Аналитический отчет по результатам социологического исследования, выполненного по заказу администрации факультета наукоемких технологий СПбГТИ (ТУ)
Объект исследования – студенты 5 курса факультета наукоемких технологий СПбГТИ.
Предмет исследования – мотивы выбора профессии и профессиональные планы.
Метод сбора информации – анкетирование.
Выборка – целевая:
· Учащиеся по специальности 240301 – 13 человек.
· Учащиеся по специальности 240302 – 10 человек.
· Учащиеся по специальности 240306 – 12 человек.
· Учащиеся по специальности 240601 – 9 человек.
· Учащиеся по специальности 240603 – 12 человек.
· Учащиеся по специальности 240704 – 14 человек.
Всего в ходе исследования было опрошено 70 студентов,
из них мужчин – 27, женщин – 43.
Цель исследования – выявить мотивы выбора профессии и профессиональные планы студентов 5 курса факультета наукоемких технологий.
Задачи исследования:
· Определить мотивы выбора профессии.
· Выявить отношение студентов к своему выбору.
· Определить степень информированности студентов о выбранной профессии.
· Выявить предпочтения студентов в выборе места работы.
· Определить отношение студентов к различным стратегиям поиска работы.
Методы анализа:
· Распределение частот
· Таблицы сопряженности
· Факторный анализ
· Графические методы визуализации информации
Примечания
· Данные во всех таблицах «Анализа результатов» для удобства понимания расположены в порядке убывания значений в столбце 2 («Все (%)»); данные в таблицах «Результатах исследования» приведены в порядке, заданном вопросами анкеты.
· Обработка данных была произведена посредством статистического пакета SPSS-13.0
· Небольшой объем выборки позволяет выявить только самые общие тенденции; анализ менее явных показателей был бы статистически недостоверен.
Анализ результатов проведенного исследования выявил следующие тенденции.
Мотивы выбора профессии
Поступая в вуз, молодые люди, как правило, весьма приблизительно представляют себе будущую профессию. Абстрактное представление о ней складывается из информации, поступающей от родных, знакомых, СМИ и литературы; в наихудшем случае такое представление отсутствует вовсе, что снижает вероятность удовлетворенности своим выбором. В наилучшем случае молодой человек хорошо информирован благодаря тому, что кто-то из его родных и близких владеет этой профессией, либо абитуриент имеет сильную мотивацию работать в данной сфере и сознательно готовился к избранной области деятельности. Надо отметить, что занятость одного или обоих родителей в данной области не означает, что юноша (девушка) имеет склонности и способности к данной профессии. Анализу мотивов выбора профессии посвящены вопросы № 1 и № 2. Ниже приведены распределения ответов на эти вопросы.
Табл. 1
Вопрос № 1. Какими причинами Вы руководствовались при выборе профессии? | Все (%) | М (%) | Ж (%) |
1.1. Возможность приобретения новых знаний и умений | |||
1.5. Возможность получать хороший заработок | |||
1.6. Возможность сделать карьеру | |||
1.2. Возможность заниматься любимым делом | |||
1.9. Желание приносить пользу обществу, людям | |||
1.3. Возможность работать творчески, реализовывать свои возможности и способности | |||
1.7. Востребованность профессии на рынке труда | |||
1.12. Гарантия поступления на обучение этой профессии | |||
1.8. Престиж профессии в обществе | |||
1.4. Желание унаследовать профессию отца\матери\родственника | |||
1.10. Возможность работать, не прилагая особых усилий | |||
1.11. Возможность иметь много свободного времени | |||
1.13. Другое |
На основе данных Таблицы 1 видно, что ведущими мотивами выбора профессии являются возможность приобретения новых знаний и умений (20% ответов) и возможность получать хороший заработок (18%). Следующими по важности являются возможность сделать карьеру (13%) и возможность заниматься любимым делом (12%). Эти выборы одинаково часто встречаются как среди мужчин, так и среди женщин.
Гендерные различия проявились в следующих мотивах: для мужчин более значима возможность работать творчески, реализовывать свои возможности и способности (10% - мужчины, 5% - женщины). Для женщин более важна гарантия поступления на обучение этой профессии (3% - мужчины, 9% - женщины).
Наименее значимыми мотивами были желание унаследовать профессию отца, матери или других родственников (2%), возможность работать, не прилагая особых усилий (1%), возможность иметь много свободного времени, а также мотивы, неучтенные анкетой (0%).
Факторный анализ информации позволил сгруппировать мотивы респондентов следующим образом:
Группы мотивов выбора профессии
Табл. 2.
Группа 1 («Пассивные») | Группа 2 («Идеалисты») | Группа 3 («Карьеристы») | Группа 4 («Честолюбивые») |
Желание унаследовать профессию отца, матери, родственника | Желание приносить пользу обществу, людям | Возможность сделать карьеру | Востребованность профессии на рынке труда |
Возможность иметь много свободного времени | Возможность заниматься любимым делом | Возможность получать хороший заработок | Престиж профессии в обществе |
Возможность работать, не прилагая особых усилий | |||
3% всех ответов | 20% всех ответов | 31% всех ответов | 12% всех ответов |
Данные Таблицы 2 показывают, что существуют «родственные» мотивы: если респонденту свойственен один из мотивов определенной группы, велика вероятность, что и другие мотивы данной группы значимы для него. Отметим, что пассивная мотивация не свойственна для подавляющего большинства респондентов.
В Таблице 3 показано, чье мнение было решающим для респондентов при выборе профессии:
Табл. 3
Вопрос № 2. Кто оказал наибольшее влияние на ваш профессиональный выбор? | Все (%) | М (%) | Ж (%) |
2.5. Выбор профессии был сделан самостоятельно | |||
2.1. Родители, семья, родственники | |||
2.3. Учителя в школе | |||
2.2. Друзья | |||
2.6. Психолог (профконсультант) | |||
2.7. Кто-то другой | |||
2.4. Педагоги дополнительного образования |
Данные Таблицы 3 показывают нам, что наиболее распространенным среди студентов стало самостоятельное решение (46% всех ответов). Следующими по значимости факторами влияния стали родители, семья, родственники (33%) и, с большим отрывом – учителя в школе (10%). Друзья, психологи, педагоги доп. образования и другие люди не оказали на большинство опрошенных значительного влияния (2-3% в среднем).
Итак, ответы на вопросы № 1 и № 2 показывают нам, что большинство студентов сделали свой профессиональный выбор самостоятельно или при помощи родных. Молодые люди при этом руководствовались мотивами социального и личностного развития (путем приобретения новых знаний и умений), а также стремлением к экономической независимости. Также для опрошенных оказались важными вопросы карьеры и самореализации.