Современное состояние и классификация школ-интернатов в России




Содержание

 

Введение  
Глава I. Теоретические основы исследования школы-интерната как образовательной и воспитательной организации  
1.1Современное состояние и классификация школ-интернатов в России 1.2Характеристика должности классного руководителя в школе-интернате 1.3Содержание учебной и воспитательной деятельности классного руководителя в школе-интернате Глава II. Педагогическое обеспечение организации учебной и воспитательной работы (на примере Шадринской школы-интерната №12) 2.1Организация учебной работы 2.2Организация воспитательной работы  
 
 
   
Заключение  
Список использованных источников  

 

 


Введение

 

Проблема социализации воспитанников в условиях школ-интернатов никогда не теряла актуальности, но в последние годы, когда постоянно увеличивается количество детей, оказывающихся в сложных социально-педагогических условиях, становится особенно значимой. Именно этим учреждениям приходится решать задачи социальной защиты, социализации и ресоциализации воспитанников.

В педагогической науке рассмотрены отдельные аспекты социализации учащейся молодежи: влияние социальной среды на процесс формирования и развития личности (В.Д. Семенов); роль различных видов деятельности в развитии индивидуально-творческого потенциала (В.В. Полукаров); концепции социализации молодежи (Ю.И.Кривое).

Актуальность проблемы определения условий эффективного влияния педагогической деятельности на социализацию воспитанников школы-интерната обусловлена рядом противоречий между: необходимостью становления школы в качестве социально-педагогического института и ее традиционным дидактоцентризмом; объективным осложнением процесса социализации выпускников школы и неадекватностью существующей образовательной модели обеспечения их подготовки к жизнедеятельности в современных условиях; возрастанием роли стихийных факторов социальной среды в формировании личности и отсутствием методик организации педагогического процесса школы-интерната как процесса социализации ее воспитанников [7, с.46].

Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия писателей, видных учёных-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем нравственного воспитания воспитанников школы-интерната (Н.И. Болдырев, М.И. Рожков, И.Ф. Харламов, М.Г. Яновская.).

И.Ф. Харламов считает, что многие вопросы, связанные с методической основой, т.е. важнейшие приемы и методы, овладеть которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне по конкретным причинам. Всё выше изложенное позволило выбрать следующую тему для настоящего исследования: «Деятельность школы-интерната как образовательной и воспитательной организации ».

Объект исследования – учебная и воспитательная деятельность в школе-интернате на примере Шадринский школа-интернат №12.

Предмет исследования – воспитание школьников в работе классного руководителя школы-интерната.

Цель работы – охарактеризовать деятельность школы-интерната как образовательной и воспитательной организации.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть современное состояние и классификацию школ-интернатов в России.

2. Изучить характеристику должности классного руководителя в школе-интернате.

3.Проанализировать содержание учебной и воспитательной деятельности классного руководителя в школе-интернате на примере Шадринский школа-интернат №12.

Структура курсовой работы включает следующие разделы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.


Глава I. Теоретические основы исследования школы-интерната как образовательной и воспитательной организации

Современное состояние и классификация школ-интернатов в России

 

На начало 2015 года в России насчитывалось 692 школы-интерната общего типа, в том числе школ-интернатов для детей-сирот - 150, для детей с ограниченными возможностями здоровья - 1410. Общее число воспитанников в общеобразовательных школах-интернатах - 342,6 тыс. чел (из них около 74 тыс. - детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей).

В качестве причин и источников обыкновенного сиротства, прежде всего, выступают объективные факторы, столь характерные для многих стран мира и для нашей огромной страны. Это: стихийные бедствия, аварии, катастрофы, несчастные случаи, теракты, болезни и преждевременная смерть родителей. Усугубляют ситуацию и прогрессирующая тенденция к разрушению нравственных устоев семьи, бездуховность, утрата жизненно важных человеческих ценностей. Число обездоленных детей продолжает пополняться и вследствие лишения родителей их родительских прав из-за пьянства, аморального образа жизни, отказа матерей от содержания и воспитания своих детей, роста числа матерей-одиночек, несовершеннолетних матерей и других причин, вызывающих социальное сиротство. В последние годы существенно обострились социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства. В тех регионах, где перестали существовать многие предприятия, наблюдается массовая безработица, пьянство, даже голод. В этих местах уменьшилось количество новорожденных детей, выросло число семей, не имеющих детей, увеличилось число внебрачных рождений, нежеланных детей, неполных семей. В приведенных районах выросло число семей, находящихся в предкризисном состоянии; существенно увеличилось количество детей, пострадавших от жестокого обращения, различных форм насилия со стороны родителей.

Если проранжировать причины поступления детей в разные социальные центры, учреждения, то складывается следующая очень грустная картина: «1 место» - лишение родителей родительских прав; «2 место» - систематическое уклонение родителей от воспитания детей; «3 место» - пребывание родителей в местах заключения; «4 место» - неспособность опекуна справиться со своими обязанностями; «5 место» - смерть обоих родителей.

Архиважной причиной возникновения и роста количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является разрушение социализации и организации внеучебной деятельности и досуга детей и подростков в условиях рыночных отношений.

Причины сиротства в городе Шадринске такие же, как и во всей стране. В настоящее время в нашем городе существует два детских дома (№2 и №4), а также школа-интернат. В июне детский дом №2 закрывается. Количество воспитанников в детском доме №4 – 41человек, из них лишь только 6 ребят - полные сироты (15%), т.е. 85% - это социальные сироты. Во 2-ом детском доме из 38 воспитанников -5 полных сирот, что составляет 13%, следовательно, 87%- социальные сироты [27].

Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот – домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.п. Вместе с тем многочисленные исследования психологов, педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернативного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания в таких условиях является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.

Сироты часто ограничены в получении школьного образования, многие из них не могут учиться в обычной школе, равняться в своих знаниях на детей, у которых есть родители. Бывает, что в интернатах отсутствуют некоторые предметы. Выпускники школ-интернатов ограничены как в свободе выбора учебного заведения, так и в возможности поступления, несмотря на имеющиеся льготы. Поступить в высшие учебные заведения, особенно на престижные специальности, сиротам практически не возможно.

Сегодня, по данным публицистической литературы, сирот не хотят принимать не только университеты и техникумы, но и ПТУ. Кроме того, проблема состоит не только в том, чтобы поступать в учебные заведения, но и в том, чтобы адаптироваться и удержаться в них. Молодые люди из числа сирот, как правило, не конкурентоспособны на современном рынке труда. А полученные профессии – невостребованные. Те немногие неправительственные организации, которые сегодня начали работать и готовы помочь сиротам, в том числе и трудоустройством, исполняют роль формальных и неформальных каналов трудоустройства: знакомства, рекомендации, биржи труда.

Такие же страшные факты, касающиеся условий проживания в детских домах: 10% не имеют элементарных условий для нормального проживания; 48% требуют капитального ремонта; 5% находятся в аварийном состоянии. Во многих местах детдома недофинансируются, массовый характер имеет воровство денежных средств администрацией учреждений, большая смертность воспитанников. В одном из подмосковном интернате дети перестали умирать, когда за ними стали ухаживать добровольцы из Красного креста.

Многие области столкнулись с дефицитом мест в детских домах. Рождаемость стремительно растет, и так же стремительно увеличивается количество сирот. Согласно государственной политике, необходимо снижать количество детских домов. Власти эту проблему решают не за счет устройства детей в приемные семьи, а за счет объединения нескольких детских домов в один. Власти отчитываются об уменьшении количества таких учреждений. Как поясняет председатель фонда «Право ребенка» Борис Альтшулер: «Детдома закрывают, чтобы закрыть, и детей начинают отправлять в другие учреждения. Получается, что крупные детдома раздувают, маленькие - закрывают». Таким образом, уменьшение количества детских домов не говорит об уменьшении детей-сирот.

Общеобразовательные школы-интернаты делятся на:

- школы-интернаты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов,

- гимназии-интернаты;

- лицеи-интернаты;

- санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты.

По контингенту воспитанников школы-интернаты различаются также на:

- школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В отличии от других образовательных учреждений, дети, находящиеся в школах-интернатах называются воспитанниками.

В школу-интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством) [11, с.127].

По просьбе родителей (лиц, их заменяющих) директор школы-интерната может отпускать воспитанников домой на время каникул, в воскресные и праздничные дни, а по уважительным причинам - и в другие дни.

Прием детей в школы-интернаты с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии-интернаты и лицеи-интернаты для получения среднего (полного) общего образования проводится по заявлениям на конкурсной основе.

Дети, проживающие в семьях, могут обучаться в школе-интернате только в случае, если на данной территории нет общеобразовательного учреждения.

За содержание воспитанников в школе-интернате с родителей (лиц, их заменяющих) взимается плата в установленном порядке.

В исключительных случаях по решению учредителя (учредителей) родители (лица, их заменяющие) могут быть освобождены от платы за содержание детей в школе-интернате полностью или частично.

Воспитанники школы-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем.

По окончании школы-интерната воспитанникам выдается бесплатно комплект одежды и обуви, находившийся в их пользовании в период обучения.

Воспитанникам, выбывающим из школы-интерната по другим причинам, выдается бесплатно комплект сезонной одежды и обуви, находящийся в их пользовании.

Таким образом, резюмирую сказанное: на начало 2015 года в России насчитывалось 692 школы-интерната общего типа, в том числе школ-интернатов для детей-сирот - 150, для детей с ограниченными возможностями здоровья - 1410. Общее число воспитанников в общеобразовательных школах-интернатах - 342,6 тыс. чел (из них около 74 тыс. - детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей) [27].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: