Разработка классного часа для 8, 9 класса. Тема: Речь, общение




Разработка классного часа для 8, 9 класса. Тема: Речь, общение

Пушкин.

«Не по-русски говоришь ты,

Не пойму тебя я, нет!»

Ведущий 2.

В школах Сев подобных много.

И сказать им нужно строго,

Тарабарщиной нельзя

Заменить язык, друзья!

Ученик. Из подслушанного разговора: «Из уст приятелей сына я часто слышу одобрительный возглас "кул!" (от англ. cool- круто). Хороший журнал - кул, интересный фильм - кул, красивая Девочка - кул».

Ученик. Из подслушанного разговора. Учитель сетует: «Порой я не понимаю языка своих учеников. Стоит отвлечься от биологии, которую я им преподаю, заговорить на другие темы, как возникает желание взять словарь иностранных слов. Такое впечатление, что современные дети говорят не на русском, а на полуамериканском языке».

Ведущий 1. О какой проблеме современного русского языка идет речь? Конечно же, о проблеме заимствованных слов. В русский язык, по образному выражению Александра Сергеевича Пушкина, «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам», заимствования проникали с древних времен. Но в разные исторические периоды темпы лексических перемен в нашем языке были неравномерными.

Ведущий 2. Ранние греческие и латинские заимствования появились после принятия христианства, реформы Петра I вызвали бурный поток заимствованных слов.

В 90-е годы XX века - время глобальных перемен во всех сферах жизни России - происходит активное внедрение в русский язык новейших иностранных слов.

Настораживает то, что многие носители русского языка не понимают истинного значения употребляемых заимствованных слов, поэтому их неуместное употребление в речи носит комический характер.

Ученик. Из подслушанного разговора. Воспитательница в детском саду говорит своим воспитанникам: «Илья Муромец - это былинный супергерой».

В сочинениях можно встретить такие выражения: «Салтыков-Щедрин хлестко описывает непрезентабельные черты жителей города Глупова», «Андрей Болконский представляет собой стандарт русского дворянина».

Ведущий 1. Проверим, понимаете ли вы некоторые заимствованные слова:

• Блокбастер. (Сенсация, фильм, имеющий огромную популярность.)

• Ремейк. (Переделка.)

• Постер. (Небольшой плакат.)

• Тинейджер. (Подросток, юноша или девушка, от 13 до 18 лет.)

• Сейл. (Распродажа по сниженной цене.)

• Прайм-тайм. (Лучшее время.)

• Мультиплекс. (Многозальный комплекс.)

Учитель. Все ли заимствования нужны носителям русского языка? Вот какого мнения придерживаются на этот счет ученые-филологи: ежедневно в русский язык вливается по шесть-семь иностранных слов. Казалось бы, ну и что? А то! Если активно заимствующаяся лексика в языке превышает 2-3%, лингвисты уверенно прогнозируют очень скорое исчезновение языка. А у нас количество заимствованной лексики перевалило уже за 10%! Есть повод задуматься, не так ли?

Ведущий 2. В самих заимствованных словах, безусловно, нет ничего плохого. Без них невозможно представить речь современного человека. Однако значение заимствованного слова должно быть понятно как говорящему, так и слушающему, а его употребление - уместно. Умение правильно использовать иноземные слова свидетельствует об уважении говорящего к своему языку и даже, если хотите, о его самоуважении. Мода на «престижные» заимствованные слова оборачивается засорением языка и как следствие сознания.

Ведущий 1. Чувствительность к слову Василий Александрович Сухомлинский считал важнейшей предпосылкой гармоничного развития личности. Знание и сохранение всех тонкостей языка - это прежде всего понимание себя как индивидуума, сознание себя как части народа той или иной национальности, как продолжение его истории.

Ведущий 2. Культура речи означает умелое, правильное использование всех средств и выразительных возможностей литературного языка. Обратите внимание: не знание только, а умелое, свободное владение навыками! Мы со школьной скамьи помним, что числительные склоняются, а послушаешь некоторых людей - и диву даешься: «...из двести семьдесят пять делегатов...». Да полноте, учился ли человек в школе?!

Ведущий 1. А теперь мы предлагаем вам проверить, правильно ли вы произносите некоторые слова. Но для начала давайте разделимся на команды, чтобы быстрее и веселее справиться с заданием.

Проставить ударение

агЕнт досУг

баловАть заверЕние

бомбардировАть знАчимость

благоволИть медикамЕнты

бюрокрАтия намЕрение

диспансЕр непочАтый

донЕльзя озорничАть

Ведущий 2. Не забыли ли вы грамматику? Исправить грамматические ошибки

Неправильно Правильный ответ
Пирожки с повидлой. Дай мне полотенец. Я простынь повесила на веревку. Жаль, сапогов не достала. Сколько время? Эта юбка длиньше. Это наиболее лучший вариант. Пирожки с повидлом. Дай мне полотенце. Я простыню повесила на веревку. Жаль, сапог не достала. Сколько времени? Эта юбка длиннее. Это лучший вариант.
Ведущий 1. Правильно ли вы употребляйте слова? Исправить грамматические ошибки
Неправильно Правильный ответ
Кто в очереди крайний? Вы сейчас сходите? Кто в очереди последний? Вы сейчас выходите?

Ведущий 2. Каждый язык богат и неповторим. Но нынешнему поколению хочется добавить своего, современного. Другая сторона состояния современного русского языка - употребления жаргонизмов и многообразной нецензурной лексики. По свидетельству филологов, мы живем в эпоху третьей волны жаргонизмов.

Ведущий 1. Илья Ильф и Евгений Петров в романе «Двенадцать стульев» дали гротескный образ Эллочки-людоедки: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 1112 тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо- Юмбо" составляет 300 слов, Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью». Ученые скажут о том, что Эллочка и ей подобные разговаривают на жаргоне. Жаргон - это буквально «испорченный язык», цель которого обособить какую-то группу людей от остальной части общества.

Ведущий 2. Щеголяют жаргоном подростки, которым хочется отмежеваться от мира взрослых, подчеркнуть свою независимость. Они используют слова общеупотребительные в особом значении (предки - родители, старшее поколение) или же заимствования из арго.

Арго - речь низов общества, уголовного мира, которую иногда называют блатной, блатом или феней. По фене ботать - говорить так, как беседуют между собой преступники. Атас, атанда, шухер - предупреждение об опасности; кодда, шарага - компания; чувиха - девушка. Надеемся, что подобный словесный мусор не засоряет ваше общение. Было бы обидно узнать, что ваши друзья - это кодла, а любимая девушка - чувиха.

Учитель. Давайте проведем лингвистическую разминку «Переведи с русского на русский». Объясните значение сленговых фраз и выражений:

• Без сипа. (Все хорошо, удовлетворительно.)

• Мне параллельно. (Выражение безразличного отношения к чему-либо, состояние максимальной отстраненности.)

• Отхомячиться. (Избавиться от неприятного занятия.)

• Оттопыриться. (Приятно провести время.)

Ведущий 1. Чаще всего стремление к жаргонным словам проходит как детская болезнь. Однако и от детских болезней остаются иногда пометки: убогое слово тянет убогую мысль. А вот «на мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова», как сказал М.Ю. Лермонтов.

Ведущий 2. Отдельное внимание хотелось бы уделить нецензурщине - одному из отреченных пластов русской лексики, который настолько оскорбляет нравственное и эстетическое чувство всякого воспитанного человека, что справедливо не допускается в печать. Брань, конечно, была свойственна подросткам и молодым людям и раньше. Она традиционна, передается из поколения в поколение. Возникла она много веков назад, причем сложилась в течение жизни многих поколений. Ругательства с упоминанием матери когда-то в древности вовсе не были бранью. Когда были живы традиции родового строя, представитель старшего поколения мог обращаться к молодому человеку со словами, напоминающими последнему, чтобы он уважал старших. Таким образом, подобные выражения имели первоначально воспитательное значение, напоминали об авторитете старших в кровнородственном коллективе и лишь с течением долгого времени превратились в непристойное ругательство.

Ведущий 1. С течением времени, с ростом физическим и умственным, с нарастанием жизненного опыта привычка к матерной брани превращается у многих людей в некое средство, «облегчающее душу», снимающее стрессовые нагрузки. Вот и тянется «хвост» нецензурщины и в служебные кабинеты, и на производство, получая прописку на рабочем месте, в курилке, даже в общении начальников с подчиненными (но очень ред. ко - наоборот!). Подросток тоже стремится, вслед за взрослыми, скрыть свою чрезмерную обидчивость - и вот начинается словесное хулиганство.

Ведущий 2. Что же делать? Что противопоставить нецензурному валу в речи подростков и юношей?

Ведущий 1. Прежде всего - устыдиться, поняв, что грязное слово и нечистая мысль выдают человека с головой, дурно характеризуя его. Оглянуться вокруг и увидеть, как отвратительны «носители словесной дряни», как пачкают человека речевые нечистоты. А затем припасть к чистому роднику народной мудрости, к образцам настоящей речевой культуры, к классической литературе. Больше читать, чаще бывать в театре. Банально? Но ведь это лекарство уже вылечило не одно поколение. Попробуйте его применить к себе.

Ведущий 2. Так на каком же языке мы с вами говорим? В чем, по-вашему, причина сложившейся столь неблагоприятной языковой ситуации сегодня в России? Что делать? Кто виноват? Грозит ли образцовому русскому языку исчезновение? Как к этому относиться?

Учащиеся обсуждают предложенные вопросы.

Учитель. В заключение нашего плодотворного разговора предлагаю послушать произведения, которые еще раз подтвердят бессмертные слова Ивана Сергеевича Тургенева, обращенные к нам, его потомкам: «...Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((

Страницы: 1 2 3

Разработка классного часа для 8, 9 класса. Тема: Речь, общение

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем

И внукам дадим и от плена спасем

Навеки!

Автор: А. Ахматова

***

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных - прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные даны тебе для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

И даже продышать стихотворенье.

Автор: С. Маршак

Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И. Тургенев)

Песня русскому языку

Люблю тебя всей жизнью, всей судьбой,

Всем, что прошло, и всем, что должно статься.

Ты воздух мыслей и мечты. С тобой

Мне до скончанья мира не расстаться.

Ты для меня раскидывал мосты.

И озарял окутанное тенью.

И, вопреки всему на свете, ты

Учил меня родству и уваженью.

<...>

Ты - тверд и гибок, нежен, силен,

Ты - соловей на ветке бересклета.

Ты - сталь и пепел, колокол и лен,

Загадка тьмы и откровенье света.

Из тьмы времен ты выбился на свет,

Сквозь стены отчужденья прорастая.

И обрела в твоей судьбе привет

И почву жизни истина простая.

Автор: М. Дудин

***

Люблю тебя, русский язык!

В нем столько добра и силы,

В нем слышится русский мужик,

В нем слышится голос России.

 

Люблю тебя, русский язык!

Великое русское слово!

В нем вижу я Пушкина лик,

В нем вижу я лик Толстого.

 

Люблю тебя, русский язык!

Язык пониманья и мира:

На нем говорят и якут, и калмык,

И те, кто живет на Памире.

 

За то, что красив и могуч,

За то, что как солнечный луч,

Люблю тебя, русский язык!

Автор: Яна Зимина, ученица 5 класса города Железногорска

***

Не собирал я редкие словечки,

Но звук родной всегда в душе живет.

Вот место, где сливаются две речки,

Его назвал сутоками народ.

 

И что мне в том, что в словарях толковых

Такого слова не было и нет,

В нем пенье струй я слышу родниковый,

На шелест трав, на шум лесов ответ.

 

Его истоки глубоки и чисты,

Я сам его прозрачности дивлюсь.

Так пусть дополнят словари лингвисты,

Твердя стихи поэтов наизусть.

Автор: Н. Рыленков

Дорога

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста на круче

К вершине, упрятанной в тучах.

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами...

И вот уж пополнилось новым

Значеньем привычное слово.

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету,

Прощаясь с ее экипажем,

Стоящим у звезд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

-До встречи! Счастливой дороги!

Подумайте только: как много

Значений у слова «дорога»!

Автор: В. Остен

Слова

До речи родимой дотянусь –

И музыка на сто ладов!

Весеннее слово - влюбленность.

И есть еще краше - любовь.

 

Мне дороги рукопожатья.

Приветы и встречи вокруг.

Веселое слово - приятель,

Есть еще радостней - друг.

 

Бежит под землей косынкой

И хочет из чащи свернуть

Укромное слово - тропинка.

Но есть еще просторнее - путь.

 

В рабочем нетихнущем гуле

Я слышу, как завтра встает.

Есть слово высокое - люди,

И есть еще выше - народ.

Автор: Л. Болеславский

Слово о словах

Слова бывают разные –

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые.

То льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешения

И слово - удушения.

Есть трезвые и пьяные,

Лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные,

А есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить,

Другие - душу вытравить.

Есть речь огнем горящая,

Есть тлением смердящая.

Слова - высокой доблести

И самой низкой подлости...

Поэт, тебе назначено

Засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как

Чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми,

А добрыми, правдивыми.

Чтоб хлеб добросердечности

Давала нива вечности.

Автор: В. Полторацкий

Волны

Волна, волна - всё буквы влажны,

Да и слились в один размах.

Я произнес сейчас их дважды

И ощутил их на губах!

Я произнес их снова.

Вскоре

Ко мне пришли издалека

Волненье рек, дыханье моря

И колокольчик ручейка.

Повсюду волны, волны, волны,

Великой влаги вечный путь.

Таков язык!

И трепет полный

Мою охватывает грудь.

Автор: А. Прокофьев



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: