Двоюродная бабушка — сестра бабушки или деда.
Крестная мать — участница обряда крещения в роли духовной матери.
Кузен — двоюродный брат.
Супруга — жена.
Кума — крестная мать по отношению к родителям крестника и к крестному отцу.
Племянница - д очь брата или сестры.
Сваты и сватьи - родители мужа и жены по отношению друг к другу.
Учитель: Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Эта традиция возвращается в семьи. Вы работали и с толковым словарем русского языка, должны были найти значение слова «родословная». Что означает это слово?
(Родословная - Перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение человека и степень родства между людьми)
-Как называется наука изучающая родословные ?
(Наука, занимающаяся родословием, называется генеалогия. Так записано в толковом словаре Владимира Даля.)
Знать свою родословную очень важно, потому, что она – связь прошлого, настоящего и будущего.
Вы попытались составить свои родословные. Конечно, у вас в них не 5000, как в родословной А.С. Пушкина. У кого на дереве 10 -20 листочков, у кого- то больше.
Четвёртая страница нашей книги «Родословная».
(Учащиеся защищают свои родословные: Свистунова Н.)
Интервью.
Учитель: Надя, ответь на вопросы, о своей родословной.
-Мы услышали и посмотрели, что у тебя большая родословная, и, конечно, нам интересно узнать, сколько имен включает в себя твое генеалогическое дерево?
Учитель: Как долго ты работала над ним?
Учитель: Одной тебе было не справиться, кто тебе помогал?
|
Дети: Интересно, а что дала тебе эта работа?
Учитель: Здорово. Спасибо.
Учитель: Дам вам совет - не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией.
Учитель: Встаньте те дети, у кого во время обучения в школе произошло радостное событие. Вы стали старшими братьями и сестрами, и ваше генеалогическое дерево пополнилось еще одним листочком?
_______________________________________________________________________________________
Учитель:- У вас на столах лежат тексты. Прочитайте и подумайте: о чем они?
Текст для 1 группы
Отрывок из детского сочинения
Мы очень любим активный отдых, поездки на природу. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?
(Традиция - совместный отдых)
Текст для 2 группы
Отрывок из детского сочинения
Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам - мы любим всей семьёй. У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.
(Традиция совместной уборки, распределение работы в семье)
Текст для 3 группы
|
Отрывок из детского сочинения
В нашей семье все заботятся друг о друге и помогают тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.
(Традиция - забота друг о друге)
- О какой семейной ценности говорится в текстах, которые вы прочитали?
Пятая страничка «Семейные традиции»
Учитель. -Давайте уточним, что обозначает слово «традиция»?
Ученик. Традиции семьи - это все то, что длительное время соблюдается членами семьи и их потомками, передаётся из поколения в поколение. «Традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность».
- Какие ещё вы знаете семейные традиции?
· Любовь, взаимоуважение, дружба
· Гостеприимство
· Совместные праздники
· Совместные увлечения
· Трудолюбие.
· Исполнение семейных обязанностей.
· Память о своих предках.
· Уважение к старшим
—Для чего люди соблюдают традиции? (Для укрепления семьи)
Учитель. Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается всё. И вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю. Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью. В каждом роду, семье - своя сокровищница традиций, которые вместе с приданым в кованых сундуках, передавались детям в наследство.
|
- Сейчас Арина расскажет нам о традициях своей семьи. /Макарова А./
- Каждая семья по - своему уникальна, самобытна. Есть в семье и свои увлечения. Чтобы рассказать о них, ребятам не пришлось спрашивать. Они видят, чем любит заниматься их мама в свободное время, и, подражая мамам, имеют тоже свои увлечения. Не зря говорят «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему.» / Иванова Д./
_____________________________________________________________________________________
Учитель. Сейчас мы поговорим ещё об одной семейной традиции, но сначала скажите: «Что такое реликвии?» (Это вещи, которые хранятся и передаются из поколения в поколение)
Шестая страничка «Из бабушкиного сундука»
Учитель. Жил человек, пользовался какими-либо вещами, берёг их. Но вот человека уже нет, а вещи, принадлежащие ему, остались. Мы продолжаем их беречь как напоминание о дорогом нам человеке. Многие из вас принесли эти экспонаты. Сейчас я буду по очереди брать эти вещи из бабушкиного сундука, а те дети, которым они принадлежат, будут о них рассказывать.
Дети рассказывают историю своих семейных реликвий.
__________________________________________________________________
Учитель.