Урок по творчеству Пушкина «Песнь о вещем Олеге»




 

Проверка д\з.

1.-О чем мы говорили на прошлом уроке?

2.наизусть отрывок из поэмы Медный всадник

-Посмотрите на слайд и скажите, определение какому слову написано …что суждено,чему суждено сбыться или быт,рок,доля или жребий. Одним словом -это судьба.

- Верите ли вы в судьбу? Почему не все верят в судьбу? Неприятно думать, что за вас уже все решили,от вашего мнения ничего не зависит, хочется верить, что наша судьба в наших руках,всегда можно что-то изменить

Сегодня мы узнаем,как к судьбе относился Александр Сергеевич Пушкин, верил ли в судьбу.

Запишите тему урока Судьба героя в балладе Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Сформулируем задачи урока: 1)вспомнить определение слову баллада;2) проанализировать «Песнь…3)понять,как автор относится к герою баллады.

На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что А.С. Пушкин интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков того времени, интересовался далеким прошлым славян и неоднократно перечитывал старинную летопись называющуюся «Повесть временных лет»,составленную монахом Нестором. Из этой летописи и почерпнул поэт сюжет для своего произведения. Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника киевскому князю Олегу

-Что вы знаете о князе Олеге и а его правлении? Посмотрите видео и ответьте на вопросы

Ученики посмотрели видео и готовы отвечать на вопросы.

-Что такое «баллада»? (баллада- это произведение в основе которого лежит историческое

событие предание с острым напряженным сюжетом)

Почему Олега называли «вещим»? (он был очень дальновидным и умным полководцем)

Богом чего был Перун? (бог молнии и грома)

Кто такой «кудесник»? (чародей, колдун)

Давайте перед чтением разберем значения некоторых устаревших слов (ученики читают слова и их определения)

-Прочитайте начало баллады до слов …Олег усмехнулся …и ответьте на вопросы

1.Кому хотел отомстить Олег? (неразумным хазарам)

2.Кого встретил Олег? (кудесника

3.О чем хочет узнать князь? (о своей судьбе о будущем

4.Олег призывает отшельника не бояться.Почему? (Потому что правду не всегда легко сказать,

особенно если это правда горькая) вестника, приносившего недобрую весть в

древности могли и казнить, зато того,кто возвещал хорошие, всегда ждала награда

 

5.Что предвещает кудесник князю? (кудесник говорит,что князь мужественный и удачливый воин он не знает страха и поражений прорицатель указывает на счастливую судьбу Олега

слава сопутствует ему,он победил много врагов)

6.Что значит «щит на вратах Цареграда»? (в древности победители прибивали щит своего военно начальника на врата взятого города, стало быть князь Олег взял Константинополь или

Царьград)

Откуда это узнал кудесник,может быть он слышал кое- какие вести от проходящих странников,а может быть, такова была сила его проведения в точности мы не знаем

.Дочитайте балладу и ответьте на вопросы

1.Почему Олег слезает с коня и прощается с ним? (это неожиданное известие не могло

не поразить князя,он-то думал, что примет смерть в ратном подвиге, погибнет от стрелы

или меча и вдруг ему говорят,что причиной смерти будет верный друг,.. конь,который не раз выносил его из горячих схваток, спасал ему жизнь, он верит

предсказаниям волхва,но воспринимает его ни как окончательный приговор, а скорее

как предупреждение и хочет изменить свою судьбу)

2.Почему Олег не убивает коня? (потому что князь коня любит, в ратных подвигах его верный товарищ всегда помогал ему,он не убивает его, отпускает на покой и приказывает содержать

до старости с почестями)

3. Прошло много лет с того дня,когда Олег расстался с конем, почему же он вспоминает о коне во время пира,в минуту мира и радости? (вспоминает вместе с минувшими днями, битвами конь был ему дорог, но его не забыл князь.

4 Почему князь зол на кудесника?(его предсказание не сбылось,конь умер. Олег жалеет,что расстался с конем, поверил волхву.Он сожалеет,что его конь не проводит его в последний путь и не погибнет вместе с ним, у многих народов,в том числе и у славян, был обычай убивать коня и хоронить его вместе с хозяином)

5.Сбылось ли предсказание? (Да, но не так,как ожидал князь)

Не видите ли вы какого-либо противоречия (обычно дети говорят о том, что умеющий

предвидеть будущее князь не сумел уберечься от злой участи. Почему Олег не

смог избежать своей гибели? Для ответа на поставленный вопрос обратимся к основным событиям

составляющим сюжет баллады. Итак, я предлагаю поработать в паре, расположите

события в том порядке,как они идут в балладе. (Задание выполняется письменно и через три-четыре минуты работы можно проверить) Итак, события в балладе происходят следующем порядке

1.предсказание 2 разлука с конем 3. возвращение на родину 4.воспоминание о коне, сожаления об утрате товарища 5.появление змеи 6. гибель князя

Пушкин неслучайно избирает хронологическую последовательность повествования, выводя центральной эпизод баллады на первый план. За что же, по мнению автора,князь наказан так жестоко?

(князь ведет себя недостойно,испугался предсказания хочет обойти судьбу,презирает кудесника.Олег наказан за попытку повернуть ход событий, перехитрить судьбу, он сделал все чтобы обезопасить себя, но избежать смерти ему не удалось.

-Олег назван вещим.Какой смысл вкладывает Пушкин в этот эпитет?, (здесь звучит ирония по отношению к князю)

Тест.

Тест по балладе «Песнь о вещем Олеге». Выберите правильный ответ: 1. Основой «Песни о вещем Олеге» является: А) народная легенда, Б) летописное предание, В) Житие Олега. 2. Жанр «Песни о вещем Олеге» – это … А) сказ, Б) баллада, В) новелла, Г) поэма.   3. Кому принадлежат эти слова в «Песне о вещем Олеге»: «…Волхвы не боятся могучих владык…»? А) Игорю, Б) Олегу, В) Кудеснику. 4. Кто предсказывает Олегу судьбу? (По «Песне о вещем Олеге») А) Ольга, Б) Кудесник, В) Игорь.  

 

Рефлексия. мы возвращаемся к целям и задачам.Все ли у нас получилось?

1.Можно ли изменить судьбу по мнению А.С.Пушкина?

2.А как вы считаете?

Ответы: 1 – Б, 2 – Б, 3 – В, 4 – Б.

 

0 ошибок-5

1 ош.-4

2 ош.-3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: