Занятие
Тема: «Эмоциональная память». Цель: обучить основным способам работы над собой при развитии эмоциональной памяти. Задачи: 1) Освоить понятие «Эмоциональная память». Ознакомить с органами пяти чувств и их связью с элементом «Эмоциональная память». 2) Приобрести навыки по развитию эмоциональной памяти. Развивать эмоционально-волевой сферы личности. 3) Воспитывать наблюдательность и внимание к окружающему миру, навыки коллективной работы. |
Ход занятия
I. Организационный момент.
Упражнение - приветствие «Доскажи словечко».
Я вас приветствую, друзья.
Грустить сегодня нам нельзя!
- Меня приветствуйте в ответ,
Скажите громко все: (дети отвечают) Привет!
- Учиться нам, друзья, не лень!
Вы говорите: (дети отвечают) Добрый день!
II. Изложение нового материала.
- Вспомните, пожалуйста, какие эмоции каждый из вас переживал на прошлой неделе, а также какие события вызвали данные эмоции. Расскажите об этом или покажите, что это за эмоции. (Д ети показывают свои эмоции, а потом рассказывают об этом). Мы только что вспоминали свои прошлые эмоции, переживания. А помогла нам вновь пережить эти воспоминания эмоциональная память. Именно об этом мы и будем говорить на сегодняшнем занятии. Тема нашего занятия – «Эмоциональная память». Это память, которая отвечает за наши эмоции и переживания. Тема эта очень обширная, поэтому изучать ее мы начнем с памяти пяти органов чувств. Пять органов чувств - это зрение, вкус, слух, обоняние и осязание. Все они находятся в тесной взаимосвязи. Ведь сначала создаются зрительные представления, а потом, через эти зрительные представления, возбуждаются и другие внутренние органы. Когда говорят, вспомните вкус дыни, мы сначала видим спелую дыню, а потом уже ощущаем их вкус. У одних легче развивается память зрительная, у других - слуховая, у третьих двигательная, а четвёртых - в равной степени всех органов чувств. Легче всего воздействовать на наши чувства через глаз, а также через ухо, так как слух тоже очень чуток.
|
- Ребята, как вы думаете, для чего нужны ощущения пяти органов чувств при сценическом творчестве? Они необходимы для возбуждения эмоциональной памяти. Кроме того, они нужны актёру при общении с бутафорскими предметами, чтобы при помощи их вызывать нужные ощущения, а вслед за ними и чувства. Ведь по ходу действия той или иной пьесы актёру часто приходится и есть, и пить, а ему подают бутафорские кушанья. Актёр ест, восхищается и хвалит. А как же он будет это делать, если не сумеет вызвать в своей памяти вкусовые ощущения этого блюда? А запах? На сцене от декорации пахнет краской и клеем, а актёру по ходу пьесы надо говорить, например, что чудесно пахнет цветами, уютная спальня с приятным запахом и т.д. И тут важны ощущения, чтобы сыграть правдиво. Ну, что же, а теперь мы переходим к практической части нашего урока.
III. Практическая часть.
Упражнения (на повторные ощущения)
1. На зрительные повторные ощущения. Представить себе: дом, в котором вы живете, гроздь винограда, звёздное небо, бабочку, дождливый день.
2. На слуховые повторные ощущения. Послушать: вой ветра, за окном; капель с крыши при таянии снега; лай собак; пение соловья.
3. На повторные ощущения обоняния. Понюхать: пахнет сиренью, сосной, дынями, кислыми щами.
|
4. На вкусовые повторные ощущения. Представьте, что у вас во рту: шоколад, лимон, малина, мороженое.
5. На осязательные повторные ощущения. Представьте себе, что вы: берете в руку снежный комок; опускаете руку в горячую (холодную) воду; пьете горячий чай и обжигаетесь; надеваете на обнаженное тело шерстяную кофту.
Упражнения /на постепенное расширение зрительного представления.
1. "Кошка", - добавляется слово "черная", затем "большая".
2. "Скатерть" - "бархатная", с «кистями».
Упражнение /на комплекс повторных ощущений.
1. Вспомнить сегодняшний завтрак. Учащимся предлагается мысленно проснуться утром, пройти на кухню. Выяснить, что увидели, войдя туда, какие запахи уловили, что осязали, беря в руки те или иные продукты, какой вкус ощутили, пробуя еду. (На подготовку дается 5 мин.).
IV. Рефлексия. Вопросы для обсуждения:
- С каким видом памяти мы сегодня познакомились?
- Что же лучше запоминается — приятное или неприятное?
- Что такое память пяти органов чувств?
- Какие органы чувств вы знаете?
- Для чего нужны ощущения пяти органов чувств при сценическом творчестве?
V. Домашнее задание.
Выполнить предложенные упражнения (даны ниже).