Система административно-процессуального права




Основу системы административно-процессуального права составляют две большие группы норм, различающиеся между собой по конкретному содержанию регулируемых ими общественных отношений. Особенность первой группы норм заключается в том, что она регулирует вопросы общего свойства, магистрального характера, которые могут быть распространены на самые различные группы отношений. Сюда относятся, например, административно-процессуальные нормы, определяющие цели и задачи процессуальной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также некоторых других правомочных субъектов, нормы, регулирующие принципы процессуальной деятельности, т.е. составляющих ее производств в целом, основы правового положения ее участников и другие.

Административно-процессуальные нормы, выполняющие функции такого широкого плана, по сути дела играют в системе административно-процессуального права такую же роль, что и подобного назначения нормы, относящиеся к другим отраслям: они составляют Общую часть административно-процессуального права.

К ним относятся нормы:

а) закрепляющие принципы советского государственного управления, а также управления общественного;

б) определяющие правовое положение граждан в сфере управления;

в) регулирующие порядок организации и функционирования органов управления;

г) регулирующие порядок организации предприятий и учреждений;

д) регулирующие службу в органах управления;

е) определяющие правовое положение общественных организаций в сфере управления;

ж) регулирующие порядок издания актов управления;

з) регулирующие применение мер убеждения и принуждения в сфере управления;

и) регулирующие контроль исполнения в управлении;

к) обеспечивающие соблюдение принципа законности в управлении.

Другая большая группа административно-процессуальных норм регулирует более узкие, обособленные группы общественных отношений, возникающих главным образом в ходе осуществления того или иного вида административного производства. Эти нормы в своей совокупности составляют Особенную часть административно-процессуального права.

Таким образом, система российского административно-процессуального права может быть представлена в следующем виде:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

I. Административно-процессуальные нормы, регулирующие статус участников административного процесса.

1) Нормы, регулирующие статус индивидуальных участников административного процесса:

1.1. граждан Российской Федерации;

1.2. иностранных граждан и лиц без гражданства;

2) Нормы, регулирующие статус коллективных субъектов административного процесса:

2.1. федеральных органов исполнительной власти:

- Правительства Российской Федерации и подразделений его аппарата;

- федеральных министерств и подразделений их центральных аппаратов, местных территориальных органов;

— иных федеральных органов исполнительной власти, подразделений их центральных аппаратов, местных территориальных органов;

— полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;

2.2. нормы, регулирующие статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации);

— иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

3) Нормы, регулирующие статус государственных служащих:

— федеральных государственных служащих;

— государственных служащих субъектов Российской Федерации;

— муниципальных служащих.

4) Нормы, регулирующие статус исполнительных органов местного самоуправления.

5) Нормы, регулирующие статус предприятий и учреждений различных форм собственности, их внутренних подразделений.

6) Нормы, регулирующие статус общественных объединений:

— политических общественных объединений;

— неполитических общественных объединений.

П. Административно-процессуальные нормы, регулирующие порядок производства по индивидуально-конкретным делам в сфере государственного управления.

1) Нормы, регулирующие положение лиц, участвующих в производстве по индивидуально-конкретному делу.

2) Нормы, регулирующие принципы административного процесса.

3) Нормы, регулирующие общий порядок рассмотрения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления.

4) Нормы, регулирующие порядок вынесения решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.

5) Нормы, регулирующие порядок исполнения решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.

6) Нормы, регулирующие порядок обжалования решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.

7) Нормы, регулирующие порядок опротестования решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.

8) Нормы, регулирующие порядок пересмотра и отмены решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.

Ш. Административно-процессуальные нормы, регулирующие контрольно-надзорную деятельность в целях обеспечения законности при рассмотрении индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

1) Нормы, регулирующие производство по принятию нормативных актов государственного управления.

2) Нормы, регулирующие производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления.

3) Нормы, регулирующие производство по административно-правовым жалобам и спорам.

4) Нормы, регулирующие производство по делам о поощрениях.

5) Нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях.

6) Нормы, регулирующие производство по дисциплинарным делам.

7) Нормы, регулирующие лицензионное производство.

8) Нормы, регулирующие регистрационное производство.

9) Нормы, регулирующие исполнительное производство.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: