ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ И ЕЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ




Водолагин Александр Валерьевич

доктор философских наук, профессор

 

ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ И ЕЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ

(конспект лекции 11.02.и 18.02.2022)

В ходе интеллектуального общения с лучшими философами минувшего века я разработал понятийный аппарат, который давно использую в своих публикациях и буду использовать в предлагаемом курсе лекций. Одно из важнейших понятий, проясняющих своеобразие человеческой жизни, – бытие-в-мифе. Собственно человеческое в нас мифологично. Выпадая из мифологически заданной истории своего рода-племени, народа, индивид превращается в растение, в животное, в вещь (товарное тело) или ресурс, т. е. обесчеловечиваеся, хотя и не теряет при этом так называемого «человеческого облика». В мифе предзадано самоопределение человека в качестве образа и подобия Бога или обезъяны, микрокосма, воплощения Логоса или «животного разумного».

1.1. Философия и мифология

МИФ (от греч. Mythos – «рассказ») – сказание, символическое выражение предыстории народа, его «дофилософского мировоззрения» (К. Кереньи), теоретическая формула для ритуала (М. Элиаде).

Мифы – «великие сновидения» человечества.

Миф – способ языкового развертывания смысловых возможностей бытия сущего (вещи или существа, индивида) в различных пространственно-временных планах, в трех (как минимум) мирах – нижнем, срединном и верхнем.

В мифах кристаллизуется переживаемый в коллективных сновидениях, в грезящем на яву архаическом сознании опыт метаморфоз, опыт «оборотничества», фиксируются схемы трансформации и перевоплощения человеческой самости, архетипы «коллективного бессознательного».

Миф – доличностно-безличный способ организации коллективной жизни, символическая форма упорядочивания совместного бытия еще живущих и уже умерших членов рода, модус бытия-вместе-друг-с-другом.

И мифология, и религия обладают «скрытым философским содержанием… так что мы должны лишь вышелушить это содержание из мифов в форме философем», – объяснял Гегель своим студентам 200 лет назад. К таким хранимым религиозно-мифологическим сознаниям философемам относятся, например, сказания о сотворении мира, о древе мировой жизни (в разных вариантах), грехопадении, изгнании из рая, смерти и воскресении бога и др. Экзистенциальная значимость названных философем не может быть поколеблена или отменена никакой частной наукой. Поэтому содержащие их «мифы народов мира» сохраняют для нас значение откровений. Философы издавна критически анализируют и истолковывают мифы, дистанцируясь от них, и вместе с тем сами занимаются мифотворчеством, подобно Платону, Я. Беме, Ф. Шеллингу и Ф. Ницше. (Об элементах мифомышления в творчестве гения см. мои работы о философских воззрениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.А. Фета, А.А. Блока, С.А. Есенина и Андрея Белого).

Для лучшего понимания сложных взаимосвязей философии и мифомышления рекомендую прочитать первую книгу Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» и выписать из нее основные характеристики трех начал бытия: аполлонического, дионисийского и сократического. К практическому занятию подготовьте соответствующую таблицу (по 5 высказываний Ницше о названных началах). Будем считать это заданием №1 для самостоятельной работы. Активность каждого учитывается при выведении итоговой оценки (даже в случае слабого ответа на экзамене). Накапливайте в своих «философских тетрадях» результаты самостоятельной работы для внутрисеместровой аттестации.

1.2. История философии как «школа мысли». Самоопределения философии в истории философии

Для того, чтобы научиться мыслить, уверяют нас классики, следует изучать историю мышления, которая в наиболее отчетливой форме обнаруживается в истории философии. Лучшие работы по истории философии были созданы Г. Гегелем, Ф. Шеллингом, М. Хайдеггером, К. Ясперсом, А.Ф. Лосевым.

• История философии – основа для философствования и «пробуждения абсолютного сознания».

«Философствование фактически происходит только во взаимосвязи со своей историей». Таким было уже философствование Платона и Аристотеля.

• «Мысль, переданная традицией, незаметно будит собственную мысль… мышление решительным образом удается только в отношении к другой мысли, которую оно усваивает или отвергает».

• «Философия есть проникновение внутрь бытия, великий покой» (К. Ясперс).

Исходя из этих принципов, мы начинаем приобщаться к подлинной философии, погружаясь в оригинальные философские тексты. Один из таких текстов каждый из вас выбирает (и согласовывает со мной) в качестве базового для написания реферата, в первой части которого излагается (с цитированием и ссылками на цитируемый источник) заключенная в нем философская концепция, а во второй части – интерпретация этой концепции другим философом (также по согласованию со мной).

Привожу пример. Тема: «Учение Платона о душе». Структура реферата:

Введение – 2 стр. (биография философа с использованием 7-го письма Платона).

Часть 1. Платон о сущности и структуре человеческой психики (по диалогу «Федон» или «Государство») – 8 стр. (представить до 15.04.2022)

1.1. … (название параграфов даете с использованием фразеологии философа)

1.2. …

1.3. …

Часть 2. Учение Платона о душе в истолковании А.Ф. Лосева – 4 стр.

2.1. …

2.2. …

2.3. …

Заключение – 1 стр.

Список использованной литературы

Реферат в печатном виде нужно представить до 01.05.2022 (размер шрифта – 14)

Из необозримого множества ответов на вопрос «Что такое философия?», которые мы находим в истории философии, я выделяю три определения:

• Философия – это влечение к познанию бытия в целом.

• Философия – это стремление охватить мысленным взором целокупное время и бытие.

• Философия – универсальная феноменологическая онтология, исходящая из герменевтики человеческого бытия-в-мире.

Мои разъяснения – в книге «Метафизика воли. Волюнтаристическая традиция в истории западной философии» (2012). В ходе дешифровки приведенных дефиниций используйте философские словари и энциклопедии.

Бытие – главное слово в философии. Ни одна из частных наук не стремится к постижению «бытия в целом», каждая из них имеет дело с тем или иным фрагментом реальности, который доступен наблюдению, эмпирическому изучению. Бытие, по словам Ясперса, это то, что «никогда не становится объектом», т. е. не является каким-либо наблюдаемым сущим. Поэтому наука ничего не говорит о бытии и в этом плане не может конкрурировать с мифосозаием и философией. Философски мыслить значит различать:

БЫТИЕ И СУЩЕЕ (Аристотель, Хайдеггер)

БЫТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ (Парменид, Гераклит, Шеллинг)

БЫТИЕ И ВИДИМОСТЬ (Платон, Гегель)

БЫТИЕ И МЫШЛЕНИЕ (Платон, Аристотель, Кант)

БЫТИЕ И ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ (Кант)

(Работая с оригинальными философскими текстами, обращаем внимание на определения и толкования этих ключевых понятий великими и непревзойденными мыслителями прошлого).

1.3. Истоки философского вопрошания и предметно-тематическая область философского познания

Философия заявила о себе в VI в. до н.э., т.е. в кульминационный период «осевого времени», отмеченного взрывами небывалой духовной активности в нескольких независимых очагах культуры на Западе и Востоке – прежде всего, в Греции, Индии и Китае. Возникнув из мифопоэтического мышления и культовой практики, философия некоторое время ей сопутствовала, ее обслуживала или дистанцировалось от нее в виде критического по отношению к мифотворчеству вольномыслия. Так или иначе, магия воли в любом случае предшествовала философскому теоретизированию и его подпитывала. Содержание первых философских учений было обусловлено настроенностью человеческой воли на сохранение духовно-практической связи с сакральной сферой бытия, с сокровищницей дарованного богами священного знания. Философы-вольнодумцы, подобно поэтам, были «истолкователями воли богов» и порой вели себя подобно жрецам в окружении профанов. «Занятия философией, как некоторые полагают, начались у варваров: а именно у персов были их маги, у вавилонян и ассириян – халдеи, у индийцев гимнософисты, у кельтов и галлов – так называемые друиды и семнофеи…», – говорит Диоген Лаэртский.

В книге «Метафизика воли» я описываю те субъективные предпосылки, мотивы и стимулы, которые побуждают индивида совершить скачек от обыденного, дорефлексивного сознания к сознанию, знающему о себе, т. е. философскому. Вот некоторые из них:

Удивление

Влечение к знанию

Страх смерти

Тревога

Сомнение

Отчаяние

В перечисленных «состояниях сознания» философствующему индивиду открывается бытие и «то, что в нем всего ярче» – что многие философы (исключая Хайдеггера) называли «предметом философии». Так, например, у Гегеля читаем:

Абсолютная идея как бытие и знающая себя истина есть «единственный предмет и содержание философии».

Для начала попытаемся обнаружить некую идею, смысловую заданность, целесообразность в своем собственном бытии-между-рождением-и-смертью и тогда, возможно, мы поймем, чем занималась философия последние 2,5 тысячи лет (по версии Гегеля), вопрошая о сути и смысле бытия сущего в целом. А это уже тема следующей лекции.

Литература

  1. Водолагин А.В. Метафизика воли. Волюнтаристическая традиция в истории западной философии. М.; СПб., 2012.
  2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. В 3 – х кн. СПб., 1993 – 1994.
  3. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии (любое издание).
  4. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки (любое издание).
  5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 – х т. СПб., 1994 – 1997.
  6. Шеллинг Ф. Философия откровения. Т. 1. СПб., 2000.
  7. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. СПб., 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: