Об менгирах и дольменах на протяжении веков, если не тысячелетий, слагались легенды и, что самое забавное, слагаются и до сих пор, правда, под видом ничем не подтвержденных якобы научных гипотиз.
Долгое время считалось, что все эти сооружения (они встречаются в Зап. Европе, а также кое-где на Кавказе) возвели кельты – суровый и воинственный народ. Камни эти, мол служили Храмами под открытым небом, и друиды, жрецы кельтов, совершали возле них кровавые жертвоприношения.
Многие до сих пор так считают, хотя доказано, что загадочные камни стоят на земле уже более трех тысяч лет, а некоторые еще постарше – археологи называют дату 4800 лет до н.э. На самом деле никто даже толком не знает, как правильно называть эти памятники глубокой старины. Стоячие камни принято называть менгирами. Те, которые похожи на столы, - дольменами. Камни, расположенные по кругу, как английский Стоунхендж, - кромлеками. В любом путеводителе написано, что эти слова – бретонские.
Крестьяне просто верили в то, что камни эти волшебные. Да и как иначе, ведь сначала они служили язычникам, а когда в Бретань пришло христианство, старые камни не исчезли вместе со старой религией.
Особым почитанием всегда была окружена аллея из дольменов, кот. находится в Верхней Бретани, неподалеку от местечка эссе – называемая ''камни фей''. Говорят, что те, кто построил эту аллею, не прочь пошутить с людьми и сейчас. Многие пытаются сосчитать, сколько же камней в постройке, и каждый называет свое число – кто 42 камня, кто 43, а кто и 45. Даже если один чел. возьмется пересчитывать их по несколько раз, у него ничего не получится – каждый раз число камней будет разным.
Влюбленные верили, что феи помогут им выбрать свою судьбу. В старину верили, что под стоячими камнями хранятся клады. Например, под менгиром близ города Фужер (Вокруг света стр. 62).
|
А есть еще менгиры, которые в рождественскую ночь, пока в церквях служат мессу, сами идут к ручью на водопой, а потом возвращаются на свое место. Горе тому, кто окажется на дороге камня, который несется с огромной скоростью и может сокрушить все на своем пути. Однако, как гласят предания, находятся любители рискнуть: ведь в яме, оставленной отлучившимся менгиром, запросто может оказаться сокровище. Если успеть его забрать, пока менгиры на водопое, остаток жизни проживешь безбедно. Правда, выжить мало кому удавалось: разгневанный менгир обычно гнался за вором, как разъяренный бык, и сминал беднягу в лепешку.
Далеко не все менгиры и дольмены гигантски. В городке Тен - Лаббе в числе прочих достопримечательностей есть целая поляна дольменов. Полянка усеяна дольменами. Маленькими: самый высокий доходит до колена. Они не менее древние, чем многометровые гиганты.
Большие менгиры с дольменами усиленно охраняет гос-во. В Ломариакере вплотную к ним не подойдешь: они огорожены веревочками. Есть еще галерея в местечке Керере, у мыса Керпенкира, километрах в двух от Локмариакера. Рассказывают удивительные вещи: например, на одной из плит дольмена в Локмариакере изображена половина какого-то животного. Вторая половина находится на плите острова Гавриниз (что в переводе с британского значит ''Козий остров''), отстающий от Локмариакеры на 4 км. Ученые предполагают, что это две части одной когда-то расколовшейся четырнадцатиметровой каменной стены, которую поделили между собой два храма.
|
Скульптура.
Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.
За каменным веком следовал бронзовый (он получил свое название от широко распространенного тогда сплава металлов - бронзы). Эпоха бронзы началась в Зап. Европе сравнительно поздно, нежели камень, ее можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям – они были крупного размера и сразу бросались в глаза.
Культ Богини – матери.
До сих пор вопрос о том, кого же изображают древнейшие каменные бабы – бога или человека, дискуссионен. Одно бесспорно: в III тыс. до н.э. в монументальном искусстве появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы человек занимает в искусстве первобытного общества все большее и большее место. Если в каменном веке зверей изображали гораздо чаще, чем людей, в бронзовом – соотношение обратное. Так в III – II тыс. до н.э. в искусстве наступил решающий перелом. Отошло в прошлое творчество величайших аниманистов в истории живописи – художников каменного века. В центре внимания впервые оказался человек.
|
Зарождение одного из древнейших религиозных культов отделяют от нас десятки тысяч лет. Археология дает нам поразительные свидетельства всеобщего распространения культа Богини – матери в эпоху каменного века. На громадном пространстве от Пиренеев до Сибири и по сей день находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Все эти изображения, древнейшее из которых найдено в Австрии, условно называют ''венерами''. Всех их объединяет одна важная черта. Руки, ноги, лицо – едва намечены. Главное, что привлекает первобытного художника, - это органы деторождения и кормления. Выдвигалось предположение, что древние женщины, как и женщины некоторых современных племен имели в действительности такие огромные груди и отвислые животы. Но если признать, что в ''венерах'' отразилось лишь стремление к реализму, то остается предположить, что у первобытных женщин не было лица и были крошечные руки.
Подчеркивание особенностей женского организма превосходит пределы даже шаржировки и статуэтка изображает уже женский безголовый торс в котором особенно выделены груди и бедра. Наконец, последний предел упрощения – статуэтка, представляющая одни только груди, - чистая деятельность рождения и вскармливания без малейшего намека на мышление. Это – древнейшее воплощение идеи ''вечной женственности''.
Разгадка необычайных черт в фигурках ''венер'' кроется в том, что они были, как думает большинство исследователей, культовыми изображениями. Это не что иное, как идолы, или амулеты Богини – матери. Изображение ''венер'' обильны в исторических слоях. Они найдены и в доарийской Индии, и в доизраильской Палестине, и в Финикии, и в Шумере. Сходство их сразу бросается в глаза. Создается впечатление, что культ матери носил почти универсальный характер.
Это подтверждает и этнографное (наука, изуч. Особенности бытия и культуры народов мира). У народов, сохранивших пережитки отдаленных неолитических времен, практически повсеместно встречается культ всеобщей матери.
У матери она именуется, мать – земля, супруга Бога Небесного. У эвенков Подкаменной Тунгуски – Бучады Энинитын. Она мыслится хозяйкой вселенной и одновременно – матерью зверей и людей. Кетское женское божество Томаш (''Оли'' – дословно ''мать'') подобно эвенкийской Бугады Энинитын.
В передней Азии и Африке Великая Богиня – мать почиталась почти у всех культурных народов периода начала письменности. ''Та, которая рождает плоды земли'', - египетская Исида, малоазиатская Кибела, скорбь которой несет умирание растительности, ее двойник в Элладе -–Деметра, сидонская Астарта, Артемида Эффеская, изображавшаяся с десятком грудей, как бы готовая накормить весь мир, - все это лишь перевоплощения древней матери мира. В языческой Руси слова ''мать – земля'' имели не просто метафорическое значение. Они обозначали душу природы, богиню, супругу ''хозяина неба''. (стр.19)
Богиня – мать правит всеми природными процессами. Это она заставляет оживать семя, погруженное в землю; она вселяет любовь в людей и животных, ей поют песни птицы в дни весеннего ухаживания.
Имеем ли мы право считать эту веру древних лишь плодом невежества и заблуждений? Не свидетельствует ли это о том, что Душа Природы была ближе и понятней людям, которые обладали более сильной интуицией, чем мы? Да, впрочем, и в более поздние времена в религии и философии идея Души мира не умерла. Она продолжала жить в мировоззрении греков, и в мистической философии новой Европы.
Теперь становится понятным тот факт, что в глубокой древности (у некоторых народов) жреческие функции принадлежали преимущественно женщинам. Так, у некоторых индейцев существует сказание о том, что ''обряды плодородия'' были учреждены женщинами. По одному прокезскому преданию, первая женщина основательница земледелия, умирая, завещала протащить свое тело по земле и там, где оно касалось почвы, вырастал обильный урожай. Шаманок и жриц знают наиболее примитивные культуры. Так, у чукчей и других северных народов шаман – мужчина одевался в женскую одежду. А таинственные фрески острова Крит свидетельствуют о том, что в самые священные моменты мужчина должен был облачаться в женский костюм.
Главенство женщин в религии было у галлов, древних германцев и многих других народов. Культ плодородия, который стоял у истоков религии Диониса, также возглавлялся жрицами.
Многочисленные народные поверья о колдуньях, ворожеях и ведьмах есть лишь отголосок тех древних времен, когда жертвоприношение, заклятия и магия были в руках у женщин.
Вполне естественно, что при таком важном культовом значении женщин они часто оказывались в роли вождей и руководителей племени.
Богиня – мать – всеобщая прародительница. Из ее лона вышли растения, животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живет чувство родства, которое связывает все живые существа. Для охотников каменного века зубры и медведи, орлы и бобры – это такие же дети природы, как и они сами. Даже опасные звери, даже объекты промысла представлялись им таковыми. Следы этого чувства мы находим у многих примитивных народов.
Виллендорфская Венера.
Вена, Австралия, Музей естественной истории.
Эта статуэтка высотой 25см. была создана за 25000 лет до н.э. Она может служить свидетельством матриархата, но, скорее всего, она олицетворяет богиню плодородия и покровительницу охоты. Многие подобные статуэтки были найдены на, пространстве от Атлантики до Урала, обширной территории, где охотились первые европейцы.
Статуи острова Пасхи.
На маленьком острове Пасхи, затерянном в бескрайних просторах океана, на склоне горя стоят огромные каменные статуи. Остров Пасхи – треугольной формы плоский вулкан посреди океана. Площадь его не велика: 22 на 11 километров. Но загадочные каменные идолы этого маленького острова, затерянного в Полинезийском архипелаге, благодаря экспедиции норвежского путешественника – исследователя Тура Хайеруола теперь известны всему миру. Уже много веков каменные исполины – ''моаи'' молчаливо вглядываются в небо по древнему поверью жителей острова, в каждой статуе живет дух того, в честь кого она была высечена. Когда дух покидает каменное изваяние – ''моаи'', оно ''умирает''. Действительно, некоторые каменные великаны покрыты лишайником и плесенью и выглядят очень древними; зато другие – как новенькие, будто их только что закончили ваять каменотесы.
По-разному описывают остров Пасхи и его загадочные статуи археологи и этнографы. По самым последним данным, на острове сейчас осталось около 900 статуй, средний вес которых достигает нескольких тонн. Все они исследованы, изучены, измерены, но ученые до сих пор не могут дать точный ответ почти ни на один вопрос: когда были воздвигнуты эти каменные истуканы, достигающие 20 метров высоты?
Нет определенных сведений и о времени заселения острова. Нынешнее название острову дал голландский мореплаватель Якоб Рогкевен, когда открыл его в 1772 г. сами же индейцы называют свой остров Романуи. - / что означает?
Некоторые ученые называют его тихоакеанской Атлантидой: когда-то остров раскололся, и одна часть его ушла под воду. В тихую погоду затопленные участки хорошо видны, но время катаклизма установить пока не удалось. Первыми поселенцами острова могли быть полинезийцы, древние перуанцы и даже племена из Юго-Восточной Азии. Лингвист С. Энглерт относит заселение острова к еще более поздним временам, а возведение гигантских статуй (по его мнению) началось в XVII веке, чуть ли не накануне открытия острова европейцами. Знаменитый Тур Хейердон считает, что остров был обитаем уже в V – VI веке и первыми прибыли сюда индейцы из Америки. Местные жители рассказали, что огромные, теперь заброшенные монументы были воздвигнуты белыми богами, жившими здесь до того, как инки взяли власть в свои руки.
Существует еще множество всевозможных версий. Например, приверженцы некоторых мистических сект считают, что прародина человечества – материк Лемурия – погиб 4 миллиона лет назад, и остров Пасхи является его остатком. А Эрик Деникен продолжает упорно утверждать, что туземцы – это потомки инопланетян.
Знаменитый капитан Джеймс Кук в 1774 г. увидел (и сильно удивился!), что островитяне были плохими рыбаками, имели плетеные лодки хотя жители других островов давно уже строили долбленые. Они жили в пещерах и даже не подозревали, что в море есть много других островов. Они не могли объяснить назначение своих каменных истуканов.
Если бы остров Пасхи имел генеалогию правителей вроде тех, какие были записаны на других островах Полинезии, многие его тайны были бы уже давно раскрыты.
Якоб Ропевен называл статуи идолами. В своем судовом журнале он записал: ''Что касается их богослужения … мы только заметили, что они разводили огонь перед очень высокими каменными статуями и садились на корточки перед ними, склонив головы. А затем складывали руки и раскачивали таковые вверх и вниз…На голове каждой статуи стояло по корзине, наполненной выкрашенными в белый цвет булыжниками''.
Джеймс Кук записал, что статуи были воздвигнуты местными жителями в честь погребенных правителей или вождей острова, а другие исследователи считают, что великаны острова Пасхи отмечали границы моря и земли.
Несмотря на гипотезы, тайны и загадки, сейчас уже можно предположить, как это все происходило. Гора была единственным местом, где сооружались эти каменные истуканы, а точнее вырубались из этой же горы. Техника ''производства'' великанов была настолько примитивной, что говорить об их неземном происхождении просто не приходится.
В кратере вулкана Рано - Рараку можно увидеть все этапы работы над каменными гигантами. Сначала обозначался общий контур статуи. После этого ''скульпторы'' приступали к созданию лица и передней части туловища, переходя потом к бокам статуи, отделке длинных ушей и рук с удлиненными пальцами, сложенными на животе. Вслед за этим порода со всех сторон статуи удалялась и лишь в нижней части спины сохранялась связь (вроде каменного киля) с матерью – горой – вулканом Рано – Рараку.
Истуканы высекались не по одному, а сериями. Чтобы полностью использовать карьер. Скульпторы вырубали изваяния, накладывая их друг на друга, используя буквально все возможности материала. Они высекали их в профиль, и наискось, и даже вниз головой. Они отлично умели различать трещины и использовали их для облегчения своего труда. Иногда между двумя трещинами, рассекающими линию вулканических пластов, вырубалось до 8 –12 одинаковых по высоте и ширине статуй. Различались они только толщиной.
В карьере осталось и множество незаконченных статуй. Почти все исследования об острове Пасхи говорят о фантастических размерах статуй и их чрезвычайной тяжести. Тур Хейердал сравнивает статуи по весу с десятью железнодорожными вагонами.
Самые крупные статуи достигают 20 тонн. Передвижение их составляет ни с чем не сравнимые трудности, если вспомнить, что поверхность острова – это потрескавшаяся лава. Поэтому поводу высказывалось великое множество предположений. И не последнее из них ''космическая'' – миф о всемогущих инопланетянах создавших моам по своему образу и подобию, задолго до появления на острове предков нынешних его обитателей. Бытует мнение и о сверхъестественной силе ''мана'', обладая которой вожди местных племен передвигали моаи вопреки законам гравитации.
Можно предположить все, что угодно, но перед лицом 22-метровой статуи (высота 7-этажного дома) не устоит никакая логика. Голова и шея статуи – 7 метров и 3 метра в диаметре, длина носа – больше 3 метров, высота туловища – 13 метров, вес – 50 тонн! Даже в настоящее время в мире найдется не очень много кранов, чтобы сравниться с подобной машиной.
Статуи острова Пасхи продолжают удивлять, восхищать, заставляют задумываться: кто, как и зачем их изготовил? Считается, что на сооружение одной статуи уходило от одного до четырех месяцев. Мобилизовать большое количество людей для создания моаи и доставки ее к платформе тоже не представляло труда. За услуги ''скульпторов'' и рабочих расплачивались едой, денег на Рапануи не было.
Но вот каменный идол вытесан. Статуи отделяли от скалы, частью которой она являлась, пользуясь при этом обычными камнями и терпеливо вырубая слой базальта. Потом статую поднимали при помощи рычагов и канатов, подкладывая под нее мелкие камни при каждом отрыве ее от земли. Никакими металлическими инструментами древние островитяне не пользовались.
В свете геологии и апектоники вполне вероятно, что статуи смещались по склону горы сами собой под действием микросейсмических движений почвы, за счет ее дрожания, пока не соскальзывали на уготованное для них место. Есть и другая версия: статуи по заранее приготовленному земляному желобу спускали вниз (отсюда и название вулкана Рано – Рараку – ''исполосованный траншеями''). Но и это лишь гипотезы и предположения. А сами островитяне, как и двести лет назад, в один голос утверждают, что статуи моаи двигались сами, с помощью волшебной силы ''мана''… А с базальтовых пьедесталов, как и много веков назад, добродушно косят коралловыми глазами фантастически таинственные статуи.