ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ




Цель всякого трудового обучения — формирование умений, определяющих продуктивность, качество и скорость деятель­ности. «Умение,— пишет К. К. Платонов,— это высшее человече­ское свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса, его завершением». Важнейшими характеристиками умений являются их сознательность, целе­направленность, произвольность и то, что Е. А. Милерян назы­вает наиболее сложной, синтетической особенностью умений, «вариантная адекватность способов достижения цели по отно­шению к изменяющимся условиям деятельности».

В. процессе упражнения происходит автоматизация некото­рых компонентов умений, образование навыков. Эти навыки в свою очередь являются необходимым условием успешного овладения новыми, более обобщенными знаниями, навыками и умениями.

Различают четыре основных этапа формирования навыков. Эти этапы более четко выражены в моторных навыках и были выделены именно при их исследовании. Однако основные харак­теристики процесса формирования навыков являются общими как для моторных навыков, так и для сенсорных и интеллек­туальных.

Первый этап формирования навыка может быть назван предварительным. На этом этапе происходят формирование программы навыка, расчленение отдельных движений на ком­поненты, производятся пробные, ориентировочные движения. Для первого этапа характерна избыточная информация. Благо­даря ориентировочным движениям из всей массы информации выбирается только та, которая необходима для данного действия.

Второй этап — аналитический. Движения на этом этапе выполняются раздельно, происходит чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения. Формируются отдельные действия, частные связи, например между прибором и органом управления. Затем возникает возможность выполне­ния этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно суженный объем восприятия (если даются какие-либо побочные сигналы, никто из тренирующихся их не заме­чает).

Третий этап — синтетический. Отдельные элементы действия объединяются в одно целое, образуется единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят последовательность движений, их взаи­мосвязь, иерархия.

Четвертый этап можно назвать этапом автоматизации. На этом этапе происходит устранение излишних движений и излиш­ней мышечной напряженности. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Это связано с тем, что конт­роль движения переходит от зрения к осязанию и кинестезии. На этом этапе появляется возможность произвольно регулиро­вать темп выполняемых действий, образуется ритм движений.

В случае длительного перерыва в деятельности может про­изойти деавтоматизация навыка, а затем, после дополнительных тренировок, его восстановление.

Важнейшим условием формирования навыков является мно­гократное повторение. В результате многократных повторений действия трансформируются, утрачивают сознательную целена­правленность, способ их выполнения автоматизируется и они превращаются в навык.

Затем, согласно А. Н. Леонтьеву, данное действие вводится в состав более сложного целостного действия, в котором оно окончательно отрабатывается. Из самостоятельного действия, имевшего собственную цель, навык превращается в отдельную операцию, служащую средством достижения 'более широкой цели и потому выполняющуюся лишь под контролем сознания. Дальнейшее повышение обобщенности усваиваемого действия достигается повторением его в условиях вариативных, требую­щих разнообразия приемов выполнения.

Для образования умений нужны планомерные упражнения, основанные на последовательном варьировании и усложнении условий деятельности, с тем чтобы человек.мог сознательно учесть влияние этих факторов, приобрести чувственный опыт, необходимый для успешного применения знаний и навыков в ре­шении новых задач. Таким образом, вариативность условий обучения является необходимым фактором формирования гиб­ких, легко переносимых в новые условия умений.

ТРЕНИРОВКА И ТРЕНАЖЕРЫ

Одним из важных этапов профессионального обучения явля­ется тренировка, в процессе которой закрепляются правиль­ность, точность и быстрота действий. Процесс овладения про­фессиональными задачами начинается с приобретения знаний. Затем должны следовать упражнения, так как одно только зна­ние правильных способов выполнения действий не может обе­спечить успешного их осуществления. В психологии и педагогике упражнением называется повторное многократное выполнение действий, организованное определенным образом, с целью раз­вития умений и навыков. Различаются два типа упражнений: учебные и тренировочные. Учебные расширяют связи, помогают уяснить принцип решения. Тренировочные упражнения направ­лены на отработку и автоматизацию умственных действий, закрепление их правильности, точности, быстроты. Тренировоч­ные упражнения отличаются от учебных тем, что в них система­тично повторяются действия, уже освоенные в учебных упражнениях, но в постепенно усложняющихся условиях; повышаются требования к правильности, точности, быстроте; возрастает умственная и физическая нагрузка, создаются более сложные ситуации.

Требования к организации упражнений наиболее полно опи­саны В. В. Чебышевой [108] и американским психологом Д. Уолфлом [103]. Прежде всего это — определенность задачи упражнений, понимание цели и способов ее достижения.

Помимо того, что цель упражнения должна быть достаточно ясна учащимся, нужно, чтобы именно этой цели они достигали в процессе упражнения.

Необходимым условием успешности упражнения являются своевременные объективные оценки результатов упражнений. Активный самоконтроль и самооценка являются основным усло­вием сознательной регуляции и усовершенствования заучивае­мых действий. Многие авторы считают, что правильная органи­зация обратной связи — основное условие эффективности упражнений.

Условием успешности тренировок является и активность учащихся в преодолении трудностей при овладении навыком, когда они сами настойчиво ищут правильные способы выполне­ния заучиваемых действий, преодоления ошибок, закрепления полученного успеха. Только при этом условии упражнение ста­новится не механическим повторением одних и тех же действий, а активным и сознательным процессом их усовершен­ствования.

Необходимо разнообразить процесс упражнения, так как чрезмерное однообразие отрицательно влияет на интерес и ак­тивность учащихся.

Важным условием успешности упражнений является посте­пенность усложнения задачи и повышения требований к ско­рости, точности работы и к одновременному соблюдению ряда требований. Сюда же относится постепенное повышение нагруз­ки, т. е. интенсивности и длительности работы без перерыва.

Одним из факторов, определяющих эффективность трениров­ки, является правильное распределение упражнений во времени. Во время перерывов возникает возможность более полного ана­лиза действий в каждом новом упражнении, человек получает возможность как бы заново оценить свои действия и условия работы. Но если перерывы слишком большие, это отрицательно влияет на тренировки. К. К. Платонов считает, что упражнения должны быть не слишком часты (чтобы не утомить учащегося) и не слишком редки (чтобы не разрушить образовавшиеся связи).

Уолфл отмечает, что в сложных заданиях растянутые во вре­мени тренировки создают у обучаемого тенденцию к фиксиро­ванию ответных действий, а концентрированные упражнения позволяют выработать более гибкие навыки.

Разные точки зрения существуют в отношении требования к разнообразию материала практических задач. Уолфл отме­чает, что варьирование материала уменьшает скорость обуче­ния. Другие авторы указывают на то, что разнообразие замед­ляет наступление утомления, повышает интерес обучающихся. Разнообразие тренировочных задач способствует формированию более обобщенного навыка и тем самым облегчает перенос его в другие ситуации. Наше исследование интеллектуальных навы­ков и умений показало, что разнообразие форм представления материала является обязательным условием абстрагирования закономерностей решаемой задачи и выработки оптимальной стратегии.

Большое значение имеют полнота и определенность инструк­ции: она должна содержать все необходимые сведения и не до­пускать различного ее понимания. Вместе с тем предпочтитель­на инструкция немногословная, не содержащая лишних подроб­ностей. Очень важно, чтобы инструкция была своевременной — этой проблеме посвящен ряд исследований, в том числе.новей­ших, направленных на обучение решению сложных интеллекту­альных задач.

Обучение идет медленнее, если в приблизительно одинако­вой обстановке предстоит усвоить несколько различных дей­ствий. Возникает интерференция навыков — их отрицательное взаимное влияние. Для предупреждения этого явления Уолфл предлагает ряд мер предосторожности, в том числе тщательный инструктаж преподавателей с целью идентичности их методов обучения. Переход к тренировке других навыков только после того, как предшествующие хорошо закрепились, также умень­шает величину интерференции.

Все большее значение в обучении и тренировке придается специальным техническим устройствам — тренажерам. Трена­жеры могут быть использованы не только для начального обу­чения, но и для поддержания навыков на требуемом уровне, для восстановления их после перерыва в работе, для отработки взаимодействия группы операторов. Тренажеры применяют для повторных, систематических упражнений с возрастаю­щей трудностью, при постоянном самоконтроле, уточнении и со­вершенствовании качества осваиваемых действий. Там, где нет систематичности и разнообразия в повторениях, нет самоконт­роля, уточнений и совершенствования действий, там нет трени­ровки, нет и тренажера. Методически неправильное использова­ние тренажера превращает его в наглядное пособие. Это бывает в тех случаях, когда вместо многократных тренировочных упражнений все возрастающей степени сложности и трудности при.непременном самоконтроле качества каждого действия тре­нажер используется только для иллюстрации отдельных теоре­тических положений или показа действий [78].

Одной из важных психологических проблем конструирования

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

Интеллектуальными мы называем умения (и обслуживающие их навыки), связанные с хранением и переработкой инфор­мации: мнемические, мыслительные, имажинитивные.

Обобщенность, как специфическое свойство умений, еще более выражена в умениях интеллектуальных. Именно в силу своей обобщенности умение отличается вариабельностью, позво­ляющей использовать правильные приемы и способы действия в новых или радикально измененных условиях деятельности. А формирование этих свойств умения эффективнее осуществля­ется в проблемных ситуациях, ставящих обучаемых в положе­ние исследователя, экспериментатора, творчески владеющего рациональными приемами применения знаний на практике, успешно преодолевающего трудности, которые возникают при решении постепенно усложняющихся задач.

С. Л. Рубинштейн показывает, что при повторении действия в процессе упражнения перестраивается структура уже имею­щихся связей. Первоначальные «поисковые» приемы действий, способы решения задач уточняются, совершенствуются, и в кон­це концов закрепляются лишь те ходы мысли, те двигательные реакции, которые наиболее прямым и эффективным путем ведут к решению задач или к выполнению действия. В результате задачи, которые когда-то были для учащегося проблемными, решаются сразу, без развернутой цепи суждений и умозаклю­чений [90, с. 462].

Автоматизация умственных действий не означает сведения мышления к навыку. В той мере, в какой решаемые задачи тре­буют применения знаний в новой обстановке, к измененному материалу, мышление вновь приобретает развернутую форму, возвращается на путь анализа материала, дифференциации зна­ний и системных обобщений. Интеллектуальные навыки, как и всякие другие, являются в этом случае лишь компонентами творческой мыслительной деятельности, облегчающими решение новых задач и использования тренажеров является вопрос о степени подобия тренажера реальному объекту. Важный принцип теории трена­жеров заключается в том, что деятельность на тренажере дол­жна не имитироваться, а моделироваться. Ее следует строить не на подражании, а на психологическом соответствии реальной трудовой деятельности в преднамеренно упрощенных условиях. Поскольку тренажер не может полностью имитировать все условия деятельности, при его использовании приходится иметь дело с большим или меньшим вычленением части из целостной трудовой деятельности. Весь вопрос заключается в том, чтобы это вычленение делать сознательно и обоснованно [78].Для успешного формирования интеллектуальных умений и навыков необходимо создание базы отработанных сенсорных и аттенционных навыков, на основе которых только и возможно формирование интеллектуальных умений и навыков. Процесс решения проблемных задач в любой деятельности всегда стро­ится на переработке поступающей информации. Эта информация носит сложный, многоэлементный характер, поступает по раз­личным каналам, по-разному закодирована.

Учебная информационная модель может быть значительно упрощена: можно, например, не требовать выделения релевант­ного сигнала из шумового фона, различения сигналов малой интенсивности и решения других сенсорных задач, возникающих в реальной деятельности. Однако условия учебной задачи, фор­мирующей мыслительные, имажинитивные или мнемические умения и навыки, неизбежно должны даваться в виде тех или иных сенсорных сигналов.

Появление ошибок сенсорного характера отвлекает внимание обучаемого от основной цели учебной деятельности, что может удлинить процесс овладения интеллектуальными навыками. Автоматизация сенсорных действий, достигнутая до начала про­цесса формирования интеллектуальных навыков, способствует направленности сознания обучаемого на решение более сложных задач.

Все сказанное относится в равной степени к навыкам распре­деления, переключения, сохранения устойчивости внимания. Этап формирования сенсорных и аттенционных навьжов должен предшествовать этапу формирования интеллектуальных на­выков.

Процесс редукции связей, свертывания умственных действий, характерный для интеллектуального навыка, может быть уско­рен, если его специально направлять. Для этого следует изучить сокращенные способы решения тех или иных задач, используе­мые опытными специалистами, сформулировать принципы редук­ции и помочь обучаемым уяснить эти принципы. Сама цель — найти совращенные способы решения задачи,— будучи постав­лена перед обучаемым, должна способствовать более успешной редукции.

Для того чтобы можно было обобщить ряд автоматизированнах навыков, необходима постановка более общей цели, вынесен­ной за пределы обобщаемых навыков. Такое вынесение цели за пределы действия обеспечивает его полную автоматизацию. Оно становится способам выполнения нового действия, соответствую­щего новой цели. Это общее положение относится и к интеллек­туальным навыкам, формирование которых может считаться законченным только после включения их в более широкий кон­текст.

КРИТЕРИИ ОБУЧЕННОСТИ

При планировании процесса обучения и при разработке тре­нажера оказывается необходимым построение системы крите­риев и показателей, опираясь на которые можно строить про­цесс обучения. Этими критериями определяются и выбор мето­дов оценки профессиональной подготовленности и уровень сформированности интеллектуальных умений и навыков. Пока­зателем сформированное профессиональных умений может служить также качество работы, характеристики которого под­робно рассмотрены в гл. 2 (с. 14—15).

В результате сформирования умений происходит изменение всей личности. «Формирование умений,—пишет Милерян,— всегда затрагивает сенсорную, интеллектуальную, мотивационную, волевую и эмоциональную сферы личности, неизменно спо­собствуя, при правильных методах руководства, воспитанию тех, личностных качеств, которые находят себе применение в данном виде трудовой деятельности» [71, с. 60]. В числе таких качеств он называет планомерность, предвидение хода событий, интеллектуальность и прогрессивность, проявляющиеся в тен­денции личности к прогрессивному развитию, самоусовершен­ствованию, ведущему к овладению все более сложными видами труда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: