М.И.Глинка, Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), 1836 год




М.И. Глинка – первый, кто создал русскую национальную оперу. Всего у него две оперы - «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила», и каждая из них открывает новое направление в русской опере.

***Опера – самый сложный жанр музыки. Слово «ореrа» в переводе с итальянского буквально означает «труд, сочинение». В этом музыкальном жанре слиты в единое целое музыка, поэзия, театр (драматическое искусство), мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

Опера " Иван Сусанин" («Жизнь за царя») - это героическая историческая музыкальная драма. От неё берут начало другие русские исторические оперы (например, «Борис Годунов» и «Хованщина» М.Мусоргского, «Князь Игорь» А.Бородина).

Опера «Руслан и Людмила» - это сказочно-эпическая опера. С неё начинается ветвь сказочных русских опер (например, «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова, оперы и балеты С.Прокофьева и др.).

Опера "Иван Сусанин" или «Жизнь за царя»

Главный герой – Иван Сусанин – крестьянин из села Домнино Костромской губернии.

Сусанин совершил подвиг во время оккупации России польскими захватчиками. Действие оперы происходит с осени 1612 – до весны 1613 года. Поляков уже изгнали из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране.

 

П оздней зимой 1613 года царь всея Руси Михаил Романов и его мать Марфа жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова.

Недалеко от Домнино они встретили старосту села - Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повёл их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Собинина с известием о грозящей опасности.

За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и его мать нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре.

М.Глинка придал этой простой и страшной истории более художественный вид, ввел лирическую женскую линию.

Действующие лица:

Действующие лица Голос Описание
Иван Сусанин бас крестьянин
Антонида сопрано дочь Сусанина, невеста Собинина
Ваня контральто приёмный сын Сусанина, предупредивший войско Минина об опасности
Богдан Собинин тенор один из русских воинов и жених дочери Сусанина
Поляки хор Захватчики

Опера написана в 4х-дествиях (актах) с эпилогом.

Краткое содержание оперы

Действие первое

В селе Домнино близ Костромы население торжественно встречает молодых воинов, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю.

Антонида с замиранием сердца ожидает своего жениха, Богдана Собинина, также принимавшего участие в защите отчизны. Сусанин, её отец, подходит к ней и с волнением сообщает, что поляки отступили лишь временно, теперь они готовятся к новой битве. Сусанин твёрдо решил, что свадьба Антониды не состоится, пока чужеземцы попирают русскую землю.

Наконец появляется долгожданный Собинин. Он приносит весть о том, что «на Москве собор великий выбирает нам Царя». Услышав добрую весть, Сусанин соглашается на свадьбу дочери и Собинина.

Действие второе

Роскошный бал в Польше. По бокам сцены сидят пирующие паны и пани. В глубине сцены духовой оркестр; в середине танцы. Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами — исполняется знаменитая танцевальная сюита из оперы: торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный вальс, темпераментная мазурка.

Танцы прекращаются и входит вестник. У него плохие новости: «Судьба разразилась грозою!» «Что, разве король (вернее, королевич Владислав) не в Кремле?» — раздаются возгласы. Группа удальцов выделяется из толпы и выходит на авансцену. Они вызываются отправиться на Москву и захватить Михаила Романова. Все уверены в успехе этого плана, и танцы возобновляются. Оркестр играет, а хор поёт мазурку.

Действие третье

Ваня сидит, занятый работой, и поёт свою песню: «Как мать убили у малого птенца». Входит Сусанин. «Теперь время более весёлые песни ляпеть», рассуждает Сусанин и сообщает Ване об избрании Михаила Фёдоровича на царство. Сусанин зовёт Антониду и благословляет молодых. Все молят Бога любить Царя, взывают о милости к земле русской. Вечереет — пора готовиться к девичнику.

Слышится конский топот. Приехали поляки. Они требуют, чтобы их проводили к Царю. Сусанин отвечает им с притворным радушием, скрывая негодование: «Как нам-то знать, где Царь изволит поживать!». Сусанин старается тянуть время, но поляки выказывают нетерпение и обращаются к нему с всё возрастающим гневом. Тут Сусанину приходит на ум: «Пойду, пойду. Их заведу в болото, в глушь, в трясину, в топь». Ване он наказывает скакать верхом самой короткой дорогой прямо к Царю, чтобы до утра уведомить его об опасности. Ваня незаметно уходит. Поляки предлагают Сусанину золото. Сусанин делает вид, что золото его соблазняет, и даёт согласие отвести польский отряд к Царю. Антонида думает, что отец и впрямь собирается проводить поляков к Государю. Она выбегает к нему и молит его не делать этого, не покидать их. Сусанин успокаивает Антониду. Он благословляет её и просит сыграть свадьбу без него, так как не сможет скоро возвратиться. Поляки отрывают Антониду от отца и поспешно уходят с ним. Она бросается на скамью и, закрыв руками лицо, горько рыдает. Входит Собинин. Он недоумевает, откуда появился враг. Антонида рассказывает ему, как было дело. Собинин полон решимости освободить Сусанина из польского плена. Постепенно собираются вооруженные крестьяне и ратники. Собинин уверяет Антониду, что спасёт Сусанина.

Действие четвертое

Глухой лес. Поляки, измученные, еле идущие в сопровождении Сусанина, клянут «проклятого москаля». Они выходят на прогалину: хотя бы здесь отдохнуть. Они собираются развести огонь. Пока они думают, что он случайно сбился с пути. Поляки устраиваются спать у разведённого огня. Сусанин остаётся один. После скорбных размышлений и мольбы к Господу подкрепить его в смертный час Сусанин вспоминает о семье. Он мысленно прощается с Антонидой, Собинину поручает заботу о ней, сокрушается о Ване. Сусанин осматривается: все кругом спят. Он тоже ложится. Вьюга усиливается. Поляки просыпаются, буря затихает. Но теперь им становится ясно, что Сусанин нарочно завёл их в эту глушь. Они подходят к Сусанину, будят его и допытываются, хитрит он или нет. И тут он открывает им правду: «Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал!». Поляки приходят в бешенство и убивают Сусанина.

Эпилог

Москва. Народ гуляет в праздничных одеяниях. Звучит «Славься, славься, святая Русь». Народ славословит Царя: «Празднуй торжественный день Царя, ликуй, веселися: твой Царь идёт! Царя-Государя встречает народ!»

Антонида, Ваня и Собинин грустны, ведь до этого торжественного дня не дожил Сусанин. По сцене проходит небольшой воинский отряд, который, заметив эту печальную группу, замедляет шаг. К ним обращается начальник отряда. Он спрашивает, почему они грустны, когда все ликуют? Он изумлен, когда вдруг узнает, что они родственники Сусанина, о котором «в народе молва, что спас он Царя!» Он вместе с воинами своего отряда выражает скорбные чувства по поводу смерти Сусанина и сообщает, что они сполна отплатили полякам.

И вот снова — ещё более мощно — звучит заключительный хор «Славься», который весь народ поёт уже на Красной площади под звон колоколов. Вдали виден торжественный Царский поезд, направляющийся в Спасские ворота Кремля.

История создания оперы

Работу над оперой Глинка начал в 1834 году. Сначала предполагалось, что автором либретто будет поэт Василий Андреевич Жуковский. Но он отказался в связи с сильной занятостью, и за либретто взялся барон Егор Фёдорович Розен, по рекомендации самого императора Николая I.

В 1836 г. опера была закончена, премьеру приурочили к открытию Большого театра в Санкт-Петербурге.

Опера несколько раз меняла свое название: сначала Глинка назвал ее «Иван Сусанин», но на завершающем этапе работы Глинка переименовал ее в «Смерть за царя». Он хотел посвятить ее императору Николаю I, и тот благосклонно принял посвящение, но предложил свой вариант названия: «Жизнь за царя».

На премьере (т.е. первом представлении оперы) собралась вся столичная аристократия, император Николай I со своей семьей, там же присутствовал и А.Пушкин.

Героический сюжет, яркая и колоритная музыка, величественный финал с хором “Славься” произвели огромное впечатления на зрителей. Премьера прошла с грандиозным успехом.

Драматургия оперы

*** Драматургия музыкальная – это логика развития (развёртывания) музыкального произведения.

Каждое из четырех действий (актов) и эпилог в опере – это определенный этап в развитии конфликта.

1-е действие – русское, показ образа русского народа и главных героев.

2-е действие – польское, показ польского лагеря.

3-е действие - завязка конфликта, первое столкновение противостоящих сторон.

4-е действие – кульминация и развязка, сцена Сусанина с поляками в лесу, гибель главного героя.

Эпилог - общая кульминация оперы, хор «Славься».

Увертюра к опере. Уже здесь развивается основная идея оперы - идея патриотизма. Начинается она с медленного вступления, выражающего глубокую печаль о героях, погибших за народ. Затем совершается постепенный переход от сумрачного, печального вступления через столкновение противостоящих образов к торжествующей коде.

*** Кода (итал. coda — «хвост, конец, шлейф») в музыке — дополнительный раздел в конце музыкального произведения.

В 1 действии (акте) показаны основные герои оперы – Антонида, Сусанин, Собинин, русский народ (крестьяне-ополченцы).

Дочь Сусанина Антонида ожидает своего жениха Собинина. Она готовится к свадьбе.

Антониде отвечает Сусанин. И это первое появление Сусанина в опере. Звучит речитатив Сусанина «Что гадать о свадьбе? Горю нет конца». Это речитатив очень важен – это первый показ, экспозиция основного героя. Именно из этого речитатива мы получаем первое представление о характере главного героя, о том, что он за человек.

В первом речитативе Сусанина М.Глинка использовал настоящую (подлинную) народную песню, услышанную им от лужского извозчика.

*** Речитатив - напевная речь в вокально-музыкальном произведении.

Известно, что в плане оперы Глинка сделал запись о Сусанине – «характер важный». И его первые реплики действительно звучат «важно», то есть неторопливо, веско, с достоинством.

Сусанин говорит дочери о том, что сейчас не время мечтать о свадьбе, о личном счастье, когда в стране беда. То есть с первых нот Глинка показывает Сусанина как истинного патриота своей страны.

2 действие (акт) называют «польским» актом. Это характеристика образа поляков. Русская деревня здесь меняется на бальный зал в замке польского короля. Здесь пирует польская шляхта.

Глинка решил противопоставить два народа – русский и польский - через национальную музыку каждого. Поляки показаны через череду национальных польских танцев. У поляков нет ни одного сольного номера, ни одной арии или ансамбля. Они показаны обобщенно, как толпа (образ враждебной силы).

Всего во 2 действии проходят четыре танца: полонез, краковяк, вальс и мазурка, которые образуют большую танцевальную сюиту. Все они (кроме вальса) являются национальными польскими танцами.

При этом музыка, которая характеризует поляков, очень красива, изящна (т.е. Глинка не превращает образ врага в карикатуру).

*** Полонез (польск. Polonez - польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца — 3/4.

*** Краковяк (польск. Krakowiak) — польский быстрый танец в 2/4; ритм острый, с частыми синкопами. Возник среди краковяков — жителей Краковского воеводства. В XIV веке получил распространение в шляхетской (среди польских дворян) среде. В старину его танцевали только мужчины, позднее — мужчина в паре с женщиной. В XIX веке был популярным бальным танцем.

*** Мазурка — польский народный танец. Название танца произошло от наименования жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый.

В 3 действии (акте) происходит завязка драмы, первое столкновение двух противоборствующих сторон.

Все действие делится на две половины. Они контрастны друг другу.

Первая половина - это подготовка к свадьбе, музыка полна гармонии. Сцена тихого семейного счастья, здесь царят спокойствие и светлое настроение.

Вторая половина – драматическая, приход поляков и сцена Сусанина с поляками.

Поляки требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Решительно и с достоинством отвечает им крестьянин: «За Русь мы все стеной стоим, в Москву дороги нет чужим!» Когда шляхтичи начинают угрожать Сусанину, он отвечает: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь».

Но затем потихоньку отправив приёмного сына Ваню предупредить ополченцев Минина, Сусанин делает вид, что соблазнился предложенными поляками деньгами, уходит вместе с ними.

4 действие (акт) делится на несколько картин.

Короткое оркестровое вступление к четвёртому акту переносит в зимний лес, дремучий и непроходимый.

Своей кульминационной точки драма достигает в 3-ей картине.

Измученные поляки бредут по заснеженному лесу. Звучит тема польской мазурки, но она искажена. Впереди идет Сусанин. Они разводят огонь и ложатся отдыхать.

Звучит ария Сусанина «Ты взойдешь моя заря». Здесь дана центральная характеристика образа Сусанина. Она благородная, трагическая и героическая.

***Ария – это вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом. Обычно это номер в составе оперы.

Арию предваряет короткий речитатив - “Чуют правду, смерть близка”.

 

Это один из наиболее драматичных эпизодов оперы. Сусанин здесь проявляет себя как истинный патриот, мысленно прощается с жизнью, с семьей.

Ария скорбного характера, неторопливая, полная достоинства и мужества. Музыка очень строгая и сдержанная. Здесь Глинка соединил черты русского романса и песни:

Ты взойдёшь, моя заря!
Над миром свет прольешь,
Последний раз взойдешь,
Лучом приветным горя.
Господь, в нужде моей
Ты не оставь меня!
Горька моя судьба!
Тяжка моя печаль!
Закралась в грудь тоска,
Легла на сердце скорбь...
Мне тяжко умирать,
Но долг мой чист и свят...

Затем следует последнее трагическое объяснение Сусанина с захватчиками. На вопрос: «Куда завёл ты нас?» - он отвечает: «Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал, куда и чёрный враг костей не заносил». Последние слова Сусанина: «Родной край спасён! О, Русь моя, живи вовек!» звучат победным торжеством. Так завершается основной сюжет оперы.

Чтобы подчеркнуть главную патриотическую линию оперы, Глинка пишет ещё и эпилог.

***Эпилог - это раздел, завершающий какое-либо действие или музыкально-сценическое произведение в целом. В нём обычно уже нет сценического действия, а только вывод из всего произведения.

Эпилог в «Иване Сусанине» - это большая хоровая сцена, происходящая на площади перед московским Кремлём. Москва празднует победу русского войска, освободившего страну от врага. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Под звон колоколов народ чествует память Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью за Родину, и окружает вниманием его осиротевшую семью.

Звучит знаменитый торжественный и величавый хор «Славься», который сам Глинка назвал гимном-маршем.

 

 

Опера Глинки была необычной и очень новаторской.

Ранние оперы до Глинки практически представляли собой спектакли с разговорами и песенными вставками. В этой опере Глинка избежал разговорных эпизодов, вся опера поётся.

Плюс в этой опере очень чётко проведена единая драматургическая линия, основанная на противопоставлении конфликтующих сторон с помощью музыкального языка.

Плюс музыкальный язык оперы имеет ярко выраженный русский национальный характер, опирается на русский музыкальный фольклор.

*** Народная музыка, музыкальный фольклор — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение.

Всё это позволило назвать оперу «Иван Сусанин» первой русской национальной оперой.

 

ВОПРОСНИК:

1) Сколько опер у М.Глинки? Как они называются? В чём их особое значение в русской музыке?

2) Почему опера «Иван Сусанин» имеет второе название?

3) Что такое музыкальная драматургия? Какова логика драматургического развития в «Иване Сусанине»?

4) Каким предстает в опере главный герой Иван Сусанин?

5) Как Глинка показывает образ поляков в опере? Почему?

6) В каком действии драма достигает своей кульминации? Как охарактеризован в этот момент Сусанин?

7) Какие важные особенности оперы позволяют называть ее первой русской национальной оперой?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: