Творческий проект Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт
q Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Вид проекта: среднесрочный, творческий, групповой.
Срок реализации проекта: декабрь-февраль 2016 года.
q Актуальность проекта
Дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. В основном их знания и впечатления дошкольников базируются на материале телепередач. Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей, которые не всегда могут самостоятельно составить текст сказочного содержания. Родители не уделяют должного внимания данной проблеме. А значит, необходима специальная работа по развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства с русскими волшебными сказками, их анализа.
q Проблема
Сказка - это кладезь народной мудрости в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Малыши всех времен, культур и народов с восторгом слушают сказки, которые рассказывают им взрослые. А что, если попробовать самим сочинять волшебные истории, сочинять их вместе с детьми?
q Цель проекта
Поиск путей развития словесного творчества детей на основе знакомства с русскими волшебными сказками стал целью нашего исследования.
q Образовательные задачи
- Приобщение детей к русским народным сказкам.
- Привлечение внимания детей к устному народному творчеству через загадки, народные игры, пословицы, поговорки и т.д.
- Развитие монологической речи, умения связно высказываться.
- Обогащение словаря детей, воспитание у них интереса к слову.
- Содействие развитию творческого воображения.
- Развитие актёрских способностей посредством взаимопроникновения различных видов искусства – музыки, литературы, театра.
q Воспитательные задачи
- Восхищение творчеством русского народа.
- Формирование доброжелательных отношений между детьми путём приобщения их к сказкам, сказочной морали.
- Развивать творческую самостоятельность в организации театрализованных игр
- Развитие у ребёнка чувства уверенности в себе, в своих силах, настойчивости в достижении целей.
- Показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей
q Реализация проекта:
1 направление. Знакомство с творчеством русского народа, так как здесь сохранились особенные черты характера русского народа: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие…
q - Прослушивание авторских и народных сказок
- Пересказ прочитанных сказок
q - Знакомство с малыми формами устного фольклора (присказками, загадками, закличками, считалками, дразнилками, потешками, пословицами, поговорками).
Для того чтобы помочь детям уяснить переносный смысл малого фольклора, подбиралась сказка, где нравственное воспитание раскрывалось с помощью соответствующей поговорки.
Например, к сказке “Теремок” “Рукавичка” подбиралась поговорка: “В тесноте, да не в обиде”, к сказке “Заюшкина избушка” поговорка “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, к сказке “Лисичка со скалочкой” – “Что посеешь – то и пожнёшь” и т.п
- Рассматривание иллюстраций к народным сказкам
q 2 направление. Речевые упражнения. Сюда входило не только обогащение словарного запаса дошкольников, но и развитие связной монологической речи и апробация нестандартных методов сочинения сказок, позволяющих развить словесное творчество дошкольников. Нестандартно – это значит научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, например, создавать свободные продолжения, переложения сказок, придумывать различные зачины, концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.п. Такой подход даёт ребёнку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, не жестоко, а человечно.
Изготовление опорных схем- мнемотаблиц, отражающих ту или иную сказку. Сюда вошли
“Петушок и бобовое зёрнышко”
“Репка”,
“Лисичка – сестричка и серый волк”
“У солнышка в гостях”,
“Теремок”,
“У страха глаза велики”,
“Рукавичка”,
“Кот, петух и лиса”,
“Гуси-лебеди”,
“Машенька и медведь”,
“Три медведя”,
“Волк и семеро козлят”,
“Зимовье зверей”,
“Вершки и корешки”,
“Снегурушка и лиса”,
“Курочка Ряба”,
“Петушок и жерновцы”,
“Лисичка со скалочкой”,
“По щучьему велению”,
“Заюшкина избушка”,
“Крошечка-Хаврошечка”.
Этот материал оказывает значительную помощь в развитии словесного творчества детей, т.к. наглядность и четкость их исполнения позволяет удерживать в памяти большое количество информации и гибче моделировать сюжет.
q Игры на развитие фантазии, словесного творчества
«Расскажем сказку вместе»
«Волшебные очки»
«Шкатулка со сказками»
«Волшебная труба»
«Помоги Колобку»
«Поиграем в Репку»
«Старая сказка на новый лад»
«Придумай необычное существо»
«Волшебное дерево»
«Волшебные предметы из чудесного мешочка»
«Придумай загадку о волшебном животном»
«Нелепицы» «Превращения»
«Придумай историю»,«Бывает – не бывает» «Исправь ошибку», «Пантомима»
q 3 направление. Развитие творческих способностей через исследовательскую, изобразительную и игровую деятельность.
q Творческие задания для детей
- Сочини сказку о необычном существе
- Коллаж из сказок»
- Игровые сюжеты «Путешествие по сказкам»
- Использование сказок на занятиях по познанию окружающего мира
- Использование сказок в режимных моментах, на занятиях
q - Изготовление атрибутов к инсценировкам сказок
- Лепка персонажей из прочитанных и выдуманных сказок
q (фото)
q - Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения
- Использование сюжета сказок в художественном творчестве
- Включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова
q 4 направление. Развитие в театрализованной деятельности (совместно с музыкальным руководителем) путём перевоплощения в героев различных сказок и мультфильмов.
q Разыгрывание сказок с помощью разных видов театра (пальчикового, настольного, игрушками «бибабо»).
q (фото)
q 5. Совместная деятельность детей и родителей
- Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам
- Просмотр картин, иллюстраций к сказкам.
- Заучивание отрывков из сказок.
- Подготовка к выставке
q Изготовление атрибутов к сказкам.
q (фото)
q (фото)
q Совместное творчество родителей и детей по сочинению сказок.
q Совместное творчество родителей и детей по изготовлению поделок, рисунков по сказкам.
q Заключительный этап
- Выставка книг «Сказочный мир»
- Выставка иллюстраций «Мои любимые сказки»
q Итоговое мероприятие: Инсценировка сказки «Как колобок искал себе друзей»