Изменение в условиях производства оставляют больше свободного времени, а это, в свою очередь, способствует развитию более связных представлений о жизни и смерти, о судьбе человека и влиянии на нее богов. Может быть, с течением времени появляется и некое подобие духовенства.
Раскопки могил позволяют нам лучше представить себе земледельческое общество, чем недолговечные захоронения охотников. Изучая содержимое могил, этнографы могут получить представление о религиозных верованиях людей.
Общим для всех культур каменного века на большей части Западной Европы является то, что древние люди воздвигали на местах захоронений огромные каменные глыбы. Захоронения представлены в форме менгиров, дольменов или круглых образований (кромлеков), которые служат храмами или местами отправления культа для племени. Все племя участвовало в сооружении этих величественных надгробий. Такие памятники свидетельствуют о том, что в племени уже существовала некоторая социальная и религиозная основа, которая отличала его от другого племени.
Почти все дольмены составлены из четырех или более каменных глыб, поставленных вертикально, на которых покоятся один или несколько плоских камней, порой весом свыше 20 тонн.
Одна или несколько камер окружены кругом из камней, поставленных вертикально, которые преграждают вход к священному месту. Эти камеры прикрыты землей и образуют холм. Только в Дании было обнаружено более 3000 мегалистических могил, во Франции – 5000 камер в виде дольменов и на Британских островах – 2000. Камеры использовались как семейные склепы для нескольких поколений. В некоторых из этих могильных солонов коридоры и погребальные камеры достигают 10 метров длины. Попасть туда можно через длинный закрытый переход. Самые впечатляющие сооружения каменного века – это мегалистические памятники во Франции, в Англии, в Ирландии и на Мальте, (мегалит означает ''большой камень'', происходит от греч. слов megas и lithos).
|
''Большой камень'' в Ломбардии.
История Италии – хотя бы в общих чертах известна всем. Это, конечно же, Древний Рим, а потом христианство, монастыри и средневековые замки, а потом великое искусство Возрождения.
Выгравированные в скалах сцены из жизни первых поселенцев украшают так называемый ''Большой камень'' в долине Камоленка близ местечка Накуан: доисторические художники железного века оставили на его поверхности около тысячи рисунков. Долина тянется по берегу реки Ольо между острогами Адамелло и Британскими Альпами. В этой домене, занимающей 8 см. под самой большой ледниковой вершиной Адамелло (3554 м) сохранилось собрание наскального искусства доисторических времен, наиболее представительное и наиболее важное из всех, что до сих пор были обнаружены в Европе.
Первые ''гравюры'' появились здесь, по оценкам специалистов, 8000 лет назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней на отшлифованных ледниках. Адамелло глыбах песчаника. До настоящего времени зарегистрировано около 170000 наскальных рисунков. Самые древние из них были найдены в середине 1950-х годов в пещерах и на каменных глыбах возле поселка Накуан. Чаще всего они посвящены вполне реалистическим темам – например, олень и охотник. Когда в период неолита человек перешел к оседлому образу жизни, на скалах появились сцены из крестьянского бытия. Человеческие фигуры были до сих пор лишь абстрактно наличены, в лучшем случае представали антрагоморфными штрихованными созданиями. Теперь или стали уделять больше внимания, к тому же мастера, гравирования на камне расширили круг своих тем, прибавив к ним символические и религиозные сцены.
|
С началом бронзового века на скалах возникают сознательно оформленные композиции. В череде взаимосвязанных сцен посетитель может узнать о том, как протекала повседневная жизнь целого поселения: драматические поединки воинов, ритуальные похоронные действа и веселые праздники становятся наиболее часто повторяющимися мотивами.
Примерно с 1000 года до нашей эры появляются рисунки и сцены, где участвуют чужеземцы в нац. костюмах той эпохи. Чтобы запечатлеть в рисунке культовые действа, художники постоянно совершенствовали технику и за счет штриховки добивались убедительного по выразительности эффекта.
Интересны и странные постройки из земли: это возвышения, увенчанные как бы каменными шапками. Дождь и ветер тоже приняли участие в создании своеобразного облика этих памятников. Такие пирамиды встречаются лишь в некоторых местах итальянских Альп, в частности поблизости от поселка Тцоне на краю озера Изео.
Увы, кроме наскальных рисунков, первые жители Апеннинского полуострова не оставили здесь почти никаких следов. За 16 лет до начала нашей эры долину Камолиска заняли римские легионеры; с той поры жизнь изменилась, только по другим законам, и от этрусской цивилизации остались только рисунки на скалах.