Системные характеристики телевидения»




ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Направление подготовки: «Реклама и связи с общественностью»

Отделение заочного обучения

На базе среднего профессионального образования

II курс 2-й семестр

 

Преподаватель Владимир Сергеевич ВАРАКИН

 

CЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Семинар 1

Тема: «Медийные предпочтения общества

И социальные приоритеты масс-медиа»

 

Цельобосновать интересы общества к средству массовой коммуникации, выбранному для анализа; раскрыть и обосновать социальные приоритеты средства массовой коммуникации, выбранного для анализа.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Необходимо разбиться на четыре группы – экспертов в области периодической печати, радиовещания, телевидения и электронно-сетевых СМК. При этом в каждой группе есть «представители» как минимум двух разных медийных редакций (действительно существующих, а не выдуманных).

В рамках рабочей группы подготовить выступление, в котором обосновываются интересы общества к выбранному виду СМК и – в частности – к деятельности заявленных редакций. Кроме того, следует раскрыть и обосновать социальные приоритеты средств массовой коммуникации, выбранных группой. Содержание выступлений должны составлять конкретные фактографические примеры.

2. Каждой рабочей группе необходимо подготовить по пять-семь вопросов к коллегам. По окончании всех выступлений рабочие группы задают друг другу подготовленные (и появившиеся ситуативно) вопросы, с тем чтобы раскрыть причины слабой популярности других СМК, кроме «своего», в обществе. Все вопросы тоже должны иметь фактологическую базу.

 

Критерии анализа средств массовой коммуникации:

· тип аудитории, на который ориентируется средство массовой коммуникации;

· содержание средства массовой коммуникации (характер распространяемой информации);

· идейно-политическая позиция средства массовой коммуникации (социальная и гражданская позиция редакции);

· формы компоновки информации;

· способы предоставления информации;

· режим потребления информации;

· практикуемые формы «обратной связи»;

· эффективность деятельности средства массовой коммуникации.

 

Семинар 2

Тема: «Типологическая структура периодической печати.

Динамика развития электронно-сетевых масс-медиа»

 

Цельподготовить сопоставительный анализ информационной политики двух разных периодических изданий и двух разных электронно-сетевых СМК.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Необходимо разбиться на четыре группы: две редакции периодического издания и две редакции – электронно-сетевого средства массовой коммуникации.

Необходимо в рамках рабочей группы на основе типологической матрицы подготовить анализ информационной политики выбранного СМК (действительно существующего, а не выдуманного). Подготовить коллегиальный доклад по результатам анализа. Периодические и интернет-издания не должны повторяться. Содержание работы и выступлений должны составлять конкретные фактографические примеры.

2. Каждой рабочей группе необходимо подготовить по пять-семь вопросов к коллегам. По окончании каждого выступления рабочие группы задают их (а также появившиеся ситуативно вопросы) друг другу. Все вопросы тоже должны иметь фактологическую базу.

 

Критерии анализа средств массовой коммуникации – типологическая матрица.

 

 

Семинар 3

Тема: «Системные характеристики радиовещания.

Системные характеристики телевидения»

 

Цельподготовить сопоставительный анализ информационной политики двух разных радиоканалов и двух разных телеканалов.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Необходимо разбиться на четыре группы: две редакции радиоканала и две редакции телеканала.

Необходимо в рамках рабочей группы на основе типологической матрицы подготовить сопоставительный анализ информационной политики выбранного СМК (действительно существующего, а не выдуманного). Подготовить коллегиальный доклад по результатам анализа. Радио- и телеканалы не должны повторяться. Содержание работы и выступлений должны составлять конкретные фактографические примеры.

2. Каждой рабочей группе необходимо подготовить по пять-семь вопросов к коллегам. По окончании каждого выступления рабочие группы задают их (а также появившиеся ситуативно вопросы) друг другу. Все вопросы тоже должны иметь фактологическую базу.

 

Критерии анализа средств массовой коммуникации – типологическая матрица.

 

 

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ МАТРИЦА

 

Тип средства массовой коммуникации (периодического издания, радио- и телеканала, электронно-сетевого СМК) – это совокупность функциональных характеристик, определяющих его информационно-коммуникативную модель, которая в свою очередь дифференцирует его в медиасистеме (среди множества подобных печатных, аудиальных, аудиовизуальных, электронно-сетевых СМК) на данном этапе развития.

Ключевыми типологическими признаками (типоформирующими факторами) СМК являются: технологические, экономические, организационные, аудиторные, целевые (реализуемые функции, тип информации, характер редакционного менеджмента).

 

 

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

(типоформирующие факторы)

 

I. Технологические:

1. форма компоновки и тиражирования информации – используемые информационно-коммуникативные технологии:

· периодическая печать (газета, журнал, альманах, бюллетень, листок и т.д.);

· радиоканал;

· телеканал (по способу трансляции, по типу деятельности);

· интернет-СМК:

сетевая версия (эквивалентная копия («клон») или модифицированная версия («гибрид») традиционных масс-медиа);

онлайновые СМК (существующие только в web-формате электронная газета / электронный журнал, информационное агентство, информационный портал и т.д.).

2. периодичность выхода / обновлений:

· для периодической печати: «высокая» (ежедневная, пять или четыре выпуска в неделю) и «низкая» (трижды или дважды в неделю, еженедельная, дважды в месяц, ежемесячная, ежеквартальная, ежегодная) – устойчивая / вариативная;

· для аудиальных, аудиовизуальных и электронно-сетевых СМК (круглосуточная, несколько раз в день, ежедневная, несколько раз в неделю, еженедельная, несколько раз в месяц, ежемесячная) – устойчивая / вариативная.

3. объем единичного номера / количество полос (для периодической печати) и продолжительность вещания (для аудиальных, аудиовизуальных, электронно-сетевых СМИ) – устойчивые / вариативные.

4. [ для периодической печати: тираж единичного номераустойчивый / вариативный ].

5. [ для периодической печати: форматустойчивый / вариативный ].

6. ареал (территория) распространения:

· внутрироссийское:

внутриорганизационное (низовое) – для работников отдельных предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта, учреждений науки, культуры, образовательных учреждений;

окружное – в рамках городского муниципального образования;

городское;

– для районных / краевых / областных территориальных общностей;

– для населения федеральных округов;

– для этнических общностей, населения республик,автономных областей и национальных округов;

межтерриториальное (межэтническое);

· национальное (общероссийское);

· транснациональное (международное).

7. время выходаустойчивое / вариативное.

 

II. Экономические:

1. форма собственности (государственная, частная, государственно-капиталистическая, собственность общественных организаций, иностранный капитал).

2. характер инвестиций, преобладающих в редакционном бюджете:

· инвестиционные бюджеты: за счет государства, спонсоров и т.д.,

· рекламные бюджеты: за счет поступлений от рекламы,

· коммерческие: подписка, розничная продажа информационных продуктов и услуг.

 

III. Организационные – характер учредителей, издателей, владельцев, использующих различные организационные модели:

1. организационно-правовая (ОАО, ЗАО, ТОО, АОЗТ).

2. организационно-политическая (учредителем или издателем являются государственные органы, партийные, профсоюзные и другие организации).

3. организационно-экономическая (отраслевые, ведомственные, корпоративные СМИ).

4. СМК различных научных, образовательных организаций.

5. СМК творческих союзов (театральных и других обществ).

 

IV. Аудиторные:

1. по охвату аудитории:

· универсальные (общественно-политические) СМК – предназначены для значительной части населения: различных социальных групп, организаций, институций.

· специализированные СМК – по отдельным аудиторным группам:

- сфера деятельности (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли производства, образование, культура, быт; адресованные представителям различных профессий – в их числе корпоративные);

- для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых);

- для женщин и / или мужчин;

- для родителей;

- для малых групп (семья, землячество, клуб и проч.);

- для различных групп верующих;

- для членов и актива различных партий, профсоюзных, молодежных и др. организаций.

2. по характеру информационных интересов аудитории:

· «качественные» СМК («большая пресса») – для представителей элиты, лиц умственного, организаторского труда: универсальные / специализированные.

· «популярные» («массовые») СМК («малая пресса»: «желтые», бульварные) – ориентированы на психологию толпы: универсальные / специализированные.

«Желтая пресса» – это бульварно-массовая печать, насыщенная крикливыми сенсациями, сплетнями, инсинуациями и иллюстрациями, рассчитанными на малообразованную аудиторию с низменными интересами и вкусами. Она нацелена любой ценой, не брезгуя никакими средствами, раздобыть компромат на какую-либо личность, находящуюся в центре общественного внимания (политика, бизнесмена, актера, звезду эстрады). Для того чтобы его организовать, на «желтое» издание работает целый штат бывших сотрудников спецслужб и опытных фотографов-папарацци.

Бульварная пресса не предназначена для того, чтобы сводить счеты с кем-либо, а тем более – служить орудием в руках враждующих кланов. Здесь сенсация – не обязательно скандал. Особенность таких изданий – информировать о том, что интересно в первую очередь простым людям. Принцип бульварных изданий – публиковать любую сенсационную и шокирующую информацию, степень достоверности которой совершенно не важна. Здесь нет границы между фактом, слухом и чьей-либо фантазией, любая информация подается в гипертрофированном виде. В настоящее время в России «желтые» СМИ в чистом виде не существуют.

 

V. Целевое назначение:

1. массово-публицистические (общеполитические) СМК – реализуют различные функции, содержат информацию из различных сфер жизни общества: качественные / популярные.

2. специализированные СМК (в том числе – отраслевые) – реализуют одну или несколько функций, содержат информацию из определенной сферы жизни общества (или из небольшой группы областей), на определенные темы: качественные / популярные. Разновидности:

· литературные;

· художественные;

· литературно-художественные;

· культурно-просветительские;

· для развлечения, игр, проведения досуга;

· учебные и методические;

· научные;

· научно-популярные;

· научно-практические;

· научно-производственные

· производственно-практические;

· официально-документальные;

· религиозные;

· рекламные;

· информационно-справочные.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: