ГЛАВА II. Текущее место НИС в МЭО




2.1 Современное положение НИС Юго-Восточной Азии на примере
Южной Кореи

 

Выше было показано, что по особенностям ведения экономической политики – в том числе внешнеторговой – новые индустриальные страны подразделяются на две группы: азиатскую и латиноамериканскую. Следуя этому принципу, удобно рассмотреть и сложившуюся в наши дни ситуацию отдельно для каждого из регионов.

Вместе с тем, более рациональным подходом был бы анализ не столько всех стран группы, сколько отдельных – наиболее наглядных представителей.

Так, одной из наиболее интересных стран азиатского блока выступает Южная Корея. Достаточно полно отражая специфику региона, она имеет и ряд черт, вырисовывающих возможные перспективы дальнейшего развития новых индустриальных стран.

Перейдём к рассмотрению особенностей внешней торговли Южной Кореи с позиций географической структуры импорта и экспорта[5]. Чтобы проследить динамику, проанализируем данные по двум годам: 2002 и 2006.

Импорт. В 2002-ом году значительная часть иностранного продукта ввозилась из Японии и Соединённых Штатов Америки - 19,63% и 15,19% соответственно (диаграмма №1). Тот факт, что в сумме эти доли дают порядка одной трети импорта, подтверждает исторически сложившуюся значимость этих стран для корейской экономики. Немалое значение для внешней торговли Южной Кореи имел и Китай – в 2002-ом году он обеспечил 11,44% импорта. Такие цифры обусловлены, главным образом, крупными поставками из КНР готовой продукции – в основном, одежды – пользующейся особенно широким спросом на дешёвых рынках[6].

Отдельное место в импорте Корейской Республики занимает Саудовская Аравия (4,96% импорта в 2002-ом году), выступающая её главным поставщиком нефти – жизненно важного топлива для поддержания всей корейской машины в движении. Ввиду сильной ограниченности собственных топливно-энергетических ресурсов, зависимость Южной Кореи от ситуации на мировом сырьевом рынке весьма велика: изменения цен и политики экспортеров могут иметь значительный эффект на экономику данной страны.

Австралия, ведущая активную торговлю с азиатскими соседями, экспортирует в Корею уголь, золото, пшеницу, а также морепродукты, что в сумме даёт 3,93% корейского импорта[7].

Порядка тридцатой части (3,10%) импортируемого продукта производится в Индонезии, отправляющей в Корею пальмовое масло, каучук, чай, кофе, хину, табак, гвоздику и перец, а также немелованные виды бумаги и картона[8].

Меньшее, чем Саудовская Аравия, но, всё же, немалое (2,77%) значение для внешней торговли Кореи имеют Объединённые Арабские Эмираты, экспортирующие углеводороды.

Важный вклад в развитие корейской экономики делают и торговые отношения с Малайзией – 2,66% всего импорта. Основными статьями импорта являются каучук, олово, нефть, некоторая продукция лёгкой промышленности[9].

Венчает десятку важнейших торговых партнёров Кореи город-государство Сингапур, экспортирующий в Корею электронику, оборудование, продукцию биохимической промышленности – всего около 2,25% импорта.

За четыре года в географической структуре внешней торговли Южной Кореи произошёл ряд немаловажных сдвигов (диаграмма №2). Самый яркий и значительный из них – смещение пропорций в сторону КНР: её доля в импорте возросла на 4,25%, достигнув значения в 15,69%. Такие перемены обусловлены укреплением Китая, в первую очередь, на азиатских рынках – его способностью предоставлять сравнительно качественный продукт за малые деньги и в большом объёме. Причина этого, как уже отмечалось выше, в дешёвой рабочей силе – черте, несвойственной развитым экономикам, к каким относится Корея. Для последней же развитие торговых отношений с Поднебесной выгодно ещё и тем, что она получает возможность концентрировать больше мощностей в интересующих её отраслях, создавая высокотехнологичный продукт, а не сосредотачиваясь на лёгкой промышленности.

Естественным последствием этого явились ослабления торговых связей с Японией (её значение упало на 2,85%) и, особенно, с США (доля их товаров в импорте уменьшилась на 4,27% – подробнее это будет рассмотрено несколько ниже).

Другим знаменательным событием на фронте ввозимых товаров явился рост значения стран-экспортёров нефти – Саудовской Аравии (на 1,68%) и Объединённых Арабских Эмиратов (на 1,41%). Увеличение энергоёмкости корейской промышленности усиливало потребность страны в минеральных энергоресурсах, чем и объясняется повышение активности торговли со странами, специализирующимися на их экспорте.

Экспорт. Как и в случае с импортом, ключевыми субъектами внешнеторговых южнокорейских отношений являются США, Япония и Китай (диаграмма №3). Значительная доля США (в 2002-ом году туда было направлено 20,28% корейского экспорта) достигалась за счёт сбыта полупроводников, электроники и, главным образом, автомобилей. Однако рост конкурентоспособности корейской продукции привёл к введению США различных квот и иных ограничений на ввоз корейских товаров, что, впоследствии, даже обернулось объявлением Южной Корее эмбарго со стороны Америки по некоторым видам продуктов в 2006-ом году – ввиду угрозы со стороны КНДР[10]. Результатом такой политики стало падение доли США в корейском экспорте до 13,31% (диаграмма №4).

Несколько иначе выглядят торговые отношения со страной восходящего солнца. На рубеже веков такие влиятельные азиатские страны как Китай, Япония и Южная Корея проявили особую заинтересованность в развитии торговых отношений внутри региона. Ряд конференций – ключевой из которых явилось собрание стран АСЕАН в Пномпене в 2002-ом году – позволил не только наметить долгосрочные перспективы интеграции (вплоть до 2010-ого года), но и оживить торговлю в короткие сроки[11]. Во многом благодаря этому, роль Японии во внешней торговле Кореи не испытала значительного сокращения, составив 8,15% в 2006-ом году.

Значительный объём экспортируемой Кореей продукции в 2002-ом году приходился на КНР – туда направлялось 14,62% вывозимых товаров. Экспортируемая в Китай продукция представлена, в основном, высокотехнологичными товарами – прежде всего, относящимися к сфере информационных технологий и представляющими для Китая большое стратегическое значение[12]. Развитие корейской технологии позволило расширить производство существующих и организовать выпуск новых видов передовой продукции – тем самым, удовлетворяя растущие запросы КНР. Наряду с этим, Китай становился более привлекательным для иностранных инвестиций, что также позволило ему достичь более тесных экономических взаимоотношений с Кореей. Результатом ориентации на китайский рынок явилось увеличение его составляющей в экспорте Кореи до 21,34%.

Четвёртое место по объёмам импорта из Кореи занимает Гонконг (6,24% в 2002-ом году), закупающий разного рода оборудование, машины, прочую технику[13]. Под влиянием Китая доля Гонконга несколько уменьшилась (до 5,83% в 2006-ом году) – наряду с почти двукратным её увеличением в абсолютных величинах.

На почве развития высоких технологий укрепились и торговые отношения с Германией: за четыре года её доля в экспорте расширилась на 0,45%, составив 3,09%. Такой подъём был достигнут, в основном, благодаря росту популярности продукции корейского машиностроения на европейских рынках.

Экспорт в Великобританию представлен корейской электроникой, продукцией текстильной промышленности. За четыре года доля Великобритании среди направлений корейского вывоза уменьшилась 2,62% до 1,73%.

На иных началах строятся торговые взаимоотношения с Сингапуром – ключевым мировым торговым центром, помимо этого специализирующимся на радиоэлектронике. С одной стороны, это делает его в глазах Кореи эффективным рынком сбыта полупроводников, с другой – создаёт дополнительную возможность экспорта широкого спектра товаров других категорий. С 2002-ого по 2006-ой год значение Сингапура в сбыте корейских товаров поднялось с 2,60% до 2,92%.

В отношении стран тихоокеанского региона экспорт имеет довольно схожую направленность, характеризуясь поставками различных машин и оборудования, масел и смазок, разнообразных полуфабрикатов. Ввиду нынешней ориентации Кореи на рынки развитых стран, а также вследствие ценовой политики, обусловленной усилившейся конкуренцией со стороны КНР, доля стран данного региона в географической структуре экспорта имеет тенденцию к снижению. Так, доля Малайзии снизилась с 1,98% до 1,61%, значение Индонезии уменьшилось с 1,94% до 1,50%, а вес Филиппин упал с 1,82% до 1,21%.

Таким образом, можно сделать вывод, что Южная Корея не только активно участвует в региональных интеграционных процессах, но и всё больше стремится развивать экономические отношения со странами Триады, позиционируя себя как развитая страна.

Наряду с географической структурой торговли, не меньший интерес представляет и отраслевая структура (диаграммы №5, №6, №7, №8).

Импорт. Нулевая категория номенклатуры – продовольственные товары и живые животные – играет в экономике Кореи немалую роль, несмотря на сравнительно небольшое значение в масштабах всего импорта (5,04% в 2002-ом году). Сельское хозяйство всегда было слабой стороной Южной Кореи: производство оборачивалось высокими издержками, в свете чего всё большее предпочтение отдавалось импорту продовольствия (преимущественно, пшеницы). С одной стороны, это было весьма выгодно, с другой – ставило экономику Кореи в серьёзную зависимость от внешнеэкономической ситуации. Опасаясь негативных последствий, правительство Кореи ввело программу[14] поддержки национальных фермерских хозяйств, сопровождавшуюся ограничением импорта – к 2006-ому году доля продовольствия снизилась до 3,69%.

Торговлей напитками и табачными изделиями Корея не занимается.

В рассматриваемом периоде несколько увеличилась доля непродовольственного сырья (кроме топлива): с 6,07% до 6,38%. Вызвано это, с одной стороны, тем, что расширяющееся корейское производство нуждалось в большем объёме исходного сырья для создания большего количества обработанной продукции. Вместе с тем, его доля возросла не столь значительно – ввиду внедрения новых, более экономичных технологий производства.

Однако гораздо более важную роль в экономике Южной Кореи играет минеральное топливо: отдавая предпочтение нефти, для некоторых видов производства она импортирует газ и коксующийся уголь (в частности, для производства стали в Поханге). Хотя введение новых технологий позволяет снизить потребность в сырье, энергоёмкость развивающегося производства продолжает стремительно расти. Так за четыре года отношение минерального топлива, смазок и подобных им материалов ко всей импортируемой продукции поднялось с 21,47% до 28,14%, увеличившись в абсолютных величинах более чем в 2,5 раза.

Наряду с этим, в импорте уменьшилась составляющая химических продуктов: с 9,37% в 2002-ом году до 8,95% в 2006-ом году. Это вызвано развитием собственной химической промышленности, о которой речь пойдёт ниже.

С другой стороны, расширился ввоз обработанных изделий, классифицированных по материалам (12,74% в начале периода и 13,73% по его окончании). Произошло это ввиду укрупнения в Корее индустриальных секторов экономики, повышения как объёмов выпуска, так и степени его диверсификации. Оба этих фактора спровоцировали увеличение импорта обработанных материалов как в количественном, так и в качественном отношении.

Однако наиболее распространённым видом импортируемых товаров являются машины, оборудование и транспортные средства. Высокий интерес Кореи к такого рода продукции обусловлен стимулированием собственных НИОКР, что сопряжено с потребностью в новейшей технической базе, на основе которой стала бы возможной предельно эффективная реализация собственного научного потенциала. В то же время, иностранные машины использовались там, где нельзя было воспользоваться собственными агрегатами по причине недостаточной развитости национального машиностроения. Тем не менее, за четыре года ситуация значительно изменилась. Научные исследования и опытно-конструкторские разработки дали должный эффект: отечественная техника стала более конкурентоспособной, что ослабило зависимость Кореи от её импорта. Практически это отразилось на сокращении доли машин в спектре импортируемых товаров: с 35,28% до 30,09%.

Интересно, также, заметить, что в этой категории импорта крайне невелика доля автомобилей: в 2005-ом году только 2,5% – 3% использовавшихся в Южной Корее механических транспортных средств были ввезены из-за границы. В основном это автомобили представительского класса таких марок как BMW, Lexus и Mercedes-Benz, а также спортивные купе Ferrari и Maserati (обе марки входят в состав итальянской FIAT group). Такая направленность обусловлена тем, что продукция, представленная корейскими автопроизводителями в указанных классах, весьма неконкурентоспособна даже на внутреннем рынке. Ввиду же малых объёмов импорта, почти весь ввоз осуществляется посредством единой организации KAIDA (Korea Automobile Importers & Distributors Association / Корейская ассоциация импортёров и поставщиков автомобилей). Снижение запретительных ограничений на импорт в 90-ых годах послужило толчком к его первоначальному увеличению. Однако, под влиянием KAMA (Korea Automobile Manufacturers Association / Корейская ассоциация автомобильных производителей), в состав которой входит и весьма значительный чеболь[15] Hyundai, в XXI-ом веке были вновь введены чрезвычайно высокие пошлины, в результате чего открытость корейских автомобильных рынков для иностранных компаний стала носить исключительно символических характер[16].

Различные обработанные (готовые) изделия, к которым относится и разного рода контрольно-измерительная аппаратура, также представляют для корейской экономики немалый интерес, позволяя обеспечить высокую эффективность исследований и точность измерительных работ. В 2002-ом году их доля в импорте составила 8,84%, в 2006-ом – 8,66% (вызвано увеличением других категорий).

Уменьшение группы товаров и сделок, не включенных в соответствующие разделы СМТК (их доля сократилась с 1,18% до 0,37%), вызвано смещением структурным смещением импорта в сторону отмеченных выше товарных групп.

Экспорт. Экспорт продовольственных товаров и живых животных представлен, главным образом, куриным и утиным мясом[17]. Как уже отмечалось выше, географические особенности изначально не благоприятствовали специализации Южной Кореи в аграрном секторе, вследствие чего её сельскохозяйственная деятельность всегда была направлена, в основном, на внутренние нужды. В 2002-ом доля продовольствия в экспорте составила 1,30%, а к 2006-ому году это значение сократилось до 0,77% – частично и из-за периодических эпидемий птичьего гриппа.

Категория «Напитки и табак» в экспорте Южной Кореи не представлена.

Невелико значение на мировых рынках и корейской продукции категории «Сырье непродовольственное (кроме топлива)». Вызвано это скромными объёмами собственных запасов, контрастирующими с удобством импорта недостающих компонент. За четырёхлетний период удельный стоимостной вес этой составляющей вывоза малозначительно возрос 1,01 до 1,08%.

Иначе выглядит ситуация с экспортом минерального топлива, смазок и подобных им материалов. То обстоятельство, что Южная Корея не богата собственными минеральными ресурсами, однако, не мешает ей заниматься их высококачественной обработкой. Крупнейшим из таких предприятий является LG-Caltex Oil[18], ежедневно перерабатывающая свыше 650 тысяч баррелей нефти в масла и схожие продукты. Ежегодное увеличение объёмов производства и рост качества продукта (равно как и его цены), привели к расширению доли товаров этой категории в экспорте Южной Кореи с 4,04% до 6,84%.

Не менее успешно корейская промышленность проявила себя и в химической отрасли. Весьма крупным предприятием этой сферы является
LG chem[19], являющаяся мировым производителем окон из ПВХ (поливинилхлорид), а также различных синтетических материалов, в том числе высокотехнологичных. В период с 2002-ого по 2006-ой год стоимостное отношение товаров этой группы ко всему экспорту поднялось 8,49% до 10,40%.

Важную роль в товарной структуре экспорта Южной Кореи играют обработанные изделия, классифицированные по материалам. Сталелитейный завод Pohang steel («Поханг сталь») является крупнейшим в мире металлургическим предприятием: передовые технологии обеспечивают высокие качество и объёмы проката практически без участия человека. Помимо этого, Корея имеет налаженное производство хлопчатобумажных тканей – порядка полумиллиарда квадратных метров в год[20]. Не последнюю роль в этой товарной категории играет производство бумаги. В 2002-ом году доля товаров данной группы составила 16,65%, в 2006-ом – 15,22%.

Наконец, наибольший вклад в создание образа Южной Кореи на мировой торговой арене внесла продукция машиностроения, составляющая более половины экспорта.

Ключевой отраслью, на которой Корея уже не одно десятилетие делает особый акцент, является автомобилестроение. В Корее оно испытало четыре этапа развития: от сборки автомобилей полностью из иностранных комплектующих в 60-ых годах (к тому же не отличавшейся высоким качеством) до реструктуризации производства в пользу собственных технологий и конструкторских решений в конце 90-ых[21]. В настоящее время в Корее выделяется пять автопроизводителей: Hyundai Motors, KIA Motors, Ssang Yong, Daewoo и Samsung Motors. Многие из них налаживают сотрудничество с зарубежными партнёрами (Daewoo с GM, Samsung с Renault). Сознавая высокую конкуренцию со стороны автомобильных концернов Триады, корейские производители ориентировались на создание качественных и недорогих автомобилей эконом-класса (Hyundai Getz, KIA Rio, Daewoo Matiz). Такая политика в 2003-ем – 2005-ом годах обеспечила в Европе рост продаж Hyundai на 77%, KIA – на 19% (во многом благодаря новым моделям внедорожников)[22]. Помимо этого, Hyundai к 2010-ому году планирует наладить производство автомобилей с гибридным двигателем[23] (сочетание бензинового с электрическим). С одной стороны, утверждение в высокотехнологичном классе позволит улучшить имидж марки на мировом рынке, с другой – является необходимым приспособлением ввиду современной экологической политики, накладывающей всё большие ограничения на автомобильную промышленность.

Другой неотъемлемой составляющей корейского машиностроения является судостроение. Как и автомобильная отрасль, оно носило весьма примитивный характер в 60-ые годы, однако, под влиянием расширившихся в 70-ых – 80-ых годах НИОКР испытало перерождение и теперь занимает 1-ое место в мире. Во многом такие высокие результаты были достигнуты благодаря деятельности таких координационно-аналитических органов как KSA (Korea Shipbuilders’ Association / Корейская ассоциация судостроителей),
KSRA (Korea Shipbuilding Research Association / Корейская ассоциация по исследованиям в области судостроения) и KRISOE (Korea Research Institute of Ships and Ocean Engineering / Корейский исследовательский институт по судам и океанскому инжинирингу)[24]. В настоящее время отрасль представлена девятью фирмами, крупнейшими из которых являются HHI (Hyundai Heavy Industries – мировой лидер), DSME (Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering) и SHI (Samsung Heavy Industries) – в сумме они дают более 70% всех производимых в Корее судов[25]. В связи с усиливающейся конкуренцией со стороны Китая, корейские судостроители вынуждены всё большее внимание сосредотачивать на диверсификации типов судов и разрабатывать более совершенные технологии их производства.

Третий элемент машиностроительной индустрии – электроника. Южная Корея стабильно занимает одни из первых мест по экспорту полупроводников, бытовой техники, электроники, оборудования для офиса. Крупнейшими игроками на этом рынке являются концерны Samsung и LG. Столь выгодное положение на рынке им удалось занять благодаря своевременному притоку иностранных инвестиций в конце 90-ых годов – преимущественно из Европы и США[26]. По данным корейской культурно-информационной службы[27], экспорт электроники из Южной Кореи в 2005-ом году превысил 100 млрд. долларов США[28].

Таким образом, в 2002-ом году доля экспорта продукции машиностроения составила 61,44%, а к 2006-ом году несколько сократилась, понизившись до 56,70%. Такое смещение обусловлено желанием правительства Кореи поддерживать сбалансированное развитие и других отраслей экономики, а также вызвано влиянием Китая, конкуренция со стороны которого обусловила стратегическое снижение цен на некоторые виды товаров.

Интересно также пронаблюдать изменение ситуации в категории разных обработанных (готовых) изделий. Использование иностранных достижений позволило создать на их основе собственные разработки в сфере точного производства: доля экспорта товаров такого рода увеличилась с 6,46% до 8,70%. Обращаясь к импорту, несколько уменьшившемуся за тот же период, можно судить не только об уменьшении зависимости Кореи от ввоза продукции данного вида, но и о значительном укреплении её позиций на соответствующих мировых рынках.

Доля товаров и сделок, не включенных в соответствующие разделы СМТК, как и в товарной структуре ввоза, уменьшилась, составив на конец периода 0,29% против 0,60% в его начале.

Всё вышеизложенное подтверждает сделанные ранее выводы о том, что в экспорте Кореи – как и других новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии – преобладает продукция наукоёмких отраслей обрабатывающей промышленности (в первую очередь, машиностроения). В то время как в структуре импорта отмечается немалая доля энергоносителей и продовольственных товаров – наряду с современным оборудованием, необходимым для целенаправленного ведения собственных НИОКР.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: