Рефлексы распадаются на две большие группы




Кто и как должен изучать психологию.

 

Психическая жизнь подчинена непреложным законам.

два отдела их могут быть сопоставлены по сходству с фактами психической жизни человека

1) психическая жизнь животных людей

2) нервные деятельности в теле человека и в теле животных, изучаемые физиологией.

сравнительная психология -Сопоставление конкретных психических явлений у животных и человека есть.

аналитическая психология - Сопоставление же психических явлений с нервными процессами его собственного тела кладет основу.

у человека нет никаких специальных умственных орудий для познавания психических фактов – так что психология как неустоявшеяся наука имеет право на существование.

Объекты изучения психологии - психические факты, должны принадлежать к явлениям в высшей степени сложным.

 

психическая жизнь вся целиком или по крайней мере некоторые отделы ее должны быть подчинены столько же непреложным законам, как явления материального мира, потому что только при таком условии возможна действительно научная разработка психических фактов.

 

Основные черты мыслительной деятельности человека и его способности чувствовать остаются неизменными в различные эпохи его исторического существования, не завися в то же время ни от расы, ни от географического положения, ни от степени культуры.

камень преткновения в деле принятия мысли о непреложности законов, управляющих психическою жизнью, составляет так называемая произвольность поступков человека. Но статистика показал чир есть законы и этих действия но изучать надо не в единичном случае а в массах.

критерий научности знания - действительное же ее возникновение начинается с того момента, когда непреложность явлений может быть доказана, а не только предчувствуема, притом не только по отношению к целому, т. е. в общих чертах, но и к частностям.

1)Психология Прежде всего она должна выработать общие принципы, как расчленять, анализировать психическое явление.

2) восходить с целью изучения от простого к сложному, или, что то же, объяснять сложное более простым, но никак не наоборот.

3) сравнение изучаемых сложных фактов с другими, более простыми, но похожими на них в том или другом отношении.

4) материалом для разработки психических фактов должны служить, как простейшие, психические проявления у животных, а не у человека.

психическая жизнь отдельного человека имеет нечто похожее на себя только в психических проявлениях у животных, и затем поймет, что элементами психической жизни отдельных людей определяются явления их общественной жизни.

Но может быть, сходство между психическими проявлениями у человека и животных есть лишь чисто внешнее, в сущности же разница между ними так громадна, что приравнивать их друг к другу невозможно? Такое убеждение у множества людей существует и по сие время, и оно, конечно, совершенно основательно, пока дело касается, так сказать, количественной стороны явлений, - здесь разница и в самом деле неизмеримо велика.

 

5) убеждение в качественном различии между психической организацией человека и животных нельзя считать научно доказанным;

 

Начало физиологии.

· ятро-механики, объяснявших всю жизнь чисто механически;

· ятро-химики; другой поражался химическою стороною явлений и переходил в лагерь

· виталисты животное тело одаренным особыми "живыми силами", не имеющими ничего подобного в материальном мире

путем сравнения между собою конкретных фактов большей и меньшей сложности в счастливом случае можно достичь лишь полного сведения сложной конкретной формы на простую, но никак не расчленить последнюю. Возникет вопрос каким способом расчленять конкретные психические явления у животных. Но таковых способо нет =====è

сравнительно-психологический метод не может заключать в себе исходных точек для аналитического изучения психических явлений, и мы принуждены обратиться за ними к другим источникам.

 

физиология представляет целый ряд данных, которыми устанавливается родство психических явлений с так называемыми нервными процессами в теле, актами чисто соматическими.

 

Доводы.

Самые простейшие из психических актов требуют для своего происхождения определенного времени и тем большего, чем сложнее акт

Психическая деятельность требует для своего происхождения анатомо-физиологической целости головного мозга

Зачатки психической деятельности, или, по крайней мере, зачатки психической деятельности, с которыми родится человек, развиваются, очевидно, из чисто материальных субстратов, яйца и семени

Через посредство этих же материальных субстратов передаются по родству очень многие из индивидуальных психических особенностей, и иногда такие, которые относятся к разряду очень высоких проявлений, например наследственность известных талантов.

Ясной границы между заведомо соматическими, т. е. телесными, нервными актами и явлениями, которые всеми признаются уже психическими, не существует ни в одном мыслимом отношении.

Физиология, оставаясь на своей почве, т. е. изучая явления в теле в связи с устройством последнего, доказала в новейшее время тесную связь между всеми характерами данных представлений и устройством соответствующих чувствующих снарядов или органов чувств (см. учебники физиологии).

С деятельностями органов чувств можно сопоставлять только те из нервных процессов тела, которые происходят по типу так называемых рефлексов, - возникать не иначе, как из внешнего возбуждения чувствующей поверхности, всегда входящей в состав действующего аппарата.

 

В рефлексе физиология отличает,три главных момента: 1) возбуждение чувствующей поверхности, 2)деятельность центра и 3)проявление возбуждения в сфере рабочих органов тела, При такой тройственности состава явления рефлексы можно сопоставлять с деятельностями органов чувств в следующих отношениях:

1)со стороны общей физиономии актов;

2)со стороны их общего значения в теле (сравнение общее);

3)со стороны осложнения явления новыми элементами помимо трех основных и, наконец,

4)со стороны связи между началом и серединой актов, с одной стороны, серединой и концом, с другой (частные сравнения, которыми определяется в то же время относительное значение всех трех элементов рефлекса в отдельности).

рефлекс является целесообразным движением (в смысле доставления телу каких-нибудь польз), вытекающим роковым образом из внешнего толчка на определенную часть снаряда, носящую название чувствующей поверхности.

со стороны внешней физиологии и общего значения в теле рефлексы и низшие формы дятельностей органов чувств могут быть приравнены друг к другу.

чувствование является средним членом элементарных, простых случаях рефлексов.

рефлексы распадаются на две большие группы

1.чувствование не играет в акте, по-видимому, никакой существенной роли могут происходить и при бессознательном.

2чувствование является, наоборот, необходимым фактором, определяющим то начало, то ход, то конец всего акта. сознательный элемент.

Глаза, уши и нос, как мы уже сказали выше, суть не что иное, как регуляторы движений. Стало быть, и в этом направлении от самых низких форм рефлексов до деятельностей органов чувств существуют переходы, градации, а не противоположности.

 

расчленяемости чувствования. Начинаясь почти …

1.бессознательными проявлениями оно переходит в

2.ясно сознаваемые, но способные лишь к количественным колебаниям формы Затем в сфере низших органов чувств является уже расчленяемость ощущения, выражающаяся в том, что

3.оно видоизменяется с изменением импульсов, действующих на чувствующий снаряд не только количественно, но и качественно; и эти изменения отражаются даже на характере двигательной реакции.

4.В высших органах чувств эта качественная видоизменяемость ощущений соответственно видоизменению внешних импульсов достигает, наконец, громадных размеров.

Воля. перед волей рефлекс и продукт деятельности высших органов чувств равны.

 

не всякое впечатление на высшие органы чувств доходит до сознания, - для этого, как говорится, нужно внимание

связь между первым и вторым членами роковая. Что же касается до связи второго с третьим, то она исчерпывается следующею мыслью: чувствование повсюду имеет значение регулятора движения, другими словами, первое вызывает последнее и видоизменяет его по силе и направлению.

нам приходится сказать, касается общего значения третьих членов рефлекса. Его мы уже знаем - это движения сплошь целесообразные в смысле доставления телу каких-нибудь польз; но в низших формах пользы эти, так сказать, розничные, а в высших - валовые, служащие всему телу разом.

нервные процессы и низшие формы психических явлений, вытекающие из деятельностей высших органов чувств, родственны между собою по природе.

соматические нервные процессы родственны со всеми вообще психическими явлениями, имеющими корни в деятельностях органов чувств, к какому бы порядку явления эти ни принадлежали

Убеждение, что психическое лишь то, что сознательно, другими словами, что психический акт начинается с момента его появления в сознании и кончается с переходом в бессознательное состояние, - до такой степени вкоренилось в умах людей, что перешло даже в разговорный язык образованных классов.

 

аналогия есть единственное средство расчленить конкретные психические факты, отнестись к ним аналитически.

наука, ведению которой подлежат моменты, определяющие психические акты и внешние проявления последних, должна, очевидно, заниматься и выяснением условий зависимости психических явлений от определяющих моментов, с одной стороны, и внешних проявлений от психических элементов - с другой.

причину всякого уклонения явления от основного типа естественно искать прежде всего не во вмешательстве новых факторов, а в форме зависимости уже известных


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: