Знакомство с древним представлением людей о космосе.
Раньше люди считали, что Земля плоская и стоит на трех китах. С давних времён людей завораживало раскинувшееся над их головами небо. Глядя в ночное звёздное небо, человек представлял будто там, на небе, живут такие же светлячки, как и те, что светятся тёплой летней ночью над кустами в густой траве на опушке леса. Иные же полагали, что звёзды – это далёкие костры небесных охотников. Они зажигают их на ночь, когда садятся отдыхать после долгой охоты в широких лугах высокого неба.
А что вы знаете о космосе? (Дети рассказывают о планетах, о звездах).
Древние люди относились к земле, к солнцу, к звёздам как к живым существам и призывали к солнцу ласковыми словами: солнце-солнышко, колоколнышко, ясно солнышко, солнышко - батюшка, солнышко - ядрышко.
Люди всегда размышляли о том, куда прячется солнце ночью.
А вы что думаете об этом? (Выслушивание высказываний).
Физкультминутка.
Данная считалка, помогает запомнить названия планет и расположение их от солнца.
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два-с,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон.
Кто не верит - выйди вон.
А. Усачёв.
Так же для быстрого запоминания порядка расположения планет, можно заучить фразу, в которой первая буква каждого слова – это первая буква названия:
Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный.
Составляем слово.
Подготовьте отдельные буквы. Расскажите, что они перепутались. Задание составить слово и прочитать.
У Н Л А
Можно усложнить и добавить еще 2 слова.
С О К С О М
Т А К Е Р А
Поиграем в игру «Придумай слова». Можно и от руки карандашом расчертить на листке бумаги.
Л | ||||
У | ||||
Н | ||||
А |
Составление предложений.
А теперь предложите составить предложения со словами отгадками «солнце», «месяц», «Земля», «небо и звёзды» из 2, 3, 4, 5 слов!
Вспомним антонимы в игре «Наоборот» (лучше с мячом)
Бросаете мяч, например со словом «взлететь» – а ребёнок вам бросает наоборот… (приземлиться). Слова для игры: ярко – тускло, темно – светло, прилететь – улететь, далеко – близко, высоко – низко, длинный – короткий, вверх – вниз, легкий – тяжелый, горячая – холодная, трусливый – смелый, включать – выключать, медленно – быстро, гигант – карлик.
Отгадывание космических ребусов.
Ответы записываем на листочке.
Найти лишнее слово, объяснить решение. Определить какая тема объединяет оставшиеся слова. Попробовать подобрать 1-2 признака к каждому слову-отгадке. Делаем разбор слова, как на прошлом занятии. Количество звуков, называем гласные, согласные, слоги ударный и безударные.
МАРС – (М,А,Р,С) – (А) – (М,Р,С) – 1 слог ударный МАРС
ВЕНЕРА – (В,Е,Н,Е,Р,А) – (Е,Е,А) – (В,Н,Р) – 3 слога ВЕ-НЕ-РА, 2-ой слог ударный (НЕ)
САТУРН – (С,А,Т,У,Р,Н) – (А,У) – (С,Т,Р,Н) – 2 слога СА-ТУРН, 2-ой слог ударный (ТУРН)
РАКЕТА – (Р,А,К,Е,Т,А) – (А,Е,А) – (Р,К,Т,Н) – 3 слога РА-КЕ-ТА, 2-ой слог ударный (КЕ)
ЛУНА – (Л,У,Н,А) – (У,А) – (Л,Н) – 2 слога ЛУ-НА, 2-ой слог ударный (НА)
КОСМОС – (К,О,С,М,О,С) – (О,О) – (К,С,М,С) – 2 слога КОС-МОС, 1-ый слог ударный (КОС)
Наши глазки очень устали, сделаем гимнастику для глаз.
В конце нашего занятия все мальчики и девочки получают по игре «Найди отличия».