Порядок выдачи лицензии (условия, пакет необходимых документов).




 

Федеральная служба страхового надзора утвердила регламент лицензирования деятельности субъектов страхового дела, который является внутренним документом и определяет порядок работы ведомства по приемке заявлений на выдачу лицензий, проверке представленных документов, а также основные функции подразделений по этому вопросу.

Регламент содержит следующие основные положения в части лицензирования страховой деятельности:

- порядок регистрации поступивших от соискателей лицензий заявлений и документов;

- процедуру предварительной проверки представленных документов, в том числе параметры оценки соответствия документов перечню и формам, которые определены законодательством;

- порядок и условия направления уведомлений соискателям лицензий о приеме либо об отказе в приеме документов на рассмотрение;

- порядок проведения экспертизы документов, включая параметры оценки соответствия содержания документов требованиям законодательства;

- процедуру подготовки заключения, которое необходимо для принятия решения о выдаче лицензии;

- процедуру принятия решения о выдаче лицензии;

- правила оформления самой лицензии;

- порядок уведомления соискателей лицензии о принятом решении;

- порядок формирования информационной базы службы о результатах рассмотрения заявления.

Основные правила деятельности страхового надзора в этой части сводятся к следующему.

Первоначально заявления поступают в управление делами и в этот же день передаются в управление предварительного контроля, где их регистрируют в информационной базе службы. Эта база ведется с 1 июля 2005 г., и в ней отражается вся информация о ходе рассмотрения поступающих документов, в частности, указываются исходящий номер и дата заявления, входящий номер и дата поступления в службу, название компании, ее регистрационный номер, виды страхования, на право осуществления, которых заявитель просит выдать лицензию или лицензии.

Одновременно все заявления направляются в управление надзора для того, чтобы получить информацию о наличии либо об отсутствии на дату подачи заявления нарушений страхового законодательства у субъекта страхового дела, испрашивающего лицензию. Если на момент подачи заявления в его деятельности имеются признаки нарушения страхового законодательства, то компании отказывают в получении лицензии. Этот процесс занимает, как правило, несколько дней.

На этапе предварительной проверки документов происходит также оценка полноты и достоверности представленного лицензионного пакета, в который должны входить документы в соответствии с перечнем, определенным в Законе РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее Закон об организации страхового дела). Как известно, п. 2 ст. 32 этого законодательного акта предусматривает, что для получения лицензии в орган страхового надзора должны быть представлены следующие документы:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) учредительные документы соискателя лицензии;

3) документ о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица;

4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов и утверждении в должности единоличного исполнительного органа, руководителя или руководителей коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

5) сведения о составе акционеров (участников);

6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере (Для получения лицензии на право проведения страховой деятельности страховщик должен обладать оплаченным в денежной форме уставным капиталом в сумме не менее 2.0 млн. рублей - по видам страховой деятельности, 15.0 млн. рублей - по перестрахованию, если предметом деятельности является исключительно перестрахование[3]);

7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для них предусмотрен обязательный аудит;

8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе или руководителях коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) субъекта страхового дела;

9) сведения о страховом актуарии;

10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным этим Законом, с приложением образцов используемых документов;

11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

12) положение о формировании страховых резервов;

13) экономическое обоснование осуществления видов страхования:

Ø бизнес-план на первый год деятельности по установлен­ной форме;

Ø положение о порядке формирования и использования страховых резервов,

Ø план по перестрахованию (в произвольной форме), если максимальная ответственность по отдельному риску пре­вышает 10% собственных средств;

Ø бухгалтерский баланс с приложением отчета о финансо­вых результатах на последнюю отчетную дату;

Ø план размещения страховых резервов;

Если соискатель претендует на получение лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов страхования, то он обязан представить в орган страхового надзора заявление, правила, расчеты страховых тарифов с соответствующим обоснованием, положение о формировании страховых резервов и экономическое обоснование соответствующего вида страхования.

Страховщики, предметом деятельности которых является ис­ключительно перестрахование, представляют документы по ука­занному перечню за исключением: экономического обоснова­ния страховой деятельности; правил по видам страхования с прилагаемыми образцами договоров, страховых полисов; расчета размеров и структуры страховых тарифов, использованных при этом методик и исходных данных.[4]

После принятия решения о выдаче лицензии один экземп­ляр правил страхования и структуры с отметкой Государственного органа по надзору за страховой деятельностью (штамп этого органа с указанием номера лицензии и даты ее выдачи) возвра­щается страховой организации.

Организационно-правовые требования:

Можно выделить следующие организационно-правовые нормативные требования к созданию страховой организации:

1. Страховщиком может быть только юридическое лицо. «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оператив­ном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени при­обретать и осуществлять имущественные и личные неимущест­венные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Юридическое лицо считается созданным с момента его госу­дарственной регистрации. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекра­щается в момент завершения его ликвидации.

2. Страховая организация может быть учреждена в той или иной организационно-правовой форме. Это могут быть хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере, т.е. коммандитное товарищество) и хозяйственные общества (общества с ограниченной и дополни­тельной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа), государственные и муниципальные унитарные предприятия, общества взаимного страхования.

Однако при выборе организационно-правовой формы созда­ваемой страховой Организации учредители не могут не учиты­вать влияние этой формы на степень доверия к страховщику потенциальных страхователей, требования к минимально необ­ходимому размеру уставного капитала для различных видов страховой деятельности, а также количество учредителей и участников (акционеров).

3. Осуществлять страхование страховщик вправе лишь после получения лицензии на проведение страховой деятельности.

4. Страховая организация может создаваться только для осуществления страховой деятельности. «Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность».

Однако страховая компания вправе быть учредителем (уча­стником) других предприятий, фирм в той или иной организационно-правовой фирме, предметом деятельности, которых являются производственная, торгово-посредническая или банковская деятельность



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: