Типологические характеристики средства массовой коммуникации свое внешнее проявление находят в регулярном проведении проблемно-тематических линий, разрабатываемых медийной (журналистской) редакцией на основе принятой ею социальной позиции.
Информационная политика средства массовой коммуникации (направление / программа / формат) – это идейно-творческая концепция ведущихся в данном СМК проблемно-тематических линий, воплощаемая в совокупности принятых форм.
Проблемно-тематические линии воплощаются в следующих формах:
1. постоянно ведущиеся рубриковые материалы и передачи:
· по тематическому признаку («Панорама», «Горячие новости», «Взгляд сквозь годы»);
· по проблемному признаку («Мнения», «На перекрестке взглядов»);
· по жанровому признаку («Актуальный репортаж», «Воскресный фельетон»);
· по типу ситуаций («Лицом к городу», «Чрезвычайная ситуация», «Расследование»);
2. организуемые информационные кампании – планируемое интенсивное и относительно краткосрочное ведение актуальной темы, определяемой какими-либо важными событиями текущей действительности;
3. планируемые и публикуемые крупные материалы – имеющие принципиальный характер «вехи» концепции данного СМК;
4. регулярные выступления ведущих публицистов;
5. в повседневном ключе – множество частных выступлений журналистов и авторского актива; письма в редакцию, реплики и проч.
Информационная политика средства массовой коммуникации, реализуемая в соответствии с его типологическими особенностями, проявляется при ведении проблемно-тематических линий через совокупность произведений.
В каждом СМК размещаются произведения различной направленности:
|
1. позитивно-утверждающая: в произведениях журналистов складывается в целом положительная оценка какого-либо социального явления (хотя отдельные стороны могут подвергаться критике);
2. критическая: журналистские выступления предполагают открытое неприятие тех социальных явлений, которые, с позиции данного СМК, негативно сказываются на прогрессе общества и препятствуют осуществлению желаемого будущего;
3. сатирическая – как разновидность критической направленности: журналистские тексты предполагают создание с помощью средств и приемов, вызывающих комический эффект, ироническое отношение, саркастический смех, собственно сатирическое негодование к исторически бессильным социальным явлениям, персоналиям и их действиям, претендующим на представительство «истины, добра, справедливости»;
4. полемическая – как особая форма критики, часто использующая приемы комического: журналистским произведениям свойственно частичное или полное, но всегда конструктивное отвержение ошибочных позиций оппонента, его неверных утверждений и аргументации на основе анализа публичных (в том числе медийных) выступлений, обнародованных документов;
5. дискуссионная: журналистские материалы ориентированы на совместный поиск истины, на решение проблемы путем обсуждения различных ее сторон и способов устранения.
ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1. Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: подготовка к созданию медиатекста. СПб., 2011.
2. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики: Учеб. пособие / под общ. ред. Я.Н. Засурского. М., 2007.
|
3. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студ. вузов / М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др.; под ред. Я.Н. Засурского. М., 2011.
Дополнительные источники:
1. Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика. Ростов-н/Д, 2002.
2. Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2009.
3. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. М., 2005.
4. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003.
5. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / пер. Н.В. Суслова. Екатеринбург, 2000.
6. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учеб. пособие. М., 2007.
7. Интернет-СМИ: теория и практика. Учеб. пособие для студ. вузов / под ред. М.М. Лукиной. М., 2010.
8. Калмыков А.А. Интернет-журналистика / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. М., 2005.
9. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М., 2005.
10. Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: общество – СМИ – власть: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Связи с общественностью». М., 2010.
11. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учеб. для вузов. М., 2007.
12. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. для студ. вузов. М., 2004.
13. Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчуновой; ред. пер. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М., 2004.
14. Лукина М.М. СМИ в пространстве Интернета: Учеб. пособие / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева. М., 2005.
15. Луман Н. Реальность массмедиа / пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М., 2012.
16. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В.Г. Николаева; закл. ст. М.К. Вавилова. М., 2007.
|
17. Масс-медиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ / под общ. ред. М.А. Шишкиной; науч. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб., 2009.
18. Машкова С.Г. Интернет-журналистика: Учеб. пособие. М., 2006.
19. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследования. М., 2003.
20. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: Учеб. пособие. М., 2004.
21. Проблематика СМИ: информационная повестка дня / под ред. М.В. Шкондина, Г.С. Вычуба, Т.И. Фроловой. М., 2008.
22. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. «Журналистика». М., 2003.
23. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику: Теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ: Учеб. пособие. М., 2005.
24. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2001.
25. Радиожурналистика: Учебник / под ред. А.А. Шереля. М., 2000.
26. Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / пер. с англ. Д. Борисова. М., 2003.
27. Свитич Л.Г. Профессия: журналист: Учеб. пособие. М., 2003.
28. Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для вузов / под ред. Я.Н. Засурского. М., 2001.
29. СМИ в меняющейся России: Колл. монография / под ред. Е.Л. Вартановой; науч. ред. И.Д. Фомичева. М., 2010.
30. Средства массовой информации постсоветской России: Учеб. пособие / Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова, И.И. Засурский и др.; под ред. Я.Н. Засурского. М., 2002.
31. Телевизионная журналистика: Учебник / ред. колл.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М., 2002.
32. Типология периодической печати: Учеб. пособие для студ. вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М., 2007.
33. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2004.
34. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002.
Интернет-ресурсы:
1. https://evartist.narod.ru;
2. https://jourdom.ru;
3. https://journalist-virt.ru;
4. https://js.ksu.ru/caf/es/vtj;
5. https://rus.jf.spbu.ru;
6. https://sociologos.net;
7. https://www.bsu.edu.ru;
8. https://www.cjes.ru;
9. https://www.jourmedia.ru;
10. https://www.journ.msu.ru;
11. https://www.journ-orel.ru;
12. https://www.jour.vsu.ru;
13. https://www.mediaskope.ru;
14. https://www.newsman.tsu.ru;
15. https://www.philosophy.ru.