ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ




Психическое состояние человека — это относительно устойчи­вая структурная организация всех компонентов психики, выпол­няющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя этой психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией [100, с. 20].

Состояния человека в трудовой деятельности классифици­руют по признаку длительности, по ведущему компоненту, по степени напряжения их общего тонуса, по степени активной дея­тельности сознания, по доминирующим в их структуре свойствам личности и т. д.

В. Асеев [12] располагает возникающие в процессе трудовой деятельности психические состояния по следующим группам:

1. Относительно устойчивые и длительные по времени состо­яния. Такие состояния определяют отношение человека к дан­ному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности рабо­той, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т. п.) отражают общий психологический настрой коллектива;

2. Временные, ситуативные, быстропроходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода неполадок в производ­ственном процессе или во взаимоотношениях рабочих;

3. Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много. Например, предрасполо­жение к работе, пониженная готовность к ней, врабатывание, повышенная работоспособность, утомление, конечный порыв и т. д. Сюда же Асеев относит психические состояния, вызван­ные содержанием и характером работы (операции): скука, сон­ливость, апатия, повышенная активность и т. п.

По признаку преобладания одной из сторон психики разли­чают состояния эмоциональные, волевые (например, состояние волевого усилия); состояния, в которых доминируют процессы восприятия и ощущения (состояние живого созерцания); состо­яния внимания (рассеянность, сосредоточенность); состояния, для которых характерна мыслительная активность (задумчи­вость, вдохновение, озарение) и т. д. [100].

Наиболее важна для психологии труда классификация состоя­ний по уровню напряжения, так как именно этот признак наибо­лее существен с точки зрения влияния состояния на эффектив­ность деятельности. Умеренное напряжение — нормальное рабо­чее состояние, возникающее под мобилизующим влиянием трудо­вой деятельности. Это состояние психической активности — не­обходимое условие успешного выполнения действий. Оно сопро­вождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий.

Умеренное.напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях.

Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обста­новка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмиче­ский характер.

В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспо­собности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Труд в оптимальном режи­ме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффек­тивностью [72].

Экстремальные условия — условия, требующие от работаю­щего максимального напряжения физиологических и психиче­ских функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим в самом общем смысле — это режим работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение. Неблагоприятные факторы, повышающие напряже­ние, относятся к следующим группам:

1) физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие усло­вий обитания нормативным требованиям;

2) биологический страх;

3) дефицит времени на обслуживание;

4) повышенная трудность задачи;

5) повышенная значимость ошибочных действий;

6) 'Наличие релевантных помех;

7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;

8) дефицит информации для принятия решений;

9) недогрузка информацией (сенсорная депривация);

10) перегрузка информацией;

11) конфликтные условия, т. е. условия, при которых выпол­нение одного из них требует осуществления действий, противо­речащих выполнению другого условия [23].

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими (функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения кото­рых наиболее выражены в неблагоприятных условиях [64].

Интеллектуальное напряжение — напряжение, 'вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при форми­ровании плана обслуживания, обусловленное высокой плот­ностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение — напряжение, вызванное неопти­мальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае.больших затруднений в воспри­ятии необходимой информации.

Монотония — напряжение, вызванное однообразием выпол­няемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями к концентрации и устойчивости внимания.

Политония — напряжение, вызванное необходимостью пере­ключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение — напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат чело­века.

Эмоциональное напряжение — напряжение, вызванное конф­ликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напря­жением прочих видов.

Напряжение ожидания —-напряжение, вызванное необходи­мостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление — напряжение, связанное с временным сниже­нием работоспособности, вызванным длительной работой.

СОСТОЯНИЕ УТОМЛЕНИЯ

Проблемы утомления издавна привлекали к себе внимание исследователей, в том числе физиологов и психологов труда. Объясняется это их чрезвычайной практической значимостью: утомление является одним из самых распространенных факто­ров, оказывающих существенное влияние на производительность труда.

Утомление сопровождается уменьшением производимой рабо­ты и представляет собой весьма сложный и разнородный комп­лекс явлений. Полное содержание его определяется не только физиологическим, но также психологическим, результативно-производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление и должно рассматриваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны субъективной — как психическое состоя­ние; 2) со стороны физиологических механизмов; 3) со стороны понижения производительности труда.

Психолога интересует утомление именно как особое, своеоб­разно переживаемое психическое состояние. Н. Д. Левитов рас­сматривает компоненты утомления как переживания и к ним относит:

1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже ког­да производительность труда еще не падает. Это снижение рабо­тоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и в неуверенности; человек чувствует, что не в си­лах должным образом продолжать работу;

2. Расстройство внимания. Внимание — одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внима­ние легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым;

3. Расстройства в сенсорной области. Таким расстройствам под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые при­нимали участие в работе. Если человек долго читает без пере­рывов, то, по его словам, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста. При продолжительном и напряженном слушании музыки теряется восприятие мелодии. Продолжитель­ная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности;4. Нарушения в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, рас­стройстве их ритма, в ослаблении точности и координирован­ности движений, их деавтоматизации;

5. Дефекты памяти и мышления. Эти дефекты также отно­сятся непосредственно к той сфере, с которой связана работа. В состоянии сильного утомления рабочий может забыть инст­рукцию, оставить в беспорядке рабочее место и одновременно хорошо помнить все, что не имеет отношения к работе. Мысли­тельные процессы особенно нарушаются при утомлении от умст­венной работы, но и при физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности и умственной ориен­тации;

6. Ослабление воли. При утомлении ослабляются решитель­ность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость;

7. Сонливость. При сильном утомлении возникает сонливость как выражение охранительного торможения. Потребность в сне при изнурительной работе такова, что человек засыпает часто в любом положении, например сидя.

Отмеченные психологические показатели утомления прояв­ляются в зависимости от его силы. Бывает слабое утомление, при котором не происходит значительных изменений в психике. Такое утомление только сигнализирует о необходимости при­нять меры, чтобы не понизилась работоспособность. Вредно переутомление, при котором резко понижается работоспособ­ность и тем самым производительность труда. При переутомле­нии указанные выше нарушения в психической сфере очень заметны.

Таким образом, понятно, что речь идет о динамике утомле­ния, в которой можно вычленить разные стадии. Н. Д. Левитов различает первую стадию утомления, на которой появляется относительно слабое чувство усталости. Производительность труда не падает или падает незначительно. Однако нельзя счи­тать, что если субъективное переживание — чувство усталости не сопровождается понижением производительности, то это пере­живание не имеет никакого значения. Чувство усталости появ­ляется нередко тогда, когда человек, несмотря на тяжелую изну­рительную работу, субъективно чувствует себя вполне работо­способным. Причиной могут быть повышенный интерес к работе, особое ее стимулирование, волевой импульс. Находясь в таком состоянии сопротивления утомлению, человек в одних случаях действительно его преодолевает и не снижает производитель­ность труда, а в других случаях это состояние может привести к своеобразному взрыву переутомления, который часто имеет большую разрушительную для работоспособности силу.

На второй стадии утомления понижение производительности становится заметным и все более и более угрожающим, причем часто это понижение относится только к качеству, а не к коли­честву выработки.

Третья стадия характеризуется острым переживанием утом­ления, которое принимает форму переутомления. Кривая рабо­ты или резко снижается, или же принимает «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить должный темп работы, который на данной стадии утомления может даже уско­ряться, но оказывается неустойчивым. В конце концов рабочие действия могут быть так дезорганизованы, что человек почувст­вует невозможность продолжения работы, переживая при этом болезненное состояние.

Интересен вопрос об индивидуальной подверженности утом­лению. Многие исследователи высказываются за ее существова­ние. Так, С. М. Архангельский отмечает, что ход нарастания, утомления и его конечная величина зависят от ряда условий: 1) от индивидуальных особенностей рабочего; 2) от обстоя­тельств протекания работы; 3) от качества выполняемой рабо­ты; 4) особенностей трудового режима и т. д. Как мы видим, на первое место он ставит именно индивидуальные особенности рабочего [10].

Н. Д. Левитов считает, что подверженность утомлению зави­сит от таких индивидуальных особенностей человека, как физи­ческое развитие и состояние здоровья, возраст, интерес и моти­вация, волевые черты характера. От такого рода индивидуаль­ных особенностей зависит и то, как переживает человек утом­ление и как справляется с ним на разных его стадиях.

СОСТОЯНИЕ МОНОТОННОСТИ

В процессе трудовой деятельности помимо состояния утомле­ния возникает состояние монотонности, отрицательно действую­щее на работоспособность человека. Психическое состояние переживания монотонности, по Н. Д. Левитову, вызывается дей­ствительным и кажущимся однообразием выполняемых на рабо­те движений и действий. Под влиянием переживания монотон­ности человек, не умеющий это психическое состояние сдержи­вать или устранять, становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонности также отрицательно действует на орга­низм работающих, приводя к преждевременному утомлению.

М. И. Виноградов следующим образом сформулировал поня­тие монотонности: «В физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных повторных раздра­жителей, и оно проявляется тем скорее и глубже, чем ограни­ченнее раздражимая область коры, т. е. чем проще состав раз­дражающей стереотипной системы» [14, с. 185].

Понятие монотонности всегда связывается с трудом по вы­полнению однообразных и кратковременных операций. Однако единого мнения в отношении критерия степени монотонности работы пока нет. Под монотонностью одни понимают объектив­ную характеристику самого процесса труда, другие — только психическое состояние человека, являющееся следствием одно­образия работы. В зарубежной литературе, в частности амери­канской, понятие монотонности трактуется во втором, чисто-субъективном смысле.

Советские психологи не отрицают факта субъективного пере­живания монотонности, сопровождающегося потерей интереса к работе, скукой, сонливостью и т. п. Однако, то их мнению, это не служит основанием для отрицания монотонности как явле­ния, объективно присущего трудовому процессу и оказывающе­го неблагоприятное действие на подавляющее большинство работающих. Из этого разного понимания сущности монотон­ности вытекает и разное понимание путей борьбы с монотон­ностью, о чем речь пойдет ниже.

Важным вопросом в понимании природы состояния монотон­ности является разграничение общих и отличительных его черт по сравнению с состоянием утомления. Общее у этих двух состо­яний то, что оба они отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Сущест­венное различие между этими состояниями заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физиче­ской работы, а состояние монотонности может переживаться и при легком, совсем неутомительном труде. Утомление являет­ся фазовым процессом, а монотонность характеризуется волно­вой кривой, обладающей повышениями и спадами. Значит, пер­вым следствием утомления является снижение выполнения, а мо­нотонности — колебания выполнения. Утомление усиливает психическую напряженность; монотонность, как раз наоборот, снижает ее.

Необходимо также отличать состояние монотонности от пси­хической насыщенности. Психическая насыщенность вызывает волнение, нервозность, беспокойство; монотонность, напротив, сопровождается полусонным состоянием, сопровождающимся снижением психической активности и скукой. Психическая на­сыщенность -вызывается главным образом повторением деятель­ности, а для появления монотонности необходимы и другие объективные данные (бедность раздражителей, однообразие их, ограниченность поля наблюдения и т. д.). Очень важно под­черкнуть, что размежевание психического насыщения и моно­тонности является относительным, так как: 1) они взаимно влия­ют друг на друга; 2) их последствия суммирование действуют на состояние человека; 3) в производственной практике ни одно из них не встречается в крайних формах, можно лишь исследовать их сочетания, имеющие разные пропорции.

Следующим важным вопросом является выяснение измене­ний, происходящих в человеческой психике вследствие монотон­ности. Суммируя уже упоминавшиеся симптомы, можно отметить прежде всего субъективное влияние монотонности, имеющее характер переживания: чувства усталости, сонливости, испор­ченность настроения (в разной степени), скука, нейтральное отношение и т. д.

Самым спорным является вопрос об индивидуальных разли­чиях в сопротивляемости монотонности. Экстравертированная личность может противостоять монотонности в меньшей мере, чем интравертированная. Между интеллектом и чувствитель­ностью к монотонности не было установлено корреляции. За рубежом, правда, ставились эксперименты для установления соотношений между переживанием монотонности и умственным развитием человека. Согласно результатам этих экспериментов, скорее и острее переживают монотонность умственно более раз­витые люди. Однако Н. Д. Левитов называет такие выводы упрощенными и неверными. По его мнению, если в работе встре­чаются неизбежные однообразные движения или действия, то умственно развитый человек переживает чувство монотонности в меньшей степени, так как отдает себе отчет в необходимости этих действий для выполнения трудового задания, и может луч­ше активизировать свою работу, усматривая в однообразном разнообразное. В связи с этим Е. П. Ильин [41] замечает, что способность усматривать разнообразие в однообразном присуща высококвалифицированным специалистам. Малоквалифициро­ванный рабочий не может уловить изменений однообразия и ста­новится жертвой бесстимульного безразличия.

Устойчивость к монотонии, как показали исследования И. П. Фетискина [105], определяет наличие монотофильного типологического комплекса, характеризующегося инертностью нервных процессов, преобладанием внешнего торможения и внут­реннего возбуждения, малой силой нервной системы. И наобо­рот, сильнее подвергались влиянию монотонных условий лица, обладающие монотофобным типологическим симптомокомплексом, которым свойственны подвижность нервных процессов, пре­обладание внешнего возбуждения и внутреннего торможения, сильная нервная система. Однако неоспоримо значение мотива­ции в преодолении отрицательного влияния скучной и однооб­разной работы. В силу этого можно считать, что отношения лич­ности, высокое чувство ответственности в значительной мере компенсируют «неблагоприятные» природные свойства нервной системы.

И.последний, разбираемый в связи с состоянием монотонии, вопрос — пути борьбы с монотонностью на производстве. VI. И. Виноградов предлагает следующие пять мероприятий или путей борьбы с монотонностью вообще, а при поточном произ­водстве в особенности: 1) объединение чрезмерно простых и мо­нотонных операций в более сложные и разнообразные по содер­жанию; 2) периодическую смену операций, выполняемых каж­дым рабочим, т. е. совмещение операций; 3) периодическиеизменения ритма работы; 4) введение дополнительного переры­ва [14]; 5) введение посторонних раздражителей (функциональ­ная музыка).

Несколько по-иному, можно сказать более «психологично», видит пути предупреждения и преодоления монотонности в ра­боте Н. Д. Левитов [54].

Первый путь. При выполнении однообразной работы необ­ходимо проникнуться сознанием ее необходимости, в таком слу­чае повышается роль мотивов, стимулов в работе. Большое зна­чение имеют также результаты работы. Чем яснее и отчетливее человек видит на каждом этапе работы ее результаты, тем боль­ше он заинтересовывается своей работой и тем меньше пережи­вает состояние монотонности.

Второй путь. Нужно стремиться отыскивать интересное в од­нообразной работе.

Третий путь. Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы иметь возможность отвлекаться, напри­мер думать о чем-нибудь интересном. Этот путь, правда, допу­стим лишь при однообразных и очень простых работах.

Четвертый путь. Можно создать внешние условия, ослабляю­щие впечатление однообразия работы. В некоторых случаях, например, достаточно перенести работу из закрытого помеще­ния на свежий воздух, чтобы она переживалась как менее одно­образная.

Пятый путь. Введение функциональной музыки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: