Символика числа в русской культуре.
Символика числа в русской традиционной культуре.
Русская традиционная культура основана на символах и знаках, читая которые мы сможем больше узнать о наших предках и почувствовать себя частью данной культуры. Число у славян всегда несло символическое значение и прослеживалось как в устном и песенном фольклоре, так и в декоративно-прикладном творчестве. Законы вышивки, устройства быта, ориентиры семьи всегда подчинялись законам числового ряда. Какое же значение для наших предков имели числа?
Число 1 – это символ целого, нераздельного. Единица объединяет в себе весь мир, символизируя начало и основу всего живого. Однако единица всегда раскладывается на части, а точнее части объединяются в единицу, стремясь к единству и целостности. Есть поговорка: Один в поле не воин (часть, стремящаяся к целому), но в результате объединения получаем единицу: Силой единой могучий народ…
Число 2 – две части, стремящиеся к объединению. Это символ двух половинок, которые в дальнейшем сливаются в единое целое. Символ незамужней девушки и парня. В звучании слов девушка (ДеВА) и ПАРень славянами изначально заложена парность звучания. Если смотреть глубже – это союз земли и неба, дающий жизнь на этой планете.
Число 3 – в русской традиционной культуре – это код жизни. Объединившись в целое, парень и девушка давали новую жизнь (третьего). Земля и небо рождают жизнь на нашей планете. Число три, как символ начала чего-то нового и продолжение задуманного. Это ключ к жизни и новым свершениям.
Число 4 – символ Матери-земли. Обозначается квадратом. Знак стабильного и нерушимого мироустройства.
Число 5 – символ свободы. Пятиконечная звезда, как символ парящего человека, человека, не привязанного рамками и догмами.
Число 6 – это два раза по три. Символ воды. Код жизни (число три), повторяющееся два раза, говорит и непрерывности и постоянном рождении новой жизни, как вода в потоке. Соединяясь в непрерывную цепочку жизни, всё живое образует открытую спираль – закон природы и повторения.
Число 7 – число совершенства природы. Число конечного решения. Семь основных цветов, семь нот, СЕМЬя. Поговорка «Семь раз отмерь – один отрежь» говорит именно о правильности конечного выбора. Именно по этому многие считают число семь – счастливым.
Число 8 – символ бесконечного. Знак одновременного начала и конца, Подчинения законам природы, конечности жизни и бесконечности продолжения рода.
Число 9 – символ человека. Это три раза по три. Три поколения в семье (мама, папа и ребенок) – это 9. Беременность длится 9 месяцев три триместра. Ребенка с трех лет обучали житейским премудростям, с шести лет – работе по хозяйству, с девяти лет – ориентировали на создание семьи (получается, что три раза по три года – это цикл взросления человека).
Число 40 – пограничное число между жизнью и смертью. Число судьбы и данности. Оно говорит нам, что всё в жизни человека держится на законах, предначертанных природой и человек не в силах менять то, что дано.
Число 100 – символ всеобщности. Символ – круг. Число сто – это совершенный цикл круга. Сто, как эталон и обобщение опыта сливает все числа в единый круг.
Библейская символика чисел
Иногда символический смысл числа 40 объясняют следующим образом. Число 40 выражает собой полноту испытания. Оно образуется путем умножения двух других символических чисел: 4 (символ пространственной законченности видимого мира) и 10 (символ относительной завершенности). Последнее число, в свою очередь, может быть получено путем сложения двух других чисел, которые также символизируют полноту, как в мире духовном, так и мире видимом: 3 и 7. Насколько данное толкование применимо к значительной части случаев, где упоминается это символическое число, сказать трудно. Во всяком случае, мы не имеем достаточных оснований почитать его за безусловно истинное.
· Сорок дней и сорок ночей продолжалось наводнение, связанное со всемирным потопом (Быт.7:17).
· Сорок лет было Исааку, когда он взял себе в жены Ревекку (Быт.25:20).
· Странствование евреев по пустыне продолжалось сорок лет (Исх.16:35; Чис.14:33; Втор.8:2).
· На три сорокалетия делится жизнь пророка Моисея, продолжавшаяся сто двадцать лет.
· Сорок дней и сорок ночей Моисей провел на горе Синай (Исх.24:18, 34:28).
· После рождения мальчика женщина сорок дней проходит очищение (Лев.12:2,4). Если она рожала младенца женского пола, то очищение продолжалось восемьдесят дней (40+40).
· Иисус Навин говорит: я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю (Нав.14:7).
· После победы судии Гофониила над царем Месопотамским Хусарсафемом земля покоилась сорок лет (Суд.3:1-11).
· Сорок дней приглашал филистимлянин Голиаф евреев вступить с ним в поединок (1Цар.17:16).
· Цари Давид и Соломон правили по сорок лет (2Цар.5:4, 15:7:3Цар.2:11:3Цар.11:42).
· Передняя часть Иерусалимского храма, построенного Соломоном, имела ширину в сорок локтей (3Цар.6:17).
· Сорок дней продолжался путь Илии до горы Божией Хорива (3Цар.19:8).
· Сорок дней было дано жителям Ниневии на покаяние (Ион.3:4).
· В земной жизни Господа нашего Иисуса Христа с числом 40 связаны два важных события. Перед началом проповеди Царства Небесного Спаситель мира, удалившись в безводную Иудейскую пустыню, постился 40 дней, ничего не вкушая (Мф.4:2; Лк.4:2). До Вознесения воскресший Господь оставался на земле тоже 40 дней (Деян. 1:3).
Число 12 означает число избранников. Производным от 12 является число 24 (24 священнические чреды, 24 старца в Откр.). Здесь, вероятно, можно говорить о символичности числа как о вмененной ему вследствие того, что оно соответствует количеству родоночальников колен Израиля, которых было 12. Делать обратный вывод (о том, что количество родоначальников было равно 12 именно в силу того, что в этом был изначально заложен некий таинственный смысл) — делать спорное заключение.
· 12 патриархов, сыновей Иакова.
· 12 колен Израилевых.
· 12 апостолов Христовых.
· По 12 тыс. на каждое колено избранных (Откр.7:4-8).
· 12 хлебов предложения (Лев.24:5-6).
· 12 камней, установленных в память о чудесном переходе Израиля через Иордан (Нав.4:8).
· 12 врат в Небесном Иерусалиме (Откр.21:21).
Число 10 – один из символов завершенной полноты:
· 10 казней египетских.
· 10 заповедей Декалога (Исх.20:2-17), (Втор.5:6-21).
· 10 условий для приближения к святилищу (Пс.14).
· Десятина (Лев.27:30).
· Притча о 10 девах (Мф.25:1-12).
· Десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи (Лев.26:26).
· Если в каком доме останется десять человек, то умрут и они (Ам.6:9).
· Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи́ и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет (Лк.15:8).
Число 7 – более распространенная в Св. Писании форма обозначения полноты:
· История творения завершается 7‑м днем покоя (Быт.2:3).
· Народы земли происходят от 70 предков (Быт.10).
· Число 7 часто встречается в ветхозаветном культе (семикратное окропление кровью, 7‑мь жертвенных животных, семисвечник Скинии и Храма и т. д.).
· Согласно Иер.25:12, Плен длился 70 лет (по Иез.29:11 – 40 лет).
· Христос избирает 70 апостолов (Лк.10:1); апостолы – 7 диаконов (Деян.6:3).
· В Откровении говорится о 7 церквах, 7 звездах, и сама композиция его построена на числе 7.
· Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро (Быт.4:15).
· Семь агниц в свидетельство (Быт.21:30).
· Семь лет труда Иакова за Рахиль (Быт.29:18).
· Семидневный плач Иосифа по отцу (Быт.50:10).
· Постились семь дней (1Цар.31:13).
· Семь дней и еще семь дней у построенного Храма (3Цар.8:65).
Число 4 знаменует вселенскость (по числу сторон света), иногда — завершенность, полноту. Отсюда:
· Четыре рукава реки, вытекающей из Эдема (Быт.2:10 сл.).
· Четыре угла, или «рога», алтаря.
· Небесный Ковчег в видении Иезекииля (Иез.1) несут 4 символических животных (ср. Откр.4:6); в его же видении Новый Иерусалим был в плане квадратным, обращенным к 4 сторонам света.
· Четыре чашечки на стебле светильника (Исх.25:34).
· Четыре ветра небесных боролись на великом море (Дан.7:2).
· Четыре рода казней (Иер.15:3).
· От четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут (Иез.37:9).
· Четыре Ангела, стоящие на четырех углах земли (Откр.7:1).
· Народы, находящиеся на четырех углах земли (Откр.20:7).
Число 3 – знаменует Божественное Триединство, иногда трактуется как число, подчёркивающее святость, преданность Богу или отступление от Бога.
· Явление трёх Ангелов Аврааму (Быт.18).
· Троекратное прославление святости Бога (Ис.6:1).
· Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28:19)
· Бог как властитель прошлого, настоящего и будущего в (Откр.1:8).
· Три наказания (2Цар.24:12).
· Две части на всей земле будут истреблены, а третья останется на ней (Зах.13:8).
· Прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мф.26:34).
· Я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? (Лк.13:7).
Число 2 обозначает нечто основополагающее:
· Две скрижали Декалога.
· Два столба у врат Храма.
· Закон и Пророки, олицетворённые на горе Преображения Моисеем и Илией.
· Отправление апостолов по двое.
· Два свидетеля Христова в конце времен (Откр.11:3).
Число 1: Так же как число 1 является основой всей математики, так и Бог – начало всего. Поэтому, нередко число 1 в Св. Писании указывает на то, что Бог — един и один.
· Одно дерево познания добра и зла (Быт. 2:17).
· Один закон (Исх.12:49).
· Один суд (Лев.24:22).
· Один устав (Чис.15:15).
· Один Господь (Сир.1:7).
· Господь один праведен (Сир.18:1).
· Один у вас Учитель – Христос (Мф.23:8).
· Один Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос (Мф.23:9-10).
· Одно стадо и один пастырь (Ин. 10:16)..
· Один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им (1Кор.8:6).
· Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1Кор.10:17).
· Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания (Еф.4:4).
· Один Господь, одна вера, одно крещение (Еф.4:5).
· Одна скиния собрания (откровения) для всего Израиля (Исх.26:30).
· Один храм Божий для всех сынов Израиля (3Цар.6:2).
· Один ковчег откровения как место особого Божьего присутствия и величайшая святыня (Исх.26:33).
· Один жертвенник всесожжений