Открытый урок по курсу ОРКСЭ в 4 классе.
Учитель: М.Ф.Мазуренко
Г
Тема: Семья и семейные ценности.
Цели и задачи урока:
- Знакомство детей со своей родословной и историями жизни своих предков;
- Воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них;
- Организация совместной работы с родителями по созданию схемы своей родословной;
- Развитие речи, ораторского умения выступать перед аудиторией;
- Развитие творческого подхода к изображению своей родословной, эстетического вкуса;
- Развитие умения анализировать и сравнивать выступления своих одноклассников, оценивать работы.
Ожидаемые результаты:
Дети смогут закрепить представление о таких понятиях как «семья», «родословная», «реликвия», «традиция».
Научатся анализировать и сравнивать родословные разных семей, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
Осознавать, для чего людям нужны традиции, родословные и традиции семьи.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Определять ключевые слова текста.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлятьпознавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты
|
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих, и чужих поступков.
Формы работы учащихся: работа в группах.
Основные термины и понятия: семья, реликвия, родословная, генеалогия, традиции.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, родословные учеников (проекты), сочинения детей о семье, рисунки «Моя семья», Стенд -проект «Семья глазами детей» (семейные фотографии учащихся класса), старинные вещи, презентации «Моё имя», «Моя семья», «Традиции семьи», цитаты, пословицы, стихи на тему «Семья»; тексты сказки и притчи.
Подготовительный этап:
1.Анкетирование «Я и моя семья» с целью знакомства детей со своим генеалогическим древом, выявление имеющихся в семье традиций и реликвий.
2. Подготовка детьми совместно с родителями проектов и рассказов, иллюстраций о традициях и реликвиях, гербах, генеалогического древа. Подготовка выставки «Из семейного альбома», «Из бабушкиного сундука».
Ход урока
(СЛАЙД 1)
I.Психологический настрой
Учитель: Здравствуйте, уважаемые учителя, дорогие наши родители. Я очень рада видеть вас всех в стенах нашего уютного класса. Рада видеть и вас, моидобрые и умные ученики! Но не только я рада вас видеть. Рада видеть вас и это солнышко, которое хочет прикоснуться к вам своими лучами любви и ласки. Прикоснитесь и вы ладошками к ладошкам своего соседа и пожелайте ему удачи. Она нам сегодня очень пригодится!
II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы
Учитель: - Ребята, сегодня наш урок Основы светской этики посвящен вашей домашней творческой работе. И когда вы зашли сегодня в класс, увидели свои работы, свои творения, вы мне без труда назовёте тему, которой будет посвящён наш урок.
|
Да, действительно, сегодня на уроке мы поговорим о семье, мы подведём итоги нашей большой и плодотворной работе.Итак, тема урока «Семья и семейные ценности».
- А почему в слово семья включили числительное 7, а не 5 и не 10, а именно 7?
А вот Лера Данилова знает, и она нам сейчас откроет секрет.
Как появилось слово «СЕМЬЯ»?
Когда–то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я!»
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева тихонько ответила: «Я!»
- Кто платье сошьет,
Постирает белье,
Меня приласкает,
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
«Я, я, я, - Ева молвила. – Я!»
«Я» сказала она знаменитых семь Я.
И так на Земле появилась СЕМЬЯ!
- Ребята, как вы понимаете слово ценности?
Мы долго готовились к этому уроку. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени! Выступали в роли историков, когда составляли свои родословные, были антикварами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортерами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, писателями, когда писали сочинения и готовили презентации о семье, художниками, когда создавали эти прекрасные работы.
-Чем бы вы хотели поделиться со всеми присутствующими здесь по теме урока?
/- своей родословной
- как родители выбирают имя своему ребёнку
|
- какие традиции существуют в наших семьях
- какие старинные вещи хранят наши родители/
Таким образом, у нас получился план урока.
О каждой семье можно написать интересную книгу. Представьте, такая книга есть и у нас. Называется она «7 + Я = СЕМЬЯ». В ней семь страниц и наш урок мы проведем в форме устного журнала, листая его страницы.
Учитель: Русский народ оставил нам в наследие свой жизненный опыт и свою мудрость не только в обычаях и обрядах, но и в пословицах и поговорках.
Итак, я открываю 1 страницу нашего журнала, которая называется «Народная мудрость гласит».
Соревноваться будем по группам, я буду начинать пословицу, а вы должны ее продолжить.
В гостях хорошо…. а дома лучше.
Яблоко от яблони…. недалеко падает.
Яйца курицу… не учат.
Не красна изба углами…. а красна пирогами.
Где любовь и совет….. там и горя нет.
При солнце тепло… при матери добро.
ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ… - ТАК И ДУША НА МЕСТЕ
НА ЧТО И КЛАД,… - КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД.
ОТ СОЛНЫШКА ТЕПЛО,…ОТ МАТЕРИ ДОБРО
ОТЕЦ СЫНА ХУДОМУ… НЕ УЧИТ
Отца с матерью почитать… – горя не знать.
Дома – и стены… помогают.
Мой дом… - моя крепость.
Не нужен и клад,… коли в семье лад.
В семье любовь да совет,… там и горя нет.
_____________________________________________________________________________________
Учитель:- У каждого есть имя, без него просто нельзя жить. Родители сразу при рождении дают имя своему ребенку, один раз и навсегда. Одна ученица нашего класса хотела узнать, почему ей дали именно такое имя. Она проделала большую исследовательскую работу, с которой нас сейчас познакомит.
Вторая страница. «Имянаречение».
Дети - Интересно тебе было работать над этим проектом?
Дети – Кто помогал тебе в этой работе?
Учитель:Что ты можешь посоветовать ребятам?
________________________________________________________________
Физкультминутка
- А сейчас для того, чтобы узнать о вас большепроведём физминутку.
Встаньте те:
- кто похож на папу? Аплодисменты!
- кто похож на маму? Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты!
- Те, у кого есть старший брат? Аплодисменты!
- Те, у кого есть младший брат? Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей? Аплодисменты!
- есть сестра или сестренка? Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома? Аплодисменты!
- кто помогает родителям по дому? Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости? Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей! Аплодисменты!
Учитель:Ещё не так давно семьи были большими, когда под одной крышей или по соседству жили несколько поколений ближних и дальних родственников. Людей одного рода объединяли общие интересы и ценности. Мы до сих пор говорим: «Похож на тетю; вылитый дедушка». А похож ли ребенок на прадеда — уже не знаем. Круг родных сузился: отец, мать, дедушка, бабушка, сестра, брат… Чем дальше родство, тем труднее определить, кем приходится «седьмая вода на киселе». Но настоящая путаница начинается после свадьбы, когда появляются новые родственники. Давайте постараемся разобраться в сложной картине переплетений родственных связей. Ваша задача правильно определить название знакомого незнакомца.
Третья страница нашей книги «Родственные связи».
Учитель: - Но сначала, я хочу у вас спросить, какой цветок является символом семьи, любви и верности? (ромашка)
Учитель: - Его чистые белые лепестки плотно смыкаются кольцом, оберегая и поддерживая, друг друга. Точно так, как ваши родные помогают вам расти, преодолевать трудности, чувствовать себя любимыми и счастливыми, выполняя семь обязательных правил, лишь только семь, но очень-очень важных.
Во-первых, это главное, - любовь.
Второе – дети. Что за дом без них?
Потом – забота.
Четвертое – терпенье.
А пятое – ответственность и долг.
Шестое – уваженье.
И наконец, седьмое – чистота,
Везде – в дому, в душе твоей и помыслах.
Работа в группах
Задание: Перед вами ромашки у каждой группы своя, вам необходимо определить данные родственные связи.