакал. 5. Местоименное удвоение подлежащего: Петя - он был самый сильный из ребят. 6. Употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид. Неумение находить границы предложений.
Исправление и предупреждение ошибок. Система работы складывается из следующих элементов:
а) исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;
б) классная работа над ошибками общими, типичными, на тематических 15—20-минутных фрагментах уроков анализа проверенных сочинений и изложений, с целью подготовки учащихся к самостоятельному обнаружению и устранению ошибок определенного типа;
в) система стилистических и иных языковых упражнений, в которых учитываются возможные и наиболее вероятные речевые ошибки; языковой анализ текстов на уроках чтения и грамматики, что служит общей основой для конкретной работы над ошибками, допускаемыми учениками;
г) языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;
д) стилистические акценты, где это возможно, при изучении грамматических тем, указания на то, как данная грамматическая тема может послужить основой для предупреждения ошибок;
е) специальное обучение школьников самопроверке и самостоятельному совершенствованию («редактированию») собственного сочинения и изложения.
Все речевые ошибки должны быть исправлены и в устной, и в письменной речи учащихся: школьник, допустивший ошибку, должен усвоить правильный вариант, а если возможно, то и осознать причину ошибки. Ошибки исправляются либо самим учеником - это наилучший способ,- либо учителем, если учащийся сам исправить ошибку не может. Исправление ошибки состоит в перестройке предложения или словосочетания, в замене.