АРХИТЕКТУРА ПЕТЕРБУРГА XVIII – ХIХ ВЕКА
АРХИТЕКТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII в. «Петровское барокко»
ОСОБЕННОСТИ:
· Новый идеал города - рационально спланированный ансамбль, строгая регламентация плана застройки
· Преобладает гражданское зодчество
Изменяются типы сооружений (музей, адмиралтейство и др) вместо хором с фруктовым садом - дворцово-парковый комплекс; наряду с крестово-купольным - базиликальный храм
· Ограниченное строительство церквей, простота их архитектуры
· Приоритет - сооружению загородных резиденций (Петергоф, Екатерингоф, Аннингоф, Елизаветгоф, дворец Петра в Стрельне и др.)
· Архитектура часто следует европейским образцам
· Приглашают европейских мастеров, организуют пенсионерские поездки.
· в архитектуре обязательным становится чертёж и модель
· "образцовые" проекты
СТИЛЬ:
Особенности "русского барокко"
- свободно от экзальтации и мистицизма,
- частично использует древнерусские традиции.
- ясные и простые объёмные решения
- трактовка пластического декора - плоскостная, фасады членятся пилястрами и лопатками, не дающими контрастных теней
- декор: скульптура связывается с назначением зданий, аллегорична. Аллегорические композиции часто сопровождаются текстом.
- охотно используют высотные сооружения, увенчанные шпилями
- двуцветная штукатурка. Предпочитали активные красные, зелёные, синие тона. Разноообразие колеров делало многоцветным город в целом
- ризалиты
- окна с мелкой расстекловкой
- треугольные и лучковые фронтоны
-- окна и двери «с ушами»
- волюты, полукружия в завершении фасадов
- крыши криволинейных очертаний, с переломом.
АРХИТЕКТОРЫИ ОСНОВНЫЕ ПОСТРОЙКИ
|
Трезини: Петропавловский собор, Петровские ворота, Двенадцать коллегий и Синод (Университет) - закончены приучастии Земцова и Дж.Трезини, Летний дворец Петра I (совместно с А.Шлютером)
Д. М. Фонтанаи И. Г. Шедель. Большой (Меншиковский) дворец в Ораниенбауме, Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге.
Андреас Шлютер: Кикины палаты.
АРХИТЕКТУРА 1730Х-1740Х ГГ. «АННИНСКОЕ БАРОККО»
ОСОБЕННОСТИ:
· Временная (короткая) приостановка активного строительства в Петербурге после смерти Петра I.
· Основные достижения периода - в градостроительстве
· Расширение границ Петербурга в царствование Анны Иоановны. Комиссия о Санкт-Петербургском строении
· Приоритет русских архитекторов (в том числе петровских пенсионеров
СТИЛЬ
- Обращение к планировке русского храма XVII века.
- Обращение к древнерусским традиции при сохранении ряда элементов петровской (европейской) архитектуры
- Развитие барокко - в сторону большей декоративности.
- В целом, архитектура развивается по пути большей декоративности, что наиболее ясно выражено в дворцовых постройках, но они не сохранились
АРХИТЕКТОРЫИ ОСНОВНЫЕ ПОСТРОЙКИ:
М.И.Земцов. Церковь Симеония и Анны.
И.К.Коробов. Пантелеймоновская церковь. Шпиль Адмиралтейства
П.М.Еропкин - работы по планировке Петербурга.
АРХИТЕКТУРА СЕРЕДИНЫXVIII В.
(ЗРЕЛОЕ ИЛИ ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ ИЛИ РАСТРЕЛЛИЕВСКОЕ
Е - НАЧ. 1760х гг.)
ОСОБЕННОСТИ
· Градостроительное развитие города.
· Ведущая роль дворцов и особняков в архитектуре.
СТИЛЬ:
- «возобновленное пятиглавие»,
- ясность и чёткость заменяются динамическим и деструктивным пониманием формы,
|
- увлечение эмблематикой и аллегориями,
- в композициях фасадов используются выступы, уступы, элементы ордера - пилястры, полуколонны и даже колонны, приставленные к стене и создающие богатый рельеф,
- угловые спаренные колонны,
- широко применяется каменная и декоративная скульптура,
- интенсивная окраска зданий, позолота деталей,
- - в интерьерах - позолоченная резьба и живопись
- зеркала напротив окон
АРХИТЕКТОРЫИ ОСНОВНЫЕ ПОСТРОЙКИ:
Франческо Бартоломео Растрелли: Дворец Воронцова (Суворовское училище), Большой дворец и другие постройки в Петергофе, ансамбль Смольного монастыря, Дворец Строгановых, Большой дворец и другие постройки в Царском Селе, Зимний дворец.
С.И. Чевакинский: дом И.И.Шувалова, Никольский Морской собор
АРХИТЕКТУРА КЛАССИЦИЗМА /1760-е - 1830-е гг./
РАННИЙ КЛАССИЦИЗМ (1760е -1770-е гг)
ОСОБЕННОСТИ И СТИЛЬ
· Сохранения элементов декоративизма барокко в рамках классицизма
· Переходный стиль
· - влияние барокко: пластическое богатство, динамика форм, но и:
· - чёткое планировочное решение, геометризм форм
· - основа архитектурно языка - ордер.
АРХИТЕКТОРЫИ ОСНОВНЫЕ ПОСТРОЙКИ:
А. Ринальди: Мраморный дворец, Катальная горка. дворец Петра II и Китайский дворец в Ораниенбауме, Князь-Владимирский собор (при участии Старова)
А.Ф. Кокоринов. Академия Художеств (в соавторстве с Деламотом)
Жан-Батист Мишель Валлен-Деламот: Академия Художеств (в соавторстве с Кокориновым), Гостиный двор, Малый Эрмитаж (в соавторстве с Фельтеном)
Юрий Матвеевич Фельтен: ограда Летнего сада, (Лютеранская) церковь Святой Екатерины на Васильевском острове, Лютеранская церковь Святой Анны, Армянская церковь Святой Екатерины, Чесменская церковь и Чесменский дворец.