Рыбинского муниципального района




Опыт организации волонтерского движения в МОУ Арефинская СОШ

Самостоятельная инициативная общественная деятельность подростков и молодых людей может способствовать благополучному жизнеобеспечению и высокому уровню самостоятельности, стать способом самоопределения, утверждения себя как личности, возможностью проверки и развития способностей и деловых качеств, явиться процессом накопления жизненного и делового опыта.

В основе волонтерского движения лежит принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

 

В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 1980-х гг., однако, в историческом аспекте следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

Говорить о волонтерском движении как о явлении можно только с учетом того, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям.

Волонтерская деятельность, как никакая другая, позволяет формировать устойчивые социальные установки, как у самих волонтеров, так и у подростков, вовлекаемых в массовые мероприятия социальной направленности (пропаганда здорового образа жизни, экология родного края ит.д.).

 

 

C 2008/09 учеб. г. в школе начинает действовать школьное отделение детской организации «Родники». Данное объединение является добровольной детской организацией, объединяющей учащихся Арефинской школы, разделяющих идеи гуманизма и общечеловеческой морали. Проведенная в этом направлении в течение учебного года работа дала возможность понять, что на базе данной школьной организации можно создать отряд волонтеров из числа старших школьников. Прежде всего, было разработано «Положение о волонтерском движении в школе».

Естественно, что работа волонтеров-активистов не может проходить без определенной подготовки самих учащихся, в связи с этим был разработан проект программы «Школа волонтеров», пройдя которую учащиеся, занимающиеся волонтерской деятельностью, могут самостоятельно проводить или организовывать с другими участниками воспитательного процесса различного рода мероприятия, акции, тренинги ит.д.

Следующим шагом в работе по социализации личности подростка было создание осенью 2009 г. на основе деятельности школьной организации «Родники» волонтерской группы учащихся из пяти человек, которые самостоятельно готовили и проводили массовые мероприятия среди младших школьников по пропаганде здорового образа жизни.

Работа требовала привлечения специалистов работающих в данном направлении. Таким специалистом стала Полякова Наталья Владимировна – социальный педагог «Социального агентства молодежи» Рыбинского муниципального района. Школой был заключен договор с «Социальным агентством» для реализации программ «Все, что тебя касается» (по ЗОЖ) и «Волонтерская деятельность в образовательном учреждении». И на протяжении 8 лет при тесном взаимодействии из стен Арефинской школы вышло не одно поколение волонтеров, которые по настоящее время являются активными лидерами не только различных общественных организаций ВУЗов, но и предприятий города Ярославля, Рыбинска, Иванова и Рыбинского района.

Волонтерство может осуществляться с различной степенью участия — от полного вовлечения до эпизодического участия, поэтому эти пять человек и стали основой школьного волонтерского движения. На первом заседании школьных волонтеров, где был определен план деятельности группы, были разработаны «Кодекс волонтера», «Концепция волонтера», ставшие основными документами, регламентирующими деятельность добровольного объединения волонтеров Арефинской школы. Учащимися самими были разработаны «Заповеди волонтера», которые стали для них руководством к действию.

Безусловно, в любой работе следует определить цель, которая помогла бы достичь каких-либо значительных результатов. Наша цель сформулирована следующим образом: инициирование и развитие подросткового добровольного движения по первичной профилактике употребления психоактивных веществ в подростковой среде.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

- формирование у подростков устойчивого интереса к добровольной деятельности (волонтерство);

- пропаганда здорового образа жизни;

- профилактика употребления психоактивных веществ среди учащихся образовательного учреждения;

- обучение навыкам работы со сверстниками, совершенствование организаторских способностей, получение опыта организации и проведения различных мероприятий.

-

Для реализации данной цели и задач были проведены различные мероприятия, которые условно делились на внутришкольные и внешкольные. К внутришкольным мероприятиям можно отнести тренинги со сверстниками на темы «Умей сказать „НЕТ-», проведение общешкольного социологического исследования, направленного на выявление отношения учащихся к употреблению ПАВ, курению, алкоголю идр. Помимо этого, в конце 2013 г. волонтеры активно помогали в организации сбора средств для помощи своему другу на дорогостоящую операцию. Помимо сбора учащиеся школы придумали интересную творческую программу для поздравления детей с наступающим Новым годом.

-

К внешкольным мероприятиям можно отнести участие группы волонтеров в областном слете - конкурсе волонтерских команд, в котором под руководством кураторов – специалистов из «Социального агентства молодежи» занимали призовые места.

 

Отдельно стоит упомянуть об участии волонтеров в проходившей одновременно в нескольких населенных пунктах Ярославской области акции «За здоровый образ жизни», для участия в которой волонтерами школы были разработаны несколько видов буклетов, розданных на отведенном для акции месте жителям поселения.

 

Кроме практической деятельности, в работе волонтерской команды можно выделить большой блок теоретической подготовки самих волонтеров. Реализации данного блока заключалась в организации обучающей программы в стенах школы, включающей в себя базовые знания о том, кто такие волонтеры, об основных направлениях работы волонтерских групп, а также об эффективных методах и способах деятельности современных объединений волонтеров. Одновременно с этим, группа волонтеров в количестве 2 человек прошла обучение в областном лагере по программе «Мы волонтеры» (Калинина Евгения и Киселева Екатерина)

Работа по обучению волонтеров включала в себя не только теоретическую информацию, но и целый блок работы со специалистами «Социального агентства молодежи»: Полякова Н.В., Лапшина М., Пирожкова Н., Саматова И.В., Полянская Е.С., Рогозина Н.В.

Завершающим этапом учебного года стало оформление каждому волонтеру «Личной книжки волонтера», которая дает возможность вести учет всем мероприятиям, в которых принимал участие волонтер. Таким образом, каждый волонтер сможет создавать себе «трудовой стаж волонтера».

 

На сегодняшний день школа имеет не только обученных волонтеров, но и инициативную группу старшеклассников, уже имеющих опыт ведения волонтерской деятельности. Данная группа волонтеров, получившая опыт участия в различных проектах и акциях, самостоятельного проведения мероприятий, способна при помощи координаторов стать лидерами школьного движения волонтеров.

Работа волонтеров нашей школы строится по принципу распространения идеи, привлечения и умения заинтересовать других.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию — это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Благодаря уже проведенной в школе работе, у нас есть те учащиеся, которые смогут теперь сами учить других, а это очень важно, так как дети и подростки гораздо лучше воспринимают таких же, как они, чем взрослых.

По принципу «равный — равному» волонтеры передают сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, обучаются сами. Подросток обретает самоуважение, становится уверенным и привлекательным для окружающих.

Взаимодействуя друг с другом, волонтеры приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, нести ответственность за свои поступки (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение социальных опросов, анкетирования идр.). Передавая информацию вовне, т. е. своим сверстникам (дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции и др., а так же оформляя информационные листовки, буклеты на различную тематику, волонтеры вырабатывают необходимые практические навыки общения с другими. Все эти приобретенные навыки способствуют формированию социальной компетентности самого волонтера.

 

Начиная с 2008 года Арефинская школа решала проблему осуществления волонтерской деятельности через различные модули:

Информационный модуль:

- беседы со специалистами;

- групповые занятия волонтеров для учащихся;

- изготовление плакатов, видео, буклетов, фотоотчетов;

- выпуск статей в школьную газету, предоставление информации о своей деятельности в другие СМИ;

- акции волонтеров;

- листовки.

Тренинговый модуль:

- обучающие занятия с волонтерам;

- мини-тренинги для учащихся;

- интерактивные игры;

- психологическое сопровождение волонтеров.

• Альтернативный модуль:

- КВНы;

- игры, конкурсы;

- встречи с различными людьми;

- проведение мероприятий, месячников, недель различной тематики;

- спортивные мероприятия;

- фотоконкурсы, фотовыставки, выставки плакатов и рисунков;

- конкурсы презентаций и видеороликов;

- выступление агитбригад.

 

-

Особенностями волонтерского движения, реализуемого в Арефинской средней общеобразовательной школе, на сегодняшний день являются следующие:

- команда формируется внутри образовательного учреждения;

- волонтеры работают не только со сверстниками, но и с младшими школьниками, а также с родителями и различными специалистами.

Определены основные направления работы волонтерского движения в школе:

Блок «Милосердие»

Цель: Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

Мероприятия входящие в данный блок

- помощь престарелым и ветеранам труда и ВОВ;

- помощь неуспевающим сверстникам;

- участие в акции «Помощь другу»

- участие во Всесоюзном Дне добра.

- встречи с ветеранами войн,

- проведение акции «Георгиевская ленточка»,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: