Основу системы административно-процессуального права составляют две большие группы норм, различающиеся между собой по конкретному содержанию регулируемых ими общественных отношений. Особенность первой группы норм заключается в том, что она регулирует вопросы общего свойства, магистрального характера, которые могут быть распространены на самые различные группы отношений. Сюда относятся, например, административно-процессуальные нормы, определяющие цели и задачи процессуальной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также некоторых других правомочных субъектов, нормы, регулирующие принципы процессуальной деятельности, т.е. составляющих ее производств в целом, основы правового положения ее участников и другие.
Административно-процессуальные нормы, выполняющие функции такого широкого плана, по сути дела играют в системе административно-процессуального права такую же роль, что и подобного назначения нормы, относящиеся к другим отраслям: они составляют Общую часть административно-процессуального права.
К ним относятся нормы:
а) закрепляющие принципы советского государственного управления, а также управления общественного;
б) определяющие правовое положение граждан в сфере управления;
в) регулирующие порядок организации и функционирования органов управления;
г) регулирующие порядок организации предприятий и учреждений;
д) регулирующие службу в органах управления;
е) определяющие правовое положение общественных организаций в сфере управления;
ж) регулирующие порядок издания актов управления;
з) регулирующие применение мер убеждения и принуждения в сфере управления;
и) регулирующие контроль исполнения в управлении;
к) обеспечивающие соблюдение принципа законности в управлении.
Другая большая группа административно-процессуальных норм регулирует более узкие, обособленные группы общественных отношений, возникающих главным образом в ходе осуществления того или иного вида административного производства. Эти нормы в своей совокупности составляют Особенную часть административно-процессуального права.
Таким образом, система российского административно-процессуального права может быть представлена в следующем виде:
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
I. Административно-процессуальные нормы, регулирующие статус участников административного процесса.
1) Нормы, регулирующие статус индивидуальных участников административного процесса:
1.1. граждан Российской Федерации;
1.2. иностранных граждан и лиц без гражданства;
2) Нормы, регулирующие статус коллективных субъектов административного процесса:
2.1. федеральных органов исполнительной власти:
- Правительства Российской Федерации и подразделений его аппарата;
- федеральных министерств и подразделений их центральных аппаратов, местных территориальных органов;
— иных федеральных органов исполнительной власти, подразделений их центральных аппаратов, местных территориальных органов;
— полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
2.2. нормы, регулирующие статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации);
— иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
3) Нормы, регулирующие статус государственных служащих:
— федеральных государственных служащих;
— государственных служащих субъектов Российской Федерации;
— муниципальных служащих.
4) Нормы, регулирующие статус исполнительных органов местного самоуправления.
5) Нормы, регулирующие статус предприятий и учреждений различных форм собственности, их внутренних подразделений.
6) Нормы, регулирующие статус общественных объединений:
— политических общественных объединений;
— неполитических общественных объединений.
П. Административно-процессуальные нормы, регулирующие порядок производства по индивидуально-конкретным делам в сфере государственного управления.
1) Нормы, регулирующие положение лиц, участвующих в производстве по индивидуально-конкретному делу.
2) Нормы, регулирующие принципы административного процесса.
3) Нормы, регулирующие общий порядок рассмотрения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления.
4) Нормы, регулирующие порядок вынесения решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.
5) Нормы, регулирующие порядок исполнения решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.
6) Нормы, регулирующие порядок обжалования решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.
7) Нормы, регулирующие порядок опротестования решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.
8) Нормы, регулирующие порядок пересмотра и отмены решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.
Ш. Административно-процессуальные нормы, регулирующие контрольно-надзорную деятельность в целях обеспечения законности при рассмотрении индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти.
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
1) Нормы, регулирующие производство по принятию нормативных актов государственного управления.
2) Нормы, регулирующие производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления.
3) Нормы, регулирующие производство по административно-правовым жалобам и спорам.
4) Нормы, регулирующие производство по делам о поощрениях.
5) Нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях.
6) Нормы, регулирующие производство по дисциплинарным делам.
7) Нормы, регулирующие лицензионное производство.
8) Нормы, регулирующие регистрационное производство.
9) Нормы, регулирующие исполнительное производство.