Правила написания задания 35.




План написания эссе

1. Цитата.

2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность.

3. Смысл высказывания.

4. Собственная точка зрения.

5. Аргументация на теоретическом уровне.

6. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.

7. Вывод.

Фразы-клише - проблема:

Данная проблема (темы) является актуальной в условиях…

- …глобализации общественных отношений;

- …формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

- …обострения глобальных проблем современности;

- …особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

- …развития международной интеграции;

- …современной рыночной экономики;

- …развития и преодоления мирового экономического кризиса;

- …жесткой дифференциации общества;

- …открытой социальной структуры современного общества;

- …формирования правового государства;

- …преодоления духовного, нравственного кризиса;

- …диалога культур;

- …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей. Фразы-клише -основная мысль автора:

- «Смысл данного высказывания состоит в том, что…»

- «Автор обращает наше внимание на то, что…»

- «Автор убежден в том, что…»

Фразы-клише - определение собственного мнения:

- «Я согласен с автором в том, что…»

- «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания…»

- «Автор был прав, утверждая, что…»

- «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества…ситуацию, сложившуюся в обществе…одну из проблем современности)»

- «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»

- «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться»

- «А не задумывались ли вы над тем, что…?»

Фразы-клише - оформление вывода:

- «Таким образом, можно сделать вывод…»

- «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»

 

 

Критерии оценивания

Для начала остановимся на критериях оценки эссе, потому что если завалить один важный критерий, то всё эссе пойдёт насмарку. Речь идёт о критерии K1 – раскрытие смысла высказывания. Если выпускник неверно раскрыл смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему, и эксперт выставил по критерию K1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется, и по остальным критериям (K2, KЗ) выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания эссе Баллы
K1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа даёт представление о его понимании  
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании  
K2 Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы  
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения  
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют) ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой  
K3 Качество фактической аргументации
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников)  
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления ИЛИ приведен(-ы) пример(-ы) из источника одного типа  
Фактическая информация отсутствует ИЛИ приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису  
Максимальный балл  

С9.1 Философия: «Все наши тео­рии – это не что иное, как обоб­ще­ние опыта, на­блю­да­е­мых фактов». (В. А. Амбарцумян)

С9.2 Со­ци­аль­ная психология: «Начало лич­но­сти наступает на­мно­го позже, чем на­ча­ло индивида». (Б. Г. Ананьев)

С9.3 Экономика: «Спрос и пред­ло­же­ние – это про­цесс взаимного при­спо­соб­ле­ния и координации». (П. Т. Хейне)

С9.4 Социология: «С пе­ре­хо­дом к ин­ду­стри­аль­но­му обществу со­ци­аль­ные роли ста­но­вят­ся незакрепленными и активными». (Э. Геллнер)

С9.5 Политология: «"Разделяй и властвуй" – муд­рое правило, но "объединяй и направляй" – ещё лучше». (И. В. Гёте)

С9.6 Правоведение: «Закон не знает со­слов­ных преступлений, не знает раз­ли­чий по кругу лиц, в среде коих со­вер­ша­ет­ся его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А. Ф. Кони)

С9.1 Философия: «Настоящий про­гресс человечества за­ви­сит не столь­ко от изоб­ре­та­тель­но­го ума, сколь­ко от сознательности» (А. Эйнштейн)

С9.2 Социальная психология: «Человек не­мыс­лим вне общества» (Л. Толстой)

С9.3 Экономика: «Бизнес — это со­че­та­ние войны и спорта» (А. Моруа) 

С9.4 Социология: «Нормы по­ве­де­ния не бе­рут­ся с потолка, а вы­во­дят­ся из пе­чаль­но­го опыта про­шлых ошибок» (Г. Александров)

С9.5 Политология: «Демократия — пло­хая форма правления, од­на­ко ничего луч­ше­го человечество не придумало» (У. Черчилль)

С9.6 Правоведение: «Право — это фор­ма­ли­зо­ван­ный гуманизм» (А. Круглов).

С9.1 Философия: «Люди не в со­сто­я­нии изменить свою природу» (Д. Юм)

С9.2 Социальная психология: «Чем ярче про­яв­ля­ет себя индивидуальность, тем боль­ше стремится она к еди­не­нию со всем сущим» (Р. Тагор)

С9.3 Экономика: «Налоги — это цена, ко­то­рую мы пла­тим за воз­мож­ность жить в ци­ви­ли­зо­ван­ном обществе» (О. Холмс)

С9.4 Социология: «Школой при­ме­ра является весь мир, а на­став­ни­ки в этой школе — история и опыт» (лорд Г.С.-Дж. Болингброк)

С9.5 Политология: «Народ, не же­ла­ю­щий кормить свою армию, вско­ре будет вы­нуж­ден кормить чужую» (Наполеон Бонапарт)

С9.6 Правоведение: «Несправедливость, до­пу­щен­ная в от­но­ше­нии одного человека, яв­ля­ет­ся угрозой всем» (Ш. Монтескье)

 


 

Правила выполнения задания 35 (План)

Вот Вам пример плана:

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие «индивид»

2. Признаки личности:

— мировоззрение

— сознание

— статусы и роли

3. Институты социализации:

— семья

— церковь

— школа

4. Агенты социализации:

— родители

— священники

— учителя

Правила написания задания 35.

Итак, смотрим в план.

1. У нас 4 пункта, а не 3, как сформулировано задание. Почему? Как эксперт ЕГЭ, советую подстраховываться и здесь, как в любом письменном задании ЕГЭ. Лишний пункт спасет и сохранит максимальный балл, если один из пунктов не зачтут.

2. Мы показали свое понимание основного термина предложенной темы — социализация. Все наши пункты раскрывают это понятие.

3. Социализация — процесс, поэтому мы начали с индивида, а закончили личностью (итогом социализации индивида).

4. Проще всего начинать план с понятия. Его мы, как видим, не расписываем. Просто показываем его наличие. остальные пункты раскрываем.

5. Показываем понимание конкретики: мировоззрение, школа, родители.

6. Один пункт плана вытекает из другого. 3й — из 4го, агенты социализации соответствуют институтам социализации: семья — родители, церковь — священники.

7. Все задание строим в столбик, не в строчку. Показываем эксперту, что мы детализируем пункты в подпунктах.

Как строить сложные трехсоставные планы в задании 35?

Мы привели пример двухсоставного плана по обществознанию ЕГЭ (индивид — личность). А как поступать с более сложными конструкциями планов? Например:

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Реализация престижных потребностей человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Принцип тот же: выберем самое важное (обширное) понятие, и начнем его углублять, доходя до менее важного. Расставим приоритеты по объемности терминов: 1) Потребность человека 2) Престижные потребности (вид по классификации А. Маслоу) 3) Их реализация.

 

В тоже время, чувствуйте тему. Кажется, можно начать с понятия «человек», но суть — в потребностях, начинаем с них!

Теперь, отталкиваясь от понятия и видов потребностей, начинаем строить сложный план:

1. Понятие «потребность»

2. Виды потребностей человека по А.Маслоу:

а) физиологические

б) экзистенциальные

в) социальные

г) престижные

д) духовные

3. Престижные потребности:

а) власть

б) богатство

в) карьера

4. Способы реализации престижных потребностей:

а) вступление в политическую партию

б) занятие предпринимательской деятельностью

в) прохождение курсов повышения квалификации

Показываем знание теории (по Маслоу). Снова 4й пункт вытекает из 3го, показываем знание социальной реальности. Как добиться власти? Как заработать богатство? Как сделать карьеру? Мы отвечаем на эти вопросы четко и коротко!

И последнее. Более четырех пунктов строить не стоит, умейте остановиться во-время. Во-первых, на ЕГЭ по обществознанию дорога каждая минута (задание части С еще придется переписывать на чистовик). Во-вторых — больше содержание ответа — больше шансов ошибки.

А теперь задание для самостоятельной тренировки:

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль финансовых институтов в экономической системе». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;

2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;

3) озаглавьте каждую часть;

4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;

5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;

6) в случае необходимости внесите корректировки;

7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;

8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Есть ли модель для составления плана? Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы. Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые ниже перечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти.

Примерная схема плана

1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например: 1) Что такое… 2) Понятие… 3) Определение…

2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты: 1) Причины возникновения (появления, развития)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины. 2) Подходы к определению понятия... (сущности...). Например: - Теории происхождения… - Взгляды мыслителей на… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.

3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)... Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).

4. Функции… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.

5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)... Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.

6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…

7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).

8. Пути решения

 

1.Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Гражданское общество и правовое государство».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

2.Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политический плюрализм». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

3. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Гражданство в РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

4.Вам по­ру­че­но подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические режимы». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те освещать эту тему.

План дол­жен содержать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

5.Вам по­ру­че­но подготовить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Понятие и виды правоотношений». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те освещать эту тему. План дол­жен содержать не менее трех пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

6. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Трудовой договор». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические права и свободы граждан». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Типы семей». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

9. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме: «Государственный бюджет и государственный долг». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

10. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Глобальные проблемы современности и пути их решения». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

11. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

12. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Безработица». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

13. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

14. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Мировая торговля». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: