Развитие методики препод-я природ-я на современном этапе




Развитие методики преподавания природ-я в советский период дог 70-х гг.

Великая Октябрьская социалистическая революция корен­ным образом перестроила все народное образование. Много­численные сословные школы царской России сменила единая трудовая общеобразовательная школа для совместного обуче­ния мальчиков и девочек.

Цель трудовой школы — политехническое образование, да­ющее детям на практике знакомство с методами всех важней­ших форм труда, частично в учебной мастерской или на школь­ной ферме, частично на фабриках, заводах и т. д.

Перед школой встают новые задачи: воспитание материалистического мировоззрения, атеистической убежденности; образование и воспитание в труде и в тесной связи с произ­водительным трудом; воспитание самостоятельности в приоб­ретении знаний. Исходя из этих задач новая школа строи­лась как единая во всех своих звеньях, доступная детям тру­дящихся.

Единая трудовая школа разделяется на две ступени: пер­вая — для детей от 8 до 13 лет и вторая — от 13 до 17 лет. Ос­новой школьной жизни становится производительный труд как общественно необходимый. Он тесно связывается с обучением.

В 1920 г. был создан новый учебный план школы, который в качестве главной задачи поставил вооружение учащихся зна­ниями на уровне современной науки, в котором значительное время отводилось на изучение наук о природе и обществе.

Крупская Надежда Константиновна (1869—1939) внесла значительный вклад в разработку и решение важнейших проб­лем педагогики, повлиявших на развитие методики преподава­ния естествознания. Н. К. Крупская указывала на громадное значение естество­знания и географии в школьном обучении. Она настаивала на признании естествознания (физики, химии, биологии) основ­ным предметом школьного обучения для учащихся всех возрас­тов, так как оно дает материалистическое понимание явлений, возможность использовать целесообразно силы природы.

Материал по естествознанию в школе первой ступени был достаточно цельным, законченным и подготавливал учащихся к восприятию материала курса ботаники и зоологии в средней школе.

Ягодовский Константин Павлович (1877—1943)__замеча­тельный педагог, методист, значительно способствовал станов­лению и развитию школьного природоведения в советский пе­риод. Именно в первые годы Советской власти он завершает многолетние исследования по методике естествознания, нашед­шие отражение в следующих его работах: «Уроки по естество­знанию в начальной школе» (1921), «Практические занятия по естествознанию в начальной школе» (1926), «Живой уголок в школе и дома» (1927), «Как преподавать естествознание в на­чальной школе» (1936).

Прежде всего, в процессе обучения, зна­комя учащихся с определенными объектами или явлениями природы, необходимо организовать восприятие их с помощью органов чувств. В результате чувственного восприятия предмета или явления природы у ребенка формируется ряд ярких представлений, ха­рактеризующих изучаемый предмет или явление. По мере на­копления представлений ребенок начинает их обобщать, при­водить в систему и постепенно подходит к понятию. Прежде всего ребенку нуж­но помочь среди совокупности признаков предмета или явления выделить существенные признаки и на основании этого сделать обобщения.

Чтобы выполнить указанные выше задачи, К. П. Ягодовский рекомендовал в каждом отдельном случае ясно видеть цель уро­ка или всякой предстоящей работы, определить содержание работы, т. е. тот материал, которым будет пользоваться учи­тель для достижения цели, найти методы и формы работы.

Половинкин Александр Александрович (1887—1955) —Свои основные труды посвятил методи­ке преподавания географии, в которых показал пути осуществ­ления идей активизации учащихся на уроках, раскрыл необхо­димость проведения экскурсий в природу для непосредственного ознакомления школьников с окружающей местностью. Также он обратил внимание учителей на работу с планом, картой, на применение педагогического рисунка на уроках географии.

Развитие методики препод-я природ-я на современном этапе

 

Наиболее существенным изменением в структуре и построе­нии курса средней школы в 70-е годы явился переход с четы­рехлетнего на трехлетний курс начального обучения, что связано с изменением роли начального обучения в общей системе народного образования. В условиях всеобщего восьмилетнего излишне растянутый курс начального обучения неизбежно приводил к повторениям одного и того же материала на смежных ступенях обучения.

В соответствии с этими изменениями, природоведение как учебный предмет изучалось во II—III классах начальной шко­лы и в IV классе. В I классе дети знакомились с отдельными элементами и явлениями природы во время наблюдений, экс­курсий, чтения статей из учебника «Родная речь».

Развитию методики преподавания природоведения как нау­ки в 60—80-е годы способствовали известные методисты этого времени П. А. Завитаев, М. Н. Скаткин, Л. Ф. Мельчаков,

3. А. Клепинина и др.

Скаткин Михаил Николаевич — методист по естествознанию в начальных классах. Он является автором программ по при­родоведению в начальной школе, учебников природоведения для учащихся III—IV классов, занимается вопросами методики проведения природоведческих экскурсий, ведения календарей, наблюдений в природе, внеклассной работы по природоведе­нию, большое внимание уделяет разработке проблемы активи­зации познавательной деятельности учащихся.

Мельчаков Леонид Федорович — методист по природоведе­нию в начальной школе. Он является автором школьного учеб­ника по природоведению для учащихся третьих классов. Л. Ф. Мельчаков изучает проблемы воспитания и развития де­тей в процессе обучения природоведению.

Много внимания уделяет он методической подготовке бу­дущих учителей природоведения, создает методические пособия по природоведению для учителей начальных классов. Им напи­саны «Уроки природоведения в 3 классе» (М., 1980).

Клепинина Зоя Александровна — автор ряда учебников по природоведению для учащихся начальных классов. Занимается проблемами разработки содержания начального природоведе­ния. Ею в содружестве с Л. П. Чистовой разработаны «Дневни­ки наблюдений над природой и трудовой деятельностью чело­века» для учащихся I, II и III классов. 3. А. Клепинина пишет методические пособия по природоведению для учителей на­чальных классов, разрабатывает методику проведения уроков природоведения, экскурсий в природу. Совместно с Л. П. Чис­товой ею написаны «Уроки природоведения во 2 классе

 

 

(8



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: