Группы мотивов выбора профессии




Аналитический отчет по результатам социологического исследования, выполненного по заказу администрации факультета наукоемких технологий СПбГТИ (ТУ)

 

Объект исследования – студенты 5 курса факультета наукоемких технологий СПбГТИ.

 

Предмет исследования – мотивы выбора профессии и профессиональные планы.

 

Метод сбора информации – анкетирование.

 

Выборка – целевая:

· Учащиеся по специальности 240301 – 13 человек.

· Учащиеся по специальности 240302 – 10 человек.

· Учащиеся по специальности 240306 – 12 человек.

· Учащиеся по специальности 240601 – 9 человек.

· Учащиеся по специальности 240603 – 12 человек.

· Учащиеся по специальности 240704 – 14 человек.

Всего в ходе исследования было опрошено 70 студентов,

из них мужчин – 27, женщин – 43.

 

Цель исследования – выявить мотивы выбора профессии и профессиональные планы студентов 5 курса факультета наукоемких технологий.

 

Задачи исследования:

· Определить мотивы выбора профессии.

· Выявить отношение студентов к своему выбору.

· Определить степень информированности студентов о выбранной профессии.

· Выявить предпочтения студентов в выборе места работы.

· Определить отношение студентов к различным стратегиям поиска работы.

 

Методы анализа:

· Распределение частот

· Таблицы сопряженности

· Факторный анализ

· Графические методы визуализации информации

Примечания

· Данные во всех таблицах «Анализа результатов» для удобства понимания расположены в порядке убывания значений в столбце 2 («Все (%)»); данные в таблицах «Результатах исследования» приведены в порядке, заданном вопросами анкеты.

· Обработка данных была произведена посредством статистического пакета SPSS-13.0

· Небольшой объем выборки позволяет выявить только самые общие тенденции; анализ менее явных показателей был бы статистически недостоверен.

Анализ результатов проведенного исследования выявил следующие тенденции.

Мотивы выбора профессии

Поступая в вуз, молодые люди, как правило, весьма приблизительно представляют себе будущую профессию. Абстрактное представление о ней складывается из информации, поступающей от родных, знакомых, СМИ и литературы; в наихудшем случае такое представление отсутствует вовсе, что снижает вероятность удовлетворенности своим выбором. В наилучшем случае молодой человек хорошо информирован благодаря тому, что кто-то из его родных и близких владеет этой профессией, либо абитуриент имеет сильную мотивацию работать в данной сфере и сознательно готовился к избранной области деятельности. Надо отметить, что занятость одного или обоих родителей в данной области не означает, что юноша (девушка) имеет склонности и способности к данной профессии. Анализу мотивов выбора профессии посвящены вопросы № 1 и № 2. Ниже приведены распределения ответов на эти вопросы.

Табл. 1

Вопрос № 1. Какими причинами Вы руководствовались при выборе профессии? Все (%) М (%) Ж (%)
1.1. Возможность приобретения новых знаний и умений      
1.5. Возможность получать хороший заработок      
1.6. Возможность сделать карьеру      
1.2. Возможность заниматься любимым делом      
1.9. Желание приносить пользу обществу, людям      
1.3. Возможность работать творчески, реализовывать свои возможности и способности      
1.7. Востребованность профессии на рынке труда      
1.12. Гарантия поступления на обучение этой профессии      
1.8. Престиж профессии в обществе      
1.4. Желание унаследовать профессию отца\матери\родственника      
1.10. Возможность работать, не прилагая особых усилий      
1.11. Возможность иметь много свободного времени      
1.13. Другое      

 

 

На основе данных Таблицы 1 видно, что ведущими мотивами выбора профессии являются возможность приобретения новых знаний и умений (20% ответов) и возможность получать хороший заработок (18%). Следующими по важности являются возможность сделать карьеру (13%) и возможность заниматься любимым делом (12%). Эти выборы одинаково часто встречаются как среди мужчин, так и среди женщин.

Гендерные различия проявились в следующих мотивах: для мужчин более значима возможность работать творчески, реализовывать свои возможности и способности (10% - мужчины, 5% - женщины). Для женщин более важна гарантия поступления на обучение этой профессии (3% - мужчины, 9% - женщины).

Наименее значимыми мотивами были желание унаследовать профессию отца, матери или других родственников (2%), возможность работать, не прилагая особых усилий (1%), возможность иметь много свободного времени, а также мотивы, неучтенные анкетой (0%).

Факторный анализ информации позволил сгруппировать мотивы респондентов следующим образом:

 

Группы мотивов выбора профессии

Табл. 2.

Группа 1 («Пассивные») Группа 2 («Идеалисты») Группа 3 («Карьеристы») Группа 4 («Честолюбивые»)
Желание унаследовать профессию отца, матери, родственника Желание приносить пользу обществу, людям Возможность сделать карьеру Востребованность профессии на рынке труда
Возможность иметь много свободного времени Возможность заниматься любимым делом Возможность получать хороший заработок Престиж профессии в обществе
Возможность работать, не прилагая особых усилий      
3% всех ответов 20% всех ответов 31% всех ответов 12% всех ответов

 

Данные Таблицы 2 показывают, что существуют «родственные» мотивы: если респонденту свойственен один из мотивов определенной группы, велика вероятность, что и другие мотивы данной группы значимы для него. Отметим, что пассивная мотивация не свойственна для подавляющего большинства респондентов.

В Таблице 3 показано, чье мнение было решающим для респондентов при выборе профессии:

Табл. 3

Вопрос № 2. Кто оказал наибольшее влияние на ваш профессиональный выбор? Все (%) М (%) Ж (%)
2.5. Выбор профессии был сделан самостоятельно      
2.1. Родители, семья, родственники      
2.3. Учителя в школе      
2.2. Друзья      
2.6. Психолог (профконсультант)      
2.7. Кто-то другой      
2.4. Педагоги дополнительного образования      

Данные Таблицы 3 показывают нам, что наиболее распространенным среди студентов стало самостоятельное решение (46% всех ответов). Следующими по значимости факторами влияния стали родители, семья, родственники (33%) и, с большим отрывом – учителя в школе (10%). Друзья, психологи, педагоги доп. образования и другие люди не оказали на большинство опрошенных значительного влияния (2-3% в среднем).

Итак, ответы на вопросы № 1 и № 2 показывают нам, что большинство студентов сделали свой профессиональный выбор самостоятельно или при помощи родных. Молодые люди при этом руководствовались мотивами социального и личностного развития (путем приобретения новых знаний и умений), а также стремлением к экономической независимости. Также для опрошенных оказались важными вопросы карьеры и самореализации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: