в) Классификацияигрушек (попринципусоотносимостисразнымивидамиигр, постепени готовности, повидуприменяемогосырья)




Требования к игрушкам

Какойдолжнабытьигрушка, чтобыпомочьребенкуразвиваться, активнопроявлятьсебявигре, житьрадостнойжизньребенка?

ОсновноетребованиекигрушкамопределилаНК.Крупскаявстатье«Обигрушкахдлядошколят»: игрушкадолжнасодействоватьразвитиюребенка накаждойвозрастнойступеньке дошкольногодетства.

Вподбореигрушекследует исходитьизособенностейвозраста, поэтомуединойпедагогическиценнойигрушкидлядетейдошкольноговозрастанетибытьнеможет.

Малышу нужнысвои игрушки, которыепомогуториентироватьсявокружающеммире, будутстимулироватьего самостоятельнуюдеятельность, направлять еевопределенноерусло.

А длястарших дошкольников необходимы игрушки, которыепомогаютизучатьокружающуюдействительность, стимулируютколлективныеигры.

Особоетребованиепредъявляется ктематике, содержаниюигрушки (чтоонаотображает), посколькуотэтоговомногомзависятхарактеригры, действия, которыеребеноквыполняет, егочувства, переживания. Е. А. Флеринаэтотребованиесформулировалатак: «Игрушкадолжнарасширятькругозорребенка, увлекатьобразами современнойдействительности».

Содействоватьразвитиюдошкольникаможетигрушка, наполненная добрымсмыслом, побуждающаяребенкакположительнымдействиям. Игрушки, отображающиеорудиянасилия, жестокости, оружие, стимулирующиеагрессивное, разрушительноеповедение, травмируютпсихикудошкольника. Ониформируютудетейискаженныепредставленияобокружающеммире, онравственности, подрываютгуманныеначалаформирующейсяличности. Такогородаигрушкинедопустимывдошкольномучреждении. Педагогуследуетразъяснятьродителямпагубностьвоздействиянаребенкаигрушекмилитаристскогосодержания, атакжеигрушек - «героев»зарубежныхмультфильмов, проповедующихкультжестокости, насилия.

Игрушкадолжнабыть динамичной, побуждатьребенка кразнообразнымдействиямвигре. Этоважноетребование, учитывающеетакиепсихофизиологическиеособенностидошкольника, какпотребностьвактивныхдействиях, деятельности. Еслиигрушкатакова, чторебеноктолькосозерцаетее, тоонанеокажетвлияниянаегоразвитие. СледуетпомнитьсловаЕ. А.Флериной: «Чембольшевозможностейигрушкапредоставляетдляразличныхдействий, темонаинтереснеедляребенка, тембольшееевоспитательныевозможности». Поэтомунеобходима оценкадинамичностиигрушекприкомплектованииихдлядетейразноговозраста. Прислучайномподборебывает, чтоигрушканесоответствуетсиламиливозможностямребенка, уровнюегоразвития. Иногдаприобретенныедлядошкольногоучрежденияигрушкираспределяютсяповозрастнымгруппамводинаковомассортименте, чтонедопустимо.

Слишкомпростыеигрушкиневызываютинтересаустаршихдошкольников, ониимскучны, амалышей, наоборот, сложныеигрушкиутомляют, побуждаюткманипулятивнымдействиям.

Предъявляютсяопределенныетребованияк оформлениюигрушки. Игрушкануждаетсяв привлекательном, красочномоформлении, чтобывызыватьуребенкаэмоциональноеотношение, воспитыватьхудожественныйвкус. Художественнаявыразительностьобеспечиваетсягармоничнымсочетаниемконструкции, формы, цвета. Небезразличениматериал, изкоторогоизготовленаигрушка. Исследователямиустановлено, чтомягкие, пушистыематериалывызываютположительныеэмоции, стимулируютребенкакигре. Игрушкисшершавойихолоднойповерхностью, какправило, нестановятсялюбимыми.

Оформлениеигрушки должнобыть безопаснымдляжизнииздоровьяребенка иотвечать рядугигиеническихтребований. Впоследниегодывопрособужесточениигигиеническихтребованийкдетскимигрушкамвсталособенноостровсвязиспоявлениемновыхполимерныхматериалов, красителей, лаков.

Угрозудляздоровья ребенкамогутпредставлять игрушкисдефектами, возникшими впроцессеих«эксплуатации»: расшаталсястулизнаборакрупнойкукольноймебели, накоторыймалышилюбятприсаживатьсясами; отломилсябортикметаллическогосамосвалаит.д. Поэтомунеобходим частыйконтрользасостояниемигровогоматериала, которыйосуществляетвоспитатель, своевременныйихремонт, изъятиеизпользованиядетейигрушексдефектом, сломанных. Особоевниманиеследуетобращатьнанезаделанныекраяметаллическихидеревянныхчастей, плохоукрепленныемелкиедеталиигрушек, прочностьокраскиит.д.

Вдошкольномучрежденииигрушкидолжныбыть соответствующимобразомразмещены, чтотребуетиспользованияопределенногоигровогооборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сетокдляхранениямячейит.д.

в) Классификацияигрушек (попринципусоотносимостисразнымивидамиигр, постепени готовности, повидуприменяемогосырья)

Игрушкираспределяютсяповидамигр, вкоторых онипреимущественноиспользуются. Это делениевесьмаусловно: каждая игрушкамногофункциональна ипоэтомуееможноприменятьвразныхиграх. Например, плюшевыймишка - любимыйсыноквсюжетно-ролевойигре, автеатрализованнойонпревращаетсявмедведицуНастасьюПетровну.

Сюжетныеигрушки имеютещеодноназвание - образныеигрушки. Впоследнемназванииподчеркиваетсяихсущностькакпрототипов (образов) предметов, чемониипривлекаютребенка. Этокуклыифигурки, изображающиелюдейиживотных; транспортныесредства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебельидр.

Игрушкиданноговидавомногомопределяютсюжетигры (отсюданазвание - сюжетные), вэтомихосновноеназначение. Ониразвиваюттворчество, уточняютирасширяюткругозорребенка, егосоциальныйопыт.

Дидактическиеигрушки предназначеныдляумственногоисенсорногоразвитияиобучениядетей. Срединихмногонародныхигрушек: матрешки, пирамиды, разноцветныешары, бочонки, бирюлькиидр. Играясдидактическимиигрушками, ребенокрешаетразличныезадачи. Условиятакойзадачизаключенывконструкцииигрушки (разобратьисобратьпирамиду, башенку, матрешку). Кдидактическимигрушкамотносятсямозаики, настольныеипечатныеигры.

Игрушки-забавы, «веселыеигрушки», поопределениюЕ.А.Флериной, используютсядляразвлечениядетей? Онипредставляютсобойсмешныефигуркилюдей, животных: клоун, кувыркающийсянавертикальнойлестнице, бодающиесякозлики, мишка - «дергунчик», повар, ловкопекущийблины, идр. Давнихпредшественниковсовременныхигрушек-забавмастерилинапотехумалымдетям, чтобыповеселить, посмешитьих (клюющиекурочки, каруселиидр.). Особенностьигрушек-забаввдвижении, сюрпризе, неожиданности, иногдапарадоксальности, необычностиигровыхэффектов. Всеэтобудитвребенкеоструюзаинтересованность, яркиеэмоции, развиваетчувствоюмора.

Игрушки-забавыпомогаютвоспитателю: установитьконтактсдетьми, снятьнапряжение, отвлечьотнежелательныхдействий. Удетейранопоявляетсяжеланиеузнать, какустроенаигрушка, почемуонадвигаетсяит.п. Отсюдатребование, чтобы игрушка-забавабылапрочной. Такжекигрушкам-забавамотносятсянаборыфокусов. Всовременныхигрушках-забавахширокоприменяютсямеханические, электротехническиеиэлектронныеустройства.

Спортивныеигрушки предназначеныдляреализациизадачфизическоговоспитания. Ониспособствуютразвитиюловкостидвижений, глазомера, крупнойимелкоймоторики, такихкачеств, каквыдержка, организованность. Этиигрушкиразнообразны. Однинаправлены наукреплениемышцруки, предплечья, развитиекоординациидвижений (блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи).

Другиесодействуют развитиюнавыковбега, прыжков, укрепляютмышцыног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки). Наконец, существуют спортивныеигрушки, предназначенныедляколлективныхигр (настольныебаскетбол, хоккей; пинг-понг).

Музыкальныеигрушки предназначены дляразвитиямузыкальногослуха. Онииспользуютсяназанятиях, праздниках, развлечениях, всамостоятельныхиграх. Отличаютсяособенностямизвучания, наряднымоформлением. Этоигрушки, имитирующиепоформеимузыкальномузвучаниюмузыкальныеинструменты: детскиебалалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальныешкатулки (втомчислеэлектронные) идр. Кмузыкальнымигрушкампричисляютсюжетныеигрушкисмузыкальнымустройством (пианино, рояль), наборыколокольчиков, бубенчиков, игровыеприборыдляпрослушиваниямузыкальныхзаписей. Основныетребованиякмузыкальнымигрушкам: благозвучность, высокоекачествоизготовления, эстетичностьоформления.

Театрализованныеигрушки -этокуклы - театральныеперсонажи, куклыбибабо, куклы-марионетки; наборысюжетныхфигурокдляразыгрываниясценокпосказкам, инсценировок. Кэтимигрушкамотносятсякостюмыиэлементыкостюмов, атрибуты, элементыдекораций, маски, бутафорияидр. Дляразвлечений, карнавальныхигрхорошикрупныенадувныеигрушки (сказочныеперсонажи, животные). Использованиетеатрализованныхигрушектребуетопределенногоигровогооборудования: театральнойпереноснойсцены, магнитных, фланелевыхустройств, состоящихизэкрана-основыикрепящихсякнимфигурах.

Театрализованныеигрушки неявляютсяпредметамиповседневногопользования, онидолжнывглазахребенкабытьсвязанысатмосферойпраздничности, эмоциональнойприподнятости.

Техническиеигрушки вводятдетейвмиртехники; знакомятсвнешнимвидомтехническихпредметов (машины, механизмы, транспортныесредства), схарактернымидлянихдействиями. Кэтимигрушкамотносятсяигрушечныефотоаппараты, бинокли, подзорныетрубы, летательныемодели, калейдоскопы, детскиешвейныемашины. Вомногихтехническихигрушкахиспользуютсязаводные, инерционныедвигатели, электромоторчики, электронныеустройства.

Строительныеиконструктивныематериалы рассчитанынадетскоеконструирование, техническоеизобретательство. Наборыстроительныхматериаловпредставляютсобойкомплектыдеталейразныхформдлясооруженийипостроек.

Конструкторысостоятизнаборовдеталей, крепежныхэлементовиинструментовдлясборкиразличныхконструкций. Детямпредлагаютконструкторысразнымиспособамисоединениядеталей: наложение, приставление, сочленение (скрепежнымиустройствами). Большимиразвивающимивозможностямиобладаютконструкторыновогопоколения - «LEGO».

Игрушки-самоделки изготовляютсясамимидетьми, ихродителями, воспитателями. Потребностьвтакихигрушкахвозникаетвовсехвидахигр: длятеатрализованнойигрыдетимастерятфигурки«артистов», элементыдекораций, маски, длясюжетно-ролевойигры - «продукты», «тетрадки»и«книжки»идр. Восновеизготовленияигрушек-самоделоклежитхудожественныйтруд, входекоторогоребенокучитсяпреобразовыватьразличныематериалыдлядостиженияпоставленнойцели. Игрушки-самоделкидошкольникможетизготовлятьизразныхматериалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовыебутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина). Создаваяигрушку, наблюдая, какэтоделаетвзрослый, посильнопомогаяему, ребенокиспытываетрадость, стремлениексозидательнойдеятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: