Развитие представлений о культуре в европейской мысли
Культура – от латинского глагола colere – «населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться, почитать». От сolere производны слова colonus – «то, что населяется» и cultus – «то, чему поклоняются».
1. Слово «cultura» использовалось в Древнем Риме в значении – «возделывание, культивирование, выращивание» (растений, животных), «придание участку земли гармоничных, устроенных очертаний», т.е. применялось к аграрной сфере. Рост и развитие растения явились источниками аналогий с воспитанием и развитием человека.
Римский общественный деятель, оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106–43 г.до Р.Х.) видел синоним культуры в гуманности. В своих «Тускуланских рукописях» (45 г.до Р.Х.) он использовал обыденное понятие культуры как возделывания почвы в переносном смысле: как возделывание человеческого ума в процессе воспитания и обучения. Так сформировалась концепция «humanitas» (человечность) в Древнем Риме. Культурный римлянин – это гуманный римлянин, человек, который совершенствует и облагораживает себя на основе римских добродетелей.
2. В классическом древнегреческом обществе сформировалась концепция «пайдейи» (воспитанность, образование), согласно которой культура ассоциировалась с образованностью, универсальным, многосторонним развитием, подготовленностью гражданина к различным формам общественной деятельности (ср. энциклопедия: encyclos – «круг», paideia – «образование»).
3. В Средние века широкое распространение получило понятие «культ», имеющее высокий духовный смысл: через культ человек обретал способность раскрывать себя в своей любви к Богу. Русский философ Павел Александрович Флоренский (1882–1943) в работе «Столп и утверждение истины» указал на центральную роль культа во всей культуре, связывая культ с особой человеческой деятельностью – литургической, производящей характерные реалии – святыни. Культура вырастает из культа, из приобщения человека к священной, мистической реальности.
|
4. В эпоху Возрождения идеалом культуры становится творчество, создание ценностей, в первую очередь, художественных. Культура – сфера гуманитарных занятий – «studia humanitatis» (поэзия, живопись, зодчество, ваяние, риторика). В центре внимания – творец – Человек.
5. В философии Нового времени (XVII–XIX вв.) существовали различные концепции культуры: культура как качество ума;преодоление ложных авторитетов и предрассудков(Ф. Бэкон (1561–1626);культура – освобождение разума от влияния страстей и аффектов(Р. Декарт (1599–1650);культура как система искусственных образований, созданных людьми для удовлетворения их потребностей, создания условий для совместной жизни (Т. Гоббс (1588–1679). Культура как совокупность человеческих умений, создаваемая человеком вторая природа, воплощенная в многообразных формах человеческой деятельности (И. Гердер (1744–1803); культура как сфера человеческой свободы, отражающий возможности человека (И. Кант (1724–1804) и др.
6. Некоторые современные подходы к пониманию культуры:
– Культура – сфера духовности (идеационный подход);
– Культура – мир ценностей (аксиологический подход);
– Культура – совокупность артефактов (искусственных, созданных человеком предметов и явлений) (антропологический подход);
|
– Культура – это система нормативных технологий, социальных отношений и взаимодействий (функциональный подход),
Существует около 500 определений культуры.
Известный российский культуролог А.Я. Флиер так трактует культуру: Культура – совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм поведения и деятельности, обретенных знаний, образцов самопознания и символических обозначений окружающего мира.
Морфология культуры. Функции культуры
Основная морфологическая единица культуры – культурная форма. Культурная форма – этомодель, способ передачи социальной информации, хранения определенного ценностного содержания.
Культурные формы делятся на:
– Семантические:
А) Норма – стандарт культурной деятельности, регулирующее поведение людей (табу, предписания, правила, законы, заповеди, императивы);
Б) Ценность – способность предметов и явлений удовлетворять потребности человека (материальные, духовные ценности);
В) Идеал – обобщенное ценностное представление о совершенстве, образ предмета, наделенный свойствами универсальности, абсолютности.
Г) Символ (греч. simbolon – «опознавательный знак») – художественная категория, выражающая идеальное содержание материальных вещей и процессов. Его значение выходит за пределы, определяемые непосредственно изображенным явлением, символ имеет множество смыслов.
– Деятельностные:
А) Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов;
|
Б)Обряд – совокупность стереотипных условных коллективных действий, выражающих социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающие определенные коллективные чувства;
В) Ритуал – форма символического поведения, не имеющего непосредственного прагматического значения (календарные ритуалы, ритуалы перехода, искупительные, жертвенные ритуалы, запретительные, ритуалы дарения и др.)
– Виды культуры:
Материальная культура (бытовая сторона жизни людей, производство, техника),
Духовная культура (язык, религия, философия, искусство, мораль, наука),
Социальные измерения культуры (мораль, право, политическая культура ).
Уровни культуры:
– Культура личности;
– Культура социальных и этнонациональных групп;
– Общечеловеческая (мировая) культура.
Функции культуры:
– Смыслополагающая – придание смысла человеческому существованию;
– Аксиологическая – процесс выработки и распространения ценностей;
– Преображающая – изменение среды обитания человека, духовное совершенствование, преображение самого человека;
– Творчески развивающая – развитие и реализация творческих способностей личности;
– Информационно-коммуникативную – накопление и трансляция знаний, культурного опыта;
– Адаптивная – адаптация, приспособление человека к окружающей среде, обеспечение человека безопасностью и комфортом;
– Социализирующая – обеспечение вхождения индивида в жизнь общества;
– Интегрирующая – культура объединяет народы, социальные группы, государства;
– Гедонистическая – удовлетворение потребности в красоте, совершенстве, доставление интеллектуального, эстетического и других видов удовольствий.