Структура потребления. Показатели потребления в системе показателей уровня жизни. Индекс потребительских цен.




факти­ческое конечное потребление ДХ — расходы домашних хо­зяйств на товары и услуги "недлительного" пользования, ис­пользуемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей.

Эти расходы (или потребности) изучаются по различным признакам:

1) по характеру расходов выделяются потребительские рас­ходы (за счет денег населения), расходы государственного бюд­жета, некоммерческих общественных организаций, за счет добровольных взносов и доходов от собственности;

2) по виду потребления — потребительские продукты (про­довольственные и непродовольственные) и услуги (платные и бесплатные). Бесплатные услуги включают потребление насе­ления в учреждениях здравоохранения, образования, культу­ры и других, а также потребление продуктов и услуг населени­ем, находящимся на полном государственном обеспечении (во­еннослужащие срочной службы, проживающие в домах-интер­натах, детских домах, тюрьмах и т.д.);

3) по назначению использования — продукты, напитки, та­бак, обувь, одежда, ткани, потребление жилья, коммунальных услуг, предметов и услуг для домашнего хозяйства (бытовая тех­ника, посуда, мебель, мелкий домашний инвентарь), услуги здравоохранения, культуры, образования, отдыха, спорта и т.д.;

4) по каналам поступления — розничная торговля, колхоз­ный рынок, бюджетные учреждения, износ жилья, потребле­ние продукции собственного производства.

Особое место принадлежит анализу потребления в нату­ральной форме, где выделяются следующие группы показате­лей: а) имеющие натуральные единицы измерения и относя­щиеся к каждому человеку; б) условно-натуральные показате­ли содержания питательности веществ в продуктах и показате­ли оснащенности домашних хозяйств энергией; в) наличия то­варов длительного пользования, относящихся к домашнему хозяйству или к 1000 человек населения, объем которых полу­чают на основе текущего учета покупок и оценки их выбытия.

Объем потребления продуктов и услуг определяется по це­нам фактического приобретения, т.е. при покупке в розничной сети — розничным, при покупке на колхозном рынке — по це­нам рынка, при получении "бесплатных" услуг — по затратам.

Кроме общего объема потребления, рассчитывается душе­вое потребление продуктов и услуг всего и по видам как по от­ношению ко всей среднегодовой численности населения, так и по отдельным его социальным группам.

При стоимостной оценке потребления в динамике исполь­зуют текущие и сопоставимые цены.

Существуют определенные особенности в расчете показате­лей потребления продовольственных и непродовольственных продуктов, а также услуг.

Одной из важнейших характеристик уровня жизни населения является доля расходов на питание в общем объеме расходов населения. По мере повышения уровня жизни она снижается, что позволяет расходовать больше средств на здравоохранение, досуг и т.д. Например, в промышленно раз­витых странах доля расходов на питание не превышает 20 %, в странах Латинской Америки около 35 %, в странах Южной Азии более 52 %, в Республике Беларусь (по данным 1997 г.) — 57,5 %.

Сумма расходов на продукты питания равна объему потреб­ления населением продовольственных товаров. Показатели потребления продуктов питания рассчитывают на душу насе­ления (как правило за год) в стоимостном, натуральном и ус­ловно-натуральном выражении. Пересчет в условно-натураль­ные измерители осуществляют на основе коэффициентов пере­вода. Например, мясо и мясопродукты в пересчете на мясо, мо­локо и молочные продукты в пересчете на молоко.

Расчет показателей потребления непродовольственных то­варов имеет свои особенности. При характеристике потребле­ния товаров краткосрочного пользования (одежды, обуви, тка­ней, чулочно-носочных изделий) рассчитывают показатели в натуральном выражении в расчете на душу населения.

Для характеристики потребления предметов длительного пользования используют показатели обеспеченности ими на 1000 человек или 100 домашних хозяйств. В отличие от потреб­ностей в продуктах питания, которые имеют определенные пре­делы уменьшения и роста, потребности в непродовольствен­ных товарах являются более изменчивыми и возрастают зна­чительно быстрее.

Расчет показателя общего объема услуг основан на оценке всех видов услуг рыночных и нерыночных.

Объем рыночных услуг равен сумме валовой выручки пред­приятий и организаций, оказывающих их населению, или ра­вен сумме расходов населения на оплату этих услуг.

Объем нерыночных услуг равен сумме затрат предприятий и организаций на эти цели, т.е. это стоимость материальных затрат, потребления основных фондов, оплаты труда, или это стоимость затрат на их оказание, которая не включает при­быль и налоги.

Потребление рыночных услуг изучается по следующим направлениям:

- квартплата и коммунальные услуги, услуги гостиниц (за вы­четом оплаты населением потребления воды, газа, электроэнер­гии), оплата бытовых услуг, услуг дошкольных и внешколь­ных учреждений, расходы на приобретение путевок в санато­рии, пансионаты, дома отдыха, на лечение и занятие физ­культурой и спортом, расходы на кино, театры, зрелища, на пассажирский транспорт, включая городской, оплата услуг свя­зи, прочие расходы на оплату услуг;

- бытовые услуги включают ремонты обуви, одежды, метал­лоизделий, мебели, транспорта, жилья; строительство по ин­дивидуальным заказам, услуги парикмахерских, бань и т.д.;

- транспортные услуги включают все виды услуг по перевоз­ке населения, а также грузов для населения;

- услуги связи — установка, ремонт и пользование квартир­ными телефонами, услуги почтовой и телеграфной сети и услу­ги радиовещания;

- прочие услуги — услуги правового характера (юридических консультаций, нотариальных контор по обслуживанию населе­ния, услуги госстрахования и сберегательных касс.

Объем нерыночных услуг определяется разностью между общей суммой затрат на оказание услуг населению и оплатой их населением (например, содержание детей в дошкольных и школьных учебных заведениях, платежи за путевки и т.д.).

Исследование динамики показателей потребления продуктов и услуг основано на применении индексного метода. При этом изучается динамика потребления как в разрезе отдельных видов потребления, так и по всему объему потребления.

Индивидуальные индексы потребления продуктов и услуг рассчитываются по формулам:

-для одного товара: ,

-на душу населения: ,

-для всех материальных благ: ,

-в том числе на душу населения:

где q1 и q0 — соответственно потребление одного вида про­дукта населением в отчетном и базисном периодах в натуральном выражении;

р0 ценаматериального блага в базисном периоде (или сопоставимая цена);

S1 и S0 — соответственно среднегодовая численность населения в отчетном и базисном периодах.

Индекс общего объема потребления продуктов и услуг рас­считывается по формуле:

-по всему населению: ,

-на душу населения:

где - соответственно стоимость потребленных про­дуктов населением в отчетном и базисном периодах в постоян­ных ценах;

— соответственно стоимость потреблен­ных населением услуг в отчетном и базисном периодах в посто­янных ценах.

Важнейшей задачей статистики является исследование структуры потребления населения. У каждой группы населе­ния своя структура и свой определенный тип потребления. В структуре потребительских расходов выделяются расходы на продовольствие, табак, напитки; одежду, обувь; оплату жилья и коммунальных услуг; транспорт и связь; мебель и содержа­ние жилища; здравоохранение; культуру и досуг. Она изучает­ся по материалам выборочных обследований домашних хо­зяйств.

Находит свое подтверждение выведенная эмпирическим путем в середине XIX в. статистическая закономерность, из­вестная как закон Энгеля: чем ниже доход, тем больше доля расходов на питание. С ростом доходов абсолютные расходы на питание растут, но в относительном выражении снижаются, причем доля расходов на одежду, отопление и освещение изме­няется незначительно и резко возрастает доля расходов на удовлетворение культурных и духовных потребностей. Позже были найдены и другие эмпирические законы потребления: например, закон Жизни — если продовольственные расходы растут или убывают в арифметической прогрессии, другие ви­ды расходов стремятся измениться в обратном направлении в геометрической прогрессии.

В изучении потребления населения применяют индексно-факторный анализ.

К факторам, оказывающим существенное влияние на объем потребления, следует отнести показатели общего объема про­изводства в стране, распределения и использования получен­ных результатов.

Факторы могут изучаться с помощью построения много­факторных индексных моделей типа:

КПд.х. = ВРД * (КП / ВРД) * (КПд..х. / КП), (1)

y =a*b*c.

КПУ = ВРД * (КП / ВРД) * (КПд.х. / КП) * (КПу / КПд.х.), (2)

у = а * b * с * d.

В первой индексной модели (1) результативный показа­тель (КПД.Х.) — конечное потребление домашних хозяйств, во второй (КПУ) — конечное потребление нерыночных услуг ОГУ. Первый фактор ВРД характеризует доход, которым распола­гает страна для конечного потребления и накопления, вто­рой — характер его распределения, а именно, какая доля ВРД направляется на сбережение, а какая на конечное потребле­ние. Это соотношение имеет очень важное значение для воз­можностей дальнейшего развития экономики. Конечное пот­ребление — это та часть, которую население в течение года "проедает", а сбережение — это возможности дальнейшего развития производства, его технического перевооружения, это социальное и жилищное строительство и далее, это то, что может способствовать улучшению экономического положе­ния, жизни населения. В зависимости от экономики стран до­ля этих фондов может быть различной. Третий фактор харак­теризует распределение конечного потребления между населе­нием и государством: чем меньше государственные расходы, тем больше получает население, и наоборот. И, наконец, чет­вертый фактор второй модели (2) характеризует долю индивидуальных нерыночных услуг, предоставляемых госу­дарством населению, в конечном потреблении домашних хо­зяйств.

На макроуровне связь объема потребления от дохода харак­теризует связь совокупного потребления в обществе от валово­го внутреннего или валового располагаемого дохода. Еще Дж. Кейнсом отмечена закономерность между обобщающими показателями дохода, потребления, капиталовложениями и сбережениями, состоящая в том, что в случае повышения дохо­да потребление тоже растет, но с меньшей скоростью. При оп­ределенном уровне потребления возникают сбережения.

Выборочные бюджетные обследования домашних хозяйств являются важнейшим источником статистической информа­ции для изучения потребительского поведения населения, вы­явления взаимосвязи между уровнями потребления, доходов и цен.

Для количественного отражения зависимости между динами­кой доходов или цен и уровня потребления отдельных товаров рассчитываются коэффициенты эластичности (Э), которые пока­зывают, насколько изменяется уровень потребления при измене­нии среднедушевого дохода (или цены) на 1 %:

где — соответственно абсолютное изменение среднедуше­вого потребления и среднедушевого дохода (цены товара) за ис­текший период;

у0, х0 — соответственно среднедушевое потреб­ление и среднедушевой доход (или цена товара) в базисном пе­риоде;

—- соответственно относительное изменение сред­недушевого потребления и среднедушевого дохода (цены това­ра) за истекший период.

Коэффициенты эластичности потребления от дохода раз­личны для разных продуктов и услуг, вплоть до отрицатель­ных коэффициентов для таких продуктов, как хлеб, картофель и т.д. Товары, для которых Э < 0 называются малоценными. В этом случае коэффициент означает, что с ростом доходов потребление таких товаров будет уменьшаться. Принято вы­делять товары с малой эластичностью (0 < Э < 1), средней (Э=1) и высокой (Э>1).

В целом существует такая закономерность: большей эластич­ностью отличается потребление непродовольственных товаров, чем продовольственных. Из непродовольственных особенно вы­сока эластичность у товаров ограниченного спроса: бытовой тех­ники, ювелирных изделий, транспортных средств; менее элас­тично потребление предметов первой необходимости (одежды, обуви и т.д.) Среди продовольственных товаров наиболее элас­тично потребление сыра, мяса, фруктов и менее эластично пот­ребление хлеба и картофеля.

Объем и структура потребления определяются не только об­щей суммой доходов населения или их среднедушевой величи­ной, но и ситуацией на потребительском рынке, например, сте­пенью его насыщенности отдельными товарами, соотношением цен на них и т.п. Для количественного отражения изменений в соотношении цен на отдельные товары по регионам и различным сегментам потребительского рынка рассчитывается показатель покупательной способности денежных доходов населения (ПСД). Он характеризует количество определенных наборов товаров и услуг, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход, и исчисляется по формуле:

ПСД = ДДS /

где ДДS — среднедушевой денежный доход;

— средняя цена i-го товара.

Рассмотренные показатели потребления населением продуктов и услуг не только тесно связаны с показателями доходов, но и используются при статистическом анализе социально-

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: