фактическое конечное потребление ДХ — расходы домашних хозяйств на товары и услуги "недлительного" пользования, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей.
Эти расходы (или потребности) изучаются по различным признакам:
1) по характеру расходов выделяются потребительские расходы (за счет денег населения), расходы государственного бюджета, некоммерческих общественных организаций, за счет добровольных взносов и доходов от собственности;
2) по виду потребления — потребительские продукты (продовольственные и непродовольственные) и услуги (платные и бесплатные). Бесплатные услуги включают потребление населения в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и других, а также потребление продуктов и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении (военнослужащие срочной службы, проживающие в домах-интернатах, детских домах, тюрьмах и т.д.);
3) по назначению использования — продукты, напитки, табак, обувь, одежда, ткани, потребление жилья, коммунальных услуг, предметов и услуг для домашнего хозяйства (бытовая техника, посуда, мебель, мелкий домашний инвентарь), услуги здравоохранения, культуры, образования, отдыха, спорта и т.д.;
4) по каналам поступления — розничная торговля, колхозный рынок, бюджетные учреждения, износ жилья, потребление продукции собственного производства.
Особое место принадлежит анализу потребления в натуральной форме, где выделяются следующие группы показателей: а) имеющие натуральные единицы измерения и относящиеся к каждому человеку; б) условно-натуральные показатели содержания питательности веществ в продуктах и показатели оснащенности домашних хозяйств энергией; в) наличия товаров длительного пользования, относящихся к домашнему хозяйству или к 1000 человек населения, объем которых получают на основе текущего учета покупок и оценки их выбытия.
Объем потребления продуктов и услуг определяется по ценам фактического приобретения, т.е. при покупке в розничной сети — розничным, при покупке на колхозном рынке — по ценам рынка, при получении "бесплатных" услуг — по затратам.
Кроме общего объема потребления, рассчитывается душевое потребление продуктов и услуг всего и по видам как по отношению ко всей среднегодовой численности населения, так и по отдельным его социальным группам.
При стоимостной оценке потребления в динамике используют текущие и сопоставимые цены.
Существуют определенные особенности в расчете показателей потребления продовольственных и непродовольственных продуктов, а также услуг.
Одной из важнейших характеристик уровня жизни населения является доля расходов на питание в общем объеме расходов населения. По мере повышения уровня жизни она снижается, что позволяет расходовать больше средств на здравоохранение, досуг и т.д. Например, в промышленно развитых странах доля расходов на питание не превышает 20 %, в странах Латинской Америки около 35 %, в странах Южной Азии более 52 %, в Республике Беларусь (по данным 1997 г.) — 57,5 %.
Сумма расходов на продукты питания равна объему потребления населением продовольственных товаров. Показатели потребления продуктов питания рассчитывают на душу населения (как правило за год) в стоимостном, натуральном и условно-натуральном выражении. Пересчет в условно-натуральные измерители осуществляют на основе коэффициентов перевода. Например, мясо и мясопродукты в пересчете на мясо, молоко и молочные продукты в пересчете на молоко.
Расчет показателей потребления непродовольственных товаров имеет свои особенности. При характеристике потребления товаров краткосрочного пользования (одежды, обуви, тканей, чулочно-носочных изделий) рассчитывают показатели в натуральном выражении в расчете на душу населения.
Для характеристики потребления предметов длительного пользования используют показатели обеспеченности ими на 1000 человек или 100 домашних хозяйств. В отличие от потребностей в продуктах питания, которые имеют определенные пределы уменьшения и роста, потребности в непродовольственных товарах являются более изменчивыми и возрастают значительно быстрее.
Расчет показателя общего объема услуг основан на оценке всех видов услуг рыночных и нерыночных.
Объем рыночных услуг равен сумме валовой выручки предприятий и организаций, оказывающих их населению, или равен сумме расходов населения на оплату этих услуг.
Объем нерыночных услуг равен сумме затрат предприятий и организаций на эти цели, т.е. это стоимость материальных затрат, потребления основных фондов, оплаты труда, или это стоимость затрат на их оказание, которая не включает прибыль и налоги.
Потребление рыночных услуг изучается по следующим направлениям:
- квартплата и коммунальные услуги, услуги гостиниц (за вычетом оплаты населением потребления воды, газа, электроэнергии), оплата бытовых услуг, услуг дошкольных и внешкольных учреждений, расходы на приобретение путевок в санатории, пансионаты, дома отдыха, на лечение и занятие физкультурой и спортом, расходы на кино, театры, зрелища, на пассажирский транспорт, включая городской, оплата услуг связи, прочие расходы на оплату услуг;
- бытовые услуги включают ремонты обуви, одежды, металлоизделий, мебели, транспорта, жилья; строительство по индивидуальным заказам, услуги парикмахерских, бань и т.д.;
- транспортные услуги включают все виды услуг по перевозке населения, а также грузов для населения;
- услуги связи — установка, ремонт и пользование квартирными телефонами, услуги почтовой и телеграфной сети и услуги радиовещания;
- прочие услуги — услуги правового характера (юридических консультаций, нотариальных контор по обслуживанию населения, услуги госстрахования и сберегательных касс.
Объем нерыночных услуг определяется разностью между общей суммой затрат на оказание услуг населению и оплатой их населением (например, содержание детей в дошкольных и школьных учебных заведениях, платежи за путевки и т.д.).
Исследование динамики показателей потребления продуктов и услуг основано на применении индексного метода. При этом изучается динамика потребления как в разрезе отдельных видов потребления, так и по всему объему потребления.
Индивидуальные индексы потребления продуктов и услуг рассчитываются по формулам:
-для одного товара: ,
-на душу населения: ,
-для всех материальных благ: ,
-в том числе на душу населения:
где q1 и q0 — соответственно потребление одного вида продукта населением в отчетном и базисном периодах в натуральном выражении;
р0 — ценаматериального блага в базисном периоде (или сопоставимая цена);
S1 и S0 — соответственно среднегодовая численность населения в отчетном и базисном периодах.
Индекс общего объема потребления продуктов и услуг рассчитывается по формуле:
-по всему населению: ,
-на душу населения:
где - соответственно стоимость потребленных продуктов населением в отчетном и базисном периодах в постоянных ценах;
— соответственно стоимость потребленных населением услуг в отчетном и базисном периодах в постоянных ценах.
Важнейшей задачей статистики является исследование структуры потребления населения. У каждой группы населения своя структура и свой определенный тип потребления. В структуре потребительских расходов выделяются расходы на продовольствие, табак, напитки; одежду, обувь; оплату жилья и коммунальных услуг; транспорт и связь; мебель и содержание жилища; здравоохранение; культуру и досуг. Она изучается по материалам выборочных обследований домашних хозяйств.
Находит свое подтверждение выведенная эмпирическим путем в середине XIX в. статистическая закономерность, известная как закон Энгеля: чем ниже доход, тем больше доля расходов на питание. С ростом доходов абсолютные расходы на питание растут, но в относительном выражении снижаются, причем доля расходов на одежду, отопление и освещение изменяется незначительно и резко возрастает доля расходов на удовлетворение культурных и духовных потребностей. Позже были найдены и другие эмпирические законы потребления: например, закон Жизни — если продовольственные расходы растут или убывают в арифметической прогрессии, другие виды расходов стремятся измениться в обратном направлении в геометрической прогрессии.
В изучении потребления населения применяют индексно-факторный анализ.
К факторам, оказывающим существенное влияние на объем потребления, следует отнести показатели общего объема производства в стране, распределения и использования полученных результатов.
Факторы могут изучаться с помощью построения многофакторных индексных моделей типа:
КПд.х. = ВРД * (КП / ВРД) * (КПд..х. / КП), (1)
y =a*b*c.
КПУ = ВРД * (КП / ВРД) * (КПд.х. / КП) * (КПу / КПд.х.), (2)
у = а * b * с * d.
В первой индексной модели (1) результативный показатель (КПД.Х.) — конечное потребление домашних хозяйств, во второй (КПУ) — конечное потребление нерыночных услуг ОГУ. Первый фактор ВРД характеризует доход, которым располагает страна для конечного потребления и накопления, второй — характер его распределения, а именно, какая доля ВРД направляется на сбережение, а какая на конечное потребление. Это соотношение имеет очень важное значение для возможностей дальнейшего развития экономики. Конечное потребление — это та часть, которую население в течение года "проедает", а сбережение — это возможности дальнейшего развития производства, его технического перевооружения, это социальное и жилищное строительство и далее, это то, что может способствовать улучшению экономического положения, жизни населения. В зависимости от экономики стран доля этих фондов может быть различной. Третий фактор характеризует распределение конечного потребления между населением и государством: чем меньше государственные расходы, тем больше получает население, и наоборот. И, наконец, четвертый фактор второй модели (2) характеризует долю индивидуальных нерыночных услуг, предоставляемых государством населению, в конечном потреблении домашних хозяйств.
На макроуровне связь объема потребления от дохода характеризует связь совокупного потребления в обществе от валового внутреннего или валового располагаемого дохода. Еще Дж. Кейнсом отмечена закономерность между обобщающими показателями дохода, потребления, капиталовложениями и сбережениями, состоящая в том, что в случае повышения дохода потребление тоже растет, но с меньшей скоростью. При определенном уровне потребления возникают сбережения.
Выборочные бюджетные обследования домашних хозяйств являются важнейшим источником статистической информации для изучения потребительского поведения населения, выявления взаимосвязи между уровнями потребления, доходов и цен.
Для количественного отражения зависимости между динамикой доходов или цен и уровня потребления отдельных товаров рассчитываются коэффициенты эластичности (Э), которые показывают, насколько изменяется уровень потребления при изменении среднедушевого дохода (или цены) на 1 %:
где — соответственно абсолютное изменение среднедушевого потребления и среднедушевого дохода (цены товара) за истекший период;
у0, х0 — соответственно среднедушевое потребление и среднедушевой доход (или цена товара) в базисном периоде;
—- соответственно относительное изменение среднедушевого потребления и среднедушевого дохода (цены товара) за истекший период.
Коэффициенты эластичности потребления от дохода различны для разных продуктов и услуг, вплоть до отрицательных коэффициентов для таких продуктов, как хлеб, картофель и т.д. Товары, для которых Э < 0 называются малоценными. В этом случае коэффициент означает, что с ростом доходов потребление таких товаров будет уменьшаться. Принято выделять товары с малой эластичностью (0 < Э < 1), средней (Э=1) и высокой (Э>1).
В целом существует такая закономерность: большей эластичностью отличается потребление непродовольственных товаров, чем продовольственных. Из непродовольственных особенно высока эластичность у товаров ограниченного спроса: бытовой техники, ювелирных изделий, транспортных средств; менее эластично потребление предметов первой необходимости (одежды, обуви и т.д.) Среди продовольственных товаров наиболее эластично потребление сыра, мяса, фруктов и менее эластично потребление хлеба и картофеля.
Объем и структура потребления определяются не только общей суммой доходов населения или их среднедушевой величиной, но и ситуацией на потребительском рынке, например, степенью его насыщенности отдельными товарами, соотношением цен на них и т.п. Для количественного отражения изменений в соотношении цен на отдельные товары по регионам и различным сегментам потребительского рынка рассчитывается показатель покупательной способности денежных доходов населения (ПСД). Он характеризует количество определенных наборов товаров и услуг, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход, и исчисляется по формуле:
ПСД = ДДS /
где ДДS — среднедушевой денежный доход;
— средняя цена i-го товара.
Рассмотренные показатели потребления населением продуктов и услуг не только тесно связаны с показателями доходов, но и используются при статистическом анализе социально-