Образовательная программа дополнительного образования детей




Образовательная программа дополнительного образования детей

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Возраст обучающихся – 16-17 лет

Срок реализации – 2 года

К содержанию

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа имеет научно-техническую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий.

Программа основана на адаптации к условиям довузовского образования программ двух учебных дисциплин системы высшего профессионального образования – «Аппаратное обеспечение ПЭВМ» и «Информационные сети» – для специальности «Информационные системы и технологии», разработанных и преподаваемых автором в МИРЭА. Тем самым она соответствует решению актуальной задачи профориентации школьников путём реализации модели непрерывного образования «школа – учреждения дополнительного образования – вуз».

Необходимость приобщения старших школьников к современным информационным технологиям обусловлена быстрыми темпами появления новых устройств и технологий, радикальными изменениями технологических средств получения и обработки информации, прежде всего в части работы с аудио- и видеоинформацией, и качественно изменившейся ситуацией в области доступа молодёжи к мировым информационным ресурсам глобальной сети Internet. В настоящее время Internet стал мощным и доступным средством информационного обеспечения всех сфер жизни, включая процесс обучения.

Новизной и особенностью программы, отличающей её от других программ близкой направленности, помимо содержательной связи с вузовскими учебными дисциплинами, является ориентация на осуществление в учебно-творческих коллективах, набранных преимущественно из учащихся 10-го и 11-го классов Лицея № 1525 «Воробьёвы горы». В рамках учебной программы лицея все учащиеся изучают курс «Информационные технологии». Настоящая программа дополнительного образования опирается на знания, полученные при изучении этого курса, содержательно связана с ним, но представляет собой самостоятельную программу. Важным элементом новизны, присущим программе, также является внедрение элементов дистанционного обучения.

Цель программы – содействовать формированию у членов учебно-творческого коллектива (учащихся лицея) отчётливых представлений и базовых знаний о выбираемой специальности дальнейшего обучения, освоению форм и методов обучения, свойственных вузовскому учебному процессу.

Реализация программы предполагает решение ряда практических задач:

– углублённое знакомство учащихся с принципами аппаратного устройства и функционирования IBM-совместимого (Intel-совместимого) персонального компьютера и отдельных его узлов, обеспечивающее уверенное выполнение на нём различных работ;

– продолжение изучения характерных особенностей, возможностей и ограничений при работе в операционной среде WINDOWS 2000/XP с отдельными прикладными программами пакета MS-Office (преимущественно PowerPoint);

– освоение основных приёмов работы с графическими пакетами Corel Draw, Corel PhotoPaint, Adobe PhotoShop;

– изучение основных приёмов работы в локальных и глобальных информационных сетях с целью закрепления приобретенных навыков уверенного использования предлагаемых сетевых сервисов и практического применения обширных информационных ресурсов;

– овладение навыками экологической безопасности при эксплуатации персональных компьютеров;

– получение навыков, облегчающих последующую адаптацию школьников к условиям студенческой жизни.

Программа рассчитана на школьников 16-18 лет (учащихся 10-11 классов) и реализуется 2 года.

При реализации программы основной упор сделан на практическую работу учащихся, в том числе с учётом их индивидуальных интересов.

Обучение ведётся посменно двумя учебно-творческими группами по 6 человек (соответственно 1-го и 2-го года обучения) в форме семинаров и практических занятий, в том числе индивидуальных (с использованием технологии дистанционного обучения).

Итоговая оценка освоения программы имеет форму выполнения выпускной работы (2-й год обучения; индивидуальная тематика по интересам), её защиты и (для наиболее качесвтеннызх работ) подготовки доклада для представления на технических конференциях МГДД(Ю)Т и МИРЭА (апрель – май).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Первый год обучения

  №   Название темы Количество часов
Аудиторные Режим дистанционного доступа   Всего
Теория Практика
  Введение. Основы техники безопасности. Основы обслуживания типового IBM PS   - -  
  Проблемы экологической безопасности и энергосбережения при работе с персональным компьютером   -    
  Настройка BIOS типового IBM PS     -  
  Информационно-вычислительные сети        
  Основы работы в компьютерной сети        
  Основы антивирусной защиты информации     -  
  Операционная система WINDOWS 2000        
  Средства мультимедиа     -  
  Электронная почта и Internet        
  Сканирование изображений        
  Заключительное занятие -   -  
  Итого:        

Второй год обучения

  №   Название темы Количество часов
Аудиторные Режим дистанционного доступа   Всего
Теория Практика
  Введение. Основы техники безопасности        
  Работа с гипертекстом        
  Сканирование и обработка текста     -  
  Сканирование и обработка изображений        
  Работа в Internet        
  Оформление итоговой работы -      
  Основы WEB-дизайна        
  Работа в Internet -      
  Заключительное занятие -   -  
  Итого:        

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Тема 1. Введение. Основы техники безопасности. Основы обслуживания типового IBM PC. Структура двухгодичной дисциплины «Информационные технологии»: цели и задачи теоретических и практических занятий. Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности при работе в помещении компьютерного класса. Основные приёмы травмо–, пожаро– и электробезопасной работы при ремонте и модернизации персонального компьютера.

Тема 2. Проблемы экологической безопасности и энергосбережения при работе с персональным компьютером. Устройство типового офисного (домашнего) IBM-совместимого персонального компьютера (IBM PC). Основы обнаружения неисправностей и ремонта; модернизация. Основные приёмы травмобезопасной работы при ремонте и модернизации персонального компьютера.

Тема 3. Настройка BIOS типового IBM PS. Индивидуальная настройка BIOS персонального компьютера; оптимизация производительности элементов компьютера. Настройка управления энергосбережением. Поддержка «Plug & Play»: некоторые возможные типовые проблемы и способы их разрешения.

Тема 4. Информационно-вычислительные сети. Информационно–вычислительные сети: локальные и глобальные сети. Общее представление о глобальной сети Internet; возможности и ограничения при использовании информационных массивов Internet. Общее представление о модели взаимодействия открытых систем. Аппаратура поддержки информационно–вычислительных сетей. Общие сведения о протоколе TCP/IP.

Тема 5. Основы работы в компьютерной сети. Работа в локальной компьютерной сети: управление доступом к «собственным» устройствам и информации на уровне ресурсов и пользователей; элементы защиты информации; разграничение доступа. Обзор основных возможностей популярных программ, обеспечивающих доступ к сервисам и информационным ресурсам Internet: InternetExplorer и Netscape Navigator. Практическая работа в сети Internet.

Тема 6. Основы антивирусной защиты информации. Общее представление о компьютерных вирусах и их воздействии на информацию. Обзор возможностей и ограничений популярных антивирусных программных пакетов: AVP; McAfee.

Тема 7. Операционная система WINDOWS 2000. Операционная система Windows 2000/XP (на основе технологии NT)): особенности инсталляции; настройка интерфейса; установка принтеров. Работа с панелью управления: анализ системных ресурсов. Возможности администрирования ресурсов и защиты информации от несанкционированного доступа.

Тема 8. Средства мультимедиа. Основы мультимедиа: звуковые карты – принцип функционирования. Акустические системы. Настройка средств мультимедиа: выбор звуковых схем оформления оконного интерфейса Windows.

Тема 9. Электронная почта и Internet. Практическая работа в Internet. Копирование текстовых и графических файлов из ресурсов Internet. Основы работы с электронной почтой: приём, просмотр и отправление сообщений. Освоение приёмов работы в интерактивном режиме в форме дистанционного обучения.

Тема 10. Сканирование изображений. Сканирование изображений. Практическая работа со сканером: настройки, режимы сканирования. Сканирование текста с последующим распознаванием: работа с программой FineReader.

Тема 11. Заключительное занятие. Подведение итогов работы учебно-творческого коллектива за год. Выполнение профилактических работ по подготовке компьютерного класса к следующему учебному году.

Второй год обучения

Тема 1. Введение. Основы техники безопасности. Введение: содержание второй части дисциплины. Основы техники безопасности и противопожарной безопасности. Обсуждение и согласование тем итоговой работы.

Тема 2. Работа с гипертекстом. Работа с документами, выполненными в формате HTML. Основные приёмы работы с гипертекстом. Конвертирование текстовых документов в формат HTML с использованием встроенных возможностей MS-Office2000/XP. Практическая работа с текстовыми и графическими файлами в сети Internet.

Тема 3. Сканирование и обработка текста. Практическая работа со сканером: сканирование текста с последующим распознаванием и оформлением в виде текстового файла; работа с программой FineReader.

Тема 4. Сканирование и обработка изображений. Сканирование изображений: режимы сканирования; разрешающая способность и цветовая палитра: рациональный выбор между качеством сканируемых изображений и размером графического файла; выбор графического формата. MS PhotoEditor – простейший редактор обработки растровых изображений. Общий обзор возможностей популярных программ обработки растровых изображений – Corel PhotoPaint и Adobe PhotoShop. Практическая работа по редактированию растровых изображений: цветовая коррекция; создание эффектов; ретушь.

Тема 5. Работа в Internet. Общее представление о проблеме надёжности каналов связи при работе в глобальных сетях.

Тема 6. Оформление итоговой работы. Обработка материалов и оформление итоговой работы. Защита работы для представления на научно-технические конференции МГДД(Ю)Т и МИРЭА.

Тема 7. Основы WEB-дизайна. Общие требования к оформлению WEB-страниц. Редактирование WEB-страниц с использованием встроенных возможностей MS-Office. Практическая работа с программой создания WEB-страниц Front Page.

Тема 8. Работа в Internet. Практическая работа в Internet. Копирование текстовых и графических файлов из ресурсов Internet. Работа с электронной почтой: приём, просмотр и отправление сообщений. Освоение приёмов работы в интерактивном режиме в форме дистанционного обучения.

Тема 9. Заключительное занятие. Подведение итогов работы учебно-творческого коллектива за год. Выполнение профилактических работ по подготовке компьютерного класса к следующему учебному году.

Примечание. В дни школьных каникул занятия учебно-творческого коллектива проводятся в соответствии с расписанием. Желательно привлечение обучающихся к активному участию в презентационных мероприятиях МГДД(Ю)Т – МИРЭА (тематические семинары, конференции, выставки и т.п.), совпадающих по времени с периодом каникул.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Данная образовательная программа реализуется в форме аудиторных занятий и индивидуально в режиме дистанционного доступа через глобальную сеть Internet.

В свою очередь, аудиторные занятия носят характер лекций и практических занятий на компьтеризированных рабочих местах. Основной упор сделан именно на практические занятия, в ходе которых учащиеся приобретают устойчивые навыки работы с компьютерной техникой и поиска требуемой информации в мировом информационном пространстве.

Навыки самостоятельной работы развиваются в ходе заочного интерактивного взаимодействия учащихся с преподавателем и между собой посредством удалённого доступа к учебному WEB-серверу www.learning.mirea.ru.

Составлению и реализации программы предшествовало освоение в течение девяти лет её предшествующих версий, а также опыт автора по ведению базового курса «Универсальный пользователь ПЭВМ» и реализации авторской программы дополнительного образования учащихся старших классов лицея для членов учебно-творческих коллективов системы дополнительного образования с разработкой соответствующих методических материалов.

Реализация программы осуществляется на площадях кафедры технических и информационных средств систем управления (ТИССУ) МИРЭА в компьютерном классе (11 ПК уровня PIII/IV, оснащённых средствами мультимедиа, объединённых в сегмент локальной информационной сети кафедры) с возможностью выхода в Internet с каждого рабочего места. Все рабочие места располагают необходимым программным обеспечением.

Технологическую поддержку программы обеспечивают технологи Центра НИТ МИРЭА - МГДД(Ю)Т – студенты 3-5 курсов дневного отделения МИРЭА.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

(литература предназначена преподавателям и учащимся)

Первый год обучения

Основная

Колесниченко О., Шишигин И. Аппаратные средства на PC. Наиболее полное руководство в подлиннике. 5-е изд. – СПб., 2005.

Дополнительная

1. Леонтьев В. Новейшая энциклопедия Интернет 2003. – М., 2003.

2. Гусев В.С. Поиск в Internet: Самоучитель. – М., 2004.

3. Яворских Е.А. Звук на персональном компьютере: Самоучитель. – СПб., 2004.

Второй год обучения

Основная

Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. 3-е изд. – СПб., 2005.

Дополнительная

1. Гук М. Аппаратные средства локальных сетей. Энциклопедия. – СПб., 2000.

2. Гурский Ю. Эффективная работа: трюки и эффекты в CorelDRAW 11 (+CD). – СПб., 2003.

3. Милчев М. Цифровые фотоаппараты. 2-е изд. – СПб., 2004.

3. Пауэлл Т. WEB-дизайн. 2-е изд. – СПб., 2003.

3. MICROSOFT POWERPOINT XP 2002. Шаг за шагом + CD (Русская версия): Практическое пособие с подробными пошаговыми описаниями и учебными файлами. – М., 2002.

 

К содержанию

 


[1] © Ковалёв С.Н., 2007.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: