Цель всякого трудового обучения — формирование умений, определяющих продуктивность, качество и скорость деятельности. «Умение,— пишет К. К. Платонов,— это высшее человеческое свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса, его завершением». Важнейшими характеристиками умений являются их сознательность, целенаправленность, произвольность и то, что Е. А. Милерян называет наиболее сложной, синтетической особенностью умений, «вариантная адекватность способов достижения цели по отношению к изменяющимся условиям деятельности».
В. процессе упражнения происходит автоматизация некоторых компонентов умений, образование навыков. Эти навыки в свою очередь являются необходимым условием успешного овладения новыми, более обобщенными знаниями, навыками и умениями.
Различают четыре основных этапа формирования навыков. Эти этапы более четко выражены в моторных навыках и были выделены именно при их исследовании. Однако основные характеристики процесса формирования навыков являются общими как для моторных навыков, так и для сенсорных и интеллектуальных.
Первый этап формирования навыка может быть назван предварительным. На этом этапе происходят формирование программы навыка, расчленение отдельных движений на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения. Для первого этапа характерна избыточная информация. Благодаря ориентировочным движениям из всей массы информации выбирается только та, которая необходима для данного действия.
Второй этап — аналитический. Движения на этом этапе выполняются раздельно, происходит чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения. Формируются отдельные действия, частные связи, например между прибором и органом управления. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно суженный объем восприятия (если даются какие-либо побочные сигналы, никто из тренирующихся их не замечает).
|
Третий этап — синтетический. Отдельные элементы действия объединяются в одно целое, образуется единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят последовательность движений, их взаимосвязь, иерархия.
Четвертый этап можно назвать этапом автоматизации. На этом этапе происходит устранение излишних движений и излишней мышечной напряженности. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Это связано с тем, что контроль движения переходит от зрения к осязанию и кинестезии. На этом этапе появляется возможность произвольно регулировать темп выполняемых действий, образуется ритм движений.
В случае длительного перерыва в деятельности может произойти деавтоматизация навыка, а затем, после дополнительных тренировок, его восстановление.
Важнейшим условием формирования навыков является многократное повторение. В результате многократных повторений действия трансформируются, утрачивают сознательную целенаправленность, способ их выполнения автоматизируется и они превращаются в навык.
Затем, согласно А. Н. Леонтьеву, данное действие вводится в состав более сложного целостного действия, в котором оно окончательно отрабатывается. Из самостоятельного действия, имевшего собственную цель, навык превращается в отдельную операцию, служащую средством достижения 'более широкой цели и потому выполняющуюся лишь под контролем сознания. Дальнейшее повышение обобщенности усваиваемого действия достигается повторением его в условиях вариативных, требующих разнообразия приемов выполнения.
|
Для образования умений нужны планомерные упражнения, основанные на последовательном варьировании и усложнении условий деятельности, с тем чтобы человек.мог сознательно учесть влияние этих факторов, приобрести чувственный опыт, необходимый для успешного применения знаний и навыков в решении новых задач. Таким образом, вариативность условий обучения является необходимым фактором формирования гибких, легко переносимых в новые условия умений.
ТРЕНИРОВКА И ТРЕНАЖЕРЫ
Одним из важных этапов профессионального обучения является тренировка, в процессе которой закрепляются правильность, точность и быстрота действий. Процесс овладения профессиональными задачами начинается с приобретения знаний. Затем должны следовать упражнения, так как одно только знание правильных способов выполнения действий не может обеспечить успешного их осуществления. В психологии и педагогике упражнением называется повторное многократное выполнение действий, организованное определенным образом, с целью развития умений и навыков. Различаются два типа упражнений: учебные и тренировочные. Учебные расширяют связи, помогают уяснить принцип решения. Тренировочные упражнения направлены на отработку и автоматизацию умственных действий, закрепление их правильности, точности, быстроты. Тренировочные упражнения отличаются от учебных тем, что в них систематично повторяются действия, уже освоенные в учебных упражнениях, но в постепенно усложняющихся условиях; повышаются требования к правильности, точности, быстроте; возрастает умственная и физическая нагрузка, создаются более сложные ситуации.
|
Требования к организации упражнений наиболее полно описаны В. В. Чебышевой [108] и американским психологом Д. Уолфлом [103]. Прежде всего это — определенность задачи упражнений, понимание цели и способов ее достижения.
Помимо того, что цель упражнения должна быть достаточно ясна учащимся, нужно, чтобы именно этой цели они достигали в процессе упражнения.
Необходимым условием успешности упражнения являются своевременные объективные оценки результатов упражнений. Активный самоконтроль и самооценка являются основным условием сознательной регуляции и усовершенствования заучиваемых действий. Многие авторы считают, что правильная организация обратной связи — основное условие эффективности упражнений.
Условием успешности тренировок является и активность учащихся в преодолении трудностей при овладении навыком, когда они сами настойчиво ищут правильные способы выполнения заучиваемых действий, преодоления ошибок, закрепления полученного успеха. Только при этом условии упражнение становится не механическим повторением одних и тех же действий, а активным и сознательным процессом их усовершенствования.
Необходимо разнообразить процесс упражнения, так как чрезмерное однообразие отрицательно влияет на интерес и активность учащихся.
Важным условием успешности упражнений является постепенность усложнения задачи и повышения требований к скорости, точности работы и к одновременному соблюдению ряда требований. Сюда же относится постепенное повышение нагрузки, т. е. интенсивности и длительности работы без перерыва.
Одним из факторов, определяющих эффективность тренировки, является правильное распределение упражнений во времени. Во время перерывов возникает возможность более полного анализа действий в каждом новом упражнении, человек получает возможность как бы заново оценить свои действия и условия работы. Но если перерывы слишком большие, это отрицательно влияет на тренировки. К. К. Платонов считает, что упражнения должны быть не слишком часты (чтобы не утомить учащегося) и не слишком редки (чтобы не разрушить образовавшиеся связи).
Уолфл отмечает, что в сложных заданиях растянутые во времени тренировки создают у обучаемого тенденцию к фиксированию ответных действий, а концентрированные упражнения позволяют выработать более гибкие навыки.
Разные точки зрения существуют в отношении требования к разнообразию материала практических задач. Уолфл отмечает, что варьирование материала уменьшает скорость обучения. Другие авторы указывают на то, что разнообразие замедляет наступление утомления, повышает интерес обучающихся. Разнообразие тренировочных задач способствует формированию более обобщенного навыка и тем самым облегчает перенос его в другие ситуации. Наше исследование интеллектуальных навыков и умений показало, что разнообразие форм представления материала является обязательным условием абстрагирования закономерностей решаемой задачи и выработки оптимальной стратегии.
Большое значение имеют полнота и определенность инструкции: она должна содержать все необходимые сведения и не допускать различного ее понимания. Вместе с тем предпочтительна инструкция немногословная, не содержащая лишних подробностей. Очень важно, чтобы инструкция была своевременной — этой проблеме посвящен ряд исследований, в том числе.новейших, направленных на обучение решению сложных интеллектуальных задач.
Обучение идет медленнее, если в приблизительно одинаковой обстановке предстоит усвоить несколько различных действий. Возникает интерференция навыков — их отрицательное взаимное влияние. Для предупреждения этого явления Уолфл предлагает ряд мер предосторожности, в том числе тщательный инструктаж преподавателей с целью идентичности их методов обучения. Переход к тренировке других навыков только после того, как предшествующие хорошо закрепились, также уменьшает величину интерференции.
Все большее значение в обучении и тренировке придается специальным техническим устройствам — тренажерам. Тренажеры могут быть использованы не только для начального обучения, но и для поддержания навыков на требуемом уровне, для восстановления их после перерыва в работе, для отработки взаимодействия группы операторов. Тренажеры применяют для повторных, систематических упражнений с возрастающей трудностью, при постоянном самоконтроле, уточнении и совершенствовании качества осваиваемых действий. Там, где нет систематичности и разнообразия в повторениях, нет самоконтроля, уточнений и совершенствования действий, там нет тренировки, нет и тренажера. Методически неправильное использование тренажера превращает его в наглядное пособие. Это бывает в тех случаях, когда вместо многократных тренировочных упражнений все возрастающей степени сложности и трудности при.непременном самоконтроле качества каждого действия тренажер используется только для иллюстрации отдельных теоретических положений или показа действий [78].
Одной из важных психологических проблем конструирования
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
Интеллектуальными мы называем умения (и обслуживающие их навыки), связанные с хранением и переработкой информации: мнемические, мыслительные, имажинитивные.
Обобщенность, как специфическое свойство умений, еще более выражена в умениях интеллектуальных. Именно в силу своей обобщенности умение отличается вариабельностью, позволяющей использовать правильные приемы и способы действия в новых или радикально измененных условиях деятельности. А формирование этих свойств умения эффективнее осуществляется в проблемных ситуациях, ставящих обучаемых в положение исследователя, экспериментатора, творчески владеющего рациональными приемами применения знаний на практике, успешно преодолевающего трудности, которые возникают при решении постепенно усложняющихся задач.
С. Л. Рубинштейн показывает, что при повторении действия в процессе упражнения перестраивается структура уже имеющихся связей. Первоначальные «поисковые» приемы действий, способы решения задач уточняются, совершенствуются, и в конце концов закрепляются лишь те ходы мысли, те двигательные реакции, которые наиболее прямым и эффективным путем ведут к решению задач или к выполнению действия. В результате задачи, которые когда-то были для учащегося проблемными, решаются сразу, без развернутой цепи суждений и умозаключений [90, с. 462].
Автоматизация умственных действий не означает сведения мышления к навыку. В той мере, в какой решаемые задачи требуют применения знаний в новой обстановке, к измененному материалу, мышление вновь приобретает развернутую форму, возвращается на путь анализа материала, дифференциации знаний и системных обобщений. Интеллектуальные навыки, как и всякие другие, являются в этом случае лишь компонентами творческой мыслительной деятельности, облегчающими решение новых задач и использования тренажеров является вопрос о степени подобия тренажера реальному объекту. Важный принцип теории тренажеров заключается в том, что деятельность на тренажере должна не имитироваться, а моделироваться. Ее следует строить не на подражании, а на психологическом соответствии реальной трудовой деятельности в преднамеренно упрощенных условиях. Поскольку тренажер не может полностью имитировать все условия деятельности, при его использовании приходится иметь дело с большим или меньшим вычленением части из целостной трудовой деятельности. Весь вопрос заключается в том, чтобы это вычленение делать сознательно и обоснованно [78].Для успешного формирования интеллектуальных умений и навыков необходимо создание базы отработанных сенсорных и аттенционных навыков, на основе которых только и возможно формирование интеллектуальных умений и навыков. Процесс решения проблемных задач в любой деятельности всегда строится на переработке поступающей информации. Эта информация носит сложный, многоэлементный характер, поступает по различным каналам, по-разному закодирована.
Учебная информационная модель может быть значительно упрощена: можно, например, не требовать выделения релевантного сигнала из шумового фона, различения сигналов малой интенсивности и решения других сенсорных задач, возникающих в реальной деятельности. Однако условия учебной задачи, формирующей мыслительные, имажинитивные или мнемические умения и навыки, неизбежно должны даваться в виде тех или иных сенсорных сигналов.
Появление ошибок сенсорного характера отвлекает внимание обучаемого от основной цели учебной деятельности, что может удлинить процесс овладения интеллектуальными навыками. Автоматизация сенсорных действий, достигнутая до начала процесса формирования интеллектуальных навыков, способствует направленности сознания обучаемого на решение более сложных задач.
Все сказанное относится в равной степени к навыкам распределения, переключения, сохранения устойчивости внимания. Этап формирования сенсорных и аттенционных навьжов должен предшествовать этапу формирования интеллектуальных навыков.
Процесс редукции связей, свертывания умственных действий, характерный для интеллектуального навыка, может быть ускорен, если его специально направлять. Для этого следует изучить сокращенные способы решения тех или иных задач, используемые опытными специалистами, сформулировать принципы редукции и помочь обучаемым уяснить эти принципы. Сама цель — найти совращенные способы решения задачи,— будучи поставлена перед обучаемым, должна способствовать более успешной редукции.
Для того чтобы можно было обобщить ряд автоматизированнах навыков, необходима постановка более общей цели, вынесенной за пределы обобщаемых навыков. Такое вынесение цели за пределы действия обеспечивает его полную автоматизацию. Оно становится способам выполнения нового действия, соответствующего новой цели. Это общее положение относится и к интеллектуальным навыкам, формирование которых может считаться законченным только после включения их в более широкий контекст.
КРИТЕРИИ ОБУЧЕННОСТИ
При планировании процесса обучения и при разработке тренажера оказывается необходимым построение системы критериев и показателей, опираясь на которые можно строить процесс обучения. Этими критериями определяются и выбор методов оценки профессиональной подготовленности и уровень сформированности интеллектуальных умений и навыков. Показателем сформированное профессиональных умений может служить также качество работы, характеристики которого подробно рассмотрены в гл. 2 (с. 14—15).
В результате сформирования умений происходит изменение всей личности. «Формирование умений,—пишет Милерян,— всегда затрагивает сенсорную, интеллектуальную, мотивационную, волевую и эмоциональную сферы личности, неизменно способствуя, при правильных методах руководства, воспитанию тех, личностных качеств, которые находят себе применение в данном виде трудовой деятельности» [71, с. 60]. В числе таких качеств он называет планомерность, предвидение хода событий, интеллектуальность и прогрессивность, проявляющиеся в тенденции личности к прогрессивному развитию, самоусовершенствованию, ведущему к овладению все более сложными видами труда.