ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Направление подготовки: «Реклама и связи с общественностью»
Отделение заочного обучения
На базе среднего профессионального образования
II курс 2-й семестр
Преподаватель Владимир Сергеевич ВАРАКИН
CЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Семинар 1
Тема: «Медийные предпочтения общества
И социальные приоритеты масс-медиа»
Цель – обосновать интересы общества к средству массовой коммуникации, выбранному для анализа; раскрыть и обосновать социальные приоритеты средства массовой коммуникации, выбранного для анализа.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Необходимо разбиться на четыре группы – экспертов в области периодической печати, радиовещания, телевидения и электронно-сетевых СМК. При этом в каждой группе есть «представители» как минимум двух разных медийных редакций (действительно существующих, а не выдуманных).
В рамках рабочей группы подготовить выступление, в котором обосновываются интересы общества к выбранному виду СМК и – в частности – к деятельности заявленных редакций. Кроме того, следует раскрыть и обосновать социальные приоритеты средств массовой коммуникации, выбранных группой. Содержание выступлений должны составлять конкретные фактографические примеры.
2. Каждой рабочей группе необходимо подготовить по пять-семь вопросов к коллегам. По окончании всех выступлений рабочие группы задают друг другу подготовленные (и появившиеся ситуативно) вопросы, с тем чтобы раскрыть причины слабой популярности других СМК, кроме «своего», в обществе. Все вопросы тоже должны иметь фактологическую базу.
|
Критерии анализа средств массовой коммуникации:
· тип аудитории, на который ориентируется средство массовой коммуникации;
· содержание средства массовой коммуникации (характер распространяемой информации);
· идейно-политическая позиция средства массовой коммуникации (социальная и гражданская позиция редакции);
· формы компоновки информации;
· способы предоставления информации;
· режим потребления информации;
· практикуемые формы «обратной связи»;
· эффективность деятельности средства массовой коммуникации.
Семинар 2
Тема: «Типологическая структура периодической печати.
Динамика развития электронно-сетевых масс-медиа»
Цель – подготовить сопоставительный анализ информационной политики двух разных периодических изданий и двух разных электронно-сетевых СМК.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Необходимо разбиться на четыре группы: две редакции периодического издания и две редакции – электронно-сетевого средства массовой коммуникации.
Необходимо в рамках рабочей группы на основе типологической матрицы подготовить анализ информационной политики выбранного СМК (действительно существующего, а не выдуманного). Подготовить коллегиальный доклад по результатам анализа. Периодические и интернет-издания не должны повторяться. Содержание работы и выступлений должны составлять конкретные фактографические примеры.
2. Каждой рабочей группе необходимо подготовить по пять-семь вопросов к коллегам. По окончании каждого выступления рабочие группы задают их (а также появившиеся ситуативно вопросы) друг другу. Все вопросы тоже должны иметь фактологическую базу.
|
Критерии анализа средств массовой коммуникации – типологическая матрица.
Семинар 3
Тема: «Системные характеристики радиовещания.
Системные характеристики телевидения»
Цель – подготовить сопоставительный анализ информационной политики двух разных радиоканалов и двух разных телеканалов.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Необходимо разбиться на четыре группы: две редакции радиоканала и две редакции телеканала.
Необходимо в рамках рабочей группы на основе типологической матрицы подготовить сопоставительный анализ информационной политики выбранного СМК (действительно существующего, а не выдуманного). Подготовить коллегиальный доклад по результатам анализа. Радио- и телеканалы не должны повторяться. Содержание работы и выступлений должны составлять конкретные фактографические примеры.
2. Каждой рабочей группе необходимо подготовить по пять-семь вопросов к коллегам. По окончании каждого выступления рабочие группы задают их (а также появившиеся ситуативно вопросы) друг другу. Все вопросы тоже должны иметь фактологическую базу.
Критерии анализа средств массовой коммуникации – типологическая матрица.
ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ МАТРИЦА
Тип средства массовой коммуникации (периодического издания, радио- и телеканала, электронно-сетевого СМК) – это совокупность функциональных характеристик, определяющих его информационно-коммуникативную модель, которая в свою очередь дифференцирует его в медиасистеме (среди множества подобных печатных, аудиальных, аудиовизуальных, электронно-сетевых СМК) на данном этапе развития.
|
Ключевыми типологическими признаками (типоформирующими факторами) СМК являются: технологические, экономические, организационные, аудиторные, целевые (реализуемые функции, тип информации, характер редакционного менеджмента).
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
(типоформирующие факторы)
I. Технологические:
1. форма компоновки и тиражирования информации – используемые информационно-коммуникативные технологии:
· периодическая печать (газета, журнал, альманах, бюллетень, листок и т.д.);
· радиоканал;
· телеканал (по способу трансляции, по типу деятельности);
· интернет-СМК:
– сетевая версия (эквивалентная копия («клон») или модифицированная версия («гибрид») традиционных масс-медиа);
– онлайновые СМК (существующие только в web-формате электронная газета / электронный журнал, информационное агентство, информационный портал и т.д.).
2. периодичность выхода / обновлений:
· для периодической печати: «высокая» (ежедневная, пять или четыре выпуска в неделю) и «низкая» (трижды или дважды в неделю, еженедельная, дважды в месяц, ежемесячная, ежеквартальная, ежегодная) – устойчивая / вариативная;
· для аудиальных, аудиовизуальных и электронно-сетевых СМК (круглосуточная, несколько раз в день, ежедневная, несколько раз в неделю, еженедельная, несколько раз в месяц, ежемесячная) – устойчивая / вариативная.
3. объем единичного номера / количество полос (для периодической печати) и продолжительность вещания (для аудиальных, аудиовизуальных, электронно-сетевых СМИ) – устойчивые / вариативные.
4. [ для периодической печати: тираж единичного номера – устойчивый / вариативный ].
5. [ для периодической печати: формат – устойчивый / вариативный ].
6. ареал (территория) распространения:
· внутрироссийское:
– внутриорганизационное (низовое) – для работников отдельных предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта, учреждений науки, культуры, образовательных учреждений;
– окружное – в рамках городского муниципального образования;
– городское;
– для районных / краевых / областных территориальных общностей;
– для населения федеральных округов;
– для этнических общностей, населения республик,автономных областей и национальных округов;
– межтерриториальное (межэтническое);
· национальное (общероссийское);
· транснациональное (международное).
7. время выхода – устойчивое / вариативное.
II. Экономические:
1. форма собственности (государственная, частная, государственно-капиталистическая, собственность общественных организаций, иностранный капитал).
2. характер инвестиций, преобладающих в редакционном бюджете:
· инвестиционные бюджеты: за счет государства, спонсоров и т.д.,
· рекламные бюджеты: за счет поступлений от рекламы,
· коммерческие: подписка, розничная продажа информационных продуктов и услуг.
III. Организационные – характер учредителей, издателей, владельцев, использующих различные организационные модели:
1. организационно-правовая (ОАО, ЗАО, ТОО, АОЗТ).
2. организационно-политическая (учредителем или издателем являются государственные органы, партийные, профсоюзные и другие организации).
3. организационно-экономическая (отраслевые, ведомственные, корпоративные СМИ).
4. СМК различных научных, образовательных организаций.
5. СМК творческих союзов (театральных и других обществ).
IV. Аудиторные:
1. по охвату аудитории:
· универсальные (общественно-политические) СМК – предназначены для значительной части населения: различных социальных групп, организаций, институций.
· специализированные СМК – по отдельным аудиторным группам:
- сфера деятельности (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли производства, образование, культура, быт; адресованные представителям различных профессий – в их числе корпоративные);
- для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых);
- для женщин и / или мужчин;
- для родителей;
- для малых групп (семья, землячество, клуб и проч.);
- для различных групп верующих;
- для членов и актива различных партий, профсоюзных, молодежных и др. организаций.
2. по характеру информационных интересов аудитории:
· «качественные» СМК («большая пресса») – для представителей элиты, лиц умственного, организаторского труда: универсальные / специализированные.
· «популярные» («массовые») СМК («малая пресса»: «желтые», бульварные) – ориентированы на психологию толпы: универсальные / специализированные.
«Желтая пресса» – это бульварно-массовая печать, насыщенная крикливыми сенсациями, сплетнями, инсинуациями и иллюстрациями, рассчитанными на малообразованную аудиторию с низменными интересами и вкусами. Она нацелена любой ценой, не брезгуя никакими средствами, раздобыть компромат на какую-либо личность, находящуюся в центре общественного внимания (политика, бизнесмена, актера, звезду эстрады). Для того чтобы его организовать, на «желтое» издание работает целый штат бывших сотрудников спецслужб и опытных фотографов-папарацци.
Бульварная пресса не предназначена для того, чтобы сводить счеты с кем-либо, а тем более – служить орудием в руках враждующих кланов. Здесь сенсация – не обязательно скандал. Особенность таких изданий – информировать о том, что интересно в первую очередь простым людям. Принцип бульварных изданий – публиковать любую сенсационную и шокирующую информацию, степень достоверности которой совершенно не важна. Здесь нет границы между фактом, слухом и чьей-либо фантазией, любая информация подается в гипертрофированном виде. В настоящее время в России «желтые» СМИ в чистом виде не существуют.
V. Целевое назначение:
1. массово-публицистические (общеполитические) СМК – реализуют различные функции, содержат информацию из различных сфер жизни общества: качественные / популярные.
2. специализированные СМК (в том числе – отраслевые) – реализуют одну или несколько функций, содержат информацию из определенной сферы жизни общества (или из небольшой группы областей), на определенные темы: качественные / популярные. Разновидности:
· литературные;
· художественные;
· литературно-художественные;
· культурно-просветительские;
· для развлечения, игр, проведения досуга;
· учебные и методические;
· научные;
· научно-популярные;
· научно-практические;
· научно-производственные
· производственно-практические;
· официально-документальные;
· религиозные;
· рекламные;
· информационно-справочные.