Но и во многих обычных жизненных ситуациях,




Урок №7

Тема. Пишем пересказ. Читаем, обсуждаем написанное

Цель: учить школьников письменно пересказывать текст, обсуждать написанное; совершенствовать навыки чтения; развивать связную речь учащихся; воспитывать любовь к природе.

Ход урока

1. Прочитай, представь картины природы, описанные мастерами

слова. Какое настроение передано писателями?

ОСЕНЬ

Стало вдруг светлее вдвое,

двор, как в солнечных лучах —

это платье золотое

у берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём —

листья сыплются дождём,

под ногами шелестят

и летят... летят... летят...

Пролетают паутинки

с паучками в серединке.

И высоко от земли

пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это

улетает наше лето.

Елена Трутнева

Золотой д о ж д ь

(октябрь)

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки

и щёчки, спинки и животики. И до того налились и

пропитались солнцем, что к осени сами стали, как

солнышки, — багряными и золотыми.

Налились, отяжелели — и полетели. Полетели иволгами

по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись

куницами по земле.

Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику

щёлкнет — сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся

— брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит —

закружится пёстрый вихрь. А если тяжёлый тетерев

с лёту вломится в ветви — хлынет сверкающий водопад.

По колено в листьях деревья стоят. Ёлочки листьями

украсились. Папоротники под листьями пригрелись.

Грибы под листьями спрятались.

Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят,

плывут, качаются на паутинках. Листья вверху, внизу

и вокруг.

Шумит золотой дождь.

Обрати внимание на то, что в текстах выделены слова, которые

отвечают на вопросы к а к и х? к а к о е? к а к и м и? к а к о й?

Как ты думаешь, для чего авторы произведений использовали

эти слова? Можно ли сказать, что писатели с нетерпением

ждали прихода осени? Сравни картины, возникшие в твоём

воображении, с теми, которые изобразили писатели.

Прочитай стихотворение ≪Осень≫ так, чтобы передать радостное

осеннее настроение.

Прочитай ещё раз внимательно рассказ Н. Сладкова ≪Золотой

дождь≫ и близко к тексту перескажи, что можно увидеть

и услышать в осеннем лесу.

Найди и прочитай отрывки, в которых, на твой взгляд, растения

изображены как живые существа. Как изменился бы текст, если

бы в нём этого не было?

2. Прочитай слова. Сравни их произношение и написание.

Найди места возможных ошибок при письме.

Осень, вчера, внимательно, похожи, листья, будет.

Образуй из данных слов пары. С каждой из них составь и

запиши предложение. Например: Вчера — осень. Ещё вчера

деревья были зелёными, а сегодня осень разукрасила их

разноцветными красками.

3. Подумай, на что похожи осенние листья. Попробуй словами

нарисовать кленовые, дубовые, осиновые листья. Иллюстрация

поможет тебе. Можешь использовать такие слова:

резные, яркие, лимонно-жёлтые, бронзовые, медные,

рыжие, коричневые, пылающие, опавшие, хрустящие,

танцующие, словно фонарик, будто мотылёк, как рыбка,

похожие на кораблики.

4.Прочитай молча рассказ.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОРАБЛИКИ

Сколько разноцветных корабликов на нашем пруду

сегодня: жёлтые, красные, оранжевые!

Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь,

они опустились на воду тихо и плавно. И всё

ещё продолжают прилетать новые. Прилетит кораблик,

опустится на воду и поплывёт с поднятыми парусами.

Много ещё прилетит их сегодня, завтра, послезавтра...

Большой ещё запас таких корабликов на деревьях, окружающих

наш красивый пруд. Пока летят всё больше

кленовые. Они раньше других пускаются в путь. Это

самые парусистые кораблики.

А какие между ними есть нарядные, просто прелесть!

Вот плывёт целый отряд совсем пунцовых1. Так и горят

на солнце! Это всё с того пышного клёна, который красуется

на берегу.

Дмитрий Кайгородов

Подумай, о каких корабликах рассказал автор? Почему кораблики

прилетели по воздуху? Почему путешествие кленовых

листьев можно назвать первым и последним? Что обозначает

слово парусистые? От какого слова оно образовано?

Перескажи текст о красоте осеннего пруда по плану:

1. Появление на пруду разноцветных корабликов.

2. Первое и последнее путешествие.

3. Самые нарядные кораблики.

 

. Запиши свой пересказ. Прочитай его одному из одноклассников.

Спроси, был ли текст понятным, точным.

Внимательно выслушай его мнение. Подумай, нужно ли

что-то изменить в тексте, чтобы правильно передать

осеннее настроение. Сделай необходимые изменения

и прочитай свой пересказ.

 

 

Класс: 3-А,3-Б Предмет. Русс.яз.

Урок №8

Тема. Составляем вопросы к тексту. Учимся рассказывать о прочитанном.

Цель: продолжить работу над усовершенствованием техники чтения учащихся; учить школьников анализировать прочитанное, высказывать своё отношение к прочитанному; развивать связную речь учащихся; воспитывать любовь к чтению.

Ход урока

Прочитай.

Чтение можно представить как мысленный разговор

писателя с читателем. И важно, чтобы это был диалог.

Один рассказывает, а другой старается лучше понять,

задаёт вопросы, соглашается или не соглашается, радуется

или огорчается вместе с автором.

Какие же вопросы обычно возникают при чтении?

Конечно, самые разные:

о фактах (к т о? ч т о? к о г д а? г д е? к а к? и др.);

о причинах события, поступка (п о ч ем у?);

о смысле, основной мысли.

Самые интересные вопросы — о том, какие картины

возникают в твоём воображении при чтении; о том, было

ли у тебя в жизни что-то подобное; о том, почему это

важно и интересно именно тебе.

2. Прочитай, дополни незаконченное предложение.

Уметь задавать вопросы важно не только при чтении,

но и во многих обычных жизненных ситуациях,

Например:...

 

Составь несколько вопросов для друга, с которым вы не

виделись несколько дней.

3. Прочитай текст.

ЖУК НА НИТОЧКЕ

Майские жуки обгрызают листочки на деревьях.

А личинки майских жуков, такие жирные гусеницы,

обгрызают у деревьев корни. В общем, вредят, как могут.

Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.

Рано утром, пока ещё холодно, жуки не летают. Сидят

на молоденьких деревцах, оцепенели.

Тряхнёшь деревцо — и жуки вниз посыплются,

только собирай.

Вот мы их собираем в ведро, а один мальчишка взял

жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.

Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка

не пускает.

Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.

Вдруг дедушка как крикнет:

— Сейчас же бросьте! Нашли забаву!

Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.

— Это же вредитель, — говорит.

— Знаю, что вредитель!

— Чего же Вам жалко?

— Мне, — отвечает дедушка, — тебя жалко!

— Меня?!

— Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

— Чего же меня жалеть, если я человек?

— А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить

для забавы? Даже таких вот жуков. Даже вредителей!

Эдуард Шим

На какие из составленных вопросов ты можешь ответить?

 

Поработайте в парах: один из вас задаёт вопрос по рассказу

Э. Шима, другой отвечает; задающий вопросы выражает

согласие или несогласие с такими ответами.

 

Потом поменяйтесь ролями. Постарайтесь задавать

вопросы разных типов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: