Образовательная программа дополнительного образования детей
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Возраст обучающихся – 16-17 лет
Срок реализации – 2 года
К содержанию
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа имеет научно-техническую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий.
Программа основана на адаптации к условиям довузовского образования программ двух учебных дисциплин системы высшего профессионального образования – «Аппаратное обеспечение ПЭВМ» и «Информационные сети» – для специальности «Информационные системы и технологии», разработанных и преподаваемых автором в МИРЭА. Тем самым она соответствует решению актуальной задачи профориентации школьников путём реализации модели непрерывного образования «школа – учреждения дополнительного образования – вуз».
Необходимость приобщения старших школьников к современным информационным технологиям обусловлена быстрыми темпами появления новых устройств и технологий, радикальными изменениями технологических средств получения и обработки информации, прежде всего в части работы с аудио- и видеоинформацией, и качественно изменившейся ситуацией в области доступа молодёжи к мировым информационным ресурсам глобальной сети Internet. В настоящее время Internet стал мощным и доступным средством информационного обеспечения всех сфер жизни, включая процесс обучения.
Новизной и особенностью программы, отличающей её от других программ близкой направленности, помимо содержательной связи с вузовскими учебными дисциплинами, является ориентация на осуществление в учебно-творческих коллективах, набранных преимущественно из учащихся 10-го и 11-го классов Лицея № 1525 «Воробьёвы горы». В рамках учебной программы лицея все учащиеся изучают курс «Информационные технологии». Настоящая программа дополнительного образования опирается на знания, полученные при изучении этого курса, содержательно связана с ним, но представляет собой самостоятельную программу. Важным элементом новизны, присущим программе, также является внедрение элементов дистанционного обучения.
Цель программы – содействовать формированию у членов учебно-творческого коллектива (учащихся лицея) отчётливых представлений и базовых знаний о выбираемой специальности дальнейшего обучения, освоению форм и методов обучения, свойственных вузовскому учебному процессу.
Реализация программы предполагает решение ряда практических задач:
– углублённое знакомство учащихся с принципами аппаратного устройства и функционирования IBM-совместимого (Intel-совместимого) персонального компьютера и отдельных его узлов, обеспечивающее уверенное выполнение на нём различных работ;
– продолжение изучения характерных особенностей, возможностей и ограничений при работе в операционной среде WINDOWS 2000/XP с отдельными прикладными программами пакета MS-Office (преимущественно PowerPoint);
– освоение основных приёмов работы с графическими пакетами Corel Draw, Corel PhotoPaint, Adobe PhotoShop;
– изучение основных приёмов работы в локальных и глобальных информационных сетях с целью закрепления приобретенных навыков уверенного использования предлагаемых сетевых сервисов и практического применения обширных информационных ресурсов;
– овладение навыками экологической безопасности при эксплуатации персональных компьютеров;
– получение навыков, облегчающих последующую адаптацию школьников к условиям студенческой жизни.
Программа рассчитана на школьников 16-18 лет (учащихся 10-11 классов) и реализуется 2 года.
При реализации программы основной упор сделан на практическую работу учащихся, в том числе с учётом их индивидуальных интересов.
Обучение ведётся посменно двумя учебно-творческими группами по 6 человек (соответственно 1-го и 2-го года обучения) в форме семинаров и практических занятий, в том числе индивидуальных (с использованием технологии дистанционного обучения).
Итоговая оценка освоения программы имеет форму выполнения выпускной работы (2-й год обучения; индивидуальная тематика по интересам), её защиты и (для наиболее качесвтеннызх работ) подготовки доклада для представления на технических конференциях МГДД(Ю)Т и МИРЭА (апрель – май).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Первый год обучения
№ | Название темы | Количество часов | |||
Аудиторные | Режим дистанционного доступа | Всего | |||
Теория | Практика | ||||
Введение. Основы техники безопасности. Основы обслуживания типового IBM PS | - | - | |||
Проблемы экологической безопасности и энергосбережения при работе с персональным компьютером | - | ||||
Настройка BIOS типового IBM PS | - | ||||
Информационно-вычислительные сети | |||||
Основы работы в компьютерной сети | |||||
Основы антивирусной защиты информации | - | ||||
Операционная система WINDOWS 2000 | |||||
Средства мультимедиа | - | ||||
Электронная почта и Internet | |||||
Сканирование изображений | |||||
Заключительное занятие | - | - | |||
Итого: |
Второй год обучения
№ | Название темы | Количество часов | |||
Аудиторные | Режим дистанционного доступа | Всего | |||
Теория | Практика | ||||
Введение. Основы техники безопасности | |||||
Работа с гипертекстом | |||||
Сканирование и обработка текста | - | ||||
Сканирование и обработка изображений | |||||
Работа в Internet | |||||
Оформление итоговой работы | - | ||||
Основы WEB-дизайна | |||||
Работа в Internet | - | ||||
Заключительное занятие | - | - | |||
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Тема 1. Введение. Основы техники безопасности. Основы обслуживания типового IBM PC. Структура двухгодичной дисциплины «Информационные технологии»: цели и задачи теоретических и практических занятий. Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности при работе в помещении компьютерного класса. Основные приёмы травмо–, пожаро– и электробезопасной работы при ремонте и модернизации персонального компьютера.
Тема 2. Проблемы экологической безопасности и энергосбережения при работе с персональным компьютером. Устройство типового офисного (домашнего) IBM-совместимого персонального компьютера (IBM PC). Основы обнаружения неисправностей и ремонта; модернизация. Основные приёмы травмобезопасной работы при ремонте и модернизации персонального компьютера.
Тема 3. Настройка BIOS типового IBM PS. Индивидуальная настройка BIOS персонального компьютера; оптимизация производительности элементов компьютера. Настройка управления энергосбережением. Поддержка «Plug & Play»: некоторые возможные типовые проблемы и способы их разрешения.
Тема 4. Информационно-вычислительные сети. Информационно–вычислительные сети: локальные и глобальные сети. Общее представление о глобальной сети Internet; возможности и ограничения при использовании информационных массивов Internet. Общее представление о модели взаимодействия открытых систем. Аппаратура поддержки информационно–вычислительных сетей. Общие сведения о протоколе TCP/IP.
Тема 5. Основы работы в компьютерной сети. Работа в локальной компьютерной сети: управление доступом к «собственным» устройствам и информации на уровне ресурсов и пользователей; элементы защиты информации; разграничение доступа. Обзор основных возможностей популярных программ, обеспечивающих доступ к сервисам и информационным ресурсам Internet: InternetExplorer и Netscape Navigator. Практическая работа в сети Internet.
Тема 6. Основы антивирусной защиты информации. Общее представление о компьютерных вирусах и их воздействии на информацию. Обзор возможностей и ограничений популярных антивирусных программных пакетов: AVP; McAfee.
Тема 7. Операционная система WINDOWS 2000. Операционная система Windows 2000/XP (на основе технологии NT)): особенности инсталляции; настройка интерфейса; установка принтеров. Работа с панелью управления: анализ системных ресурсов. Возможности администрирования ресурсов и защиты информации от несанкционированного доступа.
Тема 8. Средства мультимедиа. Основы мультимедиа: звуковые карты – принцип функционирования. Акустические системы. Настройка средств мультимедиа: выбор звуковых схем оформления оконного интерфейса Windows.
Тема 9. Электронная почта и Internet. Практическая работа в Internet. Копирование текстовых и графических файлов из ресурсов Internet. Основы работы с электронной почтой: приём, просмотр и отправление сообщений. Освоение приёмов работы в интерактивном режиме в форме дистанционного обучения.
Тема 10. Сканирование изображений. Сканирование изображений. Практическая работа со сканером: настройки, режимы сканирования. Сканирование текста с последующим распознаванием: работа с программой FineReader.
Тема 11. Заключительное занятие. Подведение итогов работы учебно-творческого коллектива за год. Выполнение профилактических работ по подготовке компьютерного класса к следующему учебному году.
Второй год обучения
Тема 1. Введение. Основы техники безопасности. Введение: содержание второй части дисциплины. Основы техники безопасности и противопожарной безопасности. Обсуждение и согласование тем итоговой работы.
Тема 2. Работа с гипертекстом. Работа с документами, выполненными в формате HTML. Основные приёмы работы с гипертекстом. Конвертирование текстовых документов в формат HTML с использованием встроенных возможностей MS-Office2000/XP. Практическая работа с текстовыми и графическими файлами в сети Internet.
Тема 3. Сканирование и обработка текста. Практическая работа со сканером: сканирование текста с последующим распознаванием и оформлением в виде текстового файла; работа с программой FineReader.
Тема 4. Сканирование и обработка изображений. Сканирование изображений: режимы сканирования; разрешающая способность и цветовая палитра: рациональный выбор между качеством сканируемых изображений и размером графического файла; выбор графического формата. MS PhotoEditor – простейший редактор обработки растровых изображений. Общий обзор возможностей популярных программ обработки растровых изображений – Corel PhotoPaint и Adobe PhotoShop. Практическая работа по редактированию растровых изображений: цветовая коррекция; создание эффектов; ретушь.
Тема 5. Работа в Internet. Общее представление о проблеме надёжности каналов связи при работе в глобальных сетях.
Тема 6. Оформление итоговой работы. Обработка материалов и оформление итоговой работы. Защита работы для представления на научно-технические конференции МГДД(Ю)Т и МИРЭА.
Тема 7. Основы WEB-дизайна. Общие требования к оформлению WEB-страниц. Редактирование WEB-страниц с использованием встроенных возможностей MS-Office. Практическая работа с программой создания WEB-страниц Front Page.
Тема 8. Работа в Internet. Практическая работа в Internet. Копирование текстовых и графических файлов из ресурсов Internet. Работа с электронной почтой: приём, просмотр и отправление сообщений. Освоение приёмов работы в интерактивном режиме в форме дистанционного обучения.
Тема 9. Заключительное занятие. Подведение итогов работы учебно-творческого коллектива за год. Выполнение профилактических работ по подготовке компьютерного класса к следующему учебному году.
Примечание. В дни школьных каникул занятия учебно-творческого коллектива проводятся в соответствии с расписанием. Желательно привлечение обучающихся к активному участию в презентационных мероприятиях МГДД(Ю)Т – МИРЭА (тематические семинары, конференции, выставки и т.п.), совпадающих по времени с периодом каникул.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Данная образовательная программа реализуется в форме аудиторных занятий и индивидуально в режиме дистанционного доступа через глобальную сеть Internet.
В свою очередь, аудиторные занятия носят характер лекций и практических занятий на компьтеризированных рабочих местах. Основной упор сделан именно на практические занятия, в ходе которых учащиеся приобретают устойчивые навыки работы с компьютерной техникой и поиска требуемой информации в мировом информационном пространстве.
Навыки самостоятельной работы развиваются в ходе заочного интерактивного взаимодействия учащихся с преподавателем и между собой посредством удалённого доступа к учебному WEB-серверу www.learning.mirea.ru.
Составлению и реализации программы предшествовало освоение в течение девяти лет её предшествующих версий, а также опыт автора по ведению базового курса «Универсальный пользователь ПЭВМ» и реализации авторской программы дополнительного образования учащихся старших классов лицея для членов учебно-творческих коллективов системы дополнительного образования с разработкой соответствующих методических материалов.
Реализация программы осуществляется на площадях кафедры технических и информационных средств систем управления (ТИССУ) МИРЭА в компьютерном классе (11 ПК уровня PIII/IV, оснащённых средствами мультимедиа, объединённых в сегмент локальной информационной сети кафедры) с возможностью выхода в Internet с каждого рабочего места. Все рабочие места располагают необходимым программным обеспечением.
Технологическую поддержку программы обеспечивают технологи Центра НИТ МИРЭА - МГДД(Ю)Т – студенты 3-5 курсов дневного отделения МИРЭА.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
(литература предназначена преподавателям и учащимся)
Первый год обучения
Основная
Колесниченко О., Шишигин И. Аппаратные средства на PC. Наиболее полное руководство в подлиннике. 5-е изд. – СПб., 2005.
Дополнительная
1. Леонтьев В. Новейшая энциклопедия Интернет 2003. – М., 2003.
2. Гусев В.С. Поиск в Internet: Самоучитель. – М., 2004.
3. Яворских Е.А. Звук на персональном компьютере: Самоучитель. – СПб., 2004.
Второй год обучения
Основная
Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. 3-е изд. – СПб., 2005.
Дополнительная
1. Гук М. Аппаратные средства локальных сетей. Энциклопедия. – СПб., 2000.
2. Гурский Ю. Эффективная работа: трюки и эффекты в CorelDRAW 11 (+CD). – СПб., 2003.
3. Милчев М. Цифровые фотоаппараты. 2-е изд. – СПб., 2004.
3. Пауэлл Т. WEB-дизайн. 2-е изд. – СПб., 2003.
3. MICROSOFT POWERPOINT XP 2002. Шаг за шагом + CD (Русская версия): Практическое пособие с подробными пошаговыми описаниями и учебными файлами. – М., 2002.
К содержанию
[1] © Ковалёв С.Н., 2007.