Охрана труда в общеобразовательной организации.
Ст. 217 ТК РФ обязывает работодателя иметь в составе своей организации хотя бы одного специалиста, который будет заниматься охраной труда. Это требование распространяется и на учебные заведения.
Если численность сотрудников заведения превышает 50, создается служба ОТ, если не превышает – эту работу должен выполнять специалист или же сам работодатель.
Охрана труда в школе регламентируется теми же законами и порядками, что и на других предприятиях. Чтобы организовать работу службы охраны труда в школе, нужно:
· Создать саму службу в лице специально назначенного работника или отдельного подразделения. Для запуска отдельной службы нужно рассчитать ее структуру и численность. Для этого, согласно ст. 217 ТК РФ, можно использовать утвержденные 08.02.2000 г. Постановлением №14 рекомендации. Затем издается соответствующий приказ.
· Составить положение о службе ОТ, утвердить должностные инструкции ее сотрудников, изменить штатное расписание.
Задачи службы охраны труда в школе:
· Контролировать выполнение работниками требований ОТ. Обратите внимание: инженер по ОТ контролирует, как выполняют свои задачи, например, ответственное за электрохозяйство лицо, учитель, а не делает работу вместо них. Задача инженера поОТ – оказать методическую помощь, рассказать, как правильно делать, но не возить электроинструмент на поверку или читать инструктаж ученикам перед началом занятия в кабинете химии лично.
· Разрабатывать мероприятия по профилактике НС, ПЗ, несчастных случаев непроизводственного характера. Контролировать выполнение этих мероприятий.
· Организовывать обучение трудящихся по ОТ. Обучение – это ежегодное обучение и инструктажи. Служба ОТ проводит вводный инструктаж. Остальные инструктажи проводят руководители работ. Для сотрудников это их начальники или руководители конкретных работ, для детей – классные руководители или учителя-предметники. Служба ОТ контролирует их проведение (соблюдение сроков, отсутствие формализма), согласовывает программы инструктажей, предоставляет информацию относительно изменений нормативно-правовой документации, обеспечивает подразделения журналами инструктажей. Обучение – это не только инструктажи. Специалисты (ответственные лица по направлениям – тепло-, электрохозяйство, инженер по ОТ, директор, ответственный за ОТ по школе, члены комиссии по проверке знаний) проходят обучение по охране труда руководителей и специалистов 1 раз в 3 года в учебных центрах.Остальные работники ежегодно проходят обучение по ОТ у себя по месту работы. Инструктажи не заменяют это обучение. Инструктажи проводятся по инструкциям по ОТ, а во время обучения освещается гораздо больше вопросов, в том числе права работников согласно ТК РФ, расследование НС, предотвращение аварий, гигиена труда и т. д. Обучение проводится силами службы ОТ. Чтобы лучше раскрыть некоторые темы, она может привлекать других специалистов (например, медиков).
· Консультировать работников по вопросам ОТ и БЖД.
· Вести учет и анализ случаев НС и ПЗ, составлять соответствующую отчетность. Организовывать расследование НС.
· Организовывать спецоценку условий труда, принимать участие в работе комиссии.
· Контролировать состояние зданий, механизмов, оборудования, правильность производственных процессов, наличие средств коллективной защиты, наличие СИЗ и их использование трудящимися.
· Разрабатывать общешкольную документацию поОТ (проекты приказов, программы инструктажей) или принимать в ее разработке (инструкции по охране труда, БЖД в школе, на территории, во время походов, экскурсий, практики). Обратите внимание: инструкции по охране труда в школе разрабатывают руководители подразделений. Служба ОТ оказывает методическую поддержку, согласовывает/визирует инструкции, помогает их тиражировать и доставлять адресатам.
На каждом предприятии мероприятия по охране труда имеют свою специфику. В школе это – наличие учеников. Дело в том, что, согласно ст. 209 ТК РФ, «охрана труда» распространяется только на работников, т. е. завучей, учителей, техничек, садовников и т. д. Для детей «работает» безопасность жизнедеятельности. Поэтому им читаются инструктажи не по охране труда, а по безопасности жизнедеятельности.
Цикличность мероприятий по охране труда в школе
Обычно график мероприятий по охране труда привязывается к календарному году. В конце года сдаются отчеты, готовятся и утверждаются планы работы на следующий год. В школе же учебный год стандартно начинается 1 сентября, поэтому мероприятия по охране труда в школе привязаны также к этой дате. К началу учебного года образовательные организации должны быть приняты специальными комиссиями, в состав которых входят представители этих организаций, органов исполнительной власти, коммунальных служб по всем направлениям, профсоюзов, комиссий по делам несовершеннолетних, при необходимости – других органов. Готовность школы к началу нового учебного года нужно подтвердить не позже 20 августа. Если этого не сделать, начинать учебный процесс в этой школе нельзя.
В процессе работы комиссия проверяет:
· были ли устранены нарушения, выявленные в прошлых периодах;
· выполнены ли мероприятия, включенные в типовой перечень по подготовке школы к учебному году;
· выполнение предписаний, выданных органами госнадзора;
· наличие и состояние эвакуационных выходов;
· организован ли доступ в помещения школы лицам с ограниченными возможностями (пандусы, кнопки вызова дежурных с улицы);
· надежность, безопасность, техническое состояние электроустановок, систем водо- и теплоснабжения, водоотведения, молниезащиты;
· соблюдение требований к подготовке персонала, обеспечение его СИЗ;
· наличие средств пожаротушения, их исправность;
· наличие плана и возможность реализации мероприятий по защите населения, территорий, товарно-материальных ценностей во время чрезвычайных ситуаций, ситуаций из сферы ведения ГО;
· наличие обязательной документации (например, инструкций по охране труда) в службе ОТ и на всех рабочих местах в школе.
Поскольку в работающей организации, особенно находящейся на бюджетном финансировании, нарушения обычно находятся, составляется график мероприятий по их устранению. Результаты приемки отображаются в Акте приемки готовности организации. Он оформляется в 2 экземплярах. Один из них хранится в учреждении образования, второй – в курирующем ее органе исполнительной власти.