Взаимоотношения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ с Президентом РФ и формы данного взаимодействия.




Формы взаимодействия Президента РФ и органов государственной власти субъектов РФ: понятие; виды; правовое регулирование.

Одной из форм взаимодействия Президента и органов государственной власти субъектов РФ является система сдержек и противовесов.
Рассмотрим:

Взаимоотношения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ с Президентом РФ и формы данного взаимодействия.

1. Законодательные органы субъектов РФ имеют право обращения к Президенту РФ для возбуждения (осуществления) согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти субъекта РФ и федеральными органами власти (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).

Так Например, с предложением использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан к Президенту РФ обратились Президент и Председатель Государственного Совета Республики. Они предложили создать согласительную комиссию для выработки и принятия решений по вопросам взаимного согласования федерального законодательства и законов республики на предмет их соответствия Конституции РФ.

Так 6 октября 2000 г. утверждено Положение о согласительных процедурах по работе экспертов Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе и РТ по формированию общего правового пространства.

2.Также одной из форм является назначение Полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Должностное лицо, которое назначается Президентом России, представляет Президента в пределах федерального округа, обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства на территории округа (Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. (ред. 07.09.10) N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе").

Полпред является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента.

Например: 1. Северо-Западный округ Полпред: Николай Александрович Винниченко

2. Южный федеральный округ Полпред: Владимир Васильевич Устинов

3. Президент РФ вправе обращаться в законодательный орган субъекта РФ с представлением о приведении в соответствие с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами конституции (устава), закона субъекта РФ или иного нормативного правового акта законодательного органа субъекта РФ.

Президент РФ может активно включиться в законодательный процесс субъекта РФ, не дожидаясь решения соответствующего суда о признании противоречащими федеральному законодательству конституции (устава), закона субъекта РФ или иного нормативного правового акта законодательного органа субъекта РФ, либо отдельных положений указанных актов. Если Президент РФ сочтет их противоречащим федеральным конституционным законам и федеральным законам, он может внести представление в законодательный орган субъекта РФ.

Например: Таким правом Президент РФ воспользовался при устранении несоответствий федеральному законодательству Конституции Республики Башкортостан.

4. Участие Президента РФ в процессе привлечения к ответственности законодательного органа субъекта РФ, т.е. досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта РФ путем роспуска.

Данное полномочие предусмотрено в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

5. Взаимоотношения Президента РФ и законодательного органа субъекта РФ в процессе участия законодательного органа субъекта РФ в рассмотрении Государственной Думой РФ проектов федеральных законов по предметам совместного ведения.

Законодательный орган субъекта РФ представляет положительный или отрицательный отзыв по проектам федеральных законов по предметам совместного ведения, внесенным в Государственную Думу РФ. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Президент РФ, законодательные органы субъектов РФ наделены правом законодательной инициативы, имеют право оценки проекта федерального закона по предметам совместного ведения, внесенного Президентом РФ, - может представить как положительный, так и отрицательный отзыв. Также и Президент РФ может оценивать законодательную инициативу законодательного органа субъекта РФ при подписании федерального закона, принятого по инициативе последнего.

6. Взаимоотношения Президента РФ и законодательного органа субъекта РФ в процессе заключения договора о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В развитие положения, закрепленного ст. 11 Конституции РФ, ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает следующий порядок заключения договора о разграничении полномочий. Во-первых, заключение такого договора возможно только в случаях, когда это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий. Во-вторых, проект договора о разграничении полномочий между органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ высшим должностным лицом субъекта РФ представляется в законодательный орган субъекта РФ для одобрения.

7. Право Президента РФ на приостановление решения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) о роспуске законодательного органа субъекта РФ.

8. Участие законодательного органа субъекта РФ в назначении судей Конституционного Суда РФ.

Президенту РФ вносятся предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда (ФКЗ «О КС РФ») Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными органами субъектов Российской Федерации и др.

Таким образом, законодательные органы субъектов РФ могут предложить кандидатуру судей (судьи) Конституционного Суда РФ Президенту РФ.

9. Право обращения законодательных органов субъектов РФ в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента РФ.

Перечисленные выше формы взаимоотношений Президента РФ и законодательных органов субъектов РФ не являются исчерпывающими.

А теперь:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: