Географическое измерение




Описанные выше политические и экономические условия в целом сходны для всех стран СНГ, в то же время отдельным государствам свойственна своя специфика. По уровню развития рынка оборудования для ведомственных и корпоративных сетей страны Содружества можно разделить на три группы.

Лидеры рынка. В эту группу входят Россия, Украина и Казахстан, которые являются крупнейшими представителями СНГ по объему национального производства. На протяжении нескольких лет они демонстрируют достаточно стабильный экономический рост и имеют сравнительно хорошо развитую национальную телекоммуникационную инфраструктуру. Экономика этих стран высококонкурентна, успешно развиваются предприятия ряда отраслей, в первую очередь топливно-энергетического комплекса, а также финансовой сферы, действует большое количество представительств транснациональных компаний. Именно эти предприятия, а также органы государственного управления - основные покупатели оборудования в странах данной группы.

На эти три страны в 2005 г. придется 91% закупок оборудования для ведомственных и корпоративных сетей, причем около 67% будут поставлены в Россию. Как ожидается, после преодоления обусловленного политическими причинами временного спада на украинском рынке доля этой группы на рынке СНГ вырастет в следующем году на 2-3%. Рынки лидеров показывают высокую динамику, ежегодные темпы роста - 15-20%. Исключение в этом году составит Украина, где объем продаж вряд ли превысит уровень 2004 г. Именно Россия, Украина и Казахстан наиболее привлекательны для производителей оборудования. Неслучайно большинство вендоров открывают офисы в первую очередь в Москве и других городах России, а также в Киеве и Алматы. Там же расположены представительства большинства их партнеров.

Второй эшелон. В эту группу вошли страны, представляющие три разных региона: Белоруссия, Азербайджан и Узбекистан. Совокупный размер их рынков существенно меньше, чем у стран предыдущей группы, - около 7% всех закупок оборудования в СНГ. Темпы роста варьируются в пределах 10-20%, вместе с тем рынкам этих стран свойственна определенная волатильность, при которой рост может существенно ускориться благодаря реализации одного-двух крупных проектов. Несмотря на сходную динамику и сопоставимые объемы рынков, каждый участник этой группы имеет свои особенности.

Наиболее стабильный рынок - в Белоруссии, которая, впрочем, демонстрирует сравнительно низкие темпы роста - 10—15% в год. Наиболее вероятные причины такой невысокой динамики - обусловленный политическими факторами ограниченный приток иностранных инвестиций в экономику страны, высокая степень государственного контроля бизнеса, техническая отсталость телекоммуникационной инфраструктуры.

Основные преимущества Азербайджана перед соседями - политическая стабильность и развитый нефтегазовый сектор, обеспечивающий приток иностранных инвестиций в экономику. Помимо российских компаний здесь (в силу географической и культурной близости) активно действуют турецкие поставщики

Доли видов оборудования для корпоративных сетей в СНГ и России, 2005 г. (прогнроз)

Передача данных - 53%,

УАТС - 31%

Контакт-центры - 6%

Видеоконференцсвязь - 6%

Прочее — 4%

Доли поставщиков на рынке УАТС в СНГ и России, 2005 г. (прогноз)

Nortel - 19%

Avaya - 17% Ericsson - 10%

Siemens - 9%

Alcatel - 6% Panasonic - 12%

Прочие - 27%

Рынок Узбекистана своим развитием обязан двум факторам - довольно высокой деловой активности правительственной политике в отношении ИКТ, В стране зарегистрировано в общей сложности 280 тыс. предприятий - почти столько же сколько имеет Украина, и в полтора раза больше, чем в соседнем Казахстане. Более 90% компаний являются негосударственными, свыше 2 тыс. совместных предприятий. В стране успешно развивается машиностроительная отрасль, газодобывающая и легкая промышленность. Указом президента страны с 2002 г. введены налоговые преференции и отменены таможенные пошлины на ввоз телекоммуникационного и компьютерного оборудования, реализуются государственные программы подготовки специалистов в области ИКТ. В результате в Узбекистане созданы благоприятные условия для реализации потенциала развития инфокоммуникационного сектора, в том числе рынка сетевого оборудования.

Страны раскрывающегося потенциала. В эту группу входят остальные государства СНГ. Условия для развития рынка ИКТ в них довольно благоприятные, однако страны только начинают реализовывать свой потенциал и их доля в общем объеме поставок оборудования в СНГ не превышает 2%. Многим государствам этой группы свойственны выраженные отраслевые диспропорции. Так, в странах Средней Азии более половины промышленной продукции производят нефтегазовая и металлургическая отрасли. Односторонний характер развития экономики в сочетании с небольшими размерами рынка оборудования (не более $4 млн в год) предполагает существенно большую рыночную волатильность, чем в странах со средним уровнем развития.

Незрелость рынков этих стран проявляется и в факторах, определяющих выбор поставщика оборудования. Если в государствах первых двух групп покупатели во многом ориентируются на известность торговой марки, наличие сервисного обслуживания продаваемого оборудования, возможность подготовки специалистов, то в данной группе ключевым и зачастую единственным фактором является цена. В результате большим спросом пользуются решения небрендовых азиатских производителей, а также техника б/у. Вместе с тем интерес правительства к развитию телекоммуникаций, участие и атом процессе международных организаций и иностранных государств позволяют ожидать в среднесрочной перспективе улучшения ситуации.

Однако крупнейшими и наиболее привлекательными рынками для вендоров останутся лидеры - Россия, Украина и Казахстан.

Продуктовое измерение

На рынке оборудования для ведомственных и корпоративных сетей крупнейшим является сегмент оборудования передачи данных, на пего приходится 53% рынка. Очевидно, отрыв от второго по объему рынка учрежденческих АТС со временем будет увеличиваться, чему будет способствовать ряд факторов.

Потребности предприятий и организаций в голосовых решениях ограничены числом сотрудников, которым необходима телефонная связь. В большинстве организаций проблемы доступа в телефонную сеть гак или иначе решены, спрос формируется за счет открытия новых офисов и замены устаревших УАТС. Последнее не рассматривается многими предприятиями как насущная необходимость, поскольку финансовый эффект от модернизации телефонной сети далеко не всегда очевиден. Процесс обеспечения доступа организаций к информационным ресурсам, напротив, далек от завершения. Появление новых программно-аппаратных решений, заметно влияющих на деятельность компаний, будет стимулировать дальнейший спрос на оборудование предприятий, в которых сети передачи данных уже построены. В частности, модная в России и других странах СНГ тема информационной безопасности стимулирует предприятия осуществлять дополнительные инвестиции как в программные, так и в аппаратные средства. Наконец, растущая популярность корпоративной IP-телефонии предполагает дополнение или замену УАТС оборудованием передачи данных для организации доступа к телефонным услугам.

Ожидается, что объем корпоративного рынка оборудования передачи данных в СНГ в 2005 г. составит около $360 млн. Основные покупатели - ведомства и корпоративные клиенты, в то время как на операторов приходится не более 20% рынка, который остается высококонкурентным: на нем присутствуют десятки поставщиков - американских, европейских, азиатских и российских. В течение 90-х годов Cisco Systems удалось захватить 70% рынка, и компания достаточно прочно удерживает свои позиции. Аналогичная ситуация сложилась во всем мире. Вместе с тем некоторыми игроками рынка отмечается незначительное уменьшение доли Cisco на рынке России. Сложно говорить, станет ли это тенденцией и смогут ли другие именитые конкуренты потеснить компанию, чьи решения, по сути, являются стандартом для отрасли. Однако па одном из крупнейших рынков, китайском, местной компании Huawei уже удалось перехватить у Cisco лидерство.

Претендентами на долю Cisco в СНГ являются в первую очередь крупные поставщики - 3Com, Allied Telesyn, Alcatel, Avaya, Nortel и другие, однако рыночная доля большинства из них сейчас находится в пределах 5-7%, т.е. в И) раз меньше, чем у лидера рынка. В то же время некоторые из производителей имеют прочные позиции в определенных сегментах рынка оборудования передачи данных. Например, Hewlett-Packard контролирует около четверти рынка модульных коммутаторов, в несколько раз опережая всех конкурентов... кроме Cisco.

Вторым по размеру остается динамичный рынок учрежденческих АТС. Как ожидается, его объем в 2005 г. достигнет $210 млн. Наиболее востребованными как в России, так и в других странах СНГ являются относительно недорогие офисные АТС малой емкости, на долю которых приходится около 2/3 всех продаж УАТС. Ситуация, скорее всего, не изменится, поскольку на малых и средних предприятиях телефонные линии, как правило, требуются большей части сотрудников, нежели на крупных предприятиях, где значительная часть работников занята непосредственно на производстве. Общее число запятых па предприятиях среднего и малого бизнеса примерно то же, что и на крупных предприятиях.

Подобно рынку оборудования передачи данных, сегмент УАТС также высококонкурентен, однако здесь имеется несколько лидеров. В сегменте УАТС малой емкости наиболее успешны азиатские производители, предлагающие качественные недорогие решения. Впереди -Panasonic с долей рынка свыше 30%. Успешно действуют также Samsung и LG, западные поставщики. На рынке учрежденческих станций большой емкости и в целом на рынке УАТС лидерство принадлежит американским производителям - Nortel и Avaya, контролирующим в сумме свыше трети рынка, более четверти его приходится на европейских поставщиков - Ericsson, Siemens и Alcatel.

На мировом рынке традиционную офисную телефонию теснят VoIP-решения, падают продажи «классических» УАТС. В СНГ VoIP-решепия менее популярны, в основном из-за их высокой стоимости, однако рост доли гибридных и «чистых» IP-АТС является очевидной тенденцией и в пашем регионе. С ростом популярности новой технологии к списку лидеров рынка УАТС должна присоединиться Cisco, широко предлагающая на мировом рынке IP-станции. Бизнес-модель компании на практике оказалась наиболее успешной для завоевания и удержания значительной доли ведомственного и корпоративного рынка.

Те же компании - Avaya, Nortel, Cisco - являются лидерами молодого еще рынка контакт-центров. В России и других государствах СНГ этот сегмент находится в стадии формирования и растет опережающими темпами по отношению ко всему рынку оборудования. В нашей стране его объем исчисляется уже десятками миллионов долларов, на Украине и в Казахстане - миллионами долларов, другие члены СНГ пока реализовали лишь единичные проекты. По оценкам, общий объем этого рынка по результатам 2005 г. достигнет $40 млн.

Большинство проектов предполагает поставку небольших решений, рассчитанных на 10-20 операторских мест, хотя реализуются и многомиллионные контракты. Среди крупнейших заказчиков - операторы сотовой связи «ВымпелКом» и МТС. С развитием рынка аутсорсинга услуг по обработке вызовов можно ожидать увеличения числа масштабных проектов, однако активность операторов связи на данном рынке заставляет предполагать, что часть его «перетечет» из корпоративного в операторский сегмент. Предположительно, этот процесс будет менее явным в других странах CI1Г, где компании не склонны к выводу бизнес-процессов за рамки родственных структур по соображениям информационной безопасности.

Более $10 млн - объем рынка оборудования для беспроводных сетей передачи данных. Рост обеспечивается как популярностью офисных WLAN-ceтей, так и распространением операторских зон Wi-Fi. Здесь, как и на рынке проводных решений для передачи данных, конкурирует большое число поставщиков (в основном те же компании). Среди них наиболее успешны Cisco, Avaya, Alvarion, InfiNet и др.

Опережающими темпами развивается рынок оборудования для видеоконференцсвязи. Как ожидается, объем поставок в 2005 г. увеличится не менее чем на 30% и составит свыше $40 млн. Реализуются как крупные проекты для ведомственных сетей, так и сравнительно небольшие для компаний, имеющих несколько офисов. Приобретают оборудование и предоставляют па коммерческой основе услуги ви-деотелефонпой связи телекоммуникационные операторы. Крупнейшие поставщики оборудования в СНГ - американская Polycom, японская Sony, китайская Huawei и американо-норвежская Tandberg.

В 2005 г. и в обозримом будущем основные сегменты рынка оборудования для ведомственных и корпоративных сетей сохранят текущие темпы роста. Этому будут способствовать благоприятная макроэкономическая ситуация и политика стран СНГ в области инфокоммуникационных технологий.

Основными рынками останутся Россия, Украина и Казахстан. В то же время увеличится число проектов в других странах, в частности - в Средней Азии.

Возрастет доля новых видов оборудования, в первую очередь основанных па технологиях передачи голоса и видео по сетям передачи данных. Можно ожидать появления новых имен на рынке, однако лидерство сохранится за нынешними поставщиками.

Список литературы

Журнал «ИнформКУРЬЕРСвязь» № 8, 2005 год.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: